Романовы Музицирующие



ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МО РФ»

Региональная открытая научно-практическая конференция

«Традиции Дома Романовых. 400 лет»

Секция: «Судьба царя – судьба России»

Тема работы: «Музицирующие Романовы»

Выполнила: Двужильная Дарья,

нахимовец 7 курса, 101 кл

Руководитель: Бодрякова Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Первый музицирующий император…………….………………..

4

Глава 2. Способствование российских императоров становлению русской музыкальной культуры XVIII век …….………………………………….

6

Глава 3. Влияние династии Романовых на расцвет русской музыкальной культуры XIX века …………………………….……..……

10

Глава 4. Музыкальное наследие Дома Романовых в наше время…….

14

Заключение…………………………………………………………………..

15

Список литературы………………………………………………………….

16

Введение.

На уроках истории достаточно большое внимание уделяется императорской династии Романовых, их политической, экономической, социальной жизни. И практически не уделяется внимания такой важной составляющей императорской жизни, как их увлечение музыкальным искусством. А, ведь, именно музыка оказывает наибольшее влияние на становление личности любого человека. Благодаря музыке воспитываются такие качества, как доброта, благородство, великодушие, преданность, умение прощать. Именно этими качествами, несомненно, обладал каждый представитель династии Романовых.

Так как я занимаюсь музыкой, понимаю ценность музыкального образования, мне стало интересно узнать, какое место музыкальное искусство занимало в династии Романовых — это и стало целью моего слайд-фильма «Музицирующие Романовы».

Ведь узнав о музыкальных привязанностях императора, можно увидеть в нем обычного человека, портрет императора может стать живым, перед нами может предстать не первое лицо государства, а слушающий, улыбающийся, грустящий, увлеченный музыкой, любящий, мечтающий человек.

Задачи:

определить источники информации для создания фильма;

в хронологической последовательности проследить вклад Дома Романовых в музыкальную культуру России;

представить слайд-фильм сверстникам.

В слайд-фильме представлены не все члены династии Романовых, так как на данный момент я ограничена в доступности источников, которые хранятся в музейных запасниках или находятся в частных коллекциях. В слайд-фильме «Музицирующие Романовы» я в хронологическом порядке представила самых ярких представителей династии Романовых. Слайд-фильм разделен на четыре части.

Глава 1. Первый музицирующий император

Социальный статус музыкальной культуры при первых представителях Романовых был не слишком высок. Михаил Федорович — первый царь из династии Романовых слушал типичную дворцовую музыку европейского толка-для него играли на органе, сурнах, трубах и накрах. Но детей своих царь пытался познакомить не только с европейскими, но и с русскими народными инструментами, которые регулярно приобретались в Домерном ряду: в 1634 г. Для Ирины Михайловны были куплены шесть домер , для Алексея Михайловича – две домры ; затем, для него же, в 1642 г. в Лапотном ряду – «гудок» (струнный смычковый инструмент).

Однако в период царствования его сына Алексея Михайловича развитие дворцовой инструментальной музыки претерпевает трудности. Алексей Михайлович отдает предпочтение вокальной музыке. Как раз в это время древнерусские музыкальные традиции начинают сдавать свои позиции европейским: вместо глагола «играть» все более укореняется «музицировать».

Музыкальные традиции проникали друг в друга и тем самым взаимообогащались, и наконец стало возможным говорить о полном усвоении Россией «музицирования», сначала в рамках царского Двора, а затем и в пределах всей русской музыкальной культуры.

Инициатором названных преобразований был Петр Великий – первый российский император. С раннего детства будущего императора окружали различные музыкальные инструменты. Но «барабанцы» и «набаты» стали любимыми инструментами Петра. Еще в детском возрасте – будущий император состоял барабанщиком 1-й роты «потешного» преображенского полка. Сохранились свидетельства о том, что Петр играл также на волынке и на гобое. Кроме того, он любил принимать участие в церковных службах как певчий. Петр обладал неплохим тенором. По воскресеньям и праздникам Петр пел в церкви с певчими. Исполнял и светские песни – рождественские, застольные; мог управлять хором. Согласно легенде, первый русский император сочинил на собственные слова песню «Как на матушке на Неве-реке молодой матрос корабли снастил», которая была позднее издана в Лейпциге известным композитором Ф. Мендельсоном.

Можно сделать вывод, что в XVII веке русская музыкальная культура была не слишком развита. Именно в это время произошли важные преобразования — на смену древнерусским музыкальным традициям пришли европейские. Инициатором музыкальных преобразований был Петр Великий, который, как оказалось, был не только прекрасным барабанщиком, но и обладал замечательным голосом, пел в церкви. И по легенде сам сочинил песню.

В части слайд-фильма «XVII век» звучит песня «Как на матушке на Неве-реке молодой матрос корабли снастил», которую по легенде сочинил Петр I.



Глава 2. Способствование российских императоров становлению русской музыкальной культуры XVIII века

В XVIII веке правления Романовых в русской музыкальной культуре произошел большой скачок вверх. Нельзя не отметить императрицу Анну Иоанновну, племянницу Пётра I , во времена ее правления музыка при дворе не затихала. 21 сентября 1738 г. императрица подписала указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где двадцать тщательно отобранных мальчиков обучались пению и игре на инструментах. Отсюда, из Глухова, в разные годы в Санкт-Петербург были доставлены два «украинских соловушки» — Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. При Анне Иоанновне выросла значимость Придворной Капеллы, главного музыкального учреждения России, хранительницы отечественных певческих традиций. Несравненный хор, состоящий из 50-ти выбранных дворцовых певчих, производил немалое удивление.

Дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна обладала незаурядными музыкальными способностями и занятиям музыкой отводилась важная роль в ее образовании. Она пела и, если верить молве, сама сочинила песни «Во селе, селе Покровском» и «Чистый источник! Всех цветов красивей». В дальнейшем судьба песен сложилась таким образом, что они постепенно превратились в народные. Елизавета превратила русский двор в один из самых блистательных в Европе. При Елизавете Петровне существовала итальянская опера п придворный певческий хор. По повелению императрицы при дворе был заведен первый роговой оркестр и оркестр янычарской (турецкой) музыки. Во время правления Елизаветы Петровны можно было посетить платный концерт клавесинной музыки, познакомиться с музыкой и инструментами национальных меньшинств. 10 сентября 1749 г. императрица подписала указ об исполнении при Дворе в послеполуденное время по понедельникам — танцевальной музыки, по средам — итальянской музыки по вторникам и пятницам — французских комедий с музыкальным сопровождением в Оперном доме. Именно в царствование Елизаветы Петровны в 1755 г. произошло важнейшее событие в музыкальной жизни России: была поставлена первая опера на русское либретто, исполненная русскими актерами («Цефал и Прокрис», музыка Ф. Арайи, слова А. Сумарокова).

Великий князь, а затем император, Петр Федорович известен в первую очередь как скрипач-любитель, вместе со своим придворным оркестром он принимал участие в исполнении симфоний и ритурнелей к итальянским ариям. В своих покоях в Зимнем дворце Петр устраивал концерты раз в неделю с 6 до 9 вечера. В них принимали участие придворные певцы и музыканты, а также придворные аристократы. Петр III прославился как коллекционер музыкальных инструментов, приобретая самые превосходные из них, сколько бы те ни стоили. У него было собрание скрипок, включавшее инструменты Амати, Штайнера и других знаменитых мастеров, различные редкости, например, китайская фарфоровая флейта, флейта из янтаря, подаренная прусским королем. К 1751 г. коллекция наследника престола насчитывала более 60 предметов. Во времена правления Петра III в 1755 году был воздвигнут Оперный дом, имевший партер и два яруса лож. В 1762 г. в устроенном любительском спектакле император сам выступил в качестве дирижера оркестра. Петр изменил придворные штаты, назначив капельмейстером В. Манфредини, вызвал Ф. Арайю из Неаполя, пригласил из Риги знаменитого фаготиста Г. Ф. Цана. Он организовывал и материально поддерживал насыщенную музыкальную жизнь при дворе, вынуждал придворных приобретать хорошие навыки музицирования, граничившие с профессиональными. Музицирование, составлявшее важную часть жизни Петра Федоровича, продолжалось до последних его дней: даже будучи арестованным сторонниками Екатерины II после переворота 28—29 июня 1762 г., он потребовал для себя среди немногих самых необходимых вещей скрипку. После смерти императора все, связанное с его памятью, было предано забвению.

Сама же императрица Екатерина II была лишена музыкального слуха, однако музыка входила в круг ее интересов. В юности она обучалась пению, затем брала уроки игры на клавесине. При Дворе Екатерины процветал музыкальный театр. Особенно любила императрица веселые комические оперы. Она и сама сочиняла оперные либретто, стремясь придать музыкальному зрелищу просветительские цели. Все ее либретто — «Начальное управление Олега», «Горе богатырь Косометович», «Федул с детьми», «Февей» — созданы в русле политических и идеологических устремлений императрицы. Екатерина II называла свои пьесы «безделками», но к их постановкам относилась с большим вниманием: она даже указывала композиторам художественные решения отдельных музыкальных номеров, имея точное представление о том, какой должна быть музыка. «Безделки» Екатерины Великой на сцене обставлялись необычайно богато. Ее произведения остались своеобразными памятниками отечественной музыкальной культуры XVIII века.

Сын Екатерины II Павел I с детских лет занимался музыкой. Великий князь играл на клавишных инструментах, пел французские песни, в последствии приобретал ноты и либретто французских опер для своей библиотеки, регулярно посещал придворные спектакли и концерты. Музыка постоянно звучала при «малом дворе». В 1783—1787 гг. регулярно давались балы. В 1786 г. летом в дворцовом парке Павловска часто играл оркестр, зимой бывали санные катания с музыкой. Супруга Павла I Мария Федоровна также была связана с музыкой, она была хорошей пианисткой, ее преподавателями были Д. Паизиелло и Д. С. Бортнянский, которые сочинили для нее и посвятили ей множество клавирных произведений. Мария Федоровна кроме фортепиано очень любила играть на арфе и брала уроки у самых лучших арфистов того времени. Во время заграничных путешествий великокняжеская чета обязательно посещала музыкальные спектакли. Во многих странах для них устраивали музыкальные приемы. Известен тот факт, что в Вене в начале 1780-х гг., в честь наследников русского престола исполнялись оперы К. В. Глюка «Ифигения в Тавриде», «Альцеста» и «Орфей». А во время их второго визита в Вену для Павла Петровича и Марии Федоровны давали оперу В. А. Моцарта, причем автор сам сидел за клавесином и управлял спектаклем. К праздникам Марии Федоровне подносили музыкальные подарки. Из них известна только кантата Дж. Сарти «Будь свят, о возлюбленная, этот прекрасный день» (1795), исполнявшаяся дочерьми Марии Федоровны. Музыкальные увлечения матери определенно повлияли на ее детей, охотно учившихся музыке и достигших значительных успехов: Александр — на скрипке, Александра и Елена — в пении, на клавире и гитаре, Николай — на флейте.

В XVIII веке музыка при дворе не затихала. Великие князья, императоры и императрицы сами музицировали, выступали на придворных концертах, писали песни и либретто. Императорами были собраны коллекции музыкальных инструментов. Были открыты специальные музыкальные школы, создавались певческие придворные хоры и оркестры, был открыт оперный дом. Именно в то время была поставлена первая опера на русское либретто.

В части слайд-фильма «XVIII век» звучит песня «Во селе, селе Покровском», слова которой написала императрица Елизавета Петровна.

Глава 3. Влияние династии Романовых на расцвет русской музыкальной культуры XIX века

Александр I с детства принимал участие в домашних музыкальных вечерах, хорошо играл на скрипке. Великий князь, а затем император играл в ансамбле и в оркестре, составленном из лучших придворных музыкантов. В 1802 г. было создано общество, утвержденное Александром I, поначалу носившее название «Касса музыкантских вдов» и только в 1805 г. получившее название Филармонического общества. Целью общества было посредством проведения благотворительных концертов составить капитал, из процентов которого выплачивались пенсии вдовам и сиротам покойных членов общества. Действующими членами Филармонического общества являлись оркестранты Дирекции императорских театров. На протяжении всей жизни Александра I музыка была для него приятным времяпровождением. Все окружение восхищалось музыкальным дарованием государя. После победы над Наполеоном многие европейские и русские композиторы преподносили царю-победителю разного рода музыкальные произведения, а известный русский скрипичный мастер из крепостных графа Н. Шереметева Иван Батов, долгие годы чинивший скрипки Александра, подарил ему в 1814 г. скрипку своей работы. Императору принадлежала ценная коллекция флейт, хотя сам император не играл на флейте. Хотелось бы отметить, что коллекция флейт хранилась в Эрмитаже в Галерее Драгоценностей до 1884 г., когда по повелению Александра III часть ее — восемь инструментов — была передана в Музей музыкальных инструментов. Остальные три императорские флейты поступили в Музей в 1913 г. — уже по повелению Николая II. Известно, что все инструменты коллекции хорошо сохранились и обладают великолепным звуком.

В правление Николая I музыкальная жизнь России находилась на подъеме. Николай I предпочитал музыкальные инструменты военного оркестра. Он играл на барабане и трубе, любил сочинять военные марши. Императрица Александра Федоровна в разное время дарила супругу олифанты — сигнальные инструменты, вырезанные из слоновьих бивней. Кроме того, Николай I играл на флейте, пел народные песни и очень любил церковную музыку. Вместе со своими детьми разучивал церковные песнопения, сам руководил домашним хором, который исполнял обедни и другие службы в дворцовой Петергофской церкви и Аничковом дворце. В 1833 г. Николай I поручил композитору А. Ф. Львову сочинить музыку нового государственного гимна, стихи на которую написал В. А. Жуковский. Гимн «Боже, царя храни» часто исполнялся хором в императорском семейном кругу. Однажды император попросил А. Ф. Львова составить небольшой оркестр из его домашних. Композитор написал марш для четырех инструментов, и на концерте в Гатчине в 1842 г. партию трубы исполнил сам император. В 1836 г. император уделял много внимания постановке оперы «Жизнь за царя», которую М. И. Глинка, как известно, посвятил Николаю I. Государь приходил на репетиции, интересовался у композитора, доволен ли тот певцами. Позднее, когда Глинка был назначен на службу в Придворную певческую капеллу, Николай I лично прослушивал певчих, набранных композитором на Украине. Являясь балетоманом и меломаном, Николай I постоянно посещал музыкальный театр и концерты. В 1841 г. под его патронатом была создана Императорская итальянская труппа, которая выступала в Петербургском Большом театре.

Сына Николая I Александр II играл на тромбоне, много музицировал. Создал небольшой оркестр духовых инструментов, который со временем превратился в большой, породивший «Общество любителей духовой музыки». В 1859 году было создано Русское музыкальное общество, в 1860 году открылся Мариинский театр, в 1862 году открылась Петербургская консерватория. Также при в 1860-е гг. при Морском музее в Санкт-Петербурге было организовано Общество духовой музыки, членом которого был наследник престола Александр Александрович.

С 8 до 20 лет будущий император Александр III еженедельно посещал уроки музыки. В конце 1860-х гг. для домашних концертов, которые устраивались в последний четверг каждого месяца, он создал медный септет, в котором исполнял партию первого корнета. В 1872 г. цесаревич учредил оркестр медных духовых инструментов, в котором играл на тубе и геликоне. После 1 марта 1881 г., сменив на троне убитого отца, он прекратил игру в оркестре. Коронация Александра III, состоявшаяся в 1883 г., связана с важным событием в музыкальной жизни России. Во время коронационных торжеств звучала старинная роговая музыка, возрожденная после полувекового забвения. В июле 1882 г. император утвердил положение о создании Придворного музыкального оркестра. Оркестр состоял исключительно из русских подданных. 30 августа оркестр был укомплектован военными музыкантами, а 31-го — играл первый концерт перед Александром III. Александр уделял оркестру много внимания, делал компетентные замечания, в том числе и по формированию репертуара, заботился об исполнителях. Музыканты обеспечивались квартирами, жалованьем, пенсиями. К 1917 г. Оркестр насчитывал 137 музыкантов. После революции бывший Придворный оркестр стал Государственным оркестром, расцвет которого относится к 3-й четверти XX века. Тогда весь музыкальный мир знал название: «Заслуженный коллектив республики государственный академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского».

И конечно нельзя не отметить музыкальные увлечения последнего российского императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. С самого детства музыкальные занятия были обязательными для Николая, его братьев и сестер. Николай II музицировал на фортепиано. Он любил игру в четыре руки, поначалу садясь за фортепиано вместе с сестрой Ксенией, а впоследствии с супругой Александрой Федоровной. Александра Федоровна также хорошо играла на фортепиано. Известно, что еще невестой она исполняла для Николая Александровича музыку своего любимого композитора Э. Грига. Своеобразным символом любви императорской четы к игре на фортепиано стал роскошно декорированный рояль, подаренный Николаем II Александре Федоровне. Примечательно, что наряду с академическими музыкальными занятиями в семье Николая II существовали и вполне «народные» музыкальные пристрастия. Императрица Александра Федоровна любила простую трехструнную русскую балалайку. С игрой казаков-балалаечников собственного конвоя она познакомилась еще в первый год жизни в России. А после рождения второй дочери среди игрушек детей появились игрушечные балалайки. Однако играть на балалайке в царской семье стали после того, как цесаревичу Алексею пошел третий год. Видимо, в выборе музыкального инструмента для цесаревича сошлось несколько причин. Это было и стремление сделать из мальчика истинно русского монарха, и интерес императрицы к этому инструменту. Императрица Александра Федоровна не только всячески поощряла музыкальное увлечение сына, но и включила в январе 1917 г. уроки игры на балалайке в расписание занятий цесаревича. Эти занятия так и не начались, поскольку в конце февраля 1917 г. в Петрограде начались волнения, закончившиеся отречением Николая II 2 марта 1917 г. С этого времени Его Императорское Высочество Наследник-Цесаревич превратился просто в Алексея Николаевича Романова. Несмотря на все эти драматические события, Алексей не оставил увлечения балалайкой, и в списке вещей, взятых в августе 1917 г. царской семьей в Тобольск, значились и две балалайки.

В XIX веке в династии Романовых становилось обязательным домашнее и профессиональное музыкальное образование.Романовы поддерживали созданные раннее музыкальные коллективы, собирали коллекции музыкальных инструментов. Императорская чета заботилась о многом, что было связанно с музыкальной жизнью в России. В XIX веке правления династии Романовых были открыты Мариинский театр, Петербургская консерватория, создано Русское музыкальное общество. Все это способствовало расцвету отечественной музыкальной культуры и ее мировой славе.

В части слайд-фильма «XIX век» звучит гимн «Боже, царя храни», Музыка Львова А., Слова Жуковского В..

Глава 4. Музыкальное наследие Дома Романовых

в наше время

В наше время музыкальное наследие Дома Романовых очень почитается, проходят концерты, выставки, фестивали, посвященные музицирующим императорам. К примеру, 15 июня 2006 года в музее музыки в Шереметьевском дворце состоялась выставка «Император музицирующий…». Царские музыкальные инструменты были главными экспонатами выставки. Созданные выдающимися мастерами, со вкусом украшенные, они были представлены как уникальные памятники музыкальной культуры. Экспозиция рассказывала о музыкальных увлечениях русских императоров. У посетителей была возможность видеть экспонаты, слушать музыку, которая звучала, когда императоры музицировали.

20 октября 2009 года в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся концерт «Музыка Великой Династии» из произведений представителей императорского Дома Романовых. На концерте звучали произведения, авторов — людей, стоявших когда-то во главе российского государства, при этом находивших время для профессиональных занятий музыкой. Исполнял сочинения московский оркестр «Глобалис», который посвятил этот концерт 150-летию Русского музыкального общества.

11 декабря 2011 года в Таврическом дворце состоялся благотворительный музыкальный вечер-презентация Императорской музыкальной коллекции. На музыкальном вечере прозвучали музыкальные шедевры: «Гранд увертюра», написанная самим императором Александром II, музыкальные произведения, созданные великой княгиней Александрой Иосифовной, и нежные романсы князя Константина Романова, внука Николая I. В благотворительном вечере приняли участие известнейшие исполнители и музыкальные коллективы: народная артистка CCCР Елены Образцовой ,«Терем-квартет», Евгения Ширинянц, Антон Андреев. В части слайд-фильма «XX век» звучит Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» — М.И. Глинка. Слова: Е. Ф. Розена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великой страной может управлять человек храбрый, мужественный, великодушный, преданный, благородный. Музыкальное общение является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие этих качеств. Именно поэтому императоры понимали ценность музыки и музыкального образования. Они пели, музицировали на разных инструментах, сочиняли песни, коллекционировали музыкальные инструменты. И прививали любовь к музыке из поколения в поколение.

Представители династии Романовых не только сами музицировали и получали музыкальное образование, но и внесли огромный вклад в развитие русской музыкальной культуры. Во время правления Романовых были открыты специальные музыкальные школы, создавались певческие придворные хоры и оркестры, оперные дома, был открыт Мариинский театр, Петербургская консерватория, создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому сейчас русская музыкальная культура интересна всему миру.

Мне было очень интересно создавать слайд-фильм «Музицирующие Романовы». Потому что в моей жизни музыка занимает очень важное место. И мне особенно приятно, что императоры великой династии Романовых очень серьезно занимались музыкой, любили ее и развивали. Мне бы хотелось, чтобы мои сверстники увидев этот слайд-фильм, поняли, насколько важна музыка в формировании личности человека. И относились к ней с уважением, интересом, любовью, как это было во времена императорской семьи. Ведь это неотъемлемая часть нашей, русской истории и культуры.

Список литературы

Анникова Э.А.,Голиков Ю.П. Принцы Ольденбургские в Петербурге. – Спб.: Изд-во «Росток», 2004.- 480 с..

Головко Н.П. «Император музицирующий»/каталог/СПб.:Изд-во «Цифра», 2006.-78с..

Гребельский П.Х., Мирвис А.Б. Дом Романовых. Редактор, 1992.

Дневники императора Николая II. Орбита, 1992.

Жильяр П. Император Николай II и его семья. Красная газета, 1921.

Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия. Библиографический справочник, 2005.

Мэсси Роберт. Николай и Александра. Москва, Интерпракс, 1990.

Соколов Н.А. Последние дни Романовых. Книга, 1991.








sitemap
sitemap