Роль знаков препинания в тексте.



Роль знаков препинания в тексте.

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

Знаки препинания функционально значимы: они имеют закрепленные за ними обобщенные значения.

Передают логику предложения, связь между частями предложения.

Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

Передают на письме оттенки смысла.

Могут быть средством выражения состояния пишущего.

Основное значение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями.

Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.



Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие» слова, третьи делят высказывание на простые предложения, четвертые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

Точка

Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Указывает на завершенность высказывания.

Указывает на законченность мысли.

Вопросительный знак в конце предложения

Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип цели высказывания, требует ответа.

Указывает на ожидание ответа.

Восклицательный знак в конце предложения

Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.

Указывает на эмоциональную напряженность.

Двоеточие

Ставят, когда хотят сказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью).

Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

Указывает на следование событий друг за другом.

Указывает на временный интервал.

В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

Указывает на варианты названия.

Значение от противоположности (Я мрачен-ты весел).

Указывает на значение следования – одно событие следует за другим – внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил-и вдруг споткнулся).

Указывают, что событие происходит закономерно, как следствие предыдущего (Хочешь есть-работай вместе со всеми).

Кавычки

Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

Обозначают границы прямой речи или цитаты.

Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

Ставят, когда хотят указать, что сообщение несет не основную, а дополнительную информацию.

Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация – для размышления читателя.

Многоточие

Передает недосказанность, недоговоренность.

Отражает эмоциональную окраску речи – передает прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

Указывает на неполноту информации.

Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.








sitemap
sitemap