Роль причастий в рассказе ИСТургенева Бирюк



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

Роль причастий в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»

Выполнила: Богатенкова Василина

Руководитель: Тельнова И.С.

Стилистическая роль причастий в русском языке своеобразна. Эта форма передает смысловую точность, сжатость, лаконичность речи, вносит в текст элементы книжности. Экспрессивную окраску, заложенную в грамматической природе причастия, отмечали писатели, ученые.

В основном причастия употребляются в книжной речи, что объясняется историей возникновения. Основные их разряды относятся к элементам литературного языка, заимствованного из старославянского. Это прослеживается в ряде их фонетических особенностей (наличие «щ» в причастиях). На связь этой части речи со старославянским языком указывал еще Ломоносов, который писал, что все причастия образованы только от славянских глаголов. Современные причастия образуются от любых глаголов, в т.ч. от новообразований («яровизирующий»).

На выразительность причастий указывал еще А.С. Пушкин, и в своей прозе он тонко пользовался этими формами. По мнению Григоровича с помощью причастного оборота дорисовывается общая картина, оно незаменимо для живописной передачи действия. Особенности стилистического употребления причастия, его самобытность отмечены еще одним русским писателем К.Д. Ушинским, который писал, что эту форму придумал русский народ в своем стремлении действовать на чувства слушателя. Ученые лингвисты XIX-XX веков также высоко оценивают стилистические возможности причастия.

Цель исследования: определить роль причастий в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить литературу по теме

путем сплошной выборки выписать причастия из рассказа

классифицировать причастия, в том числе и по стилистическим возможностям

установить частотность использования причастий

Путем сплошной выборки из текста-рассказа «Бирюк» была составлена картотека причастий, используемых автором, в количестве 25 примера:

Из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие глаза (стр. 197)

Я с удвоенным любопытством посмотрел на него (стр. 197)

— На, дай ему,- проговорил бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок (стр. 198)

Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание (стр. 198)

Девочка изредка подталкивала люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку (стр. 198)

— А в лесу шалят… — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взгляд (стр. 198)

В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака (стр. 198)

Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начали выступать (стр. 198)

У срубленного дерева копошился лесник (стр. 199)

Я увидал мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой (стр. 199)

Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом (стр. 199)

Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весьзаросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес (стр. 195)

Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я продвигался вперед с трудом (стр. 195)

Дрожжи прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес… (стр. 195)

Дождь хлестнул с удвоенной силой (стр. 195)

Я поднял голову и, при свете молний, увидел небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем (стр. 196)

Девочка, лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке,показалась на пороге (стр. 196)

Изорванный тулуп висел на стене (стр. 196)

На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста (стр.196)

Бирюк бросил пойманную лошаденку посреди двора (стр. 200)

При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови (стр. 200)



-Душегуб окаянный! (стр. 201).

Усталая собака, словно привязанная (стр. 195)

Разделим все причастия на действительные и страдательные:

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

Из-под сросшихся широких бровей (стр. 191)

-А в лесу…-прибавил он в ответ на мой вопрошающий взгляд (стр. 198)

Горький запахостывшего дыманеприятно стеснял мне дыхание (стр. 198)

Девочка…,робконаводила на плечоспускавшуюся рубашку (стр. 198)

Звездочки мерцалисквозь жидкие, быстролетевшие облака (стр.198)

Ручей, заросшийлозняками(стр.195)Нависшие брови (стр.200)

Я с удвоенным любопытством смотрел на него (стр. 197)

Проговорил Бирюк,сунув ей в руку

запачканный рожок (стр.198)

Лошаденка, закрытаяугловатой рогожкой(стр. 199)

Очерки деревьев,обрызганных дождем(стр. 198)

У срубленного дерева на земле копошилсялесник (стр. 199)

С растрепаннойголовой (стр. 199)

Кусты орешника, уже залитые мраком (195)8.Дрожжки прыгали по твердым корнямстолетних дубов и лип, беспрестаннопересекавшим глубокиепродольные рытвины(стр. 195)

Дождик хлынул с удвоенной силой (стр.195)

Двор, обнесенныйплетнем (стр. 196)

Девочка,подпоясаннаяпокромкой (стр. 196)

Изорванный тулупвисел на стене (стр. 196)

Висела люлька,привязанная к концудлинного шеста (стр.196)

Бирюк бросилпойманную лошаденкупосреди двора (стр. 200)

Усталая собака, словно привязанная(стр. 195)

Стилистические функции причастий в рассказе разнообразны

I 1) Описание девочки

Ее внутреннего мира

Ее внешности

-Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка подталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку (стр. 198)

-Девочка, лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге(стр. 196)

2)Описание Бирюка

Его внутреннего мира

Его внешности

-Из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза (стр. 197)

3)Описание порубщика

Его внутреннего мира

Его внешности

-При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…(стр. 200)

-Я увидал мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой (стр. 199)

II 2) Быт

-Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание (стр. 198)

На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок (стр. 198)

Я поднял голову и, при свете молнии, увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем (стр. 196)

Изорванный тулуп висел на стене (стр. 196)

На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста (стр. 196)III Пейзаж

В начале произведения

Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками (стр. 195)

Дорога вилась передо мною густыми кустами орешника, уже залитыми мраком (стр. 195)

Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес (стр. 195)

Дождик хлынул с удвоенной силой (стр. 195)

В конце произведения

Звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака (стр. 198)

-Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (стр. 198)

Известно, что «причастие не обнаруживает заметных симпатий ни к одному из стилей» (Головин 1971: 124). Однако в литературно-художественных текстах, представляющих собой особый мир – эстетическую модель действительности, где «слово обычно выступает как элемент эстетического целого, испытывая на себе воздействие не только функциональной, но и авторской семантико-стилистической системы» (Кубрякова 1977: 222), причастные формы заключают в себе информацию о стилистических параметрах текста, его жанровой специфике и авторских интенциях.

Проанализировав причастия в рассказе «Бирюк», мы пришли к следующим выводам:

страдательные причастия прошедшего времени в тексте встречаются чаще, т.к. страдательные причастия помогают расширить представления о происходившем когда-то. Стилистические функции причастий в рассказе разнообразны. И.С.Тургенев использует причастия:

в изображении пейзажа (ручей, весь заросший лозняками; очерки деревьев, обрызганных дождем)

в описании быта героя (изорванный тулуп висел на стене; люлька, привязанная к концу длинного шеста)

в описании литературного портрета (из-под сросшихся широких бровей)

С помощью причастий И.С. Тургенев наиболее ярко выразил в рассказе «Бирюк» пейзаж леса. Очень точно показал его угрюмое настроение. Причастиями автор восполняет ту динамику, образность и ясность настолько хорошо, что при чтении рассказа ты невольно представляешь себе все мрачные лесные картины (очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака), чувствуешь запах дождя и ночного леса. Также писатель использует причастия при создании метафор, эпитетов, противопоставлений, сравнений и др., они дают тот неповторимый оттенок торжественности. Эти части речи играют важную роль в произведении. Ведь с их помощью Тургенев полностью раскрыл характеры героев. Вот, например, девочка, дочь лесника. Она произносит всего пять слов на протяжении всего рассказа. Автор не сообщает, какие мысли проносятся в ее голове. Но он так тонко передал ее настроение, ее голос и действия, что мы понимаем, как она одинока и бедна, как не устроена ее жизнь (девочка, лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге). Причастия помогли нам раскрыть неповторимую судьбу ребенка. Заметим, что Тургенев использует причастия только при описании характера или пейзажа, но ни в коем случае не в диалогах героев, т.к. причастия имеют оттенок книжности, а в диалогах чаще всего используется разговорная речь. Еще причастия обладают таким свойством, как краткость и в то же время выразительность. Благодаря этому свойству читатель намного лучше и тоньше чувствует то сказанное, что хотел раскрыть автор.

Писателей и поэтов причастие удивляет тем, что не только образно описывает предметы, явления, но и представляет его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Потому что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.

Использованная литература

Источник «Литература 7 класс». Под редакцией Г.И.Беленького, Москва, «Мнемозина»,2008 год.

Волынец Т.Н. Причастие в идиостиле писателя // Стереотипность и творчество в тексте. – Пермь, 2001 г. – С. 302 – 320.








sitemap
sitemap