Роль монастырей на пути становления образования



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Зарайский педагогический колледж

Московская область

‘‘Роль монастырей на пути становления образования’’

Подготовила

Архипова А.И.

Руководитель:

Минаева Р.В.



2013 год

Образование является одним из тех краеугольных камней, на которых стоит и строится само бытие народа. Поэтому изменение его характера самым серьезным образом отражается на духовном и нравственном состоянии народа. Иван Киреевский не случайно говорил: «Человек — это его вера». Сам Христос последней и главной заповедью для апостолов повелел: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Научение же и есть образование.

Каким оно было на Руси? Что считать важнее для человека — его духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки? Для древнерусского сознания цель образования была ясна: указать человеку путь, средства, условия очищения и восстановления в себе «прежде падшего» образа Божия, уподобления Христу, показавшему совершенный образ человечности в условиях этого мира. Мысль, исходящая из слов Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8) определяла содержание, характер и основную направленность всего древнерусского образования.

Как осуществлялось оно? Подлинными его «университетами» были монастыри, которые создавали совершенно уникальный климат целостного воспитания человека. В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. Монах был зажженной свечой, на которую ориентировались и к которой стремились все сословия. Он примиряет смертельно враждующих князей, укрощает их страсти, объединяет вокруг великокняжеского престола. Он едет в Орду, чтобы спасти народ свой от очередного нашествия. Он первый и славнейший герой на Куликовом поле. Он утешает вдову, помогает нищему — и все это совершается тихо, без сенсаций, без торжественных заявлений. Даже внешний вид его: простое, нередко нищенское одеяние, бледное, изможденное лицо, легкая, худая фигура и чистый, ясный взор — невольно выделяли его из общей среды (отсюда русское слово «инок» — то есть иной по сравнению с обычным), привлекали к себе. Потому монастырь — собрание иноков — имел огромное нравственное влияние на все общество в целом.

Вся русская книжность шла также из монастырей, в которых она формировалась главным образом на великой византийской книжности, несущей с собой высшую образованность того времени. Переводы здесь делались не случайные: брали лучшие книги, воспитывающие и ум, и душу человека, а не развращающие его под предлогом просвещения. Такая проверенная критерием истинной мудрости и святости литература закладывалась в основу всего образования на Руси.

Потому оно не было ни самоцелью, ни тем более средством к земному успеху. Образование всегда было подчинено высшей цели — духовному и нравственному становлению человека. Отцы наши хорошо видели первичность духовного начала в жизни личной и общественной и понимали, что духовно цельный человек и худое сделает прекрасным, а многознающий, но страстный и развращенный и лучшую жизнь превратит в ад.

Эта цель познавания – укрепить веру человека, а не сделать его богаче, находила отклик и с благоговением принималась во всех слоях русского общества. Она становилась достоянием практически всего народа, даже неграмотных, поскольку содержала в себе очевидную норму реальной святой жизни и прямо отвечала на самый главный вопрос человека — о смысле его жизни. Поэтому образование разных слоев населения получало один и тот же целенаправленный духовный характер. Так воспитывался весь народ и постепенно созидался общий дух нации, утверждался ее идеал — устроение Святой Руси.

Как упоминалось ранее, монастыри изначально являлись центрами просвещения на Руси, поэтому будет справедливо рассказать о нескольких из них.

Так, Кирилло-Белозерский монастырь — бусинка в жемчужном ожерелье русского Севера. На берегу Сиверского озера, на перепутье водных дорог Волго-Балтийской и Северо-Двинской поставили его два инока Московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт. Кирилл Вельяминов, прозванный Белозерским, в Симоновом монастыре пост занимал немалый — был архимандритом и уже немолодым человеком. По преданию он во время молитвы услышал голос: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо там приготовлено тебе место, где сможешь спастись», и увидел яркий луч указывающий путь на север. Основав обитель, он 30 лет правил ею «твердой рукой» расширив влияние монастыря далеко за пределы Белозерья.

Монастырь был крепостью — форпостом Московского княжества на Севере, поэтому московские князья не однажды жаловали его и землями и промыслами. А некоторые находили здесь и упокоение. Так рождение и смерть Ивана Грозного связаны с Кирилло-Белозерским монастырем. Его отец — Великий князь Василий III совершая паломничество по северным монастырям, молился здесь о рождении сына. Иван Грозный считал, что появлением своим на свет он обязан молитвам преподобного Кирилла. В конце жизни он принял постриг (как и его отец) в Белозерском монастыре.

Достаточно удаленный от Москвы и хорошо защищенный, Кириллов монастырь был прекрасным местом ссылки и великолепным убежищем. В разные времена и по разным причинам (кого-то сюда отправляли по высочайшему повелению, а кто-то прятался от царского гнева) здесь перебывали представители родов князей Шуйских, Воротинских, Шереметьевых.

Ферапонтов монастырь

Вскоре после основания Кирилло-Белозерского монастыря Ферапонт в 20-ти километрах от Кирилловской основал еще одну обитель, названную по его имени.

Первые строения монастыря, как водится, были деревянными. Строительство из камня здесь началось в конце XV века, и первым был построен — собор Рождества Богоматери. Это самое древнее сооружение монастыря. Расписывал собор Дионисий — известнейший и популярнейший художник-иконописец тех времен.

Во время паломничества по северным монастырям в 1528 году здесь побывал Василий III вместе с женой Еленой Глинской и сделал большие пожертвования. Иван Грозный тоже неоднократно бывал в Ферапонтово.

Более 10 лет в Ферапонтовом монастыре пребывал на положении не то почетного гостя, не то узника патриарх Никон. Опальный патриарх надеялся на триумфальное возвращение в Москву, однако после смерти Алексея Михайловича его перевели в Белозерский монастырь на тюремное содержание.

В отличие от Белозерского и прочих монастырей Ферапонтова обитель не укреплялась как крепость (хотя каменное строительство велось активно). Вероятно поэтому, в 1614 году была основательно разграблена поляками. Самые ценные святыни монахи, однако, спрятали и сохранили.

В конце XIX века монастырь был закрыт, потом он некоторое время функционировал уже как женский, в советское время его вновь закрыли уже окончательно. Ныне в монастыре размещается музей фресок Дионисия, музей уникальный хотя бы потому, что это единственное место, где фрески сохранились почти полностью.

Донской монастырь

В 1591 году Москва отражала набег хана Гирея. В походной церкви посреди воинского стана была водружена Донская икона Божьей матери. Накануне битвы с Гиреем царю Федору было видение, предвещавшее победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Битва была жесткой и кровопролитной, но в ее разгаре татары вдруг отступили, бросив даже свой обоз. В благодарность за победу Федор Иоаннович повелел возвести в этом месте храм, где и хранилась Донская икона Божьей матери. Спустя столетие по приказу царевны Екатерины, сестры Петра I, рядом возвели еще один собор, больший по площади. Соборы получили название Большой и Малый.

Вместе с Москвой монастырь пережил множество драматических и трагических событий. Он был разорен в «смутное время» поляками, восстановлен и долгое время считался местом «богомолья царей», его часто посещали Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович.

В XVIII веке в монастыре был открыт некрополь — здесь погребены многие деятели российской культуры и истории. «Спит в Донском монастыре русское дворянство»

Новодевичий монастырь

Возвращаясь из успешного похода на Смоленск, Василий III переправился через Москву-реку и на месте переправы велел заложить небольшую деревянную церковь. Было это в 1514 году. А через 11 лет, когда в церкви поместили чудотворную икону Смоленской Божьей Матери, заступницы русского войска, возникшую там женскую обитель стали называть Богородице — Смоленской. Девичьим монастырь назвали, поскольку там проводили последние годы жизни многие женщины из царского рода. Новодевичьим же он стал дабы отличаться от Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. В Новодевичьем монастыре приняла иночество Ирина Годунова, вдова царя Федора, поселившись в монастыре вместе с братом Борисом Годуновым. Здесь же была насильственно пострижена сестра Петра I царевна Софья. Первая жена Петра Евдокия Лопухина приняла постриг в Суздале, но впоследствии ее перевезли в Новодевичий монастырь.



В XVI веке на территории монастыря было устроено кладбище. Тут похоронены многие представители знати, церковной и светской. Здесь упокоились также гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы Трубецкой и Муравьев-Апостол, историк Соловьев.

Соловецкий монастырь

Монашеская жизнь на Соловках началась в 1429 году, когда иноки Савватий и Герман прибыли на лодке на Большой Соловецкий остров.

У озера они воздвигли крест и построили келью. Через 6 лет Савватий умер, а Герман в Поморье встретил преподобного Зосиму, который потом и стал устроителем иноческой жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров. Вскоре преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. И на месте этого дивного видения иноки построили деревянный храм в честь Преображения Господня. Потом была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Соловецкий монастырь.

Соловки известны и как место ссылки неугодных правительству лиц и религиозных преступников. В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи — маленькие тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери. К заключенным относились очень жестоко: морили дымом, замуровывали, пытали.

С XVIII века сюда стали присылать заключенных, осужденных Синодом и Тайной канцелярией. Из титулованных лиц здесь закончил свою жизнь соратник Петра I, дипломат, управляющий Тайной канцелярией Петр Андреевич Толстой. Последний атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский просидел 25 лет в одиночной камере.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра — одно из самых святых мест для православных христиан, имеет почти 700-летнюю историю. Основана она в первой половине XIV века Сергием Радонежским. Инок Хотьково-Покровского монастыря ушел в пустынь в глухом Радонежском бору, где построил небольшую церковку. Рядом с ним начали селиться люди, также избравшие для себя путь монашества, постепенно образовался мужской монастырь. В летописях монастыря сохранились свидетельства о том, что именно сюда обратился за благословением и получил его от преподобного Никона князь Дмитрий перед сражением на поле Куликовом. Царским повелением монастырь укреплялся и в течение долгого времени играл роль крепости, защищавшей Московское княжество. В начале XVII века почти полтора года монастырь выдерживал осаду польско — литовских интервентов. Здесь покоится прах Бориса Годунова. В 1744 г. по высочайшему Указу императрицы Елизаветы монастырю было присвоено звание Лавры. После московского пожара 1812 года в Лавре разместилась Московская духовная академия.

В библиотеке лавры сохранилась переписка одного из игуменов с Александром Пушкиным. На стихотворный вопрос поэта: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?», он в личном письме получил ответ также стихами: «Не напрасно, не случайно, жизнь, ты Богом мне дана…»



Сегодня Святая Троице-Сергиева лавра — один из самых величественных и прекрасных архитектурных памятников России.

На этом моё выступление завершается, однако есть ещё немало красивейших монастырей в России, внесших не малый вклад в становление нашей культуры и общества.

Список литературы:

А. Осипов, профессор Московской Духовной Академии.статья «Русское духовное образование», журнал Московской Патриархии за 1998 г., № 3

http://www.privetstrana.ru/Monastyri-Rossii/kirillo-belozerskij-monastyr.html

http://strana.ru/places/190256/info;

Aldred D. Castles and Cathedrals. The architecture of power – Cambridge University Press, 1993

Соловова Е.Н. «Гид-переводчик» Просвещение — Москва 2002

http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80#w=533&h=700&s=102169&pic=http%3A%2F%2Fote4estvo.ru%2Fuploads%2F1262186159_41842549_vasiliy_shuyskiy.jpg&page=http%3A%2F%2Fote4estvo.ru%2Fkratkayaistoriyarossii%2F619-istoriyarossii-17-veka.html&descr=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2017%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA








sitemap
sitemap