Роль личности ЕЕ Петропавловского в становлении культурного пространства города Нефтеюг



Городская научно-практическая конференция молодых исследователей

научносоциальной программы «Шаг в будущее»

Роль личности Е.Е. Петропавловского в становлении культурного пространства города Нефтеюганска

Автор проекта: Феде Дорел Иванович,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

город Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательнаяшкола № 9 »

Класс — 6 в

Руководитель проекта:

Сероштанова Адрияна Викторовна,

учитель музыки

Нефтеюганск



2012

Аннотация

«Роль личности Е.Е. Петропавловского в становлении

культурного пространства города Нефтеюганска»

Автор: Феде Дорел

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9», класс – 6 в

Чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину, необходимо знать людей, от которых зависит то, как мы живем, какие песни поем, о чем размышляем, другими словами, зависит развитие Нефтеюганска. Среди таких людей первостепенное значение, думаю, имел Е.Е.Петропавловский – Учитель, композитор, поэт, удивительный человек. Творчество Е.Е. Петропавловского – это мудрость, человеческий опыт, богатый источник развития каждого человека.

Творчество композитора, анализ его произведений, опыт работы педагогов моей школы убеждают, что выбранная тема не перестает быть актуальной. Поэтому целью настоящей работы является определение роли Е.Е. Петропавловского в становлении культурного пространства г.Нефтеюганска; приобщение одноклассников к духовным ценностям нашего города и повышение их общей культуры через знакомство с творчеством Е.Е.Петропавловского.

Исходя из поставленной цели я выделил следующие задачи:

изучить биографию и творчество композитора, узнать его песни;

организовать встречи с композитором, классные часы на тему: «Творческие люди нашего города»;

проанализировать литературу, видеофильмы, материалы краеведческого музея о жизни и творчестве Е.Е. Петропавловского;

включиться в работу мастер – классов Е.Е. Петропавловского;

создать макет брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского».

Проблема:

слабая связь поколений – старшего и молодого, культурных традиций, носителями которых является старшее поколение, и субкультурами молодого поколения.

Гипотеза: если мы определим роль Е.Е. Петропавловского в становлении культурного пространства города и познакомим с ней молодое поколение, то сумеем восстановить некоторые утраченные связи и воспитывать желание быть частью культуры, а не субкультуры.

Методы:

поисковая работа в архиве, музее, библиотеке г. Нефтеюганска и её анализ;

социологический опрос;

сравнительный анализ;

практическая работа по изготовлению брошюры;

рефлексивный анализ собственной деятельности.

Результаты работы:

изменение отношения сверстников к личности и творчеству Е.Е.Петропавловского;

брошюра о Е.Е. Петропавловском.

Практическая значимость данной работы: научно-практическая работа может иметь практическое применение на факультативных занятиях по музыке, истории нашего города, уроках музыки, на классных часах, собранный материал может стать основой выставок школьного и городского краеведческого музеев.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………………………………5

II. Основная часть

2.1. Биография и творчество Е.Е. Петропавловского………………..………………..…………7

2.2.Содержаниепесенного репертуара композитора…………………………………………8

2.3. Результаты первичного социологического опроса …………….….……………………..9

2.4. Встреча с композитором……………………………………….…………………………..…….9

2.5.Классный час…………………………………………………………………………………….10

2.6. Практическая часть. Создание макета брошюры…………………………………………….10

III.Заключение

3.1.Самооценка…………………………………………………………………….………………..12

IV. Список используемой литературы..…………………………………….….………….………..12

Приложение:

1. Видеодиск « Встреча с композитором», «Мастер – класс Е.Е. Петропавловского»

2.Стихотворение «Посвящение композитору». Автор А.В. Сероштанова.

3. Макет брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского»

«Роль личности Е.Е. Петропавловского в становлении

культурного пространства города Нефтеюганска»

Автор: Феде Дорел

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9», класс – 6 в

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Мы вопрошаем прошлое,

чтобы оно объяснило нам настоящее

и намекнуло на будущее



В. Белинский

Мы живём в городе, в котором росло и развивалось творчество Е.Е. Петропавловского, композитора и поэта. На уроках я познакомился с его произведениями. Учитель музыки рассказала, что автор Е.Е.Петропавловский — известный человек в нашем городе, Почётный гражданин города, Заслуженный деятель культуры. Много его песен посвящено нашему городу, округу, людям нефтяных профессий. Песни несут в себе жизненный смысл, глубокое содержание.

На уроках истории учитель рассказывала о том, какую роль может играть человек в развитии общества. Совместно с учителем мы пытались разобраться, что же может зависеть от простого человека, не от царя или другого деятеля, а от «маленького человека».

Чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину, необходимо знать людей, от которых зависит то, как мы живем, какие песни поем, о чем размышляем, другими словами, зависит развитие Нефтеюганска. Среди таких людей первостепенное значение, думаю, имел Е.Е.Петропавловский – Учитель, композитор, поэт, удивительный человек. Творчество Е.Е. Петропавловского – это мудрость, человеческий опыт, богатый источник развития каждого человека.

Творчество композитора, анализ его произведений, опыт работы педагогов моей школы убеждают, что выбранная тема не перестает быть актуальной. Поэтому целью настоящей работы является определение роли Е.Е. Петропавловского в культурной жизни г. Нефтеюганска.

Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:

изучить биографию и творчество композитора, узнать его песни;

организовать встречи с композитором; классные часы на тему: «Творческие люди нашего города»;

проанализировать литературу, видеофильмы, материалы краеведческого музея о жизни и творчестве Е.Е. Петропавловском;

включиться в работу мастер – классов Е.Е. Петропавловского;

создать макет брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского»

Проблема:

слабая связь поколений – старшего и молодого; культурных традиций, носителями которых является старшее поколение, и субкультурами молодого поколения.

Гипотеза: если мы определим роль Е.Е. Петропавловского в культурной жизни города и познакомим с ней молодое поколение, то сумеем восстановить некоторые утраченные связи и воспитывать желание быть частью культуры, а не субкультуры.

Цель: рассмотрение роли Е.Е. Петропавловского в культурной жизни г. Нефтеюганска и приобщение ребят города к песенному творчеству композитора.

Задачи:

1)изучить биографию и творчество Е.Е. Петропавловского;

2)познакомиться с его песенным репертуаром;

3)выяснить через социологический опрос «Роль личности Е.Е. Петропавловского в истории г. Нефтеюганска»;

4)организовать встречу с композитором;

5)организовать классные часы на тему: «Творческие люди нашего города»; «Памяти Е.Е.Петропавловского посвящается»

6)создать макет брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского»

Методы:

поисковая работа в архиве, музее, библиотеке г. Нефтеюганска и анализ собранной информациии;

сравнительный анализ;

социологический опрос;

практическая работа по изготовлению брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского»;

рефлексивный анализ собственной деятельности.

Результаты работы:

изменение отношения сверстнмков к личности и творчеству Е.Е.Петропавловского;

брошюра о Е.Е. Петропавловском.

Практическая значимость данной работы: научно-практическая работа может иметь практическое применение на факультативных занятиях по музыке, истории нашего города, уроках музыки, на классных часах, собранный материал может стать основой выставок школьного и городского краеведческого музеев.

Этапы работы

Постановка проблемы (февраль 2012)

Сбор материала (март – апрель 2012 г)

Систематизация материала (сентябрь 2012)

Защита проекта (октябрь 2012).

II. Основная часть

2.1. Биография и творчество Е.Е. Петропавловского

Евгений Евгеньевич Петропавловский — композитор, поэт, почетный работник общего образования Российской Федерации, педагог с полувековым стажем работы. Работал в СШ № 1. Здесь он запомнился как руководитель вокальных ансамблей «Юганочка», «Дружба», «Улыбка», как руководитель ученической агитбригады «Объектив». Преподавая музыку в МОУ «Лицей», Е.Е. Петропавловский проявил себя как педагог, мастерски владеющий базовым компонентом содержания предмета, неустанно и творчески побуждающий детей к глубокому и осознанному восприятию предметных знаний, к высокой культуре исполнения песен. У Е.Е. Петропавловского поет каждый ученик, а в созданный им хор вошли все учащиеся школы. Результатом такой работы стали неоднократные победы в городских конкурсах школьного хора, вокальной группы, дуэтов и солистов. Под руководством Евгения Евгеньевича ребята выступали на сцене городского театра для ветеранов войны и труда, в дни профессиональных праздников, на крупных мероприятиях городского масштаба. Имеет награды: самая первая-медаль за доблестный труд в честь 100 летия В.И.Ленина, отличник народного образования РФ, отличник просвещения СССР, заслуженный деятель культуры округа, нагрудной знак губернатора ХМАО «За вклад развития региона, округа». Решением Думы г. Нефтеюганска от 21 сентября 2002 года Е.Е. Петропавловскому было присвоено звание «Почётный гражданин муниципального образования г. Нефтеюганска».

Узнав о биографии и творческом пути этого уникального человека, мы разучили песни, ознакомились с его стихотворениями и организовали встречу с композитором, на которой узнали о его жизни и творчестве. Он рассказал об истории нашего города в своих песнях.

2.2.Содержание песенного репертуара композитора

Узнав о биографии и творческом пути этого уникального человека, я и мои одноклассники разучили песни, познакомились с его стихами и увидели в них важное для каждого человека содержание: песни патриотичны, лирический герой влюблен в молодой Нефтеюганск, готов отдать свои силы, ум и талант для его процветания.

Поэт – песенник точно восстанавливает реалии быта строящегося города, с любовью воспевает те черты молодежного Нефтеюганска, которые близки и знакомы не только первопроходцам Севера, но и нам, молодому поколению.

В песне «Мой город молодёжный» композитор выражает любовь и уважение к городу, нефтяникам, строителям, к их труду. Он рассказывает, как нелёгок, но почётен их труд, а детали стихотворения точно передают особенности нашего нефтяного края:

И вышки буровые стоят, как часовые,

На страже нефтяных его границ…

В песне «Ветеранам юганской земли» рассказывается о старожилах города, о том, как они строили, возводили наш город. Е.Е.Петропавловский чутко уловил нерв эпохи, особенность времени, которое «родило» город Нефтеюганск:

И слова, что тогда над страною летали,

Словноь лозунг эпохи: «Даешь Усть-Балык!»

Мне очень понравилась песня «Мой Нефтеюганск», потому что музыка быстро и легко запоминается, рассказывается о нашем городе, природе родного края, профессиях людей, живущих здесь. Образы песни близки и понятны, очаровывают, так и хочется воскликнуть: «Я тоже так чувствую, мне хочется петь о такой красоте!»

А речка серебром переливается,

А птичий гомон – утренний романс.

И вся вокруг природа улыбается,

Приветствуя родной Нефтеюганск.

Песня «Нефтяники», теперь смело могу об этом заявить, определила мой выбор стать нефтяником, работать в нашем Нефтеюганске:

Без нефти гул станков утихнет скромно,

Без нефти нет заправки тракторам,

И космонавты с поля космодрома

Печально разойдутся по домам.

Я хочу стать человеком профессии, без которой не может существовать даже такая серьезная и фантастическая – космонавт.

Семнадцать песен разошлись по Нефтеюганску, как народные, их поют на концертах, на праздниках, в кругу семьи, зачастую мы, нефтеюганцы, даже и не знаем, что поэт живет среди нас …жил среди нас.

2.3. Результаты первичного и вторичного социологического опроса

Проведя первичный социалогический опрос с обучающимися нашего класса, я получил следующие результаты: из 24 ребят 6 человек слышали о Е.Е.Петропавловском, 18 человек –не знали ничего. После проведенного мной классного часа я провел вторичный опрос одноклассников. Результаты оказались следующими:

Вывод:

в результате я пришел к выводу, что большинство ребят моей параллели не знали о творчестве и жизни нашего местного композитора. После проведенных мероприятий 90% опрошенных ребят утверждали, что не только слышали песни его на концертах, дисках, на праздниках в школе, но и стали исполнять эти песни. Ребята включили эти песни в свое культурное пространство.

2.4. Встреча с композитором

17 апреля 2012 года вместе с классным руководителем, учителеем музыки Адрияной Викторовной я попал на встречу с композитором Евгением Евгеньевичем Петропавловским. Встреча состоялась в «Лицее №1». На репетиции концертных номеров, посвященных Дню Победы, я увидел, как работает этот поистине великий человек с ребятами. Меня поразила удивительно дружеская атмосфера, раскрепощенность детей, заинтересованность старшеклассников (особенно мальчиков).

Меня тоже прослушал Евгений Евгеньевич (музыкальное приложение). Мы долго разговаривали на разные темы, я узнал историю его жизни, историю написания песен, стихов. Я получил ответы на вопросы, которые меня давно интересовали:

1.Какой Ваш самый любимый композитор и любимая песня?

2.Какие значительные события были положены в основу ваших произведений?

3.Что бы вы пожелали молодому поколению?

К моему удивлению, любимые песни Евгения Евгеньевича мне знакомы, потому что их пел мой прадед. Это песня И.Дунаеского «Веселый ветер» и народная «Ой, цветет калина»..

2.5.Классный час «Творческие люди нашего города»

После беседы с одноклассниками и встречи с Евгением Евгеньевичем, я решил с помощью учителя рассказать о творчестве композитора, его песнях, стихах в рамках классного часа, чтобы познакомить одноклассников с этим интересным человеком. На классном часе в параллели шестиклассников прозвучала песня Е.Е. Петропавловского «Мой город молодёжный» в исполнении дуэта Гусамовой Ирины и Агаларовой Аркиназ. В конце классного часа я провёл повторный опрос, запомнили ли песни Е.Е. Петропавловского, важно ли значение Е.Е.Петропавловского в становлении культурного пространства города Нефтеюганска? Из опрошенных ребят 100 утвердительно ответили 90 человек.

Вывод: ребятам понравились песни, стихи, многие рассказали дома об этом человеке, стали рассуждать о цели в жизни, своих стремлениях, о том, какие песни важны сегодня.

2.5.Практическая часть.

Создание макета брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского»



Изучив творчество и песни композитора, я сделал вывод, что об этом человеке и творчестве должны знать все жители нашего города. Для этого я создал макет брошюры «Судьба Нефтеюганска в творчестве Е.Е. Петропавловского». Брошюру я хотел в сентябре представить Евгению Евгеньевичу на празднике, посвященном Дню учителя, но, к сожалению, 10 августа Евгений Евгеньевич ушёл из жизни…

В работе мне помогала Адрияна Викторовна, которая написала стихотверение, посвященное этому замечательному человеку.

Посвящение композитору

В каждом городе есть люди интересные,

Почитаемые, яркие, известные!

Петропавловский Евгений, без сомнения,

Всенародного добился уважения!

Композитор и учитель он от Бога,

Написал о городе он песен много,

И, талант свой щедро людям отдавая,

Он поэтом стал для нефтяного края.

Красотой Югры навеки покорён,

Нефтеюганска гражданин почётный он,

И во всём для молодёжи образец,

Муж заботливый и любящий отец!

Стаж семейный за спиной уже не мал,

Золотую свадьбу он с женой сыграл,

Но супруга для него, как прежде, — муза,

Не найти прочней семейного союза!

С ним общение считаем мы за честь

И гордимся, что такие люди есть

В нашем городе, жемчужине Югры,

Что так молоды, талантливы, мудры!

И не важно, сколько лет ему сейчас,

Важно то, что в сердце есть огня запас,

Что живёт он, свет и радость всем даря!

«Соль земли» таких людей зовут не зря!

Вывод: данная брошюра познакомит ребят и жителей нашего города с творчеством композитора, а возможно поможет кому-то сделать свой правильный жизненный путь в самоопределении, в выборе профессии и просто стать хорошим человеком.

III.Заключение

4.1.Самооценка

Считаю, что мой проект выполнен и я достиг желаемого результата. Изучение творчества Е.Е. Петропавловского позволило мне и ребятам, участникам мероприятий, определить жизненные ценности, разобраться в вопросе: роль личности в истории.

Обучающиеся МБОУ «СОШ №7» заинтересовались моим проектом и познакомились с материалами исследования на уроках в день Знаний.

Считаю, что для города имеют ценность материалы последнего прижизненного интервью Е.Е.Петропавловского, которые будут переданы в архив городской библиотеки и краеведческого музея.

 Литература

« Жизнь – словно песня» // «Здравствуйте, Нефтеюганцы», №40 ( 847) 12 октября 2007

Сборник стихов и песен// « Жизнь словно песня», Нефтеюганск,1997

«Золото семьи Петропавловских»// ж-л «ProЛучшее» ,№6, сентябрь –октябрь 2007

«Моя школа первая!»// Документальный фотоальманах. ООО « Стратегия», 2011

интернет-ресурсы:

http://www.smgrf.ru/

http://www.admugansk.ru/

http://www.znpress.ru/

http://vk.com/



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap