Роль компьютерных игр в жизни школьников



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ – исследовать положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на психическое и физическое здоровье школьников.

ЗАДАЧИ

Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

2. Провести анкетирование среди учеников нашего класса с целью

выявления компьютерной зависимости;

3. Математически обработать результаты анкетирования;

4. Провести анализ результатов;

5.Ознакомить учащихся с результатами анкетирования с целью повышения информированности и знаний по данной проблеме;

6.Распространить среди учеников памятку с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, ПРОБЛЕМА РАБОТЫ

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу…

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему я поднимаю в своей работе.

ПЛАН

1 .Введение.

2.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

3.Признаки развития компьютерной зависимости.

4.Как защитить здоровье при работе с компьютером.

5.Анкетирование учеников нашего класса.

6. Математическая обработка данных и анализ результатов.

7.Выводы.

8. Реализация профилактических мероприятий.

9. Памятка с комплексом упражнений для глаз.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы

Трудно, в условиях современности, представить свою жизнь без компьютера. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых. По опросам, около 80% школьников, буквально, теряют голову от компьютерных игр, причем, больше половины детей знакомы с ними с 5-6 летнего возраста. И, как тут не задаться вопросом: «Каково влияние компьютера на психику и физическое здоровье школьника?».

Сегодня персональный компьютер (ПК) превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры, что отрицательно сказывается на физическом здоровье.

Пользователи сети Интернет стали меньше общаться лично, отдавая предпочтение чатам, электронной почте, что способствует появлению трудностей при непосредственном общении, неумении и даже боязни визуального контакта. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость.

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики, возникающие в результате связи «компьютер – психика». О ее актуальности говорит факт появления в 1996 году в американской официальной классификации психических болезней (DSM) нового раздела «кибернетические расстройства». К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания.

Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными.

Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут «боевые» игры, а также игры с элементами насилия.

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем — игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.

По исследованиям психологов наиболее сильное отрицательное влияние на психику ребёнка оказывают игры с элементами насилия, жестокости, сцены убийств, кровь. В основном принцип их таков, что нужно дойти до финала, уничтожив соперников.

Отсюда возникает агрессия у детей, жестокость в отношениях со сверстниками, педагогами. Кроме того, дети склонны переносить в реальность все увиденное на экране монитора или телевизора. И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.

Но нельзя отрицать и положительного влияния компьютерных игр. Игры- стратегии, логические игры развивают мышление, память, воображение, математические способности, заставляют думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации.

ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ,

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Воздействие электромагнитного излучения монитора;

Утомление глаз, нагрузка на зрение;

Сидячее положение в течение длительного времени;

Перегрузка суставов кистей;

Стресс при потере информации.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей — сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие -болезни, лечение которых — процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим — электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение . Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, «зашитая» в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

Действие электромагнитных излучений сверхнизкой частот на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей. Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие — обратное. Все работы, доказывающие вред электромагнитного поля сверхнизкой частоты, опираются на эпидемиологические данные. Это означает, что здесь могут быть неточности, не исключены влияния других факторов. Конкретного, повреждающего механизма воздействия электромагнитного поля сверхнизкой частоты никто не знает.



Можно все резюмировать следующим образом: ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.

Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице — дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине. Хотя никто не будет против, если вы придете в магазин вместе со счетчиком и посчитаете микрорентгены в час.

Воздействие на зрение

Работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Они регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере — ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это — огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

Последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения… Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».

Перегрузка суставов кистей рук

При постоянной работе за компьютером в пальцах рук возникает онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам.

Главная причина — длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. Карпальный туннельный синдром поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств — вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку…



ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Признаки зависимости

 Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 Прогулял школу – сидел за компьютером.

 Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

 Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

 Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей действительности.Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях, что объясняет причины Интернет– зависимости. Например, компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и молодежи от реальности, постепенно у них развивается компьютерная игромания.Пользователям с синдромом Интернет–зависимости и компьютерной игроманией необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.

Симптомы зависимости

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

 — психические;

 — социальные;

 -духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Как защитить здоровье при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Ограничение по времени работы за компьютером

Для учащихся 10–11 классов должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов–1 урок в неделю с использованием компьютера.– для учащихся 1 классов – 10 минут;– для учащихся 2–5 классов – 15 минут; – для учащихся 6–7 классов – 20 минут; – для учащихся 8–9 классов – 25 минут;– для учащихся 10 – 11 классов, на первом часу учебных занятий – 30 минут, на втором – 20 минут.– для учащихся 2–5 классов (7–10 лет) не более 60 минут; – для учащихся 6 классов и старше до 90 минут. Через 20 минут работы на компьютере следует проводить гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять «глазной» комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.



АНКЕТИРОВАНИЕ

Я провёл анкетирование учеников нашего класса – 29 человек, возраст— 12-13 лет. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп.

Исследовалось:

—время, проводимое за компьютером

—имеется ли зависимость от компьютера

-информированность учеников о правилах работы за компьютером и их выполнение

—влияние компьютера на развитие интеллекта

Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

Анкета

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________

3.Для каких целей используешь компьютер?

а) учебные задания(поиск информации) б) игры в) общение

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

5.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

а) нет; б) да;

6.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

7.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

8. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

9. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр

Психологические симптомы

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нет; б) да

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да; б) нет; в) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да; б) нет; в) мне все равно

Влияние компьютера на развитие интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки; б) стратегии; в) логические г) стрелялки; д) спортивные

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ и АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопрос компьютеризации учеников.

41% школьников познакомились с компьютером ещё до школы, 59% — в возрасте от 7-ми до 10-ти лет. Один ученик начал играть на компьютере в 2(!) года и один – только в 12 лет.

50% проводят за компьютером от 2-х до 4-х часов в день, 40%—менее 2-х часов, 10%—3 чел.—более 4-х часов в день.

23% учеников—7 чел.—используют компьютер для учебных целей, почти половина класса—для игр и 9 чел. для общения.

Зависимость от компьютера.

73% ребят предпочетают непосредственное общение с друзьями,

27%—8 чел.—общаются по электронной почте.

15% —5 чел.—придя домой, сразу садятся за компьютер, кушают, пьют чай, готовят уроки у компьютера, пребывают в плохом настроении, если компьютер сломан, а 6% — 2чел.—даже угрожали, конфликтовали в ответ на запрет сидеть за компьютером. 85% — не имеют этих проблем.

С другой стороны, 27% учеников нашего класса, а это 8 человек!, провели хоть одну ночь за компьютером.

55% отдали предпочтение компьютеру по сравнению с чтением книг, 24%— читающих и 11% вообще выбрали что-либо другое.

Информированность учеников о правилах работы за компьютером и их выполнение.

60% учеников считают что сидеть за компьютером можно не более 2-х часов.

40% — считают, что не более одного часа. Все знают, что 10-ти часовое общение с компьютером—недопустимо.

37% респондентов отметили, что у них устают глаза, 50%— не чувствуют неприятных ощущений, а 13%—4 чел.—не придают этому значение.

41% школьников делают гимнастику для глаз всегда или время от времени, а 59% — пренебрегают этим.

65% учеников знают, какую угрозу представляет компьютер для здоровья, остальные 35%—10чел.—не знают или им это не интересно.

Влияние компьютера на развитие интеллекта.

Исследуя, в какие игры предпочитают играть ученики нашего класса, я выяснил:

По 22,5% приходится на «бродилки» и «стратегии», 19%— любят спортивные игры,16% увлекаются разгадыванием логических задач, 13%—4чел—«стрелялки» и не играют совсем 2 человека(!).

66% —19чел.—считают, что их интеллект повысился с приобретением компьютера.

34%—10чел.—не считают, что компьютер повлиял на развитие интеллекта.

ВЫВОДЫ

Проведя исследовательскую работу и изучив литературу по вопросу влияния компьютера на физическое и психическое здоровье школьников я выяснил, что компьютерные игры оказывают как положительное влияние (развивают память, мышление, математические способности, заставляют думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации, помогают ориентироваться в потоке информации), так и отрицательное влияние ( вызывают компьютерную зависимость), что может привести к нарушению психики, развитию синдрома игромании.

При несоблюдении санитарно—гигиенических правил работы за компьютером страдает физическое здоровьеухудшается зрение, осанка, вплоть до искривления позвоночника, развивается ожирение, появляются головные и мышечные боли).

Проведя анкетирование учеников нашего класса и проанализировав полученные результы, я пришёл к следующим выводам:

100% учеников имеют дома компьютер, более 50% — начали работать на компьютере в школьном возрасте. Интересны крайние значения—один человек в 2 года и один в 12 лет.

3 человека из класса проводят за компьютером более 4-х часов в день, остальные- значительно меньше. Я думаю, что это связано с тем, что большинство наших ребят во внеурочное время занимаются в кружках и спортивных секциях.

Почти половина класса использует компьютер для игр, но остальные – для учебных целей, что повышает общую успеваемость в классе.

Несмотря на огромные возможности общения по компьютеру (вконтакте, одноклассники, электронная почта) 73% наших ребят предпочитают непосредственное общение с друзьями, что говорит об отсутствии проблем во взаимоотношениях. Но в классе присутствуют и застенчивые, закомплексованные дети, и я вижу необходимость большинства помочь им преодолеть трудности в общении..Этого, мне кажется, можно добиться, если проводить больше времени на внеклассных мероприятиях ( поездки в театры, выставки, музеи, в спортивный лагерь, пикники и т.д).

Анализируя вопросы анкеты, связанные с зависимостью от компьютера, я пришёл к выводу, что 85% учеников не страдают зависимостью, но у 15% опрошенных ( а это 5 человек) присутствуют признаки зависимости. Надеюсь, что ребята правдиво отвечали на эти вопросы, в любом случае анкета заставит каждого задуматься над опасностью психической зависимости от компьютера.

Вопросы информированности учеников о правилах работы за компьютером и выполнении этих правил показали, что большинство знают о правилах работы на компьютере и об угрозе здоровью, но только 40% стараются выполнять эти правила, что,несомненно, говорит о постоянной заботе нашего классного руководителя—учителя информатики. Таким образом, своей работой я лишний раз напомню ребятам о необходимости соблюдений правил.

Мне показалось интересным исследовать направленность компьютерных игр, которыми увлекаются наши ребята. Выяснилось, чти на 1 месте стоят «бродилки» и «стратегии», на 2-ом—«спортивные», на 3-ем—«логические» и только 4 человека увлекаются «стрелялками». Такое распределение я отношу за счет того, что более половины учеников – девочки. Также, выяснилось, что двое ребят вообще не играют ни в какие игры.

И последнее, 66% школьников считают, что их интеллект с приобретением компьютера повысился.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но всетаки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Ознакомление учащихся нашего класса с результатами анкетирования с целью повышения информированности по данной проблеме.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap