Речевой портрет пятиклассника Описание на уровне лексики и фразеологии



РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ 5А КЛАССА

МОУ «СОШ № 36» гЕРМИ

(ОПИСАНИЕ НА УРОВНЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ)

Выполнили: Мухаметзянова Элиза

Долгих Наташа,

ученицы 5А класса

МОУ «СОШ № 36» г.Перми

Руководитель: Попова Елена Александровна,

учитель русского яыка и литературы

МОУ «СОШ № 36» г. Перми

2012

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы очевидна. В последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Речь россиян становится всё менее литературной. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой.

Школьники – это возрастная группа, которая, по мнению учёных, наиболее открыта изменениям, влияниям со стороны всех имеющихся в национальном языке форм речи, как литературных, так и нелитературных. Но при этом их речь содержит большое количество собственно подростковых слов, речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе. (1).

Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, рабочую молодёжь. Школьники быстро реагируют на все изменения, происходящие в языке, во время обучения в школе ребёнок формируется как языковая личность. Наша работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного младшего подростка — школьника. Именно сегодняшние школьники будут оказывать в дальнейшем влияние на отбор и сохранение норм языка. В этом заключается актуальность исследования.

Тема интересная нам потому, что мы сами принадлежим к этой возрастной группе и общаемся со сверстниками.

Объект исследования: устная речь учащихся 5А класса МОУ

«СОШ № 36», письменные работы и материал

анкетирования.

Предмет исследования: особенности лексикона современного

пятиклассника в процессе общения

_________________________________________________________

1. Мамаева С.В. Своеобразие речевой культуры школьника-подростка. http.www emissia.org/offline/2007

3

Цели работы: описать и проанализировать в коллективный речевой порт-

рет учащихся 5А класса школы № 36 г.Перми на уровне

лексики и фразеологии

Задачи: 1. Ознакомиться с работами, посвященными анализу процессов в

современной лексике и описанию речевого портрета.

2. Изучить лексикон учеников 5А класса и выявить его

особенности.

3. Определить степень влияния различных факторов на речь

школьников.

Гипотеза исследования:

1. Процессы, происходящие в лексике современного русского

языка, отражаются в речи учащихся 5А класса в большей или меньшей

степени.

2. Учащиеся используют в своей речи лексику различных сфер

употребления.

3. Значительную часть словарного запаса пятиклассников составляет

школьный сленг.

4. В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться

норм литературного языка

Основные понятия:

Языковая личность — любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе созданных им текстов.

Речевой портрет – воплощенная в речи языковая личность.

Коллективный речевой портрет – описание языковых явлений, присущих определённому кругу людей, объединенных по какому-либо признаку ( национальному, возрастному, социальному).1.

___________________________________________

1. Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. http//hglib.ru

4

Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по профессии или возрасту.

Социолект – речь одной социальной группы.

Идиолект – речь индивидуального лица.

5.

Активные процессы в современной лексике русского языка.

Язык – явление постоянно меняющееся и развивающееся. Именно в лексике прежде всего отражаются изменения, которые происходят в жизни общества. Каждое новое поколение вносит что-то своё: новые слова, новые оценки, новое значение, которое заключено в известных словах. В последние десятилетия происходит расшатывание литературных норм, ставящее под сомнение их неизменность и обязательность. Расширяется сфера спонтанного общения, резко сужается общение официально подготовленное, выверенное. Это открыло границы литературного языка для лексики разговорной, просторечной, жаргонной.

Уходят из употребления устаревшие или устаревающие слова, возвращается многие слова, связанные с религией.

Характерны для современного состояния лексики заимствования, разрастание сфер употребления жаргонной лексики, возвращаются слова, которые долго не были в употреблении (губернатор, купечество, департамент и т.д). Создается новая фразеология (дикий рынок, шоковая терапия, средний класс, лицо кавказской национальности, потребительская корзина и т.д.). Новыми в таких фразеологизмах являются именно сочетания слов, а не слова как таковые.

Каждое время имеет набор слов, которые становятся модными и широко употребляемыми. Это слова обвал, беспредел, раскрутка, тусовка, крутой и т.д.

Слово крутой обрело небывалую жизнеспособность: крутой прикид, разговор крутых мужчин, крутая разборка, крутая песня. Исходное значение слова утратилось в подобных контекстах, осталось лишь указание на высшую степень качества. Слова разборка и тусовка также широко употребительны, причём контексты свидетельствуют о выходе этих слов за пределы узкого жаргонного употребления. Слово тусовка восходит к карточному тасовать,

6.

но в настоящее время в глаголе тусоваться появилось значение общаться, дружить, причём контексты свидетельствуют о выходе этих слов за пределы узкого жаргонного употребления.

« Наиболее модными оказались слова переоцененные и преобразованные в общеупотребительные. Путь слова : от социолектов к литературному языку через общее просторечие отмечают учёные.» (1)

В современном русском языке идёт также процесс вхождения в общеупотребительный язык элементов просторечия, узкопрофессональных слов.

Одни названия денег, жаргонные и просторечные, свидетельствуют о растущей разговорности в рамках литературного языка: бабки, штука, кусок,

лимон, стольник, баксы, зелёные и т.д. Внелитературная лексика привлекает живостью и раскованностью речи.

Активно образуются в современном русском языке новые фразеологические выражения: новые русские, шоковая терапия, экология культуры и т.д.

Развитие компьютерных технологий в современном мире привело к созданию специального языка, который состоит из собственно компьютерного сленга. Поскольку компьютерная сфера деятельности относится к активно развивающейся, то словарь здесь постоянно пополняется. Слова часто устаревают и быстро обновляются. На базе данного профессионального языка создается сленг: клава (клавиатура), батоны (кнопки) грохнуть (стереть), хакер (компьютерный взломщик) и т.д. Словарь здесь постоянно обновляется. С появлением глобальных сетей создаются новые формы и методы

человеческого общения. Новый тип деятельности не может не отразиться в

языке, особенно обучающейся молодёжи.

Ещё два явления в современной русской лексике необходимо назвать.

Это всеобщая тенденция к огрублению речи. _________________________________________________

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. стр.7

7.

Внелитературная и даже табуированная лексика все чаще проникает в язык печати, радио и телевидения. Хуже всего по своим последствиям, что такая речь распространена в детском школьном коллективе. Внелитературная

сфера русского языка в последнее время размывает границы литературной

речи, « Кксожалению, часто русский язык воспринимается через призму

русского мата».1

Также одним из наиболее активных языковых процессов в настоящее

время оказался процесс заимствования иноязычных слов. С одной стороны ,

это действительно потребность в корне изменившейся жизни, с другой –

американомания, когда привлекательными оказываются стандарты жизнен-

ного уровня, манера поведения, вкусы. На волне удовлетворения потребно-

стей языка всплыло много словесного хлама, ненужного, засоряющего язык.

Иностранное слово стало не только необходимым, нужным, но и привлека-

тельным, престижным.

Таково общее направление изменений, происходящих в современной

русской лексике. В данной работе одна из задач: пронаблюдать, какие из

этих процессов получили наибольшее отражение в лексиконе пятиклассни-

ков.

__________________________________________________

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. стр.7

8.

В последнее время наиболее актуальным учёные считают изучение языковой личности, принадлежащей к определённой социальной или возрастной группе (бизнесмен, актер, политик, студент, школьник). Вследствие этого и появилось понятие речевой портрет. Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности: фонетического, словообразовательного, лексического и т.д.

Анализ языкового материала позволил создать коллективный речевой портрет учащихся 5А класса школы № 36, характеризующий особенности речи на лексическом и фразеологическом уровнях. В данной работе лексикон учащихся анализировался и описывался с точки зрения употребления слов, принадлежащих к различным формам речи.

Мы выяснили, что для лексики пятиклассников свойственны единицы всех форм речи: литературной, просторечной, жаргонной, причём употребляются эти единицы в зависимости от ситуации в различном количестве. Используют также пятиклассники термины, заимствованные слова, слова-паразиты, в общении распространены прозвища и клички.

По данным анкетного опроса учащихся 5А класса

общеупотребительной лексикой пользуются 100%

специальные слова употребляют 57,8%

сленг 89,4%

табуированную лексику используют 42% опрошенных

( из них мальчики – 33%; девочки -60%)

« Школьник в своём речевом общении как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям. В речи это проявляется как феномен переключения кода. В различных коммуникативных ситуациях и в соответствии с речевыми требованиями малых социогрупп школьник использует различный набор лексики 1

___________________________________________________________

1. Подростковая субкультура и её влияние на развитие личности школьника.

htth//referatvork.ru

9.

Общеупотребительной лексикой, речью, приближенной к литературной, учащиеся 5А пользуются при устных ответах на уроках, в письменных работах, разговорах с учителями и другими взрослыми людьми. Такой вывод позволяет сделать анализ устных ответов и письменных работ учащихся

(изложение, размышление по пословице и ответ на вопрос). В официальной обстановке учащиеся стараются оставаться в рамках литературной речи, почти не используя просторечные слова и жаргонизмы. Правда, лексикон отличается однообразием, повторением одних и тех же слов, иногда встречается смешение значений, неточное знание смысла. Это говорит об ограниченности словарного запаса.

Употребление слов-терминов связано с изучением различных школьных предметов и с внешкольными занятиями . Из того количества учащихся, которые отметили использование терминов в своей речи, только 21% приводят примеры таких слов ( штрафной, навес, графика, баскетбол, ноты, клавиши, ритбергер, каскад, финиш и т.д.). В отдельных случаях учащиеся путают специальное слово и жаргонизм.

Важной характеристикой лексического портрета учёные считают знание и использование в речи фразеологических выражений.1

Для исследования этой части лексического портрета учащимся были предложены 20 фразеологических оборотов, взятых из учебника русского языка для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской.

Учащиеся должны были объяснить значение фразеологизмов на собственно лексическом уровне. Фразеологизмы предъявлялись вне контекста

Верно были объяснены 22,6% фразеологизмов; наибольшее количество правильных объяснений дано выражениям белая ворона (53,8%) и обвести вокруг пальца ( 77%). Не объяснили никак 49% выражений, 10% были ис-

толкованы приблизительно, 3% выражений поняты буквально.

1.Жилинская А.Л. Критерии понимания школьниками-подростками метафорического значения», 2004г. www/fpo\ppsy\d8.html.

10.

Из десяти современных фразеологических единиц учащимся оказались понятны только два выражения: лицо кавказской национальности (61%) и группа поддержки (73%), выражения шоковая терапия, новые русские правильно объяснили только 2 человека.

Данное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В официальной обстановке учащиеся контролируют свою речь,

стараясь держаться в рамках литературной нормы.

2. Фразеологизмы не входят в активный словарный запас

пятиклассников, что говорит небольшом речевом опыте учащихся.

3. Метафорический смысл фразеологизма большинству опрошенных

непонятен.

Важной составляющей частью речевого портрета современного пятиклассника является использование компьютерной лексики. Компьютерная лексика – это слова, тематически связанные с компьютерной сферой и сферой компьютерного общения.

Нами была проведена анкета, позволяющая выявить, какие слова компьютерной тематики активно используются в речи учащихся 5а класса, какие отсутствуют, какую часть из них составляют жаргонные слова, какую термины.

По разнообразию слов самые представленные — это части компьютера, дополнительные устройства – 14 слов ( монитор, мышка, клавиатура, процессор, экран, материнская плата, принтер, модем, колонки, джостик, скайп, веб-камера и т.д.); на втором месте компьютерные игры и приставки – 12 слов; на третьем – носители информации – 7 слов (флешка, диск, дискета, жёсткий диск, карта памяти, болванка, файл); 6 слов – названия глобальной сети: нэт, инет, интик, интер, лазейка, инт; 5 слов: наименования компьютера: компьютер, комп, компик, компак, ноут.

Из операционных систем и компьютерной техники названы Windows, XP, из специалистов – программист, пользователь, хакер, ремонтник.

11

Совсем не указали учащиеся таких слов, как портал, чат, ник, сайт, блог,

Это говорит о том, что активными пользователями социальных сетей учащиеся 5А пока не являются.

Существенных различий в использовании компьютерной лексики между мальчиками и девочками не отмечается.

Часть слов, используемых ребятами являются компьютерными терминами: монитор, клавиатура, интернет, процессор, компьютер, принтер, программист. Большинство компьютерных слов сленговые, образованные от терминов: клава, вебка, флеха, пень, аська, винда, виста, болванка, интик, компик, компак и т.д.

Таким образом, компьютерная лексика – важная составляющая лексического портрета учащихся 5А класса.

Достаточно большой объем всего лексического состава речи учащихся 5А класса составляют жаргонные слова и выражения, характерные именно для подростковой среды. На этой части речевого портрета мы остановимся наиболее подробно. Подростковый сленг как явление продолжает возникать и стабильно присутствовать в языковой субкультуре молодёжи. Сленг – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста, в данном случае учащихся 5А класса.

Сленг используется большинством учащихся, но 50% учащихся

понимают значение термина сленг на интуитивном уровне, 44% затруднились определить это понятие, и только один опрошенный знал значение слова. На вопрос: «Употребляете ли вы в своей речи сленг?» 89,4% учеников ответили утвердительно, причём существенных различий между мальчиками и девочками нет.

Сленгом учащиеся пользуются в разных ситуациях:

— в общении с родителями — 52

— в школе – 60%

12

— в кругу друзей и сверстников – 72%

— с учителями – 16%

— нигде – 10%

Понятно, что эти слова не воспринимаются учителями как хорошие, и учителя их использование не одобряют. Это отмечают учащиеся.

Это язык общения своего круга , поэтому среди одноклассников и друзей сленг используется более широко.

Настроение на использование сленга не влияет, это отметили 70% опрошенных, они употребляют его всегда.

По мнению учащихся, одобряют сленг:

— 64% одноклассников и сверстников

— 35% родителей,

— 12% учителей

— 4% посторонних людей

— 15% ребят считают, что сленг не одобряет никто.

На вопрос: «Обогащает ли сленг русский язык?»

— 26% ответили утвердительно

— 12,% считают, что сленг делает речь ярче и выразительней

— 27% — что сленг обедняет речь.

В одном из вопросов анкеты нужно было продолжить предложение

Наличие сленговых слов и выражений говорит о…

23% — считают, что о недостатке образования 35% — о высокой культуре общения;

19% — о принадлежности к молодёжной культуре

27% — речевой небрежности

12% — о желании выделиться

Ответы свидетельствуют о том, что учащиеся 5А не очень осознанно относятся различают литературный, разговорный и жаргонный язык. Скорее

13.

всего под высокой культурой общения они понимают свою вписанность в любой круг общения, а не общение на литературном языке.

Абсолютное большинство ребят (70%) считают. Что у сленга есть будущее, 31% отметили, что сленг изменится, но сохраниться как язык молодёжи.

Сленговые слова и выражения, используемые учащимися 5А класса мы записывали в устном общении и через толкование наиболее распространенных слов и выражений определяли, какие из них входят в активный словарь.

Нами составлен словарь сленговых слов и выражений учащихся 5А (приложение №2)

В слеге 5А класса представлены слова различных тематических групп.

1. Сфера школы

наименования предметов ( природа, физра, матра)

— наименования учеников ( немец, ботаник, очкарик, пацан, чувак)

2. Сфера досуга

бухать, наруто( мультик), травка, туса, тусить

3. Жаргон сферы быта

— слова, называющие части тела (башка, грабли)

— слова, называющие одежду, обувь (кроссы, джинса)

— слова, называющие технику ( комп, компик, клава, тачкаська)

4. Сфера оценки

Это самая многочисленная группа слов в жаргоне 5А класса: ваще, йес, круто, клёво, классно, кул, косяк, накосячить, офигенно, прикольно, сто пудово, умора и т.д.

Многие жаргонные слова образовались в результате переосмысления общеупотребительных слов:

Иди лесом – уйди; кривой – некрасивый, косяк – ошибка, отработать — забрать, отвали – уйди, обломиться – потерпеть неудачу, разборка – драка. тренер – главный, руководитель, умотаю – убью

14.

Экспрессивная лексика чаще имеет положительную оценку: клёво, круто йес, кул, прикольно, здорово, да ты чё.

Сленг меняется с течением времени, причем появление новых понятий и исчезновение старых происходит довольно быстро. В ходе работы мы сравнили словарь активного сленга подростков 14-16 лет в 2008 – 2009 годах 1 и словарь сленга учащихся 5А. У старших подростков он гораздо больше по объёму, насчитывает 220 слов, учащихся 5А – 100 слов ( не считая прозвищ).

Исследования учёных подтверждают, что у старших подростков больше выражено стремление обособиться от мира взрослых за счёт изобретения своего языка, кроме того у старших подростков сленг – это своеобразный сигнал «я свой».

Заметные изменения произошли и в составе сленга. Только 30% слов, которые используют пятиклассники, отмечены в словаре сленга 2008 года, то есть за 3- 4 года сленг обновился на 70%. У большинства сленговых выражений сохранилось прежнее значение, это такие слова, как базар – разговор, ясен пень – ясно, шпора – шпаргалка, точняк – точно, хай – привет и т.д.; часть сленговых выражений ( 13%) полностью или частично изменили значение: забить на всё – было забыть обо всём, стало – облениться; косяк- оплошность сохранилось, но появилось значение курево, отвянь – иди домой, сейчас в значении отстань и т.д.

Используют учащиеся 5А слова-паразиты: блин, как бы, а я такая, он такой, что говорит о бедности словарного запаса

Неотъемлемую часть лексического портрета 5А составляют прозвища. Они отмечены более чем у половины класса (58%). В основном образованы от имен и фамилий учащихся: Ива, Ляля, Шмяк, Малыга, Желток, Элиза Бет Стрит, Витас, Денчик и т.д., реже отражают какие-то особенности внешнего вида, поведения или характера: Толстый, Хома, Милена левая, Булка.

__________________________________________________________

1.Сленг . Русский язык. http//rusuror.ru

15

В результате исследования мы выяснили, что в состав речевого портрета учащихся 5А на уровне лексики входят:

— Общеупотребительные слова



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap