Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме Пути развития универсальных уч





Введение.

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

И я думаю, что очень важно сегодня понять и признать тот факт, что школа перестала быть для ученика основным главным местом получения информации. В современных условиях ребенок больше не получает информацию из одного учебника и от одного учителя. Источники информации весьма многочисленны и многообразны. Поэтому, принцип получения готовых знаний перестал быть актуальным, мотивированным для учеников. И сегодняшнему учителю необходимо показать и научить ребенка технологии получения знаний, работе с источниками информации, оценке качества и компетентности различных источников информации. Назрела необходимость нового содержания образования, которое согласно ФГОС должно включать в себя систему универсальных учебных действий.

Цель моей работы:

рассмотреть возможность формирования и развития УУД на уроках физики.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть классификацию универсальных учебных действий

2.Выделить группы функций УУД

3.Выяснить какие УУД можно развивать при различных формах организации обучения физики

Универсальные учебные действия (УУД).

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Поэтому в настоящее время в качестве главных результатов надо выделить не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться; способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных УУД выделяют:

-Личностные

— Регулятивные

— Познавательные

— Коммуникативные

Личностные УУД:

— действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка — выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

+с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Функции УУД можно условно разделить на 3 группы:

1. Регуляция учебной деятельности (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач)

2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности (готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в обществе)

3.Обеспечение успешности обучения (формирование целостной картины мира, усвоение знаний, умений и навыков)

Хочется отметить, что раскрытие предметного материала перед учащимися, проведение с учениками лабораторных работ как в классе, так и самостоятельного эксперимента или наблюдения — дома, организация у индивидуальных и групповых работ в классе, а также и при подготовке домашних заданий, составление кратких сообщений и докладов, различные внеурочные занятия по физике, в том числе исследовательские и конструкторские проекты и решение различных физических задач, — все это и многое другое в комплексе позволяет сформировать у учащихся все группы универсальных учебных действий.

Я попытаюсь изложить какие универсальные учебные действия и при каких формах организации работы можно успешно развивать на уроках физики.

Развитие УУД при выполнении лабораторных работ.

Особенности физики как учебного предмета позволяют формировать и развивать регулятивные универсальные учебные действия при выполнении лабораторных работ ,при выполнении домашних экспериментов ,при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

В нашей школе ребята математических классов начинают изучать физику с 5 класса. Ведется пропедевтический курс ,обучение проходит по УМК Е.А. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак, «Физика. Химия. 5-6 классы. На занятиях данного цикла ребята познают как устроен мир, как связаны между собой явления природы. Очень много выполняют практических работ как непосредственно на уроке так и дома. При выполнении таких заданий ребятам необходимо самостоятельно организовать свою деятельность, иногда используя пошаговую инструкцию для выполнения работы, а порой и самим полностью распланировать свою работу, сделав вывод. (Приложение 1)

В старших классах при проведении лабораторного практикума, например, по механике учащиеся получают только название лабораторной работы и список оборудования, которым они могут воспользоваться. Ребята работают в группах. Деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, измерение, представление и обобщение результатов, включая расчет погрешностей измерений. После выполнения работы свои работы ребята защищают. Доказывают целесообразность именно выбранного ими эксперимента, «удобность» обработки полученной информации. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. (Приложение2)

Развитие регулятивных и личностных УУД в проектной деятельности.

В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по крупным темам, уроки конструирования или использование элементов конструирования на уроках, можно выполнять краткосрочные проекты. Проекты во внеурочной деятельности реализуются индивидуально или в группе. В этом случае и формирование проектных групп осуществляется «по желанию». Работа в них протекает в более благоприятной, комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче. При работе над проектами продолжается формирование умения целеполагания.

Уже традиционно на базе нашей школы проходят Открытые Ломоносовские чтения по различным учебным секциям. Работа над проектом начинается примерно за полгода до мероприятия. Основным критерием в выборе тем служит актуальность вопроса на сегодняшний день. Это очень сложная и кропотливая работа, как для учителя так, и для ученика.

Подготовка к Ломоносовским чтениям включает в себя несколько этапов:

1.Выбор темы.

2.Подбор и изучение информации по теме.

3. Планирование эксперимента ( при возможности) или анкетирование по данной теме.

4. Обработка всех полученных результатов.

5.Представление информации в виде реферативной работы.

6.Планирование публичной защиты (подготовка выступления, презентации) (Приложение 3,4)

Работа над проектом позволяет развивать не только регулятивные действия, но способствует и развитию коммуникативных и познавательных действий.

Роль информационных и компьютерных технологий при обучении физике для развития УУД.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Важно не забывать ,что компьютер — лишь инструмент и помощник, который остается лишь средством обучения, хотя и весьма совершенным. А учитель — это человек, воспитатель, наставник. Его роль в процессе воспитания и обучения совершенно особая и определяющая.Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающим. На обычных уроках эти контакты ограничены. Поэтому целесообразно предоставить компьютеру некоторые из простых обучающих функций, а учителю дать возможность сосредоточиться на более сложных.Основными компьютерными технологиями на уроках физики возможно можно назвать:

Компьютерное моделирование;

Проведение модельных лабораторных работ;

Использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий;

Контроль знаний, тестирование;

Это деление довольно условно. Большинство программных средств объединяет в себе эти технологии. Среди них можно назвать такие как «Открытая физика», «Физика в картинках» (компания Физикон), «1С: Репетитор. Физика» (фирма 1С), «Курс физики для школьников и абитуриентов» (фирма МедиаХауз), «Физика в текстах, решениях и демонстрациях для школьников и абитуриентов» (Росучприбор) и многие другие.

Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование смыслового чтения .Для работы над формированием этого навыка недавно стала использовать работу с Google документами. Ребята получают задания, для выполнения которого требуется строго определенное время. В Приложении 5 представлен фрагмент такого задания, точнее результат выполнения задании (Тема : повторение темы «Сила трения» . Задание: изучить материал и на основе прочитанного заполнить таблицу.)При составлении этого задания мною планировались не только развитие познавательных и регулятивных действий, но и развитие личностных УУД таких как наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Персональный компьютер (ПК) на уроке следует рассматривать как современное техническое  средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития  нестандартного творческого мышления учащихся.

Творческим заданием для учащихся может быть создание  слайдов презентаций (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволяет не только глубже понять материал, но и развивать личностные результаты такие как внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка дополнительные умения пользователя (задания такого рода с удовольствием выполняют ребята, для которых изучение предмета не является очень успешным ).

Заключение.

В своей работе я кратко рассмотрела возможности формирования и развития УУД на уроках физики. Рассматривая этот можно сказать, что нельзя как то конкретно выделить что именно одно универсальное учебное действие развивается на конкретном уроке , все они взаимосвязаны.

И для себя пришла к следующим выводам:

-для того чтобы реализовать ФГОС, необходимо полностью пересмотреть построение и само содержание всего учебного процесса при обучении физики.

-сделать акцент на качественной стороне явлений и уменьшение доли расчетных задач.

— выбирать формы организации учебного процесса ,в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

То есть меняться надо прежде всего учителю, менять методы работы, но не стоит все кардинально «перечеркивать» и начинать с нуля, ведь в практике работы каждого учителя есть свое рациональное зерно.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru 

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование.

4. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

Приложение 1

5 класс

Домашнее экспериментальное задание:

Измерьте объем яблока или картофелины.

Оборудование: тарелка, мерный стакан (банка или бутылка известной емкости), яблоко или картофелина, линейка.

Ваши действия:

1____________________________________________________

2____________________________________________________

3____________________________________________________

4____________________________________________________

5____________________________________________________

V=_________________

Домашнее экспериментальное задание:

Проведите опыт

Оборудование: тарелка, кусочек пенопласта, расческа или пластиковая линейка, кусочек шерстяной ткани.

Ход работы:

Налейте в тарелку воду.

Опустите в воду «кораблик» (кусочек пенопласта).

Наэлектризуйте расческу (линейку).

Поднесите (не касаясь) расческу к «кораблику»

Опишите и объясните наблюдаемое явление

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

Приложение 2

10 КЛАСС (ПРОФИЛЬНЫЙ)

Лабораторный практикум по механике:

1.Определение скорости снаряда при помощи баллистического пистолета.

2.Изучение прямолинейного равноускоренного движения.

3.Определение начальной скорости, дальности полета и высоты подъема при стрельбе под углом 450.

4. Сравнение импульса упругости пружины с изменением импульса снаряда.

Приложение 3

Пример планирования работы для Открытых Ломоносовских чтений

Восприятие цвета

Автор: ученица 9 «М» класса

Шаповалова Юлия

Цель нашей работы: Выяснить, каким образом человек воспринимает цвет, и как цвет влияет на жизнь человека



Объект исследования: Восприятие цвета человеком

Исследуя данную тему, мы должны решить следующие задачи:

Изучить историю цвета и его характеристики

Рассмотреть строение человеческого глаза

Выяснить, как человек воспринимает цвета и сочетания различных цветов.

Влияние цвета на восприятие человеком окружающей среды.

Приложение 4.

Мыльные пузыри.

Автор: ученица 10 «Г» класса

Максимова Дарья

Цель нашей работы:

Получить практическое подтверждение, что поверхностное натяжение жидкости зависит от ее состава.

Объект исследования: Структура мыльного пузыря

Исследуя данную тему, мы должны решить следующие задачи:

Узнать, что такое мыльный пузырь с точки зрения физики?

Изучить понятие поверхностного натяжения.

Провести практическую работу по изучению поверхностного натяжения.



Опробовать на практике различные рецепты мыльных пузырей

Приложение 5

Заполненная таблица в Google-документе








sitemap
sitemap