Историзм в математике



Цели и значение использования исторического материала при изучении математики.

При работе над данной темой я просмотрела много методической и исторической литературы (см. список использованной литературы). В учебниках и фундаментальных изданиях вопросу использования элементов историзма на уроках математики уделено мало внимания. Просто сказано, что надо использовать исторические экскурсы на уроках, указывается на то, что это эффективное средство повышения интереса к предмету, но конкретного материала очень мало; нет анализа проблем, которые могут встретиться при отборе нужного материала, очень мало конкретных разработок, а также не рассмотрены общие принципы использования исторических экскурсов в обучении математике.

Лишь в небольших брошюрах и пособиях для учителей удалось найти элементы методики использования истории науки на уроках математики.

Сначала, как и в любом деле, нужно поставить вопрос «зачем»?

Учитель должен четко определить, какие цели он преследует при использовании элементов историзма в обучении математике.

Я выделила бы следующие цели:

Показать как возникли из практического опыта людей те или иные проблемы, решенные с помощью математики. Проследить многообразные связи математики с практическими потребностями и деятельностью людей.

Установить межпредметные связи между математикой и другими науками. Подтвердить

следующее высказывание – «математика — царица наук».

3)Способствовать развитию интереса к математике, более глубокому и прочному усвоению науки,

зарождению и формированию методов научного познания, умственному развитию, укрепле-

нию принципа сознательности в обучении.

4)Формировать у учащихся творческий подход к науке.

Воспитательные цели:

1)Воспитать у учащихся любовь и уважение к талантливым ученым.

2)Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, показать коллективный и интернациональный характер математического творчества; доказать, что культурное и научное наследие каждого народа является наследие и сокровищем всех народов мира.

3) Рассказывая о великих русских ученых, способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за свою страну. (А сейчас так необходимо стремиться повысить престиж России, именно в глазах ее юных граждан).

4) Воспитывать у учащихся пытливый ум, упорство и настойчивость в достижении цели.

Сформулировав основные цели использования исторического материала при обучении математике в школе, подробнее остановлюсь на следующих:

1. Использование историко-математических средний повышает интерес школьников к изучению математики.

2. Ознакомление учащихся с материалами из истории математики вносит в учениях элемент занимательности и развлекательности, который связан с разного рода историческими курьезами. Важно, что занимательное не исключает серьезное, содержательное; оно может служить только формой, с помощью которой начинается серьезный научной разговор, переход к современной математической науке.

3. Еще Н.И. Лобачевский рекомендовал применять исторический подход в преподавании любого учебного предмета, особенно в старших классах. По его мнению, это показывает науку не только в её прошлом и настоящем, но и в перспективе.

4. Для воспитания научного мировоззрения представляет огромную ценность знакомство с основными моментами истории науки и на учёных открытий. Как человечество переходит от незнания к элементам знаний и от неполного знания — к более полному, невозможно выяснить без обращения к истории науки. Только с помощью исторического подхода можно проследить огромный сложный процесс, который прошла математика в своем развитии, как со временем менялись её идеалы и основные направления исследований. Такой подход поможет понять школьникам принцип построения школьного курса математики. Указание на то, что школьная математика не оканчивается знаниями, полученными до 19 века, должно служить стимулом для дальнейшего углубления в математическую науку и овладение современными основами.

5. Для большинства учеников математика сложна тем, что она обладает крайней абстрактностью своих понятий и в то же время исключительной широтой применимости получаемых результатов к самым различным областям человеческой деятельности. В чём сила абстракции? Почему абстрактная теория позволяет устанавливать количественные закономерности различных по своей физической природе реальных явлений? Как возникают её теории? Все эти вопросы требуют своевременного ответа. Удачное рассмотрение их учителем позволит внести серьёзный вклад в воспитание.

6. Сопровождение уроков примерами из этнографических источников, отрывками из произведений далёкого прошлого, свидетельствами путешественников создаёт основу для исторического подхода к пониманию процесса возникновения и развития научных понятий. «Идея о том, что практика во всём её разнообразии является основной движущей силой развития математики, должна быть близка учащимся буквально с первых лет их обучения». (1, стр.5).

7. Беседы о роли отечественных учёных в развитии науки важны не только для воспитания патриотизма, но и для уверенности в собственных творческих возможностях. «Деятельность многих ученых часто становится примером для самостоятельного творчества молодежи, побуждает её к смелым научным дерзаниям, воспитывает пытливый ум, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей». (1, стр. 8).

Большое воспитательное значение имеет не только изучение жизни и творчества великих математиков, но и ознакомление учащихся с их воззрением на сущность и задачи математики, на роль учителя в обществе, на значение человека на земле.

«Ни в науке, ни в искусстве, ни в горах прекрасное не достигается иначе как трудом»… «Вдохновение не посещает ленивых» (Александров А.Д. Покорение вершин мастерства. — Наука и жизнь, 1970, № 8, стр. 11). Высказывание великих ученых всегда полезно приводить, ведь это не абстрактные фразы, а мысли, подтвержденные самой их жизнью.

8. Не следует ограничиваться беседами только об отечественных ученых, поскольку процесс науки связан не с каким-то избранным народом.

Все народы вносили и вносят свой неповторимый вклад в культуру и науку. «Только одни условиями своего существования были поставлены в неблагоприятную обстановку и в течение некоторого времени были лишены возможности творчески участвовать в научном процессе». (2, стр. 5). Но когда обстановка изменяется и возникают необходимые благоприятные условия, эти народы начинают активно развивать все области человеческой культуры. Это поможет овладеть основами математики и ученикам гуманитарного склада, любящим историю и литературу.

Таким образом, я кратко охарактеризовала основные цели использования исторического материала при обучении вообще и математике в частности. Перейдем теперь к анализу основных методических принципов использования элементов истории при изучении математики в школе.

Список литературы:

Элементы истории в процессе преподавания математики, Минск.

Виленкин Н.Я., Шварцбурд С.И. Равенства, тождества, уравнения .



sitemap
sitemap