Историко-литературный конкурс Моя Сибирь Номинация Моя школа Габрусевич Николай Григо



Историко-литературный конкурс «Моя Сибирь»

Номинация: Моя школа

Габрусевич Николай Григорьевич – бывший директор школы, ветеран педагогического труда и мой прадедушка.

Выполнил:

ученик 5 кл.

Порошин Владимир Витальевич

Руководитель:

Учитель истории и обществознания

Габрусевич Сергей Николаевич

Тел: 8-908-808-91-40

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Колосовского муниципального района Омской области «Таскатлинская средняя общеобразовательная школа» — 2012

Свою работу я считаю с одной стороны краеведческой, т.к. она связана непосредственно с моим родным селом, с моей школой. С другой стороны она связана с изучением моего рода: Николай Григорьевич – мой прадед по маминой линии. И то и другое актуально, важно для меня. Знать свою родословную, историю своей школы очень интересно. Село Таскатлы – моя малая Родина. А моя школа – мой второй дом: здесь я учусь, здесь работали мои прабабушка и прадедушка, и здесь же трудятся мои дедушка и бабушка, папа и мама. Мой прадед – почетный член нашего школьного общества, и я считаю, что его личность, трудовая деятельность заслуживают внимания.

Мой прадед (по маминой линии) Габрусевич Николай Григорьевич родился первого августа 1937 года в д. Дубрава Колосовского района в семье крестьян. Своего отца, а моего прапрадеда Габрусевича Григория Тимофеевича помнит очень смутно, потому что в 1941 году он ушел на фронт, а в 1943 году погиб в Гомельской области.

В 1946 году дед поступил в первый класс Дубравинской начальной школы, продолжил обучение в Таскатлинской семилетней школе, а в 1956 году закончил десятый класс в Колосовской средней. В школе он был старательным учеником и к тому же способным. В 1957 году Николай Григорьевич был назначен учителем физкультуры и французского языка Ламановской семилетней школы. В 1958 году переведен во Владимировскую семилетнюю школу учителем биологии, физкультуры и труда. В личном деле сохранилась выписка из приказа об объявлении благодарности Николаю Григорьевичу за хорошую постановку работы в школе по изобразительному творчеству детей, активное участие в выставке детского творчества.

В 1960 г. Николай Григорьевич был переведен в Таскатлинскую восьмилетнюю школу учителем физкультуры, географии и завучем. В этом же году прадед поступил на заочное отделение Омского государственного института имени А.М. Горького на географический факультет и в 1966 году закончил его.

А в 1964 году он был назначен директором школы. Николай Григорьевич стал шестым по счету директором Таскатлинского образовательного учреждения, и из десяти его директоров работал самое длительное время: педагогический коллектив прадед возглавлял целых 34 года. С новой должностью забот прибавилось. Сейчас интерьер школы поменялся. Но в семейном архиве Николая Григорьевича хранятся фотографии, на которых изображено оформление коридоров школы, кабинетов. Вечерами, ночами дед изготавливал стенды, различные уголки. На пришкольном участке была оборудована географическая площадка, мастерская полностью укомплектована необходимыми станками, инструментами. В каждом кабинете были технические средства обучения: киноаппарат, кодоскоп, фильмоскоп, музыкальный проигрыватель.

С учениками на берегу реки Оши Николай Григорьевич построил стрелковый тир. Рядом располагалась спортивная площадка. Вокруг школы находились развлекательные аттракционы для ребят: качели, песочница, лабиринты. Была оборудована волейбольная площадка.

В месте впадения реки Куяновской в Ошу Николай Григорьевич вместе с ребятами-старшеклассниками оборудовал пляж, был завезён песок, построены кабины, «грибки», лежаки для взрослых и детей. Это было любимым местом отдыха в летнее время не только для школьников, но и для взрослых жителей села.

По своей сути Николай Григорьевич – новатор. Впервые в районе перевёл старое здание восьмилетней школы с печного отопления на электрическое: установил четыре водяных электрических котла. Это было в 1964 году. А до этого нужно было топить тринадцать печек. Дрова заготавливали учителя, старшеклассники и родители учеников. В школе было собственное радиовещание. В каждом кабинете функционировала своя радиоточка, с помощью которой делались различные объявления, на переменах играла музыка. На территории школы, в саду, был сооружён настоящий фонтан. Всё это стоило огромного труда, нервов, морального и физического напряжения. Таков Николай Григорьевич директор. В то время в школах не было подсобных рабочих, завхоза, потому все работы по оформлению, оборудованию проводились с непосредственным участием директора. После введения в эксплуатацию нового школьного здания в 1977 году Николай Григорьевич сам завозил всю мебель, оборудование, сам же и грузил и разгружал машины. Благодаря бережному, заботливому отношению Николая Григорьевича к школьному зданию, оно ни разу не подвергалось капитальному ремонту. Школа блистала чистотой и была очень уютной.

Педагогический коллектив неоднократно награждался за лучшую подготовку к новому учебному году, за успешное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки.

Детей в школе было тогда много – 180 и более человек. При школе работал интернат, в котором жили ученики соседних сел – Николаевки и Кучков. За год директор был обязан посетить 125 уроков, завуч – 140. Все ребята являлись членами октябрятской и пионерской организаций. Директор строго следил за соблюдением режима дня. Ученики постоянно участвовали в спортивных соревнованиях «Старты надежд», игре «Зарница». В музее хранятся многочисленные грамоты и дипломы школьных команд. Среди учащихся не было курящих.

Школа принимала активное участие в районных конкурсах, смотрах: смотр детского творчества (эстрада, фольклор, «Школьные годы чудесные»), фестиваль детского самодеятельного творчества «Радуга».

Учителя в то время занимались лекционной, пропагандистской работой с жителями села, распространяли политические и научные знания, являлись агитаторами. Вместе с учениками они посещали фермы, полевые станы.

Каждое утро директор был обязан присутствовать на планерках колхоза им. Чапаева. Связь с хозяйством была очень тесной. Учителя с ребятами каждую осень трудились на уборке колхозного картофеля. Старшеклассники вместе с педагогами помогали хозяйству на току: подрабатывали зерно. На пришкольном участке всегда был хороший урожай огурцов, часть которого передавалась на питание взрослых во время уборочной страды. На школьном участке также всегда рос в большом количестве лук-батун – первая весенняя зелень, которую школа предоставляла в нужном количестве на полевые станы во время посевной. В свою очередь правление колхоза выделяло для школьной столовой мясо, молоко, сметану.

Николай Григорьевич вносил личный вклад в распространение научных и политических знаний среди населения, являясь активным членом общества «Знание». Об это свидетельствуют его Благодарственные письма и Грамоты. У Николая Григорьевича — высшее политическое образование: в 1978-1980 гг он обучался в Омском университете марксизма-ленинизма. Кроме этого мой прадед работал в органах Народного контроля, являлся членом товарищеского суда, а затем и его председателем, был депутатом сельского Совета. Николай Григорьевич – отличник народного просвещения, ветеран труда. В нашем селе – он уважаемый человек.

У моего прадеда много увлечений: в молодости он любил охотиться, рыбачить. До сих пор увлечён техническим конструированием. Мотоколяску он превратил в маленький автомобиль. Дед сконструировал арбу для вывозки сена, по собственному чертежу сделал стогомёт для трактора Т-25 (Владимировец). У него умелые руки: он может сложить печку, изготовить простую мебель, подшить валенки. А еще он – отличный садовод. Николай Григорьевич грамотно разбил сад: в летнее время там можно полакомиться разными сортами яблок, ягодами смородины. А еще он – отличный дед, водился со мной, когда я был маленький, рассказывал много сказок собственного сочинения. Я очень уважаю своего прадеда и горжусь им.



Уважаемых людей в нашем селе много: ветераны ВОВ, труженики тыла, передовики производства, награжденные Орденами Красного Трудового Знамени, Орденом Ленина. Я считаю, что о таких людях надо нам всем знать побольше, надо исследовать их трудовую деятельность. Их труд и жизнь – пример для подражания. Это наше прошлое, наша история. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» — это слова А.С. Пушкина.








sitemap
sitemap