История возникновения шахмат



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №144 Калининского района

История шахмат

Работу выполнил:

Линьков Александр ученик 4 класса

Руководитель:

Александрова Диана Николаевна

Санкт-Петербург

2012-2013

Введение

Темой исследования настоящей работы является история возникновения и развития самой популярной настольной игры шахмат.

1500 лет шахматы являются самой популярной настольной игрой в мире. Эта игра сочетает в себе одновременно искусство, науку и спорт. Именно по этой причине множество людей во всем мире раньше и сейчас садятся за доску с желанием одержать победу в противостоянии умов. Победитель в шахматах вправе считать себя не только сильнее противника, но и умнее его.

Шахматы развивают мышление, память и фантазию. Интеллект, как и физическую силу можно развить с помощью работы, а шахматы – это идеальная работа для ума.

ОглавлениЕ

I.Введение2

II.основная часть2 1.История возникновения шахмат3

2.История развития шахмат5

3.Проникновение шахмат в Европу11

4.Появление шахмат на Руси12

III.Заключение и выводы13

IV. Литература14

V. Приложения.………………………………………………………………

Цель работы:

изучить историю возникновения и развития шахмат

Задачи:

— познать историю создания шахмат

— исследовать пути развития игры

— провести сравнение шахмат с событиями из жизни людей

— исследовать виды шахматных игр в разных странах мира

— провести исследование среди школьников на предмет знания шахмат

— определить полезность шахмат для развития человека

основная часть

История возникновения шахмат.

Мною были сделаны выводы.

Что такое шахматы: Спорт, наука или искусство, как вы думаете?

Те, кто считает, что спорт конечно правы – состязание, победа или поражение – все это есть в шахматах. Однако, шахматы это еще и искусство и наука:

— Каждая партия по-своему уникальна, как творение художника или композитора;

— Тактика и стратегия шахмат имеют свои законы и аксиомы, без знания которых, даже очень умный взрослый, не обыграет и ребенка, вооруженого шахматной теорией.

На мой взгляд, шахматы – это, прежде всего игра, сочитающая в себе и науку и творчество и спорт.

     Шахматы – это, прежде всего игра, и первые шахматисты, не обремененные мыслью о стратегии и тактике, не мудрствуя лукаво, вели в бой свои игрушечные армии навстречу противнику. Подобно неопытным полководцам,

Игроки древности, не давали себе труда задуматься о гармоничном развитии своих сил на поле боя и уповали на численное превосходство, не понимая, что успех в битве обеспечивает лишь преобладание над противником на главном участке фронта. Большинство партии, дошедшие с тех времен, кажутся наивными, хотя порой они очень интерсны.

История шахмат насчитывает 1500 лет. Эта игра впервые появилась в Индии в 6 веке нашей эры под названием чатуранга.

Древние индусы играли в шахматы вчетвером. У каждого игрока фигуры были своего цвета: чёрные, зелёные, жёлтые и красные.

В чатурангу играли на доске 8 на 8. В армии каждого игрока было по восемь фигур:

раджа

слон

конница

колесница

пехота (4 пешки)

, позже к этой армии добавился визирь, он же ферзь.

В отличие от современных шахмат, в чатуранге присутствовал элемент случайности — возможные ходы определялись броском игральных костей:

При броске 1 или 5 движется пешка или король. Их ходы такие же, как в шахматах.



При броске 2 движется ладья. Она ходит через одно поле по диагонали, как наш слон. При броске 3 движется конь. Его ход тот же, что и у нас.

При броске 4 или 6 движется слон. Он ходит по прямой, как наша ладья.

Цель игры — «уничтожение» всех фигур соперников, при этом партия продолжалась и после падения короля (раджи). Победителем в игре становился тот игрок, который сохранит хоть один отряд (фигуру) из своей армии, при этом все войска противников будут уничтожены.

Военная терминология не случайна. Шахматы возникли как модель битвы. В игре как и в военном сражении участвуют различные подразделения. Каждый отряд имеет свое вооружение, скорость передвижения и маневр на поле битвы. В древнеиндийской армии были следующие войска:

Пехота

Конница

Колесницы

Боевые слоны

Пехота — самое многочисленное войско в армии, ее недостатками являлось малая скорость и легковооруженность. Как правило, пехота не имела самостоятельной задачи на поле боя, а действовала совместно со слонами или колесницами.

Конница – одно из самых быстрых подразделений. Часто использовалась для фланговых атак и рейдов в тыл противника.

Колесницы – коляска, запряженная 1 или 4 лошадьми. Экипаж состоял из возницы и 2 войнов с луками и дротиками.

Боевые слоны самое мощное подразделение индийской армии. На спину слонов ставили деревянную башню, в которой размещались: наездник (махаут), 2 лучника и копейщик. Лучники вели непрерывный обстрел врага, а воин с копьем не давал подойти к слону пехоте противника. Кроме боевой мощи, слоны производили огромный устрашающий эффект на врага.

Как мы видим, составы древнеиндиской армии и шахматного войска в полностью эдентичны. Это подтверждает версию о том, что своим появлением шахматы обязаны войне. Более того, если мы более подробно рассмотрим тактику действий на поле битвы и на шахматной доске, то найдем много общего.

Сравнение шахмат и битвы

Самым многочисленным войском а индийской армии была пехота. Ее численность могла достигать 100 тысяч войнов. В ней служили простолюдины из крестьян и ремесленников, как правило, не имеющие специальной военной подготовки. Основной задачей пехоты была оборона. При наступательных действиях пехотинцы должны были поддерживать слонов или колесницы.

Одним из главных недостатков пехоты в бою является малая скорость – это делало невозможным быстрое отступление. Конница в случае необходимости могла быстро отступить и за счет скорости оторваться от противника. Тогда, как отступление пехоты, часто вело к ее полному уничтожению, в том случае если ее преследовала конница, слоны или колесницы. Единственное войско с которым пехота могла вести равный бой – это пехота противника. В связи со всеми этими фактами, полководцы древности дорожили сохранностью пехотного войска менее всего.

Пешки в шахматной партии и чатуранге унаследовали роль пехоты в полной мере:

Их войско самое большой в игре – 8 единиц. Пешка самая малоценная фигура: она в 3 раза слабее коня или слона и в 8 раз слабее ферзя.

Несмотря, на то что великий Филидор говорил – «Пешки душа шахмат» следует признать, что главная задача пешек в игре это защита короля и поддержка при наступлении других более сильных фигур (слонов, коней и ферзя). Как и в битве, наилучшее взаимодействие у пешек со слонами (взаимостраховка).

Пешек не редко отдают в жертву, ради продвижения других фигур или освобождения выгодных полей.

При всех своих минусах пешечное войско является неотъемлемой частью шахмат. Более того, сделав пешку самой слабой фигурой партии изобретатели игры, все таки дали этой фигуре свой уникальный бонус. Пешка единственная из всех фигур наделена способностью трансформации. Дойдя до последней линии обороны противника она может превратится в любую фигуру (кроме короля).

На основании изложенного, можно заключить, что в шахматах пешки являются абсолютно точной моделью войска пехоты в сражениях древности.

победа или поражение». Прислушайтесь к словам: — «Пешки — душа шахмат». Он

История развития шахмат

Чатурганга быстро стала популярной в Индии и странах Востока. На основе чатуранги появилось сразу несколько похожих игр:

Название игры

Страна

Эпоха

Чатуранга

Индия

5 век н.э

Шатрандж

Персия

7 век н.э.

Сянци

Китай

7 век н.э.

Сеги

Япония

11 век н.э

Макрук

Таиланд (Сиам)

средние века

Чанги

Корея

произошел от Сянци

Сянцы

Китайская логическая игра подобная Чатуранге и шахматам. До сих пор сянцы, являются одной самых популярных игр в Китае. В сянци играют на прямоугольной доске, расчерченной линиями по вертикали и горизонтали. Размер доски — 9×10 линий, причём, фигуры ставятся в пересечения линий, а не на клетки. Середину доски разделяет река, которая влияет на движение генералов, советников (мандаринов) и слонов (см. ниже)

Квадраты 3×3, отмеченные двумя диагональными линиями называются дворцы или крепости. Их не могут покидать генералы и советники.

Фигуры

Оба игрока получают одинаковый набор фигур, которые традиционно представляют собой деревянные фишки:

Генерал — эта фигура аналогична шахматному королю, её потеря означает проигрыш партии. Генерал может ходить только в пределах своего дворца (3 x 3) на одну клетку по горизонтали и вертикали, но не может ходить по диагонали. Также генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом».

Советник (мандарин) – он может перемещаться в пределах крепости (дворца) только по диагонали, то есть он ограничен пятью точками крепости.

Слон (министр) — ходит по диагонали на две точки. Не может пересекать реку.

Пушка (катапульта) — ходит, как шахматная ладья. Может захватывать фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.

Колесница (ладья) – ходит, как шахматная ладья.

Конь (всадник)ходит на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим (в том же ходе) перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня конь в сянци является обычной линейной фигурой — при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход (см. диаграммы).

Воин (пешка)ходит на одну точку вперёд. На территории противника (за рекой) обладает дополнительной способностью ходить вбок, также на одну точку. Достигнув последней линии, ходит только вбок.

Как, мы видим в китайской версии шахмат появляется новая фигура – пушка (катапульта), которая способна бить через стоящие перед ней фигуры.

Чанги

Чанги — это корейская игра шахматного типа. Она является производной от китайской игры сянци. Доска и фигуры в чангах такие же как в сянци, однако правила в чангах другие.

Основные отличия чанги от сянцы:

Доска для чанги не имеет реки, которая в сянци ограничивает движение слонов. Все фигуры, кроме генералов и охранников, могут ходить по всей доске

Игроки могут поменять местами слонов и коней в начальной расстановке.

Отличаются ходы фигур:

Генерал ходит по вертикалям, горизонталям и отмеченным диагоналям дворца (в сянци — только по вертикалям и горизонталям).

Охранники ходят по вертикалям, горизонталям и отмеченным диагоналям дворца (в сянци — только по диагоналям).

Ход слона похож на ход коня — перед тем, как переместиться на две клетки по диагонали, слон делает движение на одну клетку по вертикали или горизонтали (в сянци слон просто ходит на две клетки по диагонали).

Ход пушки происходит прыжком через другую фигуру, независимо от того, берётся фигура противника или нет (в сянци пушка бьёт, прыгая через фигуру, но тихий ход делает аналогично колеснице).

Солдат может ходить вперёд, вправо или влево на всей доске (в сянци ходы вбок разрешены только за рекой).

Все фигуры, которые ходят по вертикалям и горизонталям, попав во дворец, могут также ходить, соблюдая основные принципы своего движения, по отмеченным диагоналям дворца. В сянци такого правила нет.

Разрешён ход, вызывающий противостояние генералов при отсутствии между ними фигур.

Существует правило форсированной ничьей при противостоянии генералов.

Правило пропуска хода.

Сёги

Сёги – это японская логическая игра, родственная шахматам. Она является обособленным направлением шахмат.

Скорее всего, сёги были придуманы на основе шатранджа, пришедшего и Средней Азии китайских шахмат сянци.

Партию в сёги играют два игрока, Цвет фигур черные и белые. Черные ходят первыми. Доска в сёги поделена клетки 9×9. Поля никак не обозначены и не различаются по цвету. Сёги уникальны тем, что существует множество масштаб.

Минисёги — доска 5×5, 12 фигур.

Микросёги — доска 4×5, 10 фигур.

Нана сёги — доска 3×3, 6 фигур.

Гуфу сёги — доска 2×3, 4 фигуры.

Буси сёги — доска 1×2, 2 фигуры.

Средние сёги — доска 12×12, 92 фигуры.

Тай сёги — доска 25×25, 354 фигуры.

Тайкёку сёги — доска 36×36, 804 фигуры.

Основная фигура

Ходы

Перевёрнутая фигура

Ходы

Король «королевский генерал»)

Ходит как шахматный король — на одно поле в любом направлении.

Ладья «летающая колесница»).

 

 

 

 

Ходит как шахматная ладья — на любое количество полей по горизонтали и вертикали.

Дракон ( «королевский дракон»).

Ходит и как обычная ладья, и как король.

Слон («угловой ходок»).

 

 

 

 

Ходит как шахматный слон — на любое число полей по диагонали.

Лошадь ( «дракон-лошадь»).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap