История Троицкой церкви села Красный Бор



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноборская средняя общеобразовательная школа

Шатковский район Нижегородская область

ИСТОРИЯ
ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ
села Красный Бор

Исследовательская работа

Автор:

Крупина Арина,

срасный Бор, Шатковский район

МОУ Красноборская СОШ

ученица 8 класса

Научный руководитель:

Назарова Светлана Алексеевна,

МОУ Красноборская СОШ,

учитель русского языка и литературы,

89200069860, 4-94-21,4-93-30

2012

АННОТАЦИЯ

Автор: Крупина Арина

ОУ: МОУ Красноборская СОШ, 8 класс

Название работы: исследовательская работа «История Троицкой церкви села Красный Бор»

Научный руководитель: Назарова Светлана Алексеевна, МОУ Красноборская СОШ, учитель русского языка и литературы.

Данная работа представляет собой результат исследования истории архитектурного памятника моего села – Троицкой церкви. Изучая различные материалы сельской библиотеки, архивные документы, газетные статьи я узнала много нового о храме, построенном в далёком для меня 19 веке. Оказалось, что церковь во все времена играла роль объединяющего начала, помогала людям, оказывая моральную поддержку. В работе я попыталась рассказать о нелёгкой судьбе нашего сельского храма. Я надеюсь, что моя работа подтолкнёт кого-то из моих ровесников к изучению истории малой Родины, заставит задуматься о роли церкви в жизни отдельного человека и всех людей вместе взятых.

Целью моей работы было изучение истории церкви села Красный Бор. В ходе работы я обобщила полученные сведения. Думаю, что работа проделана мной не зря.

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена русский народ выражал свои высшие религиозные чувства в построении храмов Божиих. Многочисленные монастыри, храмы и часовни наполняли Русскую землю, были средоточием духовной жизни народа, хранилищами его духовного достояния. Сейчас мы удивляемся, соразмерности и пропорциональности древнерусских храмов, выверенности их архитектурного облика, и возникает вопрос — как же русские зодчие смогли воплотить в своем творчестве идеалы гармонии? Конечно, ответ не может быть однозначен. Все памятники древнерусской архитектуры связаны с именами духовных подвижников, прославленных Церковью в лике святых. Это непреложный закон духовной жизни древнерусского общества, начиная с причисленных к лику святых греков — строителей соборной Успенской церкви в Киеве — матери русских городов.

Русское храмоздательство воплощало в себе не только духовные и эстетические идеалы Православия; зодчие рассматривали свое творчество как воплощение в дереве и камне образов Царства небесного.

Православный храмсредоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу — Царству Божию.

Между тем православные храмы, часовни, монастырские комплексы и другие памятники церковной архитектуры следует рассматривать, прежде всего, как святыню.

Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями.

Древняя Русь не знала памятников, общественных монументов, их роль играли церкви, часовни и памятные кресты.

Тема моего исследования: «История Троицкой церкви села Красный Бор».

Цель исследования: изучить историю церкви села Красный бор

Задачи исследования:

анализ литературы, материалов

сбор материалов

обобщение результатов.

Объект исследования: церковь (село Красный Бор)

Предмет исследования: история, традиции церковной жизни

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет

Материал для использования на уроках истории и краеведения.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СЕЛА КРАСНЫЙ БОР

Всю свою сознательную жизнь я живу в селе Красный Бор. Когда мне было 11 лет, мои родители закончили строительство дома, который расположен в непосредственной близости с церковью. Каждый день, по дороге в школу, я восхищаюсь красотой и величием нашего храма. Он поражает меня своей монументальностью и необычностью.

Таинство священства что это

Храм находится в центре села. Если вы проезжаете по дороге от города Арзамаса в сторону рабочего посёлка Шатки, то вид на храм открывается вашему взору ещё издалека и удивляет своей архитектурой: ведь архитектурный стиль этого храма не совсем привычен для сельской местности.

Что же это за храм? Какова история его создания?

Таинство священства что это В 1812 году после победы русских солдат над французами, за особо выдающиеся заслуги в войне вотчина или село было отдано Багратиону Петру Ивановичу(1765- 1812).

Князь Багратион стал заботиться о своих подданных и решил построить для христиан церковь, в честь победы в войне 1812 года. Были вложены средства на строительство церкви, набирались люди, но из- за тяжёлых ран князь умер. Начатое строительство было приостановлено на некоторое время.

Рядом с Красным Бором расположено село Озёрки, в котором жил небедный крестьянин Кузнецов. Именно он взялся закончить строительство храма на свои средства и на средства жителей ближайших сёл.

Церковь была построена в 1830 году и открыта в праздник Пресвятой Троицы, поэтому и названа Троицкой. Стараниями благотворителей храм украшался прекрасными иконами, хоругвями. Для совершения богослужения приобретались облачение священников и церковная утварь. До сих пор в храме сохранились старинные нотные книги, поэтому можно предположить, что в приходе существовал профессиональный церковный хор. В церкви также сохранился и Устав, где указан год открытия церкви и обязанности, которые должны выполнять её служители.

Таинство священства что это

В селе Собакино (так раньше называлось наше село) проживало изрядное количество раскольников – старообрядцев так называемого Белокриницкого (иначе Австрийского) согласия. В целях просвещения раскольников и возвращения таковых в лоно Святой Православной церкви в приходе было создано православное братство, занимающееся просветительской деятельностью среди местных раскольников. Надо сказать, что их деятельность имела успех. Сегодня границы между православными и старообрядцами условны, но они продолжают существовать отдельно друг от друга. Вернёмся к истории церкви.

Более 100 лет тому назад церковь была закрыта, так как в селе был мор — холера. Многие людей умерло, даже гробы везли задами села, чтобы не распространять болезнь. Жители села считали, что болезнь – наказание божье за грехи, чтобы избавиться от этого наказания, необходимо обратиться к Богу, и они просили открыть церковь. Вновь жители села стали посещать церковь только в 1857 году.

При советской власти запрещали молиться, закрывали церкви, проводили антирелигиозные пропаганды, беседы, агитацию, внушали людям, что Бога нет. И вновь в с. Собакино закрыли церковь, сняли колокола(1935(36)).

Таинство священства что это

Жители села сговорились, чтобы собраться всем около церкви, когда придут снимать колокола.

По сигналу звона большого колокола люди прибегут к церкви и не дадут снять колокола.

Самый большой колокол весил 312 пудов, его звон был слышен за 20 км — до Арзамаса. Были и маленькие, и средние колокола. Звон их раздавался в праздники, особенно на Пасху. Три дня звонили перезвоном маленьких колоколов.

Таинство священства что это

Когда умирал в селе человек, то трижды звонили в большой колокол, подавая сигнал об умершем. Средний колокол частым звоном сообщал о пожаре. Все люди жалели о том, что будет мёртвая жизнь без колоколов. Партийные и комсомольцы не считались с мнением народа и говорили одно, что по решению Сталина все колокола переплавлять на пушки. Даже приехали начальники из Шатков, разгонять людей от церкви.

Женщины плакали и просили, чтобы трижды в последний раз ударили в колокол, но людей не слушали.



Большой колокол не проходил в отверстие окна, тогда наверху и с боков поломали кирпичи, сверху зияла дыра.

Выбрасывали колокол сверху, он прозвонил три раза, когда летел, тем самым выполнив волю народа сам.

Упав, большой колокол, вонзился в землю на половину, его разбивали лебёдкой, опускали с высоты кувалду и били по нему много раз, а малые колокола разбивались при падении на землю. Их кусочки собирали жители и уносили со слезами домой. Без звона колоколов будто вымерло село, стало очень тихо.

Таинство священства что это

Жители села не отдавали ключи от церкви, передавали из одного дома в другой. Потом ключи перепрятал Мельников Иван Васильевич, замуровал их у печки.

Долгое время церковь не работала, власти не разрешали молиться.

В 1946 году жительница села Кознова Вера Алексеевна поехала в Москву, в Кремль на приём к правителям хлопотать об открытии церкви, чтобы снова ввели службу и люди снова, как и прежде, смогли молиться Богу. Вера Алексеевна ждала приёма неделю. Наконец- то её вызвали к Калинину М.И.

Таинство священства что это Она сказала ему, что приехала просить открыть службу в церкви. Ей ответили: « Вы просите, а народ может против?» Вера Алексеевна показала бумаги, где подписались жители сёл с просьбой об открытии церкви. С ней согласились и дали бумагу – разрешение на открытие церкви. Кознова В.А. сразу поехала в Шатки. В исполкоме, на основании распоряжения из Кремля, выдали разрешение на открытие церкви.

Сход жителей села решил: назначить старостой церкви Кознову. Она с великим желанием стала восстанавливать всё в церкви. Ходила пешком в Арзамас, носила на своих плечах краску по 2 пуда. Нанимала художников, которые обновляли иконы, восстанавливали лики святых, всё реставрировали на средства жителей села. После реставрации церковь засияла.

Таинство священства что это

Сейчас в церкви два отделения: летнее и зимнее. Кругом старинные иконы. В середине потолка расписаны все святые. 3 пане — кадило, горят яркие свечи, всё красиво и таинственно. В зимнее время богослужения проходят в зимней церкви, где тепло и уютно, а летом — в летней. В праздники всё вокруг сияет, всё красочно, красиво, покрытые ярким одеянием подсвечники — блестят. И мы снова слышим звон колоколов, напоминающий о непростой истории нашего храма. Колокола подарены церкви прихожанами, отлитыми на их же средства. В пост всё оформляют в темные тона. Иисус Христос одет в тёмное одеяние.

Служба идёт во все праздники. Выполняются все таинства церкви:

Таинство священства что этоКрещение

Таинство священства что этоМиропомазание

Таинство священства что это

Евхаристия (причащение)

Таинство священства что этоПокаяние

Таинство священства что это

Таинство священства

Таинство священства что этоТаинство брака

Елеосвящение

Таинство священства что это

Следует отметить, что никогда в здании церкви не было клубов, сельскохозяйственных складов – храм никогда не осквернялся. Именно по этой причине в нашу церковь по случаю церковных праздников сегодня приезжают казаки, охраняющие границы Дивеевской обители.

В наше время заметно расширяется возрастной состав прихожан за счет притока молодежи в храм. Больше людей приходит в храм на праздники. Закончить основную часть я хотела бы выводом, который сделала в ходе работы над своим исследованием: «За годы гонений на Церковь власти не сумели изгнать веру из душ людей. Бурные 90-е годы, снявшие запреты на свободу вероисповедания, сделали очевидным сохранение веры у народа».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для меня работа была полезной — я научилась брать интервью, работать в архиве, узнала историю храма. Я сделала вывод, что в России культура и религия неразрывны друг от друга. А православие было и остается национальной особенностью, основой духовной культуры русского народа. До меня никто не занимался этой проблемой, а архивные источники были не опубликованы. Встреча с прихожанами и со старостой, а также посещение праздничных богослужений оставили глубокий след в моей душе. Потихоньку приходит желание вернуться к тем людям, от которых исходит незлобие и душевная простота. Мне очень хочется, чтобы в больших и малых сёлах и городах возрождались храмы, и люди сеяли доброе, вечное.

ЛИТЕРАТУРА

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии». — СПб.: Лань, 1999.

Журнал Нижегородской епархии. Н.Новгород, 2000 г.

Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. — М.: Наука, 2001.

Человек и общество: Уч. пособ. по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов и др. — М.: Просвещение, 2001.

Архивные материалы в обработке библиотекаря КСБ Барановой Е.Д.

http://www.memorial.krsk.ru

http://www.nne.ru/blagochin/shatki.php

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TSERKOV_HRISTIANSKAYA.html?page=0,1








sitemap
sitemap