История Троицкой церкви села Красный Бор



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноборская средняя общеобразовательная школа

Шатковский район Нижегородская область

ИСТОРИЯ
ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ
села Красный Бор

Исследовательская работа

Автор:

Крупина Арина,

срасный Бор, Шатковский район

МОУ Красноборская СОШ

ученица 8 класса

Научный руководитель:

Назарова Светлана Алексеевна,

МОУ Красноборская СОШ,

учитель русского языка и литературы,

89200069860, 4-94-21,4-93-30

2012

АННОТАЦИЯ

Автор: Крупина Арина

ОУ: МОУ Красноборская СОШ, 8 класс

Название работы: исследовательская работа «История Троицкой церкви села Красный Бор»

Научный руководитель: Назарова Светлана Алексеевна, МОУ Красноборская СОШ, учитель русского языка и литературы.

Данная работа представляет собой результат исследования истории архитектурного памятника моего села – Троицкой церкви. Изучая различные материалы сельской библиотеки, архивные документы, газетные статьи я узнала много нового о храме, построенном в далёком для меня 19 веке. Оказалось, что церковь во все времена играла роль объединяющего начала, помогала людям, оказывая моральную поддержку. В работе я попыталась рассказать о нелёгкой судьбе нашего сельского храма. Я надеюсь, что моя работа подтолкнёт кого-то из моих ровесников к изучению истории малой Родины, заставит задуматься о роли церкви в жизни отдельного человека и всех людей вместе взятых.

Целью моей работы было изучение истории церкви села Красный Бор. В ходе работы я обобщила полученные сведения. Думаю, что работа проделана мной не зря.

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена русский народ выражал свои высшие религиозные чувства в построении храмов Божиих. Многочисленные монастыри, храмы и часовни наполняли Русскую землю, были средоточием духовной жизни народа, хранилищами его духовного достояния. Сейчас мы удивляемся, соразмерности и пропорциональности древнерусских храмов, выверенности их архитектурного облика, и возникает вопрос — как же русские зодчие смогли воплотить в своем творчестве идеалы гармонии? Конечно, ответ не может быть однозначен. Все памятники древнерусской архитектуры связаны с именами духовных подвижников, прославленных Церковью в лике святых. Это непреложный закон духовной жизни древнерусского общества, начиная с причисленных к лику святых греков — строителей соборной Успенской церкви в Киеве — матери русских городов.

Русское храмоздательство воплощало в себе не только духовные и эстетические идеалы Православия; зодчие рассматривали свое творчество как воплощение в дереве и камне образов Царства небесного.

Православный храмсредоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу — Царству Божию.

Между тем православные храмы, часовни, монастырские комплексы и другие памятники церковной архитектуры следует рассматривать, прежде всего, как святыню.

Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями.

Древняя Русь не знала памятников, общественных монументов, их роль играли церкви, часовни и памятные кресты.

Тема моего исследования: «История Троицкой церкви села Красный Бор».

Цель исследования: изучить историю церкви села Красный бор

Задачи исследования:

анализ литературы, материалов

сбор материалов

обобщение результатов.

Объект исследования: церковь (село Красный Бор)

Предмет исследования: история, традиции церковной жизни

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет

Материал для использования на уроках истории и краеведения.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СЕЛА КРАСНЫЙ БОР

Всю свою сознательную жизнь я живу в селе Красный Бор. Когда мне было 11 лет, мои родители закончили строительство дома, который расположен в непосредственной близости с церковью. Каждый день, по дороге в школу, я восхищаюсь красотой и величием нашего храма. Он поражает меня своей монументальностью и необычностью.

Храм находится в центре села. Если вы проезжаете по дороге от города Арзамаса в сторону рабочего посёлка Шатки, то вид на храм открывается вашему взору ещё издалека и удивляет своей архитектурой: ведь архитектурный стиль этого храма не совсем привычен для сельской местности.

Что же это за храм? Какова история его создания?

В 1812 году после победы русских солдат над французами, за особо выдающиеся заслуги в войне вотчина или село было отдано Багратиону Петру Ивановичу(1765- 1812).

Князь Багратион стал заботиться о своих подданных и решил построить для христиан церковь, в честь победы в войне 1812 года. Были вложены средства на строительство церкви, набирались люди, но из- за тяжёлых ран князь умер. Начатое строительство было приостановлено на некоторое время.

Рядом с Красным Бором расположено село Озёрки, в котором жил небедный крестьянин Кузнецов. Именно он взялся закончить строительство храма на свои средства и на средства жителей ближайших сёл.

Церковь была построена в 1830 году и открыта в праздник Пресвятой Троицы, поэтому и названа Троицкой. Стараниями благотворителей храм украшался прекрасными иконами, хоругвями. Для совершения богослужения приобретались облачение священников и церковная утварь. До сих пор в храме сохранились старинные нотные книги, поэтому можно предположить, что в приходе существовал профессиональный церковный хор. В церкви также сохранился и Устав, где указан год открытия церкви и обязанности, которые должны выполнять её служители.

В селе Собакино (так раньше называлось наше село) проживало изрядное количество раскольников – старообрядцев так называемого Белокриницкого (иначе Австрийского) согласия. В целях просвещения раскольников и возвращения таковых в лоно Святой Православной церкви в приходе было создано православное братство, занимающееся просветительской деятельностью среди местных раскольников. Надо сказать, что их деятельность имела успех. Сегодня границы между православными и старообрядцами условны, но они продолжают существовать отдельно друг от друга. Вернёмся к истории церкви.

Более 100 лет тому назад церковь была закрыта, так как в селе был мор — холера. Многие людей умерло, даже гробы везли задами села, чтобы не распространять болезнь. Жители села считали, что болезнь – наказание божье за грехи, чтобы избавиться от этого наказания, необходимо обратиться к Богу, и они просили открыть церковь. Вновь жители села стали посещать церковь только в 1857 году.

При советской власти запрещали молиться, закрывали церкви, проводили антирелигиозные пропаганды, беседы, агитацию, внушали людям, что Бога нет. И вновь в с. Собакино закрыли церковь, сняли колокола(1935(36)).

Жители села сговорились, чтобы собраться всем около церкви, когда придут снимать колокола.

По сигналу звона большого колокола люди прибегут к церкви и не дадут снять колокола.

Самый большой колокол весил 312 пудов, его звон был слышен за 20 км — до Арзамаса. Были и маленькие, и средние колокола. Звон их раздавался в праздники, особенно на Пасху. Три дня звонили перезвоном маленьких колоколов.

Когда умирал в селе человек, то трижды звонили в большой колокол, подавая сигнал об умершем. Средний колокол частым звоном сообщал о пожаре. Все люди жалели о том, что будет мёртвая жизнь без колоколов. Партийные и комсомольцы не считались с мнением народа и говорили одно, что по решению Сталина все колокола переплавлять на пушки. Даже приехали начальники из Шатков, разгонять людей от церкви.

Женщины плакали и просили, чтобы трижды в последний раз ударили в колокол, но людей не слушали.

Большой колокол не проходил в отверстие окна, тогда наверху и с боков поломали кирпичи, сверху зияла дыра.

Выбрасывали колокол сверху, он прозвонил три раза, когда летел, тем самым выполнив волю народа сам.

Упав, большой колокол, вонзился в землю на половину, его разбивали лебёдкой, опускали с высоты кувалду и били по нему много раз, а малые колокола разбивались при падении на землю. Их кусочки собирали жители и уносили со слезами домой. Без звона колоколов будто вымерло село, стало очень тихо.

Жители села не отдавали ключи от церкви, передавали из одного дома в другой. Потом ключи перепрятал Мельников Иван Васильевич, замуровал их у печки.

Долгое время церковь не работала, власти не разрешали молиться.

В 1946 году жительница села Кознова Вера Алексеевна поехала в Москву, в Кремль на приём к правителям хлопотать об открытии церкви, чтобы снова ввели службу и люди снова, как и прежде, смогли молиться Богу. Вера Алексеевна ждала приёма неделю. Наконец- то её вызвали к Калинину М.И.

Она сказала ему, что приехала просить открыть службу в церкви. Ей ответили: « Вы просите, а народ может против?» Вера Алексеевна показала бумаги, где подписались жители сёл с просьбой об открытии церкви. С ней согласились и дали бумагу – разрешение на открытие церкви. Кознова В.А. сразу поехала в Шатки. В исполкоме, на основании распоряжения из Кремля, выдали разрешение на открытие церкви.

Сход жителей села решил: назначить старостой церкви Кознову. Она с великим желанием стала восстанавливать всё в церкви. Ходила пешком в Арзамас, носила на своих плечах краску по 2 пуда. Нанимала художников, которые обновляли иконы, восстанавливали лики святых, всё реставрировали на средства жителей села. После реставрации церковь засияла.

Сейчас в церкви два отделения: летнее и зимнее. Кругом старинные иконы. В середине потолка расписаны все святые. 3 пане — кадило, горят яркие свечи, всё красиво и таинственно. В зимнее время богослужения проходят в зимней церкви, где тепло и уютно, а летом — в летней. В праздники всё вокруг сияет, всё красочно, красиво, покрытые ярким одеянием подсвечники — блестят. И мы снова слышим звон колоколов, напоминающий о непростой истории нашего храма. Колокола подарены церкви прихожанами, отлитыми на их же средства. В пост всё оформляют в темные тона. Иисус Христос одет в тёмное одеяние.

Служба идёт во все праздники. Выполняются все таинства церкви:

Крещение

Миропомазание

Евхаристия (причащение)

Покаяние

Таинство священства

Таинство брака

Елеосвящение

Следует отметить, что никогда в здании церкви не было клубов, сельскохозяйственных складов – храм никогда не осквернялся. Именно по этой причине в нашу церковь по случаю церковных праздников сегодня приезжают казаки, охраняющие границы Дивеевской обители.

В наше время заметно расширяется возрастной состав прихожан за счет притока молодежи в храм. Больше людей приходит в храм на праздники. Закончить основную часть я хотела бы выводом, который сделала в ходе работы над своим исследованием: «За годы гонений на Церковь власти не сумели изгнать веру из душ людей. Бурные 90-е годы, снявшие запреты на свободу вероисповедания, сделали очевидным сохранение веры у народа».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для меня работа была полезной — я научилась брать интервью, работать в архиве, узнала историю храма. Я сделала вывод, что в России культура и религия неразрывны друг от друга. А православие было и остается национальной особенностью, основой духовной культуры русского народа. До меня никто не занимался этой проблемой, а архивные источники были не опубликованы. Встреча с прихожанами и со старостой, а также посещение праздничных богослужений оставили глубокий след в моей душе. Потихоньку приходит желание вернуться к тем людям, от которых исходит незлобие и душевная простота. Мне очень хочется, чтобы в больших и малых сёлах и городах возрождались храмы, и люди сеяли доброе, вечное.

ЛИТЕРАТУРА

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии». — СПб.: Лань, 1999.

Журнал Нижегородской епархии. Н.Новгород, 2000 г.

Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. — М.: Наука, 2001.

Человек и общество: Уч. пособ. по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов и др. — М.: Просвещение, 2001.

Архивные материалы в обработке библиотекаря КСБ Барановой Е.Д.

http://www.memorial.krsk.ru

http://www.nne.ru/blagochin/shatki.php

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TSERKOV_HRISTIANSKAYA.html?page=0,1



sitemap
sitemap