История церкви Трехостровского поселения



Муниципальное бюджетное учреждение

Трехостровская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района Волгоградской области

Районная Олимпиада

по школьному краеведению.

Историяцеркви

Трехостровскогосельскогопоселения

Работу выполнила:

Красильникова Надежда Александровна,

учащаяся 10 класса,

паспорт 1809 № 334077 выдан

отделением УФМС России

по Волгоградской области

в Иловлинском районе,

ст. Трехостровская

Иловлинского района

Волгоградской области

Руководитель:

Ерохина Любовь Александровна,

учитель географии МБОУ Трехостровской СОШ

ст. Трехостровская

2012 год

Оглавление

Введение 3 — 4

Глава I. Михайло-Архангельская церковь (1791-1861г.г.) 5 — 6

Глава II. Молитвенный дом. 6 — 7

Глава III. Трехостровянская церковь (1894г.) 7

Церковно-приходская школа 7 — 8

Министерское сельское училище 8

Закрытие церкви 8 Г

Глава IV. Открытие Трехостровского молитвенного дома 8 — 9

Заключение 9 — 10

Словарь православных терминов 11 — 12

Список источников 13

Список используемой литературы 14

Список приложений 15

Цель: восстановить историю церкви на территории станицы Трехостровской.

Задачи:

1. На основе анализа собранного материала определить этапы развития церкви

2. Выявить проблемы, повлияющие на этапность в развитии церкви

3. Дать краткую оценку духовно-нравственному состоянию современного общества.

Россия-матушка проснулась

И куполами расцвела,

Вновь к православию вернулась

И веру в Бога обрела.

Ольга Маркина

Русское государство на всем протяжении своего более чем тысячелетнего существования не мыслилось вне православной веры. Можно без преувеличения сказать, что история России – это прежде всего история Святой Руси, ибо как и в Ветхозаветном Израиле, судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния народа.

Сегодня наш мир, наша Земля, наше с вами Отечество, наши семьи и дети в опасности. Поскольку во всем мире, во всех странах лидирующее место в развитии общества занимает безнравственность, бездуховность, алчность, зависть и злоба. Но у нас есть единственный, проверенный временем, источник гражданской нравственности. Из него Россия всегда черпала силы в годы самых сложных испытаний. Это православная вера. Еще древний пророк Заратустра, как известно, проповедовал ее три основные добродетели: благие слова, благие дела и благие мысли.

Я родилась и выросла в Трехостровской. Здесь живут мои бабушка и дедушка. Здесь жили их предки. Здесь мои корни! Здесь, в этом уникальном донском крае степь изобилует разнообразием травянистых растений. Лес поражает воображение человека своей девственностью. Река Дон с ее притоками манит взгляд гладью и голубизной вод. Здесь много памятников: природных, археологических, исторических. Многие территории нашей местности сохранились в своей первозданной красоте и не претерпели никаких изменений. А что же было с нашей церковью? Ведь только в 2006 году открыт молитвенный дом, являющийся филиалом Иловлинской церкви.

Я много беседовала со сторожилами станицы: Коньшиной Н.Н., Пешиковым А.Г., Кубанцевой В.И., Михайловой А.А.. Но они мало что помнят о церкви, потому что были еще детьми.

Помнят, что «…старая, довоенная церковь находилась на том месте, где сейчас находится Братская могила. Поэтому и место для Братской могилы выбрали не случайно – там где была церковь…»1. Да и сегодняшняя церковь находится рядом с этим местом. Кубанцева В.И. вспомнит еще,что «… старая довоенная церковь была большая деревянная с железной крышей. Рядом стояла колокольня с шестью колоколами. Я была маленькая, а они казались мне тогда очень большими…».

Специальной литературы о нашей церкви нет. Но я познакомилась вообще с историей Русской православной церкви, прочитав книги «История Русской православной церкви», Энциклопедию для детей, «Историю православной культуры».

Первые правовые акты по церкви с 1920 по 1930 годы я нашла по интернет-ресурсам. Здесь же посетила электронную библиотеку, где прочла работу Васильевой О.М. «Русская Православная церковь». Большой объем информации о развитии православия получен мною с портала «Православие и мир».

А еще, я ходила с бабушкой в церковь на общественную службу. Если можно словами передать то ощущение, которое я испытала, то это — что-то нереальное. Звуковая волна нарастающих и опускающихся до шёпота, переплетающихся и всепроникающих голосов заполняет всё существо. И внутри тебя уже нет никаких своих мыслей — ты плывёшь по волнам слов, переживаешь наяву то, о чём тебе говорят голоса прихожан и священника.

Настолько велика сила их исполнения, настолько жизненны описанные в строках молебен события, что ни минуты не сомневаешься в правдивости услышанного.

________________________________________________________

1 Воспоминания А.А. Михайловой Рукопись//Музей Боевой и трудовой славы МБОУ Трехостровской СОШнв.№203

Но основной материал, который помог мне воссоздать историю нашего прихода, я получила в ответ на мои запрос в Государственный архив Ростовской области, в фондах которых хранятся документы Консистории. Именно сюда приходы (Словарь православных терминов) отправляли свои отчеты. В частности были получены: Формулярная ведомость церкви за 1801 год, Информация о священнослужителях и их детях, Ведомость №69 войска Донского Трехостровянской станицы, Ведомость о церкви Архангельской Войска Донского Второго Донского сыскного начальства Трехостровянской станицы за 1833 год, Клировую ведомость церквей Качалинского благочиния (Словарь православных терминов) области войска Донского за 1908 год, Ведомость церкви Михайло-Архангельской Донского Второго Донского сыскного начальства Трехостровянской станицы за 1833 год, Клировую ведомость церквей Качалинского благочиния области войска Донского за 1908 год и Ведомость церкви Михайло-Архангельской Трехостровянской станицы Второго Донского округа Качалинского благочиния за 1908 год.

В Государственном архиве Волгоградской области никаких данных не оказалось.

Из архивных источников стало известно: первоначально церковь Михайло-Архангельская во имя Святых опостолов Петра и Павла (Словарь православных терминов) в станице Трехостровянской построена прихожанами в 1791 году «деревянным зданием, с таковою же колокольнею, докомплектная , отведенной земли при сей церкви нет, а пользуются священно и церковнослужители и прихожане в общем владении полосно. Ограды при церкви нет. В церкви два престола: один – во имя Архистратига Михаила, другой – во имя святых Апостола Петра и Павла. Зданий, принадлежащих церкви нет. Утвари достаточно. По штату при церкви состояло: священников -3, дьяконов – 2, причастников – 6».

Дома у церковно и священнослужителей были собственные, деревянные на общественной земле. На свое содержание они постоянного дохода не имели, а пользовались доходами прихожан и «собственных трудов своих». Содержание

их было «посредственным».

Первыми священнослужителя являются: «священник Савелий Ековлев 31 –го года, имеет Грамоту, определен на службу в 1800 году. Жена его Анна Гаврилова 31-го года, дети – Василий и две дочери. И священник Григорий Гаврилов 47-ми лет, имеющий Грамоту. Определен на службу в 1805 году. Жена его Проспева Фокимова 45-ти лет, дети – Иван и Григорий.

Церковь расположена в 500 верстах от города, 24 верстах от благочинного (Словарь православных терминов). Ближайшие церкви: Качалинская Троицкая – 7 верст, Сиротинская Успенская – 30 верст»2.

Домов прихожан в это время было 300, в них проживало: 1024 мужчины и 1122 женщины.

Эта церковь просуществовала до 1861 года. Так как после отмены крепостного права много крестьян осталось без крова, церковь принимает решение пожертвовать свое здание жителям слободы Доброй, которая стала пристанищем для беглых крестьян.

Но вера в бога была настолько сильна, что в этом же году на средства прихожан был построен молитвенный дом.

«Слышишь ты, тревожный звон – бронзы звон?

Воплем ужаса ночного надрывает сердце он!

Он выкрикивает вдруг в ухо ночи свой испуг

Он, не смея замолчать, может лишь кричать, кричать…

Бронзы звон, звон, звон возвещает гибель он.

Гарь и прах…»3

В 1865 году станицу Трехостровянскую постигла большая беда – за 2-3 часа выгорела почти вся станица. Но молитвенный дом остался целым. Что еще

больше вселило у станичников веру в БогА. ________________________________________________________________

1 ГАРО. Ф.226 Оп.1 Д.160

2 ГАРО. Ф.226 Оп.1 Д.160

3 Эдгар Аллан По. Трагедия православная // Архангельск, 2002. с.61-62.

В это время станицу посетил Преосвещеннейший Архипастырь Донской Архиепископ Макарий. Следовал он из станицы Качалинской. Трехостроавянские казаки при торжественной встрече на правой стороне реки Дон вручили хлеб-соль и преподнесли икону Спасителя . После этого все направились в молитвенный дом. Здесь Архиепископ Макарий выступил перед прихожанами. Потом посетил школу, где каждому ученику подарил крестик, иконку и брошюру религиозного содержания.

Население станицы и близлежащих хуторов увеличивалось, число прихожан становилось больше. Поэтому в 1894 году по усердию и на средства прихожан построена настоящая церковь. Построенная церковь «деревянная с тремя престолами (Словарь православных терминов) в ряд: главный во имя Святого Архистатига Михаила, другой – южный – во имя Святого Апостола Петра и Павла, третий – верхний – во имя Святого Николая Чудотворца. Снаружи и внутри церковь окрашена так же как колокольня, покрыта листовым железом. Обнесена эта церковь кирпичной оградой с железными решетками между кирпичными столбами. С северо-западной стороны от церкви находится караулка – деревянная»1. В колокольне 6 колоколов. Самый большой весил 6 фунтов.

В 1901 году «по штату в церкви состояло: 2 священника и 2 псаломщика. Церковно и священнослужители на содержание жалованья не получали, а пользовались доходами прихожан. В этом году доход составил на каждого 2019 рублей»2

Из документов я узнала, что при церкви работали и церковно-приходская школа «13 аршин длины и 10 аршин ширины, крыта железом, снаружи ошелевана», и министерское сельское училище низшей категории, открытое в 1866 году. В нем состоял Губернский секретарь Александр

____________________________________________________________

1 ГАРО. Ф.226 Оп.3 Д.11590

2 ГАРО. Ф.226 Оп.3 Д.11590

Михайлович Александров, а Закон божий преподавал священник Михаил Спасский. Учащихся в нем 45. Голод в стране, эпидемии и нищета подтолкнули церковь в 1884 году открыть Попечительство, председателем которого являлся урядник Александр Алексеевич Дьяконов. Это дало возможность выжить многим бездомным, нищим и голодным людям, что еще больше поднимало авторитет церкви на селе.

В упорной борьбе со старым, отжившим в феврале 1919 года на берега Тихого Дона и в нашу станицу пришла советская власть. Поздним вечером 2 марта 1919 года заседал только что созданный станичный Совет, в состав которого вошли Телешов С.А., Крымцев И.Н.(председатель), Богочев И.С. От них зависело в эту ночь: быть ли миру на этой истерзанной войной земле, упасть ли в отвыкшую от крестьянских рук пашню пшеничному семени…

На следующий день члены ревкома и активисты отправились в кулацкие хозяйства, затем организовали паромную переправу, ремонт водяных мельниц и руководствуясь первым Декретом советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 2 изъяли метрические книги заведения церкви.

Началось гонение. В 1924 году церковь была закрыта.

А 18 ноября 1942 года во время Великой Отечественной войны в одной из бомбежек Трехостровской здание церкви было разрушено немцами.

« Церковь была закрыта, но вера в душах людских оставалась. Собирались небольшими группами по домам и молились. Молились истово, поклонялись святым ликам и Вседержителю, поклонялись Кресту со словами: «Господи, помилуй!». Так продолжалось долго… ____________________________________________________________

1 ГАРО. Ф.226 Оп.3 Д.11590

2 Декрет Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»23 января 1918г. //Совет народных комиссаров РСФСР/О религии и церкви-М., Политиздат, 1965. С.78

В 2004-2005 годах общественную службу в станице проводил, приезжающий к нам, отец Дионисий, священник Качалинской Троицкой церкви, который любезно откликнулся на просьбы верующих трехостровчан»1

В 2006 году после многочисленных обращений прихожан и просто жителей станицы сельская администрация отдала под церковь большое деревянное здание и был в Трехостровской открыт молитвенный дом.

С этого времени началось возрождение церкви.

Здание, переданное под церковь, было очень ветхим: крыша текла, разрушен фундамент, не было электричества, не было отопления, не было, практически, никакой утвари.

Священником в приход направлен после окончания Духовной Семенарии Дудин Владимир 55-ти лет. Он ранее жил в станице. Жена Наталия 53-ти лет, имеет двух сыновей.

Появились спонсоры – Будняк С.А., Попов А.В., Цыпляева Л.. Перекрыта крыша, восстановлен фундамент, появились свет и тепло. А на крыше золотится на солнышке купол, средства для приобретения которого были собраны старушками.

В будни и праздники проходят службы и литургии. Теперь трехостровчане и жители близлежащих хуторов имеют возможность прийти и поклониться всем святым и принять участие в богослужении.

Нет города и села в России, где за десятилетие воинствующего атеизма не было разрушено храма. И только на исходе прошлого века Церковь встала с колена, пошатываясь, цепляясь за стоящих рядом сильных мира всего, не получая должной поддержки от государства, но надеясь хотя бы на их дальнейшее сочувствие и благоразумие. «Звон колокольный из глубин веков летит, зовя Россию к пробужденью…» (Алина Сергейчук)

И время пробуждения пришло .

____________________________________________________________1 Воспоминания В.И.Кубанцевой Рукопись//Музей Боевой и трудовой славы МБОУ Трехостровской СОШ. Инв.№204

«Начало второго тысячелетия православия в нашей стране, русского православия, стало для огромного количества наших людей временем обретения веры. Это продолжается и сейчас»2.

Равнодушие духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому из нас придется сделать выбор, кому служить: добру или злу?

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!» (Прп. Сергий Радонежский)

____________________________________________________________

1 Медведев Д.А. Встреча с представителями Русской православной церкви., 05 ноября 2011 г //www.president.rremlin.ru 2011год, 05 ноября

Словарь православных терминов.

А

Апостол – ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов: первый раз двенадцать ( в том числе Петра), второй – семь.

Архиерей – глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий

Архиепископ – архиереи, управляющие крупными епархиями. Православный титул «Архиепископ» является почетным.

Б

Благочинный – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковно приходской жизнью храмов

Богослужебные книги — книги, по которым совершается богослужение (Евангелие, псалтирь и др.)

В

Венчание – богослужение, во время которого совершается таинство брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником.

Е

Епархия – церковно- административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны.

И

Икона – изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события.

К

Крест – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.

Л

Литургия – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причастия.

П

Престол – стол, находящийся в середине алтаря освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа.

Приход – низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих.

С

Священник – священнослужитель, относящийся ко второй. Средней степени священства.

Священнослужители – лица, имеющие благодать совершать таинства или непосредственно участвовать в их совершении. Они делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи.

Х

Храм – здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем.

Ц

Церковь – культовое сооружение для религиозных служб, обычно христианского богослужения.

Церковнослужители – вспомогательные лица. Участвующие в общественном богослужении.

Список использованных источников и литературы.

ИСТОЧНИКИ.

Неопубликованные источники.

Государственный архив Ростовской области.

ГАРО, ф.226, о.3, д.11590

ГАРО, ф.226, о.1, д.160

Музей Боевой и трудовой славы МБОУ Трехостровской СОШ.

Воспоминания В.И.Кубанцевой. Рукопись.

Воспоминания А.А.Михайловой. Рукопись.

Опубликованные источники.

Сборники документов и материалов.

О религии и церкви. – Москва, 1965

Интернет

www.president.rremlin.ru

Литература.

Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе. – Москва, 2003

Назаренко А.В. История Русской церкви. М., 1993

Эдгар Аллан По. Трагедия православия. Архангельск, 2002

Энциклопедия для детей: Т 5, часть 1 (История России)



sitemap
sitemap