История Пермской епархии



Министерство общего и среднего образования мбоу «сош№6»

История Пермской епархии

Исследовательская работа

Выполняла

ученица 10А класса

Опарина Мария

Руководитель

Половникова А.Ю.

г.Пермь 2013 год

ВВЕДЕНИЕ

Религия для русского человека всегда стояла наравне с такими понятиями как отечество и семья. Вера всегда помогала преодолеть минуты невзгод и опасностей. На вере строилось самосознание русской нации. Она вдохновляла людей на подвиги. Религия — это объединение людей одной веры — духовной основы жизни…

«За царя, за веру, за отечество!»такой девиз существовал во времена самовластия, и не случайно. При самодержавии государство и церковь были едины, а это в свою очередь сплачивало народ. Люди чувствовали себя нужными Богу, верили в светлое будущее, а царя считали посланником Божьим, поэтому монархический строй просуществовал многие века в нашей стране.

При социализме, когда церковная деятельность не афишировалась и не поощрялась, когда церковь была порой у власти в немилости, она была с народом. Священники жили скромно, по-христиански, как все советские люди.

Для меня вера естественна. Я крещёная и верю в Бога, поэтому в своей работе я хочу проследить деятельность Пермской епархии в наиболее переломные моменты нашей истории. Религия, каким бы гонениям оно не подвергалось, имело место быть на пермской земле.

Мои задачи:

рассказать о появлении православия на пермской земле;

проследить историю Пермской епархии, в частности во

время Гражданской войны, в годы Великой отечественной войны и в настоящее время;

узнать отношение к религии современников;

сделать вывод на сновании всего вышеперечисленного о значении религии в жизни русского человека.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Как началось православие не пермской земле …………………….стр.4

Архиепископ Андроник…………….………………………………….стр.6

Духовенство Пермской епархии в годы Гражданской войны…..стр.8

Архиепископ Александр………………………………………………..стр.10

Пермская епархия в годы Великой Отечественной войны………..стр.12

Исповедники и мученики Урала в XX веке…………..…………....стр.14

Митрополит Мефодий………………………………………………………стр.15

Роль церкви в современном мире………………………….……..…стр.19

Исследование………………………………………………………….…стр.20

Заключение…………………………………………………………….…стр.221

КАК НАЧАЛОСЬ ПРАВОСЛАВИЕ НА ПЕРМСКОЙ ЗЕМЛЕ

Рассказ о том, как православная вера пришла в Пермский край следует начать с имени святого Стефана Великопермского.

Святой Стефан жил в героические и славные времена князя Дмитрия Донского, победившего Мамая в 1380 году на Куликовом поле. Но это были и очень тяжелые времена. Русское Государство еще не избавилось от раздробленности. В это время, увы, не только кровавые набеги монголов опустошали русскую землю, но и сами князья не прекратили междоусобицы, во время которых русские проявляли необузданную жестокость и святотатство.

Святой Стефан родился в 1340 году в Устюге. Этот город был тем центром, из которого русское влияние распространялось на Северном Урале.

Земля коми-зырян, современная Республика Коми, Пермь Вычегодская, попала под власть Московского князя в 14 веке.

Но чтобы достойным образом пролить в эту тьму истинный свет новому Апостолу нужно было перевести на пермский язык важнейшие священные книги. Стефан основательно изучил этот язык и составил пермскую азбуку. Перед этим он получил благословение от московского епископа Герасима. Преподобный встретился так же с Великим Князем Дмитрием Донским, и с Сергием Радонежским, которые так же одобрили его начинание.

Прибыв в район реки Вычегды святой начал свою проповедь на родном для зырян языке. В ответ он сначала слышал от язычников лишь угрозы и ругань.

Некоторый успех способствовал Стефану в самом центре Перми Вычегодской в зырянском поселении при впадении реки Выми в Вычегду. Здесь он крестил зырян и построил для первых вычегодских христиан церковь Благовещения пресвятой Богородицы.:

Видя, что одними проповедями не отвратить зырян от поклонения идолам, святой Стефан пошел в особо почитаемую кумирницу (языческое святилище) и зажег ее.

Язычники собрались на пожар с топорами и дубинами. Но, увидев кротко стоящего на месте святого, не решились напасть на него.

Скоро новопосвященных христиан стало больше, и бывшие язычники сами вместе со святым Стефаном принялись уничтожать прежних идолов, которых боялись раньше пуще смерти.

Ставший первым Пермским епископом он основал свою кафедру в Усть-Выми, где поставил первые православные храмы. Любовью и кротостью расположив к себе пермяков, святой Стефан заложил основы христианской веры на Северном Урале. Святой Стефан мирно скончался 26 апреля старого стиля 1396 года.

Таким образом, в конце 14 века на землях, лежащих к северу от Пермского края (современная Республика Коми) утвердилось православие и власть Московского Государя. Во многом именно благодаря подвигу Святого Стефана присоединение этих земель к России произошло без кровопролития и без притеснений местного населения. Коми-зыряне сами, добровольно и без насилия перешли под власть московского царя.

ВЕЛИКОМУЧЕННИК АРХИЕПИСКОП АНДРОНИК

Образование

Владимир Александрович Никольский родился в семье диакона Ярославской епархии. Окончил Ярославскую духовную семинарию, Московскую духовную академию в 1895 со степенью кандидата богословия.

Монах, преподаватель, миссионер

1 августа 1893 года пострижен в монашество, иеродиакон, с июля 1895 — иеромонах.

С 1895 года — помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии.

С 1896 года — преподаватель, затем инспектор Ардонской Александровской миссионерской семинарии.

В 1897—1899 — член миссии в Японии. Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию.

С 1900 года — ректор Уфимской духовной семинарии в сане архимандрита.

Архиерей

5 ноября 1906 был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина), получившего известность как миссионер (в 1970 году был причислен к лику святых).

В июле 1907 был уволен на покой. В октябре 1907 командирован в Холм для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной думы.

С 14 марта 1908 года — епископ Тихвинский, первый викарий Новгородской епархии. Был почётным председателем Новгородского и Пермского отдела Союза русского народа. Придерживался крайне правых политических взглядов, идеализировал русское средневековье. Автор брошюры «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну, и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

С марта 1913 года — епископ Омский и Павлодарский.

С июля 1914 года — епископ Пермский и Соликамский, с 1915 — архиепископ.

По словам автора его жития, игумена Дамаскина:

В 1916 года по инициативе архиепископа Андроника в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много ездил по епархии, посещал приходы и монастыри. Был противником Г. Е. Распутина, безуспешно пытался отговорить Николая II от поддержки старца.

В 1917—1918 годах участвовал в работе Поместного Собора. Резко негативно отнёсся к приходу к власти большевиков. Ожидая ареста, чувствовал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю церковносвященнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».

Мученическая смерть

17 июня 1918 года был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений. (Духовенство, из страха перед большевиками, фактически пренебрегло этим запретом). Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу.

Был причислен к лику местно чтимых святых Пермской епархии в 1999 году. Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

ДУХОВЕНСТВО ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Перед революцией Пермская епархия насчитывала около 630 церквей, 405 часовен, 8 монастырей.

«Врагами революции» объявлялись все слои общества, все политические партии, большинство крестьян и часть рабочего класса, православные епископы и священники, диаконы и монахи, церковные старосты и регенты церковных хоров. Советы видели в Церкви своего врага, так как она не только не разделяла их идеологию, но и открыто противостояла ей.

В Рождественском послании 1917 года епископ Андроник (Никольский), обращаясь к духовенству епархии, писал: «Удалившись от Бога, народ одичал и озлобился, а враг ослепил всех и подпустил восстать друг на друга. Помогите всем придти в рассудок и опомниться: ведь мы теперь не только на краю погибели, но уже погибаем, ибо земля наша почти опустошена нами же самими…»

В анкетах 1922 — 1923 гг. духовенство епархии разделилось на три группы: две небольших или приняли Октябрьскую революцию, либо её не приняли; третья, основная, отнеслась к событиям октября 1917 года безразлично. Пермский епископ Андроник (Никольский) в числе нескольких архиереев не поддержал рухнувшее самодержавие.

20 января (2 февраля) 1918 г. был обнародован декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

С приходом к власти сфера религиозного влияния резко сузилась, минимизировались масштабы деятельности. Церковь оказалась не только в изоляции от народных масс, но и испытывала враждебное отношение богоборческого государства.

Начался кровавый калейдоскоп Гражданской войны, деморализовавший значительную часть пермского духовенства, когда в Пермской епархии физически было уничтожено не менее 140 лиц духовного звания.

Спасаясь от террора, в Сибирь эвакуировались: священники братья Алебастровы Василий I и Николай II, Константин Андреев III, братия Фаворской Спасо-Преображенской обители и монах Андрей (Лушников), вскоре взявший в руки оружие; протоиерей Дмитрий Аникиев IV, священник Алексий Виноградов, увезший антиминс из храма, игумены Белогорской обители Серафим (Кузнецов) и Антоний (Арапов).

По весьма приблизительным подсчетам, Пермскую епархию покинули с отступавшими войсками А.В. Колчака не менее 300 священнослужителей, некоторые из них с семьями, большая часть из которых добралась только до Екатеринбурга, Ирбита, Челябинска, Тюмени.

В Кунгуре летом 1919 года не осталось ни одного священослужителя.

14 февраля 1919 года состоялось епархиальное совещание под председательством епископа Бориса, на котором было принято решение собрать все данные о жертвах террора среди духовенства. Специальная комиссия установила, что за время красного террора в Пермской епархии погибло: 3 епископа, 10 протоиереев, 44 священника, 6 диаконов, 4 псаломщика, 44 монашествующих.

АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДР – СВЯТИТЕЛЬ МОЛОТОВСКОЙ И СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ

Семья

Родился в семье профессора Московского университета Михаила Александровича Толстопятова. В различных источниках называются и другие годы его рождения — 1876 или 1879.

Образование

Окончил Кронштадтское морское инженерное училище и Санкт-Петербургскую консерваторию, Михайловскую артиллерийскую академию (основной и дополнительный курс, 1912).

Военно-морская служба

С 6 мая 1901 года — мичман. В 1904 году был вахтенным офицером миноносца № 206. Участник русско-японской войны. Командовал призовой шхуной, потопленной таранным ударом японского транспорта. Оказавшись в воде, молодой офицер взмолился: «Господи, если Ты спасёшь меня, то всю свою жизнь я посвящу служению Тебе!». И в этот момент увидел рядом бревно, на котором и спасся.

Священник и монах

Духовное образование получил в Петроградском богословском институте, в 1920 году был рукоположён во иерея. В 1921—1922 — настоятель Рождество-Богородицкой церкви при Петроградской консерватории.

Был арестован 13 марта 1922 года. По делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и приговорён к трём годам тюрьмы со строгой изоляцией. Срок отбывал в Петроградском исправительном доме, был освобождён досрочно.

В 1923 году пострижен в монашество.

В 1924 году иеромонах Александр был вновь арестован, обвинён в том, что «уговаривал монахов Александро-Невской Лавры не платить квартирной платы». Был осуждён и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения на два года.

С 1926 года жил в Нижнем Новгороде. В этот период написал ряд трудов: «Научное обоснование Библейского сказания о сотворении мира», «Схему истории Вселенских Соборов», «Православное богослужение», «Христос как историческая личность» (рукописи изъяты при обыске в 1936 году).

С августа 1928 года — архимандрит, настоятель Свято-Никольского храма на Слудской горе в Перми.

15 февраля 1930 года вновь арестован, обвинён в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. 31 мая 1931 приговорён к трём годам лишения свободы и отправлен в Беломоро-Балтийский лагерь.

Архиерей

После досрочного освобождения приехал в Москву, где 21 августа 1933 года митрополит Сергий (Староградский) и другие архиереи хиротонисали его во епископа Алма-Атинского. Решительно боролся с обновленчеством. Разоблачал «шпионство прихожан», призывал изгонять из рядов верующих «предателей» церкви.

В 1936 году был арестован (в частности, был обвинён в «активной борьбе с материализмом как основой революционной теории») и 3 сентября того же года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР приговаривается к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. Позднее срок заключения был продлён.

С 7 сентября 1943 — епископ Молотовский.

На следующий день принял участие в Архиерейском соборе, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом.

С 26 декабря 1944 — епископ Молотовский и Соликамский.

22 февраля 1945 года возведён в сан архиепископа. Добился открытия 38 храмов, в том числе Троицкой церкви в г. Молотов (Пермь), ставшей кафедральным собором. Призывал верующих помогать фронту всеми возможными средствами..

Участник Поместного собора 1945 года.

Погребён за алтарем Троицкого кафедрального собора Перми.

ПЕРМСКАЯ ЕПАРХИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Из 782 православных церквей и часовен в Пермской области действовали в 1939 году лишь 84, общин верующих насчитывалось 74, служителей культа — 42 человека; в 1940 году были закрыты 55 храмов и 11 часовен.

Несмотря на широкомасштабные репрессии, в записке начальника Ворошиловского отдела НКВД А. Морякова первому секретарю РК ВКП(б) М. А. Павловскому в марте 1937 года говорилось о том, что «…только с одного содового завода посещают церковь, принимают для богослужения на дому попов, крестят детей и совершают панихиды 37 рабочих, каустического цеха — 13 человек, подсобных хозяйств — 29 человек. Посещают церковь не только рабочие, но и служащие из учреждений: коммунальный отдел, ТЭЦ, складское хозяйство, акустика. Аналогичное явление наблюдается и по Соликамску…».

За первое полугодие 1941 года закрыта 31 церковь и 9 часовен. На 1 января 1942 года действующими в епархии были лишь 12 храмов.

В пригороде Перми Ераничах в 1941 году продолжал функционировать лагерь для перемещённых лиц, а также прочих контрреволюционеров и антисоветчиков; в нём находились и представители духовенства.

На 1 сентября 1941 года в епархии действовали лишь 6 храмов и одна часовня, зарегистрировано 20 небольших общин верующих.

К моменту приезда владыки Александра в епархии действовали всего 9 православных храмов: в Лысьве и Добрянке — Иоанна Богослова, в Романово — Сретенский, в Шубино — Иоанна Златоуста, в Воробьях, Блинах — Покровский, в Ильинском — Благовещения Пресвятой Богородицы, в Полыгареце — Преображенский и в Покче — обновленческий.

22 июня, с объявлением войны народ повалил в храмы. Изгладилась из памяти и «безбожная пятилетка», конец которой приходился на 1943 год, когда в стране должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник.

Видя, как народу с началом войны нужна была духовная поддержка, 3 июня 1944 года епископ Александр получил разрешение на открытие храмов в Осе, в сёлах Плотниково и Спас-Барде. Владыка лично направлял ходатаев об открытии храмов на «правильный» путь. Летом 1944 года церковный совет Свято-Троицкого собора отправил ходатайство начальнику Молотовской АГТС «об установке телефонной связи для епископа». Тогда же ему был оформлен пропуск для проезда в Москву для участия в сессии Синода.

Летом 1945 года в с. Брехово Суксунского района церковь была «переоборудована» под школу.

Внутренний, внутрихрамовый, колокольный звон был разрешён только в пяти храмах епархии. Церковный совет Градо-Пермской Всехсвятской церкви получил из Молотовского управления Главторгцветмета колокол.

Участвовали в Великой Отечественной войне и были награждены медалями «За победу над Германией» священник Свято-Троицкой церкви д. Мыльниково И. Л. Смердов, и диаконы Василий Байдин и А. Пантелеймонов.

Несмотря на совершённое над Церковью надругательство, физическое истребление сотен тысяч священно-, церковнослужителей и мирян, она без колебаний и раздумий встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила грядущую Победу. За годы войны духовенство и верующие Молотовской епархии:

сдали в фонд обороны более 1 700 000 рублей

на подарки Красной Армии было собрано 920 250 рублей и

на помощь семьям и детям фронтовиков 53 256 рублей.



на создание танковой колонны Русской Православной Церкви имени благоверного князя Дмитрия Донского епархия пожертвовала 305 000 рублей.

всего с 1942 по 1944 год епархия перечислила на танки, самолеты, и на другие патриотические деяния 4 млн 476 тыс. рублей.

Епископ сам отсылал собранные пожертвования.

МИССИЯ В ЖИЗНИ И ПОДВИГЕ ИСПОВЕДНИКОВ И МУЧЕНИКОВ УРАЛА XX В.

Богоборческим и антицерковным был весь советский период с 1918 года до середины 1980-х гг., времени изощренного воздействия на церковь уполномоченных по делам религий и КГБ, последних посадок за веру и репрессий в отношении верующих. Общий смысл государственной политики и деятельности спецслужб в отношении Русской церкви был один — полное уничтожение веры и церковной традиции, полная изоляция носителей этой традиции от народа, и прежде всего, молодежи, выхолащивание и извращение смыслов христианской веры.

В 1918-1944 гг. на Урале было репрессировано не менее 334 священнослужителей, из них 146 человек расстреляно. К началу войны в Свердловской области незакрытыми оставались 20 церквей, в Пермской — 6, в Челябинской — 1, в Курганской — ни одной. К 1938 г. на Урале не осталось ни одного епископа. В 1937-1938 гг. в епархии были расстреляны семь архиереев. Политика «красного террора» фактически привела к разгрому уральской церкви.

Не случайно основная масса канонизированных святых ХХ в. в Екатеринбургской митрополии имеет одну дату смерти — 1918 г. В первую очередь жертвами террора стали епископы, имеющие духовный авторитет в своих епархиях, и поэтому серьезно противостоящие распространению большевистских настроений в народе. Яркий пример — действия священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского. Пытаясь противостоять волне агрессивной антицерковной политики большевиков, он прибегает к такой форме, как многолюдный крестный ход через всю Пермь, призванный сплотить верующих и явить народу и оппонентам силу и славу веры во Христа. Не ограничиваясь этим, он прибегает к еще более радикальному средству — интердикту — наложению запрета на совершение всех богослужений в храмах за исключением крещения младенцев и отпевания. Безусловно, это стало сильной формой воздействия на народ и вызвало ответную реакцию мотовилихинской милиции — арест и расправа.

Например, как священник Федор Суханов, талантливый миссионер, устроитель всех сторон жизни своей паствы — от храмовой до экономической, умевший отвращать от пьянства целые села за 2-3 года, пастырски ходатайствовавший во время террора 1918 г. и за красных, и за белых своих прихожан, становившихся жертвами то белой, то красной диктатуры. Ходатайство за самого священника более чем пятидесяти его прихожан и родственников не помогло, он был расстрелян.

Быстрый отказ от террора в отношении церкви в 1918 г. был обусловлен не в последнюю очередь и тем, что достойная христианская смерть, принимаемая многими христианами, в первую очередь епископами и священниками, привлекала многих колеблющихся в лоно церкви, авторитет ее в эти годы серьезно возрастает в народе. В этот период храмы становятся многолюдными, особая теплота и простота появляется в отношениях между паствой и пастырями, архипастырями. Внешний разгром и гонения помогали верующим собраться духовно, осознать свою ответственность за церковь. Лобовое столкновение с большевистской властью, свидетельство «даже до смерти» дает серьезный миссионерский плод, что вынуждает власть к дальнейшим волнам террора и репрессий.

Успешно несли дело миссии и те, кто оставался на свободе. По свидетельству исследователя Д. Щербины, Верх-Нейвинский священник Михаил Мягков сумел сохранить богослужение и впоследствии расширить круг сомолитвенников в своем городе благодаря тому, что его поддержала небольшая община монахинь из разогнанного к тому времени Введенского женского монастыря с. Сербишино, которые хранили общую жизнь и общую молитву, совершая тайные богослужения при участии тайного священника Михаила Мягкова, который все это время, до кончины в 1953 г., работал на заводе то шихтовщиком, то кочегаром, то сторожем. По свидетельству архим. Ипатия (г. Невьянск) важную роль в свидетельстве веры играли тайные монахини. Покупая себе домик неподалеку от храма, они принимали богомольцев из окрестных селений в своих домах, читали Писание, жития святых, общались с детьми и молодежью. Некоторые из этих детей впоследствии, как архимандрит Ипатий, сами стали монахами и священниками.

В послевоенный период гонений и агрессивного безбожия Церковь не только сохраняла свои традиции и таинства, но и явила свидетельства религиозного творчества. Новые молитвы, во множестве появляющиеся в ответ на те или иные скорбные обстоятельства, новые акафисты (наиболее известный — «Слава Богу за все», написанный епископом-исповедником Трифоном Туркестановым уже не на церковнославянском, а на русском языке). Появился целый миссионерский поток странствующих священников, монахов, иноков. Выдающимся примером является опыт священника Михаила Суханова, около 30 лет ходившего по деревням в окрестностях г. Челябинска, не оставаясь в деревне более 1 дня, что позволило ему остаться непойманным, умереть на свободе в начале 1950-х гг., совершая свое священническое служение.

Документ середины 1960-х гг. «Что нужно вывезти из храма при закрытии его» из архива протоирея Василия Семенова наглядно свидетельствует о непрекращающихся гонениях и самочувствии духовенства, ощущающего неослабевший пресс давления властей. Несмотря на это, священники заботились о передаче традиций веры и служения молодежи.

Поэтому, задумываясь об устроении православной миссии сегодня, важно обращаться к опыту миссии новомучеников и исповедников российских, уральских, осмысляя его не только со стороны «что», но и, прежде всего, «как». Именно особое качество христианской жизни и проповеди, особая связь со Христом, так удивительно и подчас неожиданно воплощающаяся в ХХ в., стали ярчайшим миссионерским свидетельством Русской церкви во времена «немого крика» ХХ в.

В последние годы XX века в Прикамье было открыто свыше 130 новых приходов, 7 монастырей, десятки воскресных школ

МИТРОПОЛИТ ПЕРМСКИЙ И СОЛИКАМСКИЙ МИФОДИЙ

Семья

Митрополит Мефодий родился 16 февраля 1949 года в городе Ровеньки Ворошиловоградской (ныне Луганской) области, в семье служащих.

Образование

Получив среднее образование, поступил в Славянский техникум железнодорожного транспорта, который окончил в 1968 году. В 1972 году окончил Одесскую духовную семинарию и продолжил духовное образование в Ленинградской Духовной академии. По окончании ЛДА в 1976 году патриаршим стипендиатом со степенью кандидата богословия за сочинение «Миссионерские труды митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки» был принят в аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1976 году возглавил молодежную делегацию представителей духовных школ РПЦ, посетившую Финляндию, Болгарию и Святую Гору Афон.

Монашество

Митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом 5 января 1974 года был пострижен в монашество с именем Мефодий

 4 апреля 1977 года решением Священного Синода был назначен заместителем председателя ОВЦС и возведен в сан архимандрита. С сентября 1979 года служил в малом соборе Донского монастыря и в московском храме Ризоположения Господня.

27 апреля хиротонисан во епископа Иркутского и Читинского в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры.

С 16 июля 1982 года – епископ Воронежский и Липецкий. В 1985 — 1989 годах, помимо управления епархией, возглавлял финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии.

26 июля 1985 года возведен в сан архиепископа.

 В 1988 году назначен председателем ответственной комиссии по реставрации и строительству Свято-Данилова монастыря в Москве. В апреле того же года за труды по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси возведен в сан митрополита.

С 7 мая 2003 года по 5 марта 2010 года – глава митрополичьего округа в Казахстане.Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 марта 2010 года митрополиту Мефодию определено быть митрополитом Пермским и Соликамским.

Владыка Мефодий обращает особенное внимание на просветительскую и реставрационную деятельность. За время его служения на Пермской кафедре уже восстановлены многие храмы, такие как

Свято-Троицский кафедральный собор г.Пермь, ул.Монастырская,95

Белогорский монастырь Пермский край, Кунгурский район, с. Калинино

Церковь Рождества пресвятой Богородицы г. Пермь, ул. Ленина;

Храм в Кособаново в Кунгурском районе

Храм в с.Крылово

Также восстанавливается Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь г.Пермь, по ул.Пристанционная, 38.

Действует известный детской приют Свято-Лазаревского женского монастыря в г.Верещагино Пермского края.

РОЛЬ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

На притяжении многих веков в русском государстве существовала единая православная Церковь, которая имела влияние на многие сферы жизни в первую очередь, затрагивая нравственную сторону вопроса. Но с перестройкой государства менялось и общество. Власти зачастую прибегали к методам извращения идеологии православия, что сказалась на самом населении. Недовольство властью, неверие, привело государство к ситуации которая сложилась в 90-х годах ХХ века. Участившиеся случаи грабежей, разбоев, убийств в эти годы не оставляли надежды ни на что, именно поэтому с началом 2000-х годов стало возрождаться православие. Люди сами были заинтересованы в открытии храмов, приходов, церквей, а в последствие и православных школ, где в человеке с ранних лет воспитывали бы нравственные, духовные ценности.

Пермская епархия даёт моральную и финансовую поддержку больным и обездоленным. Издаёт газету «Православная Пермь», в которой затрагивает наиболее волнующие прихожан вопросы. В первом номере газеты говорится

о Рождественском послании митрополита Мефодия;

о возведении креста над церковью Вознесения Господня в селе Красная Слудка Добрянского района;

о проведении торжеств в Орде посвященных праднику Введения во храм Пресвятой Богородицы;

о вопросах образования;

о проведении праздников для детей и концертах для ветеранов;

конференциях и совершении литургий.

На сегодняшний день церковь сотрудничает с правительством. Рост храмов и открытие православных школ это доказывает. Церковь помогает в розыске пропавших людей. Создание собственных сайтов в интернете и сообществ в социальных сетях говорит о том, что церковь идет в ногу со временем и молодым поколением, которого с каждым годом становится всё больше и больше. Нынешний процесс церковного возрождения привел, в частности, к тому, что число церквей и часовен Пермской епархии составило около 200.

Наша епархия стала известна как одна из самых больших в России по количеству монастырей.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Я провела опрос своих сверстников, данные которого представлены в таблице 1. Здесь показан примерный возраст участников опроса и их религиозные убеждения. Как видно из таблицы 1среди опрошенных 54 человек преобладают православные.

Возраст

16

Православие

33

Атеизм

9

Другая вера

12

(табл. 1)

(рис.1)

На рисунке 1 также видно, что православная молодёжь составляет больше половины опрошенных. Это в свою очередь доказывает, что, несмотря на гонения со стороны правительства СССР, религия не только не изжила себя, но до сих пор пользуется признанием у современной молодёжи.

Я пообщалась с представителями начальных классов Пермской православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского. Из рассказа заведующего учебной частью я узнала, что православная гимназия по ул.Ленина,78а была основана по инициативе родителей первых учащихся. При поддержке ООО «Лукойл» и по благословению Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского, в 2002г. открылась первая в епархии Православная классическая гимназия им. преподобного Сергия Радонежского.

На сегодняшний день в гимназии работают 45 человек, 13 сотрудников из числа обслуживающего персонала. За время существования учебного заведения количество учащихся с 40 человек увеличилось до 200, что свидетельствует не только о росте числа православных, но и о потребности обучения детей в заведениях подобного типа.

В классах учатся по 20 человек. В двунадесятые праздники все дети ходят на службу в храмы. Все преподаватели и учащиеся держат пост. Меню тоже составляется на основании поста Учителя проводят беседы с детьми на такие темы как сострадание, любовь к ближнему, милосердие и разъясняют те или иные поступки с точки зрения православия.

Как и все дети, ученики гимназии тоже играют в куклы и машинки, они не обделены детством. Во время учебного дня они выходят на прогулку.

Помимо общеобразовательных предметов, они изучают Закон божий и древние языки — латинский, древнегреческий и церковно-славянский. Конечно, не всегда всё получается, но преподаватели помогают им преодолеть трудности, разобраться в ошибках, привлекая родителей. Гимназия сотрудничает с родителями учеников. Одним из главных критерием поступления является, принятие православной веры родителей и детей. Важно чтобы родители поддерживали ребёнка и не делили школу и дом на два лагеря.

В гимназии очень высокий уровень преподавания. Ученикам объясняют основные ценности. Это не просто возрождение традиций, но ещё и формирование главных ценностей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap