История одной фотографии Исследовательская работа



Помните!

Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат, — помните!

Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!

Р.Рождественский

Введение.

Давно закончилась война, отгремели бои. Быстро пролетают годы и время стирает воспоминания о тех страшных и тяжелых для страны и людей годах. Все меньше становится свидетелей тех лет, ветеранов Великой Отечественной войны. Проходит время, люди забывают имена и лица ветеранов, перенесших все тяготы военного времени. Человеческая память беспощадна и к тем, кто навечно остался на полях сражений. Как сделать так, чтобы никогда не повторилось то, от чего кровь стыла в жилах у тех, кто стал свидетелем страшных событий под названием «ВОЙНА»?

Наше молодое поколение должно знать все подробности того ужаса, помнить и хранить в своих сердцах память о тех, кто уже никогда не вернется, кто положил свою жизнь на алтарь победы в войне с фашизмом.

Эта тема как никогда актуальна и важна, так как молодое поколение должно знать о войне и помнить погибших на той войне. Не получаются патриоты из «Иванов, не помнящих родства», не знающих историю своей деревни, своего города, края, своего Отечества.

В нашей исследовательской работе мы решили рассказать о защитниках блокадного Ленинграда, на примере одной фотографии, на которой изображены шесть молодых девушек. Эту фотографию передала в фонд школьного музея Серогодская Любовь Анатольевна, учитель экологии, в настоящее время пенсионерка.

Целью данного исследования является изучение истории Великой Отечественной войны через судьбу Дубининой Н.А., участницы обороны блокадного Ленинград,

ГлаваI. До свидания, девочки…

Постарайтесь

вернуться назад

…Да разве ж об этом расскажешь, —

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

«Русской женщине» М. Исаковский

На фотографии далекого 1939г. запечатлены молодые девушки, подруги, студентки Свердловского училища:

Слева направо: Мезенцева Екатерина , Угрюмова Надежда, Степанова Ольга

Сидят: Колотова Нина, Беляева Екатерина, Аверенкова Полина

Судьба пяти из них трагична. Они погибли в первые дни службы на Балтийском флоте во время героической обороны Ленинграда. И только одна – Дубинина Надежда Александровна осталась в живых, прошла всю войну.

«…шли четыре баржи. Две баржи не дошли – взорвали, две наши дошли. Нас высадили, а на наше место погрузили раненых…»

(Дубинина Н. А.)

В нашем школьном музее имени Н.Островского МБОУ СОШ №19 г. Балаково Саратовской области много различных фотографий, но эта фотография заинтересовала нас больше всего. На ней изображены молодые девушки, почти наши сверстницы, конечно, немного постарше нас, которые погибли в начале войны. И только одна девушка из них осталась жива, это Дубинина Н.А.

О ее судьбе мы смоги узнать у ее дочери Серогодской Л.А., которая работала в нашей школе учителем биологии, в настоящее время находится на пенсии.

Перед началом исследования нами был составлен его предварительный план. В ходе работы мы изменяли, дополняли, совершенствовали свой план.

Так как поисковая работа проводилась группой (7 человек), мы продумали распределение обязанностей между участниками исследования. Организовали распределение функций по тематическому принципу, когда каждый участник выбирает узкий вопрос общей темы и проводит поисково-исследовательскую работу от начала и до конца. Казакова Анастасия и Клименкова Юлия занимались сбором информации в школьной библиотеке. Коваленко Василий и Батяев Юрий делали подборку материалов из интернета. Агеев Алексей и Давидова Фидан опрашивали и записывали воспоминания родственников. Эти обязанности уточнялись на разных этапах работы.

На основании разработанного плана началась наша непосредственно поисково-исследовательская работа.

Ее первый этап – сбор, уточнение и накопление информации. Для этого мы использовали все намеченные источники информации ( литература в библиотеке; документы в музее нашей школы; интернет; интервью, опросы и переписка с родственниками ).

Нашими первыми шагами в исследовательской работе были знакомство с материалами по теме нашего проекта в школьном музее. Огромную помощь в этом нам оказала руководитель музея Сологуб Нина Александровна. Здесь мы нашли фотографии солдата, биографическую историю его семьи, письмо товарища маме солдата, в котором сообщалась дата его смерти и место захоронения. (см.приложение)

По имеющейся у нас информации, мы определили дальнейшие пути нашего исследования.

Одновременно со сбором информации мы создавали базу данных, в которой накапливали все найденные материалы: копии статей и фрагменты текстов книг, интернет-подборки, документы, фотографии, записи воспоминаний родственников и пр. Так нами были сделаны записи воспоминаний родной сестры солдата, Николаенко Валентины Михайловны, которой в этом году исполнилось 87 лет. Она является старейшим учителем нашей школы.

Нами была собрана подробная информация о сражении 1942 года под Москвой с картами, фотографиями и даже видеороликами. Практически по дням была восстановлена хронология событий, которые предшествовали смерти нашего солдата-земляка.(см. приложение)

На сайте «Мемориал» мы нашли документальное подтверждение о гибели солдата, месте его захоронения. Это архивные документы ЦАМО, в которых хранятся записи о безвозвратных потерях (погибших солдатах), месте захоронения и кому было сообщено о смерти. Из этих же документов мы узнали в каких частях служил наш земляк, кто на то время командовал этими частями.

По карте определили, где располагалось место захоронения. (см.приложение)

На второй этап поисково-исследовательской работы мы изучали и анализировали информацию, ее достоверность и историческую ценность, отбирали нужный для проекта материал.

По итогам нашей исследовательской деятельности, мы твердо убедились в том, что наш земляк действительно принимал участие в ожесточенных боях под Москвой, был убит в одном из сражений в ходе наступательной операции Красной Армии и захоронен его товарищем под деревней Пахомьево Рузского района Московской области.

На заключительном этап поисково-исследовательской деятельности мы подготовили защиту нашего проекта и представили исследовательскую работу в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением.

В перспективе мы планируем дальнейшие исследования по данному проекту. На ближайшее будущее мы запланировали связаться с местными жителями деревни, где захоронен наш земляк, для того, чтобы найти место захоронения.

В настоящее время мы поддерживаем связь с родственниками погибшего солдата, сообщаем им о ходе наших исследований и дальнейших планах по поиску информации.

Технологическая карта проекта.

Для работы над проектом нами были использованы следующие программы и ИКТ-элементы:

Операционная система WINDOWS 2003:

Word,

PowerPoint,

Adobe Photoshop CS3,

Windows Movie Maker.

Интернет-сайты:

http://www.obd-memorial.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/Оборона_Москвы

http://www.otvoyna.ru/nachalo1.htm

http://pobeda-mo.ru

http://www.mioo.ru/65let/02-hrono-battle.htm

http://www.serpukhov.su/dima/war/battle.htm

http://dipkurier.narod.ru/dip32/bitva.htm



sitemap
sitemap