История одного экспонатаЭкскурсия



Экскурсия на тему : « История одного экспоната. Стекло боевого самолета Ил-2»

Подготовил экскурсовод музея МБОУ СОШ №30 г. Подольска

Андриянов Григорий 8 «А» класс.

Цели экскурсии:



1. Дать учащихся первичное представление о понятии «музейный экспонат».

2. Вызвать у школьников стремление к пополнению музея новыми экспонатами, характеризующие эпоху Великой Отечественной войны. 3. Способствовать формированию у ребят чувства бережного отношения к духовным и материальным ценностям общества.

4. Развитие патриотических чувств учащихся.

Задачи:

Изучить историю создания и развитие самолета Ил-2 .

Раскрыть роль самолета Ил-2 в годы Великой Отечественной войны.

Прочитать литературу о использовании самолетов Ил-2 в годы Великой Отечественной войны.

Практическое применение:

Материал экскурсии можно использовать для проведения воспитательных мероприятий в школьном музее, на классных часах, посвященных 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Здравствуйте! Я приветствую Вас в качестве экскурсовода музея школы №30 города Подольска. Сегодня мы с Вами станем участниками удивительной экскурсии. Эта экскурсия необычна тем, что она целиком посвящена истории только одного экспоната. Наш музей называется «Никто не забыт, ничто не забыто» и создан он в 2012 году учениками и преподавателями школы. Он относительно молодой, в нём накоплено много экспонатов . Многие экспонаты нашего музея посвящены предоставлены нам поисковым отрядом Центра духовно патриотического и нравственного воспитания молодежи Подольского Благочиния в лице руководителя Старостина Юрия Станиславовича. Война, закончившаяся 68 лет назад , затронула каждую семью нашей необъятной страны. Еще много страниц нашей истории остается не до конца не изученными. Поисковое объединение , под руководством Юрия Станиславовича проводит поисковые работы под Демянском, Новгородской области. Экспонат , о котором я хочу рассказать является часть стекла кабины летчика самолета Ил-2. Экспонатом называется первичный структурный элемент экспозиции музейной. В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью.

Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

В Красной Армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его — «бетонный самолёт». Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство . Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось летчикам уже за 10 боевых вылетов.. Наиболее эффективным противотанковым оружием в начальный период войны показали себя капсулы с белым фосфором, которые массово сбрасывались на танковые колонны. В действительности самолёт был заказан именно двухместным, а его одноместный вариант — инициатива самого Ильюшина.. Чтобы спасти свой штурмовик, в условиях конкуренции с другими конструкторскими бюро, Ильюшин в инициативном порядке создал его одноместную версию. Бортстрелок был удалён, что существенно сократило объём бронекорпуса; на место стрелка был установлен дополнительный топливный бак и дополнительное бронирование; задней центровки по массе, что также вызывало нарекания — она ухудшала управляемость, не стало. Сэкономленная масса позволила штурмовику удовлетворять предъявляемым к нему требованиям по скорости, а дополнительный бак повысил дальность полёта.

Эффективность

Наименее эффективным средством поражения бронетанковой техники противника в начальный период войны являлись авиабомбы. 25 июня 780 самолетовылетов позволило уничтожить лишь 30 танков, 16 орудий и 60 автомашин с живой силой. При полигонных испытаниях «три летчика 245-го шап, имевшие боевой опыт, смогли добиться всего 9 попаданий в танк при общем расходе боеприпасов в 300 снарядов к пушкам ШВАК и 1290 патронов к пулеметам ШКАС». При этом наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100. Однако ФАБ-100 пробивала 30-мм бортовую и кормовую броню немецких средних танков только на расстоянии 5 м и ближе. А при ударе о землю бомбы рикошетировали и разрывались вдали от цели. Кроме того, при низкой точности бомбометания использование ФАБ-100 было малоэффективно. При ударе с бреющего полёта группой из 4—6 самолётов первая часть самолётов вынуждена была использовать ФАБ-100 с замедлением взрывателей в 22 секунды (чтобы взрыв не повредил летящие следом самолёты), так что цели за это время успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы.

Наиболее эффективным противотанковым оружием в начальный период войны показали себя капсулы с белым фосфором, которые массово сбрасывались на танковые колонны. Однако, фосфор оказался очень «капризным» в плане влажности, температуры и ветра, вследствие чего применялся очень ограниченно. В 1943 году во время боёв на Курской дуге в арсенале Ил-2 появились ПТАБ (противотанковые авиабомбы) с кумулятивной боевой частью, которые снаряжались в контейнеры по 48 штук. Примерно на этот период приходятся упоминания о прозвище «Чёрная смерть» в немецких частях. Сброс их на скорости 340—360 км/ч с высоты 200 м давал разброс около 1 бомбы на 15 м² и полосу сплошного поражения ~30×100 м. В первые дни эффективность была поразительной (до 6-8 танков с 1-го захода). Однако уже через неделю изменение построений немецких танков на марше резко понизило эффективность данных боеприпасов, а так как расход полного боекомплекта на поражение 1-2х танков (при успешном заходе) уже не считался целесообразным, предпочтение было отдано авиапушкам. Несмотря на то, что в годы войны было изготовлено 12,37 млн. ПТАБ-2,5-1,5, их не упоминают немецкие источники напрямую, хотя их потенциальную высокую эффективность подтверждает та срочность, с которой было принято вышеупомянутое решение об изменении построений немецких танков на марше. Суммарные потери немецких танков по российским официальным данным составили 32,5 тыс. ед. причём большая их часть была уничтожена ИПТАП и танками РККА. Косвенно это говорит об ограниченной эффективности применения данного боеприпаса Ил-2.








sitemap
sitemap