История моей школы_6436



СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………………………………………… 3

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Роль школы в жизни человека……………………………………………………………5

1.2. Информационная справка о школе……………………………………………………… 6

Практическая часть. Анализ собранного материала

2.1 История школы…………………………………………………………………………….7

2.2 Символика.школы…………………………………………………………………………9

2.3 Воспоминания педагогов о школе ……………………………………………………….10

2.4 Воспоминания выпускников о школе……………………………………………………16

2.5 Сегодняшние ученики о школе…………………………,………………………………..21

2.6 Оценка работы школы гостями, прибывшими на юбилей……………………………..23

2.7 Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов…………………………24

Заключение…………………………………………………………………………………….29

Приложения……………………………………………………………………………………30

Изученная литература…………………………………………………………………………47

ВВЕДЕНИЕ

Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но Школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно.

Актуальность.

Готовясь к юбилею школы, мы проделали большую работу: обобщили собранный материал о нашей школе с первых дней и до сегодняшних, об учителях, которые работали в нашей школе в разные годы, выпускниках школы, воспоминания ветеранов, встречи с ними. Эта работа оказалась интересной, необходимой и важной для нас, тех, кто обучается сейчас в ТСШИ. Собранный нами материал представляет большую ценность для нынешних и будущих учеников, т.к. позволяет проследить сохранение традиций школы, её уникальность, значимость. Материалов собрали достаточно, чтобы в школе организовать музей и поделиться результатами о проделанной работе в нашем исследовательском труде.

Объект исследования: история школы

Предмет исследования: традиции ТСШИ, уникальность школы

Методы исследования:

Анализ собранных материалов о школе, традиции школы, воспоминания учителей, выпускников.

Анкетирование, опрос.

Обработка данных.

Целью нашего исследования было не только выяснить историю школы, но и показать ее значимость, сохранение традиций, заслуженный авторитет, который поддерживается педагогами школы, знание обучающимися истории школы, гордость за неё.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

проанализировать собранный материал о школе;

сравнить школу прошлого и настоящего;

показать значимость и важность сохранения традиций школы.

В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём анализ собранных материалов о школе, то это позволит создать школьный музей и сохранить память о школе, учителях, выпускниках, традициях школы для будущих учащихся.

Логика работы: работа построена таким образом, что теоретическая часть посвящена изучению собранного материала о школе, а в практической части изложены результаты исследования методом анкетирования, опроса обучающихся 5-9 классов.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для создания школьного музея.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданный музей поможет обучающимся знать историю школы, сохранять её традиции.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Роль школы в жизни человека

«Чем выше уровень образования и культуры,

тем больше мы приближаемся к человеку».

Вильгельм фон Гумбольт, немецкий гуманист

Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается огромный мир знаний, ученик формируется как личность.

Содержание понятия Школа связывается нами с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Понятие это имеет религиозно-духовное происхождение, и в нём мыслится процесс становления, совершенствования, восхождения души и духовности человека. Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но Школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло Школы. У каждого человека в жизни есть школа. Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Школа является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и прозой жизни. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Школа живет интересной жизнью.

Много школ в нашей огромной стране, в нашей Республике, районе, но у каждого есть своя, родная школа. Для нас — это Томмотская санаторная школа-интернат. Её значение огромно: здесь не только обучают, но и помогают поправить своё здоровье (именно поэтому она санаторная), создают все условия для развития творческой личности.

«Не подвергая сомнению значимость знаний в становлении личности ребёнка, тем не менее смею утверждать, что качества знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, возникающих на базе знаний, определяются не только истинностью самих знаний, но их духовной насыщенностью, личностным отношением человека к знаниям», — писал о школе великий педагог Ш. Амонашвили.

1.2. Информационная справка о школе.

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении — Томмотская санаторная школа-интернат — лечебно-профилактическое учреждение с круглосуточным пребыванием, предназначенное для обучения, лечения и оздоровления детей, перенёсших локальный туберкулёзный процесс, из очагов туберкулёзной инфекции, тубинфицированных и детей «группы риска», из семей с неблагоприятными материально-бытовыми условиями. Пребывание в школе-интернате позволяет не только предупредить обострение, рецидивы и развитие локального туберкулёза, но и повысить общую резистентность организма. Контингент воспитанников — 130 человек, это дети из малообеспеченных и многодетных семей из разных районов Республики Саха (Якутия). Поступают обучающиеся в школу-интернат по направлению районного врача-фтизиатра или Якутского туберкулёзного диспансера.

Таких школ в нашей Республике Саха (Якутия) всего три: Жемконская санаторная основная общеобразовательная школа-интернат, санаторная школа-интернат для детей с тубинтоксикацией с. Сунтар и наша Томмотская санаторная школа-интернат.

Она уникальна своим предназначением и необходима.

Сегодня в школе128 учащихся, 9 классов.

Обеспеченность кадрами – 100%. Учителей – человека, воспитателей ..Коллектив сформировался творческий, работоспособный, сравнительно молодой.

В школе создана неплохая учебно-материальная база: 11 кабинетов, большой спортивный зал, кабинеты производственного обучения, медицинский кабинет, библиотека, столовая, современный компьютерный кабинет с выходом в Интернет и медиа-кабинет.

При школе есть свой огород – 25 соток, продукция с которого поступает в школьную столовую.

Школа шагает в ногу со временем. Учащиеся нашей школы постоянно занимают призовые места на районных олимпиадах, в спортивных соревнованиях.

В школе создана система воспитательной работы, направленная на воспитание в детях общечеловеческих ценностей, гражданственности, культуры.

Главное богатство школы – её выпускники. За время существования школы мы выпустили более 700 выпускников, среди них уважаемые люди, прекрасные специалисты, умелые руководители, педагоги, медики, журналисты, артисты, представители многих и многих профессий.

А дети у нас замечательные, и это нам лучшая награда за любовь к ученикам и труд. Пусть с каждым новым поколением школьников не прерывается наша великая русская традиция: уважать учителей, чтить школу.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Анализ собранного материала

Наша школа — это муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – Томмотская санаторная школа – интернат, в которой живут, учатся дети с ослабленным здоровьем, из группы риска, с заболеванием верхних дыхательных путей не только из нашего Алданского района, но из Якутска. Мы сюда приехали, чтобы поправить своё здоровье, потому что сосновый воздух благотворно влияет на состояние верхних дыхательных путей человека. Ведь не зря нашу школу построили на берегу реки Алдан, рядом парк с вековыми елями и соснами. А как легко дышится здесь! Мы любим гулять в парке, отдыхать на берегу Алдана, любоваться своей школой! А школа у нас – самая лучшая!

Задолго до юбилея школы мы начали собирать материал об истории нашей школы. Встречались с учителями, которые много лет проработали в нашей школе, с ветеранами педагогического труда, с выпускниками прошлых лет, записывали их воспоминания о работе, учёбе в нашей школе, знакомились с архивами из музея школы № 6, из архива музея города Томмота. Собрали старые фотографии, сделали пять презентаций о школе:

ТСШИ с 1963 -1975 г.; ТСШИ с 1975 – 2000 г.; ТСШИ с 2000 г.; выпускники 2012 года;

выпускники 2013 года; фильмы о школе нынешней: ТСШИ 2008 (Экскурсия по объектам школы); «Загляните к нам в школу» (ТСШИ сегодня).

Выпускники нашей школы 1963 года подарили фильмы о первых выпускниках школы «Есть только миг»; 30 лет ТСШИ (Выпускники 1963-1965 г.);

Накануне юбилея отправили в газету «Алданский рабочий» статьи о нашей школе:

А) Встреча с родной школой (Макарова Мария)

Б) Мои воспоминания о школе.(Чилюк Н)

В) Учитель! Перед именем твоим… (Ахметовой В.)

Г) Учителями славится Россия (Тютюнник Н.И.)

Д) Школа глазами учеников (Булдыкина А., Максимова А.)

Е) Школа, ставшая родной (Матвеева А.Т.)

Ё) Школьные годы чудесные (Шеина В), из них в газете за 10 октября 2012 года три статьи были опубликованы.

После юбилея школы за 23 октября в газете «Алданский рабочий» опубликована статья «Если будешь ты, школа, стоять, не иссякнет России река» (Тютюнник Н.И.) и «Светлая память о школе» (Пушмина Р.П.).

Собрав такой богатый, значимый для школы материал, сравнив школу прошлого и нынешнего, мы решили создать музей нашей школы.

2.1 История школы

Здание Томмотской санаторной школы-интерната построено в 1952 году, это деревянное двухэтажное здание расположено на улице Ленина, на берегу реки Алдан,

в котором мы сейчас учимся. В то далёкое время в этом здании располагалась средняя школа № 6, позже в 1957 г. она была преобразована в восьмилетнюю школу-интернат. Каждый год старшие классы прибавлялись и выпускники 1962, 1963 года заканчивали среднюю школу – интернат.

На территории бывшей больницы были построены жилые корпуса, столовая, прачечная. Все здания обогревались печами. Ученики заготавливали на долгую суровую зиму дрова, сами их пилили, раскалывали, складывали, носили в классы, комнаты, столовую для обогрева. В 1968 году появилась своя школьная котельная, которая давала тепло не только в школу, но и в корпуса, столовую и другие объекты школы. В 1980 г. здания школы, столовой, корпусов присоединили к центральной котельной.

Первым директором школы-интерната стал Емчинов А.Г. , 1959 г.- Винокуров

И. И., которого в 1962 г. сменил Колмыков Л.А.

.

В 1964 г. школа-интернат получила статус санаторной школы-интерната, в ней обучались и получали лечение дети изо всех районов республики, численность воспитанников доходила до 240 человек, все они проживали в 3 спальных корпусах. Главным для этих детей, родившихся после войны, был труд. Они не только старались хорошо учиться, но и заготавливали дрова, на школьном поле выращивали картофель, которого хватало на питание детям до нового урожая, заготавливали бруснику на всю зиму, работали на пришкольном участке, заботились о школьной лошади, обеспечивая её сеном. В школе был свой духовой оркестр, ребята играли на разных музыкальных инструментах; школьный хор, который часто выступал в клубе.

После окончания школы воспитанники продолжали своё обучение в вузах, техникумах, училищах. Среди них немало врачей, медработников (Шкарубо Н. Я.- врач акушер-гинеколог; Иванова М, главный эндокринолог Республики; Рожков врач, Кручинина М.- медработник, Блинова В. – заведующая организацией «Красный крест»), инженеров (Пермяков В., Стругальский Е, Радченко Е. (управляющий Алданского банка). Гермогенов М. – кандидат наук, Пышнограев И. Адикаева Г. – геолог, Павлов В.- инженер-строитель), лётчиков, военных (Козлов К. – Югорёнок, начальник порта; Пожарский Ю.- лётчик пассажирских лайнеров; Орлов Н. – офицер, работал в Байконуре; Матвеев Н.- майор МВД). Стали учителями выпускники нашей школы: Матвеева В. Т., учитель истории, отличник образования РС(Я), Матвеева А. Т., учитель якутского языка, отличник образования РС (Я), Бечёхова Т. – учитель физики, заслуженный учитель, Карамзина М.- учитель начальных классов, отличник образования, работник музея, Тележкин Е. М. –учитель музыки, Ильинова В., учитель начальных классов, Иванова А.И.- воспитатель детского сада, отличник образования, Слепцова О., Павлов А.П –учитель изо, черчения, труда.) И в наши дни выпускники ТСШИ учатся в вузах, выбрав профессию учителя (Григорьева Т., Сосина Г.)

История школы с теплотой хранит и передает из поколения в поколения имена тех директоров, которые продолжили свой нелегкий труд, став во главе школы:

Алексей Георгиевич Емчинов (1957 — 1959)

Иван Иванович Винокуров (1959 — 1962)

Леонид Александрович Колмаков (1962 — 1967)

Сергей Михайлович Кобылинский(1967-1970)

Валентина Авдеевна-Глейзер (1970- 1972)

Лариса Георгиевна Малышева (1972 — 1979)

Николай Ананьевич Дубовой (1980- 1981)

I Николай Петрович Доронин (1981 -1983)

Маргарита Васильевна Крамская (1983- 1985)

Виктор Иванович Куликов (1985 -1988)

Геннадий Александрович Родькин (1988- 1989)

Семен Михайлович Николаев (1989 -1993)

Александр Георгиевич Савватеев с 1994

На протяжении многих лет бессменным завучем школы была Пушмина Р.П.

С 1994 г. директором Муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторого типа для детей, нуждающихся в длительном лечении — Томмотской санаторной школы-интерната является Савватеев Александр Георгиевич.

В школе немало педагогов, которые всю свою сознательную жизнь посвятили детям, работая в ТСШИ: Костина Г.А., Бедрина З.С., Грехова А.И., Львова Н.П., Смертина А.А., Шеин В.А., Иванова А.Д., Путинцева Л.И., Смирнова З.Д., Пушмина Р.П., Бут О.Н., Баранова М.Ф., Курова З.К., Алюлина А.В., Наумов Н.И., Васильева А.Е., Васильев В.К., Черноморова А.И., Лобанова Р.В., Попов А.В., Макаренко Т.П., Потехина Н.И., Панкова Л.И., Гербатовска Р.И, Бут В.И., Синицына О.Л., Филиппова Л.В., Савватеев А.Г., Тютюнник Н.И., Беседина Н.А.

Шли годы, десятилетия, менялся облик города, школы, но одно оставалось неизменным: педагогический коллектив школы-интерната всегда стремился создать условия, направленные на укрепление здоровья обучающихся, формирование всесторонне развитой личности.

Школа имеет богатое прошлое и настоящее, с надеждой смотрит в будущее, молодое поколение сегодняшних учителей бережно хранит традиции, заложенные талантливыми педагогами прошлых лет.

2.2 Символика школы

В нашей школе есть своя символика: флаг, эмблема, гимн.

Эмблема представляет собой круг, на белом фоне которого написано Томмотская санаторная школа интернат, на синем фоне раскрытая книга – образовательное учреждение, в середине её цвета якутского флага: зелёный – символ дружбы подрастающего поколения, красный – символ красоты и верности родной земле, белый чистота нравов и помыслов воспитанников, синий – единение взрослых и детей, а ромашка – символ борьбы с туберкулёзом, что является главным назначением нашей школы.

Флаг белое полотнище, в центре которого изображена эмблема школы.

Гимн – ода нашей школе, ученикам, учителям, выпускникам, для которых она является самой лучшей, родной, и навсегда останется в памяти.

Гимн школы

«В маленьком и тихом городе Томмоте,

В живописном парке, на краю реки,

Есть такая школа! Лучше не найдёте!» –

Говорят её ученики.

Сотни глаз пытливых каждый день встречаем

И на все вопросы знать должны ответ.

Когда рядом дети, мы не замечаем

Тяжести, забот прошедших лет.



Пусть проходят годы, но родную школу

Не забудут наши дети никогда,

Вспомнят своё детство, и уйдут невзгоды:

Нет счастливей лет, чем школьные года!

В праздники и в будни вместе с нами школа,

Живёт она вечно в памяти людской.

Школа – храм науки, смена поколений,

Ты навек останешься родной!

2.3 Воспоминания педагогов о школе

Малышева Лариса Георгиевна, директор школы с 1972 -1979:

«Я работала в течение 7 лет в творческом коллективе, где царила деловая, дружественная атмосфера. Многие учителя имели высокую квалификацию, это были профессионалы своего дела, их уроки отличались разнообразными и эффективными формами и приёмами обучения и воспитания учащихся. Все внеклассные мероприятия проводились интересно, охватывая широкий круг детей, организовывались туристические походы в защиту природы, налажено велась тимуровская работа; учащиеся увлечённо вели наблюдения, трудились на пришкольном участке, который признан был лучшим в районе.

Завуч школы Пушмина Роза Павловна строго следила за выполнением программ лабораторных работ, кропотливо помогала начинающим учителям, делилась с ними своим педагогическим мастерством. Роза Павловна обладала большим опытом административной работы и педагогической деятельности, стремилась постоянно быть в курсе всех современных требований, творчески возглавляла методическую работу в школе, активно участвовала в создании учебных кабинетов. Её уроки отличались разнообразием методов и приёмов, формированием математических знаний и умений, она прекрасно понимала детскую психологию.

Лингафонным кабинетом заведовал учитель иностранного языка Попов Анатолий Валентинович, на уроках которого дети с интересом познавали английский язык.

Внеклассные школьные мероприятия проходили под руководством завуча по внеклассной работе Лобановой Розы Владимировны, которая являлась и бессменным секретарём партийной организации. Под её руководством проводились незабываемые праздники, большую помощь она оказывала пионерской и комсомольской организациям, к детям она относилась с материнской лаской и заботой.

Воспитатели относились к детям с большой любовью, следуя заповедям В.А.Сухомлинского, который писал, что «в человеке основное человечность, без нравственной чистоты теряет смысл всё: образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».

Со своими коллегами мне работалось легко…»

Пушмина Роза Павловна, завуч школы, учитель математики:

«Я приехала в город Томмот в 1963 году, меня назначили учителем математики в Томмотскую среднюю школу-интернат, директором школы в это время был Колмаков Леонид Александрович, завучем — Андреева Мария Шарифовна.

В августе 1964 школа-интернат была переорганизована в восьмилетнюю санаторную школу- интернат, а школа №6 стала средней школой. Мне очень хотелось работать в средней школе учителем математики, но уже в 1963 году меня избрали секретарём партийной организации, и партийная дисциплина распорядилась моей судьбой.

Подводя итоги своей жизни, с удовлетворением вспоминаю начало первых лет моей работы до приезда в Томмот. У меня было два выпуска десятиклассников, из последнего 7 человек поступили на физмат в Иркутский университет. Это результат моего труда, мои «два ордена». Основная трудовая деятельность до ухода на пенсию в ТСШИ: первые 5 лет — секретарь партийной организации, учитель физики, математики, черчения, воспитатель 8 класса, затем 16 лет – завуч.

Я с большой теплотой, благодарностью и любовью вспоминаю своих коллег, моих боевых «соратников» по работе. Почти все учителя, воспитатели, работники школы были люди, пережившие войну, преданные своей профессии, работе. Многие из них достойны преклонения и по возрасту, и по опыту, и по профессионализму. Прежде всего это Кондаков Афанасий Тарасович — учитель русского языка и литературы, Попов Василий Васильевич — учитель истории, Грехова Александра Ивановна — учитель математики. Ученики помнят её обаятельную, требовательную, справедливую; не забываемы её математические вечера, уроки.

Костина Галина Алексеевна – биолог, географ. Она создала великолепный кабинет биологии, собрала большой дидактический материал, коллекцию минералов. С детьми выращивала на участке цветы, овощи; её пришкольный участок занимал в районе призовые места. Я всегда восхищалась её уроками, каждый достоин звания «открытый».

Бедрина Зоя Степановна – преподаватель химии. Не забыть её умения доводить тему урока до полного понимания каждым учеником, сочетать строгость и требовательность с неиссякаемым юмором.

Львова Наталья Павловна – учитель русского языка и литературы, воспитатель. С огромной эрудицией, она могла делать доклады без всяких тезисов, обладала тонким юмором, все тянулись к ней, она была полюсом «разрядки», как из рога изобилия вылетало умное, светлое, острое, общаясь с ней, человек становился душевно богаче.

Шеин Виктор Александрович – преподаватель физики. Это великолепный учитель! Он всегда был в окружении ребят, увлекая детей физикой и радиотехникой. На всех переменах работал школьный радиоузел (музыка, объявления) и на вечерах, демонстрировались фильмы. На Новый год крутилась ёлка, всё сверкало, мигало. Это были удивительные зрелища, и всё это делали учащиеся под руководством Виктора Александровича. Его педагогическая деятельность отразилась на судьбах учеников, многие из них были победителями олимпиад, поступили в технические вузы и всегда будут помнить и любить своего необыкновенно проницательного, доброго, досконально знающего свой предмет учителя. Это был и мой учитель, у которого училась мастерству, как только выпадали свободный час, минутка. Он руководил секцией учителей физики Томмотского куста, давал открытые уроки, делал доклады, а для меня было высшей в мире наградой, когда Виктор Александрович вручал мне грамоты, как учителю физики.

Лобанова Роза Владимировна – учитель русского языка и литературы, бессменный старший воспитатель, секретарь партийной организации. Это была мама для всех воспитателей и детей. Она вела большую общественную работу, была председателем общества «Знание», прекрасный оратор. Это был доброй души человек, мать 4-х детей, организатор многих городских встреч, вечеров, собраний. Всегда удивлялась, когда она всё успевала.

С огромным уважением и любовью я вспоминаю талантливых учителей начальных классов: Черноморову Анфею Ивановну, Кондакову Ларису Сергеевну, Иванову Антонину Дмитриевну, Панкову Людмилу Ивановну, Гербатовскую Раису Афанасьевну. Любой инспектор на любом уроке этих учителей восхитился бы продуманностью каждой секунды урока, четкостью, наглядностью, любознательностью, вниманием и развитием навыков, выработанных у учащихся. А работать в то время было трудно: каждый год коллектив учащихся обновлялся, детей привозили с разных концов республики, в классах было по 28-32 учащихся, нередко встречались дети, плохо говорящие и понимающие русский язык, по нархозплану надо было набрать 225 человек, а набор производили всегда больше, даже 238. А требования были едины для всех школ: те же контрольные работы, диктанты, экзамены. Поэтому учителя и их боевые соратники – воспитатели большую индивидуальную работу.

Как не вспомнить ответственных, преданных своему делу воспитателей: Курову Зинаиду Константиновну, Бут Ольгу Николаевну, Баранову Марию Фёдоровну, Смертину Анфису Алексеевну, Смирнову Елену Дмитриевну, Макаренко Тамару Павлиновну, Матвееву Альбертину Титовну, Филиппову Людмилу Владимировну, Леоненко Светлану Григорьевну, Путинцеву Лидию Ивановну, Беседину Нину Александровну и других.

Учитель физкультуры Наумов Никодим Иванович проводил большую спортивно-оздоровительную работу с детьми и учителями. Устраивались спортивные игры и соревнования по баскетболу, волейболу; это были счастливые, неповторимые вечера для всех, от крика болельщиков можно было оглохнуть. Насыщенно использовались стадион и спортзала.

Много лет после окончания училища проработала у нас учителем музыки Барбашова Ольга Викторовна.

На наших глазах она превратилась в прекрасного педагога, учила детей слушать и понимать музыку, вела занятия хора, на смотрах художественной самодеятельности школа занимала призовые места в районе.

Славилась школа и пионерской работой, старшим пионервожатым много лет был Бут Вячеслав Иванович, который считался одним из лучших вожатых в районе. А какими празднично-патриотическими были сборы дружины, на которых чётко выполнялись команды вноса и выноса знамени дружины, игра «Зарница». Комсомольцы и пионеры собирали материалы об участниках Великой Отечественной войны, устраивали с ними общешкольные встречи, организовывали тимуровскую помощь. Для школьного музея был собран большой материал: медали, ордена, сталинские грамоты.

С глубоким уважением и преклонением за учительский талант, профессионализм я вспоминаю учителей иностранного языка: Балуеву Инну Дмитриевну – учителя немецкого языка, Зыкову Валентину Александровну, Попова Анатолия Валентиновича – учителей английского языка. При участии Анатолия Валентиновича был создан кабинет английского языка см полным техническим оборудованием. Кроме иностранного языка он вёл и уроки музыки, был прекрасным аккордеонистом, первым помощником во всех школьных мероприятиях.

Хорошо помню учительскую чету Васильевых: Виталия Кузьмича, преподавателя физики, черчения, трудового обучения, Анну Елизаровну, учителя биологии, географии и обслуживающего труда; Шумилову Нину Андреевну, учителя истории; Дацун Надежду Петровну, учителя химии; Алюлину Анну Васильевну, Куликову Наталью Николаевну, учителей математики; Тютюнник Надежду Ильиничну, учителя русского языка и литературы. У этих педагогов всегда был абсолютный порядок в кабинетах, чёткая организация уроков, полная занятость каждого ученика, насыщенность и наглядность уроков; развитие умений и навыков учащихся удовлетворяли всем требованиям процесса обучения.

Каждый год в школе проводились предметные декады, олимпиады, конкурсы, выпускались стенные и световые газеты, проводились замечательные вечера. Жизнь в школе била ключом, учителя и дети выступали с концертами в клубе, а хор и струнный оркестр выезжали на смотр в Алдан.

В разные годы при мне были директорами: Колмаков Леонид Александрович, Кобылинский Сергей Михайлович, Глейзер Валентина Авдеевна, Малышева Лариса Георгиевна и другие. В понимании, содружестве я несколько лет проработала с Малышевой Ларисой Георгиевной. Прожив полтора года в Алжире, она особенно почувствовала, какое большое внимание уделяет наше государство больным детям, сиротам, которые находились на полном государственном обеспечении, медицинском обслуживании, усиленном пятиразовом питании. Вдумчивый руководитель, с безграничной доброжелательностью и участием к каждому работнику школы и ученику. Состояние её здоровья не дало нам возможности дальнейшей совместной работы.

Как не вспомнить наших медицинских работников, профессионалов своего дела, врачей: Иванчикову Евгению Никифоровну, фтизиатра, Ткаченко Надежду Васильевну, педиатра, Фраинт Бориса Ефимовича, врача широкого профиля, Кладько Юрия Николаевича, невропатолога. Ответственных и опытных фельдшеров: Долину Зинаиду Ивановну, Ароеву Анну Прокопьевну, Сидорову Фаину Ивановну, Семёнову Людмилу Павловну, Полуянову Александру Семёновну, Матвееву Анну Титовну. Отрадно вспомнить знаменитого по всей республике, особенно в нашем городе и районе медицинского работника ТСШИ Винокурова Бориса Николаевича. Так много сделавшего для нашей школы, для школ города, района; человека с чутким, отзывчивым сердцем, доброжелательного к людям, особенно к детям. Благодаря кропотливой работе медиков, дети получали качественное лечение, под их неусыпным контролем находилось питание детей. Отзывы минздрава о работе наших медиков были весьма удовлетворительны.

Ещё хочется назвать тех работников школы, которые также добросовестно работали, создавая уют, тепло воспитанникам, стирали, вкусно кормили наших детей. Это большой и дружный коллектив работников столовой: Тимощенко Анфиса Павловна, Овсянникова Галина Ивановна, Мясникова Анисья Павловна, Иванова Нелли Ивановна, Аксаментова Августина Афанасьевна, Наймушина Варвара Ивановна, Тихоньких Екатерина Акимовна, Гречушкина Капита лина Ивановна, Анастасенко Физа Григорьевна, Нечаева Зинаида Максимовна, Степанова Мария Григорьевна; кастелянша: Неизвестных Анна Андреевна; кладовщики; Пестряков Степан Яковлевич, Ракитина Татьяна Ивановна; завхозы: Фесько Анатолий Григорьевич, Малюк Любовь Николаевна; няни: Маслова Елена Фёдоровна, Солкина Тамара Николаевна, Сысоева Лидия Аммосовна; технички, сторожа, сантехники в школе: Комарова Анна Ивановна, Блех Ида Адольфовна, ОвчинниковаМария Ивановна, Черпинская Любовь Петровна, Ложникова Антонина Васильевна, Скачкова Валентина Ивановна, Нагуманов Галимнян Абдулович, Гуляев Пётр Васильевич, Башкуратов Николай Степанович, Борзенков Сергей Иванович, Аммосов Михаил Петрович, Иммамундинов Владимир Васильевич, Малюк Анатолий Ильич; прачки: Черпинская Анна Петровна, Виноградова Мария Ивановна; сапожники: Сливкин Степан Ефимович, Роговской Пётр Павлович.

С благодарностью вспоминаю Синегубову Галину Николаевну, много лет проработавшую секретарём-машинисткой, делопроизводителем; Филимонову Эльвиру Павловну, бухгалтера, Михайлову Лидию Васильевну, помощника бухгалтера. Так же бухгалтером работала Плышевская Зинаида Павлиновна. Это был наш Бог!..Она выступала перед коллективом с отчётами о смете, о расходах, каждый месяц вывешивались табеля. Ей было работать нелегко, т. к. в смену мы не укладывались из-за того, что набирали детей больше, чем было предусмотрено планом, но благодаря её заботе, профессионализму, этике, школа получала дополнительные средства из райфинотдела.

За период моей работы были капитально отремонтированы, оштукатурены, покрыты крыши железом во всех корпусах, сделаны тёплые туалеты, пристрой к прачечной. У нас была своя скважина и котельная, но позже мы смогли присоединиться к центральной котельной.

Три раза за мою педагогическую деятельность мне пришлось оставаться исполняющим обязанности директора на лето и начальником пионерского лагеря, детей в который привозили со всего района, даже из Золотинки. Это была огромная ответственность сохранить жизнь и здоровье каждого ребёнка, сделать их пребывание здесь насыщенным и интересным. И в то же время необходимо было успеть сделать ремонт на всех школьных объектах. На открытие и закрытие лагеря приходили жители города. В парке находились спальный корпус, летний клуб, пионерская площадка. Проводились торжественные церемонии с поднятием флага, пионерские костры. Детей приходилось размещать в разных местах: и в начальной школе города, и в парке, и в корпусах.

Тревожились мы за жизнь детей каждую ночь, но справлялись, т.к. коллектив был хороший, каждый ответственно относился к своей работе.

Наградой за труд всего коллектива были толстые папки, наполненные благодарственными письмами и открытками от учащихся школы. Мы собирали эти письма, волновались за их дальнейшие письма, особенно за детей из неблагополучных семей и выпускников. До сих пор многие ребята в моей памяти, я вспоминаю их с большой любовью и желаю им только самого хорошего в жизни. Немало выпускников стали замечательными людьми, выучились, получили профессии врачей, медицинских работников, педагогов, финансовых работников, есть даже лётчики, военные. Например, бывшие выпускники нашей школы стали педагогами и работали в нашей школе. Это сёстры Матвеевы: Альбертина Титовна – учитель якутской национальной культуры, Виктория Титовна – учитель истории. Психолог, Анна Титовна — медработник, Макаренко Тамара Павлиновна — воспитатель, Тележкин Евгений Михайлович- музработник.

Почти треть бывших работников школы уже ушли из жизни. Светлая им память. Они скромно жили, скромно покинули светлый мир, но они самоотверженно трудились на всех школьных объектах, о них помнят их коллеги по работе. Думаю, что у всех бывших ветеранов, тружеников ТСШИ самые добрые воспоминания о школе, о коллективе, о детях, которым создавались все условия для лечения, питания, отдыха и получения прочных знаний.

Обучение учащихся постоянно меняется, совершенствуется. Например, по математике от логарифмической линейке шагнули к калькуляторам, компьютерам, информатике; в программу включены элементы высшей математики: дифференцирование, интегрирование. И дети осваивают.

Я всегда верила, что каждого ребёнка можно научить, помочь приобрести прочные знания и нравственное совершенство и именно в ТСШИ, где дети находятся под постоянным вниманием педагогов.

У меня о школе и о людях, с которыми я работала, остались только добрые воспоминания».

Макаренко Тамара Павлиновна, воспитатель:

«Я выпускница этой школы, которую окончила в 1956 году. Помню своего учителя физкультуры Наумова Никодима Ивановича, всегда подтянутого, требовательного, собранного, учителя биологии Костину Галину Алексеевну, учителя математики Грехову Александру Ивановну, учителя русского языка и литературы Львову Наталью Павловну, которые впоследствии стали моими коллегами по работе.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap