История храмов в Луховицком муниципальном районе и их сокровищниц



Русь Святая,храни Веру Православную,в ней же тебе утверждение!

Восстань же, русский человек!

   Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, чрез которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века да и в наше время.   Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдывать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украшать себя всякою христианскою доброделелью?.. Все дремлет и спит… Воздремашася вся и спаху (Мф. 25:5). Нужно ли говорить, напоминать, что творится вокруг нас в обществе, в высших учебных заведениях, в печати, в законодательных учреждениях, и так далее.   Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14) Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!Ищите же прежде Царствие Божие и правды Его,и сия вся приложатся вам! (Мф. 6:33)

Белоомут. Церковь Спаса Преображения

Церковь. Действует.  Престолы: Спаса Преображения, Михаила Архангела, Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки: Между 1797 и 1802.Адрес:

Московская обл., Луховицкий р-н, пос. Белоомут

8 февраля 2011 По данным О.Пэнэжко: «Впервые на этом месте…деревянный храм Преображения Господня упоминается в писцовых книгах под 1616г. Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и Архангела Михаила в трапезной строилась с 1797 по 1802гг.» 24 февраля 2012 Село Белоомут упоминается в справочных книгах под 1616 годом, но без сомнения существовало и гораздо ранее. В выписке из писцовых и межевых книг села Верхний Белоомут упоминается деревянная церковь Преображения Господня. Современное здание храма было построено в 1802 году на средства местных жителей.

Архитектурная справка:, кирпичная с белокаменными деталями, выстроена в селе Белоомут в 1802 г. Впоследствии неоднократно переделывалась. Видимо, около 1823 г. изменено завершение храма, у дверей появились портики крылец, которые вместе с колокольней разобраны в 1930-1940-х гг.

Архитектура памятника, отразившая его сложную строительную историю, своеобразна сочетанием мотивов различных стилевых направлений от барокко до позднего классицизма. Бесстолпный двусветный четверик храма с развитым алтарем завершен купольной ротондой, венчавшейся световым барабаном. К храму примыкает намного превосходящая его по площади четырехстолпная двухпридельная трапезная, перекрытая крестовыми сводами. Основным элементом наружной декорации служат наличники окон с «ушами» и сложным замковым камнем в лучковой перемычке. Поле стен над проемами украшают филенки, под окнами — бриллиантовый руст. Привлекает внимание обработка порталов храма рельефными ромбами и овалами, помещенными на пилястрах по сторонам дверей. Это местный мотив, встречающийся в памятниках XVIII в. расположенного неподалеку Николо-Радовицкого монастыря (вып. 2, № 27). Все части здания опоясаны широким антаблементом с зубчиками и модульонами в карнизах основного объема. Нарядная лепнина во фризах уничтожена при последнем ремонте. В интерьерах уцелели элементы лепного убранства и пол из метлахских плиток. Настенная живопись забелена, иконостасы отсутствуют.

Архивные данные говорят нам: « Вместо деревянной, существующая ныне в Белоомуте каменная Преображенская церковь, с приделами Покровским и Архангельским, построена в 1802 году. При ней значитя церковной земли: усадебной 3 десятины, луговой 33 десятины, кроме того в церкви имеется капиталу в пользу причта 7087 рублей. Приходских дворов числится 619, в коих мужского пола 2135, женского 2190. Находящаяся в том же селе Кладбищенская каменная церковь во имя Трех святителей построена 1827 году, по указу преосвященнейшего Филарета, причта не имела, богослужения совершались только во дни поминовения усобших.»

Исходя из этих данных, мы можем видеть, что приходская жизнь Преображенского храма до революции процветала. Глядя на сохранившиеся старинные фотографии, мы узнаем о былом великолепии храма, о богатстве внутреннего убранства.

О священнослужителях храма, служивших до закрытия прихода, известно мало. Один из последних настоятелей — протоиерей Сергий Эвергетов умер в 20-е годы XX века, похоронен перед центральным пределом храма. Еще один священник — отец Михаил Урусов после закрытия прихода уехал из поселка, и дальнейшая судьба его не известна. Одна старая жительница поселка, еще девочкой ходившая в Преображенский храм на богослужения, принесла фотографию диакона отца Игоря Брежнева, который был забран НКВД и после заключения в Белоомут не вернулся, после войны его видели в Коломне.

В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный, неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужики, стараясь защитить храм, дрались с представителями советской власти, которые рушили колокольню… Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагерей ждали заступников за веру. Старожилы вспоминают, что огромное облако пыли окутало поселок в радиусе километра. Некоторые защитники церкви были арестованы и получили срок 10 лет лагерей.

В годы советской власти Преображенский храм был передан в собственность кожгалантерейной фабрики и перестроен под клуб. Храм полностью утратил внутреннее убранство. Вся утварь пропала бесследно. Внешне храм тоже был сильно искалечен: снесены колокольня и пять глав центрального предела, утрачены все порталы.

В 2003 годы храм был передан Русской Православной Церкви. Стараниями общины Трехсвятительской церкви п. Белоомут были собраны и оформлены все документы и зарегистрирована община. Протоиерей Сергий Тимохин отслужил первую литургию. Но храм еще три года был приписным к Трехсвятительскому. В 2006 году 16 апреля Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был назначен новый настоятель Преображенского храма, священник Владимир Келин.

Началась новая история храма.

« Когда мы вошли туда с отцом Владимиром, удивлению не было предела. Казалось, невозможный крест на себя взяла община с ее юным настоятелем. Несколько икон, выбитые окна — картина нашему взору предстала весьма унылая. А на улице весна! Пасха! Светлая седмица. С чего начать никто не знал. Отец Владимир сказал твердо: «Начнем с богослужений». И на Неделю Фомину первая после разрухи литургия. Хор пел так, что казалось Ангелы поют», — вспоминают прихожане.

Храм стал возрождаться, как когда-то строился на средства жителей Белоомута, так теперь на собранные белоомутцами средства закупалась церковная утварь, строительные материалы. Отдельно можно отметить Келина Сергея Александровича — отца батюшки. С самого открытия храма все, что сделано из дерева, сделано его руками, а сделано не мало: иконостас, временная солея, клирос, аналои, свечной ящик и другое. Ни одна работа по храму не обходится без его помощи. В первый год до наступления холодов успели провести отопление.

В 2009 – 2010 на средства спонсоров был поведен косметический ремонт фасада храма. На пожертвования прихожан закуплены пять колоколов и помещены на передвижную звонницу.

Настоятелем храма организована воскресная школа. Занятия проводятся в здании храма. Мальчики несут пономарское послушание.

В нашем храме есть ковчег с частичками мощей святых: 1.Св. Апостол и Ев. Марк 2.Священноисповедник Святитель Феодосий Еп. Коломенский 3.Свт. Иннокентий Митр. Москов. и Коломенский 4.Свт. Афанасий исп. Ковровский 5.Свт. Филарет Митрополит Московский 6.Свщмч. Макарий Митрополит Киевский 7.Св. Вмч. Меркурий8.Свщмч. Константин Богородский9.Прпмч. Игнатий Афонский 10.Свщмч. Александр Реутовский 11.Свщмч. Феодор Реутовский 12.Частица гроба и облачения Св. праведного исповедника Петра Великодворского 13.Власы Св. Прав. Лаврентия Черниговского

Белоомут. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Успенская церковь

Церковь. Действует.  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки: Между 1839 и 1840.Адрес:

Московская обл., Луховицкий р-н, пос. Белоомут, ул. Кирова, д. 1

.

Каменная кладбищенская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1840 году на южной окраине села Нижний Белоомут.

Церковь выполнена в стиле классицизма, построена из кирпича, имеет один купол и невысокую колокольню.

Закрыта в 1930-х годах.

Церковь возвращена верующим и вновь открыта в 1991 году, отремонтирована в 2002 году.

Село Нижний Белоомут возникло в семнадцатом веке, как поселок дворцового села Белоомут. В 1831 году село Нижний Белоомут купил местный крестьянин, выслужившийся из рядовых в офицеры, который по желанию односельчан начал строить церковь в честь иконы Успения Божией Матери. В 1840 году на южной окраине села было закончено строительство каменной кладбищенской церкви с пределом Успения Божией Матери. В этом же году она была освящена. Причт при церкви не был учрежден, все богослужения правились клириками Преображенской церкви села Нижний Белоомут. Особо значимый вклад в богослужебную и просветительскую деятельность внес священномученник Христофор Алексеевич Надеждин, который более шести лет просвящал прихожан о великом назначении Церкви Христовой в жизни каждого христианина. В 1938 году церковь Успения Божией Матери закрыли, утварь была расхищена, а само здание отдано под склады. В таком состоянии церковь находилась до 1993 года. Зимой 1993 года в церкви была зарегистрирована община и начались реставрационные работы. Весной 1995 года возобновлены богослужения, которые совершаются до настоящего времени. Восьмого июня 2003 года архиепископом Можайским Григорием, викарием Московской Епархии, была освящена церковь с пределом Успения Божией Матери. При церкви находится трапезная, где по выходным и двунадесятым праздникам происходит кормление всех нуждающихся в телесной пище, проводятся занятия воскресной школы с учащимися школы-интерната поселка Белоомут, осуществляется просветительская работа с военнослужащими воинской части. В воинской части начато строительство храма-часовни в честь Архистратига Михаила.

Белоомут. Церковь Трех Святителей

Церковь. Действует.  Престолы: Трех Святителей, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери Год постройки: Между 1826 и 1827.Адрес:

Московская обл., Луховицкий р-н, пос. Белоомут

8 февраля 2011 По данным О.Пэнэжко: «построена на месте деревянной в 1827г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.)к храму пристроены колокольня, трапезная с приделами: Никольским и Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879г.» 24 февраля 2012 Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».

Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права.

В конце ХIХ века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы.

Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским.

Настоятель церкви протоиерей Сергий Тимохин. Тел 8-926-826-71-85.

О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П.Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом — и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему».

В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич.

Ты, наша православная Россия,

Оплот надёжный веры и любви,

Твои леса и нивы золотые

До боли в сердце дороги они.

И нет твоей мелодии прекрасней,

Она везде со мной, внутри меня.

И не бывает в жизни больше счастья,

Чем от души молиться за тебя!

И аромат полей твоих цветущих,

Гуденье пчёл, порханье мотылька,

Покой и мир душе моей дающий

Благословляет Господа рука.

Так пусть живёт всегда и процветает

Россия, православная земля

Россия – матушка, Россия золотая

Многострадальная ты Родина моя!



sitemap
sitemap