История и современность в поэме Медный всадник АСПушкина



Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

Валгусской основной общеобразовательной школы «Социокультурный центр» —

Большебакалдская основная общеобразовательная школа.

РАЙОННЫЙ КОНКУРС РЕФЕРАТОВ

«ПОД ЗНАКОМ ПУШКИНА».

Реферат.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК».

Работу выполнил:

Нарышкин Александр,

ученик 8 класса

филиала МБОУ Валгусской

ООШ «СКЦ» —

Большебакалдской ООШ, Бутурлинского района Нижегородской области.

Руководитель:

Светова Елена Николаевна – учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Валгусской ООШ «СКЦ» — Большебакалдской ООШ.

Адрес:

607452

Нижегородская область,

Бутурлинский район,

село Большие Бакалды,

улица Первомайская, д. 63

Телефон: (8 831 72)55-1-34

2013 год.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. История и современность в поэме «Медный всадник»

История создания поэмы «Медный всадник»…………………… 5

Образ Петербурга – история и современность ……..…………… 6

Заключение………………………………………………………………. ..9

Список использованной литературы…………………………………. 10

Введение.

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.

Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Фантастический взлет вдохновения, которым было отмечено пребывание великого поэта в нижегородской вотчине, уникален. Никогда и нигде больше за такое короткое время им не написано столько гениальных строк. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдине не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени». И не случайно словосочетание «болдинская осень» стало понятием нарицательным для любой сферы творчества.

Время создания поэмы, как и других значительных произведений, охватывает разные годы, даже разные периоды творчества Пушкина, но опять-таки она завершилась в Болдине, осенью 1833 года.

У каждого возраста – свой Пушкин. Для маленьких читателей – это сказки. Для десятилетних – «Руслан и Людмила». В двенадцать – тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, поэмы. В юношеские годы – лирика. А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уж навсегда!

С Пушкиным мы не расстанемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигнем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Помню, первые книжки, которые читали мне мама и бабушка, были сказки Пушкина. Помню, как думал, что всё рассказанное мамой существует в действительности. Я сам был то отважным Гвидоном, то Елисеем, то видел перед собой загадочные следы, примятую траву, на которой еще сохранилась утренняя роса.

Сейчас я восьмиклассник, читая произведения Пушкина, познакомился с различными жанрами, которые так щедро предлагает нам, читателям, великий писатель. Необычная мощь творчества и жизненная сила, которой писатель делится с нами, великолепны. Но сейчас самым интересным мне показалась поэма «Медный всадник», потому что мир, шагнувший со страниц произведений Пушкина, учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям. А еще мне стало интересно, как в одном произведении можно так искусно переплести историю и современность, как автор противопоставил две силы: государство и простого человека.

Именно поэтому проблемы, поднятые автором в «Медном всаднике», являются актуальными и в настоящее время, и поэтому тема реферата «История и современность в поэме «Медный всадник» показалась мне интересной.

Целью моей работы является исследование изображения истории и современности в поэме «Медный всадник».

Достижение её будет осуществляться через решение следующих задач:

1. Изучить исследования пушкинистов по данному вопросу,

2. Систематизировать и дать наиболее полную характеристику поэмы «Медный всадник».

3. Подвести итоги по выполненной работе.

Я изучил некоторое количество справочной и научной литературы по данной теме, перечитал еще раз более внимательно поэму «Медный всадник». С мнением некоторых исследователей я полностью согласен. Всё это и нашло отражение в моей работе.

Глава 1. История и современность в поэме «Медный всадник».

История создания поэмы «Медный всадник».

Осенью 1833 года Пушкин А.С. вторично побывал в своем имении Болдино. И вновь болдинская осень была удивительно плодотворной. За шесть недель, проведенных в имении, Пушкин написал две сказки, «Историю Пугачева», множество лирических стихотворений и одно из величайших своих созданий – поэму «Медный всадник».

Пушкинские творения в эту осень почти равняются творчеству первой болдинской осени, 1830 г., особенно если иметь в виду, что первая осень занимает три месяца, а вторая – лишь один полный месяц (октябрь) и одну неделю ноября.

Поэма писалась легко. Она была готова за три недели. Поэт начал её 9 октября, а 31 была дописана последняя строка. Но легкость эта была обманчивой… Ведь замысел своей поэмы Пушкин вынашивал много лет. Его давно привлекала фигура Петра Великого.

Форма поэмы отливалась медленно… Мысль о создании поэмы была навеяна беседами с Адамом Мицкевичем в часы их прогулок по Петербургу. Петр! Россия! Петербург! Эти мысли наполняли гордостью сердце поэта, рождали грандиозные замыслы. Тема близости Петра и России – одна из главнейших в поэме.

В этой поэме в обобщённой образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворённое в образе Петра I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника») и простой человек в его личных, частичных интересах и переживаниях.

Уже почти двести лет исследователи и читатели в России и за рубежом пытаются проникнуть в тайну авторского замысла поэмы. До сих пор идут споры над решением проблемного вопроса «Прославляет или обвиняет Пушкин в своей поэме Перта Великого?».

Например, А. Н. Архангельский выделил три подхода к интерпретации поэмы: государственный (обоснование трагического права государства властвовать над жизнью и смертью частного лица); гуманистический (обоснование права на личное счастье и приговор самодержца); трагической неразрешимости конфликта (Пушкин, самоустраняясь, предоставляет истории делать выбор между «равновеликими величинами»). Я с его мнением полностью согласен.

В своем осознании сложности и противоречивости последствий государственной политики Петра, соотношении цели и избираемых им средств Пушкин расходится с официальной оценкой, и это отражается в царской цензуре.

Завершенная в 1833 году в Болдино поэма, состоящая из вступления и двух глав, не пройдет царскую цензуру и будет опубликована с купюрами после гибели поэта. Сохранились цензурные пометы (их девять), сделанные Николаем I, которые так и не были в полном объеме переработаны А.С.Пушкиным. Эти пометы требовали искажения авторского замысла, поэтому первоначально Пушкин просто отказывался печатать поэму, хотя очень нуждается в деньгах.

Поэма – уникальное создание даже в творчестве Пушкина: петербургская повесть (первая романтическая поэма тоже определена была этим жанром). Где один главный герой – «маленький человек» бедный Евгений. Против него стихия воды и ветра, мощь самодержавной власти. Идеалы Евгения подчеркнуто личные, бытовые. Вновь великая пушкинская мысль – государство определяется личным счастьем (или несчастьем) его граждан. Что делать теперь маленькому человеку, если смысл жизни исчез, его Параша погибла?

Образ Петербурга – история и современность.

Поэма «Медный всадник» — живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом. И о каждом из них можно говорить до бесконечности. Мне хочется остановить своё внимание на образе Петербурга, потому что поэт историю и современность объясняет именно через этот ёмкий и символический образ.

Поэма открывается «Вступлением», в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

Люблю тебя, Петра творенье…

Здесь автор восхваляет «Строгий, стройный вид» Петербурга. Сравнивает со старой столицей России – Москвой. Пишет что: «Перед младшею столицей померкла старая Москва».

Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Всё в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. «Человечность» города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:

…Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады…

В дальнейшем описании мне открываются все новые и новые стороны города. Передо мной предстает славный город, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает меня своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит «спящие громады пустынных улиц», слышит «шипенье пенистых бокалов», но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.

Пушкин стихотворными стихами говорит об исторической важности «Юного града». Петербург имеет военно-стратегическое значение для России: «Отсель грозить мы будем шведу»; экономическое значение «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам»; культурно-историческое «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Поэт восхваляет великое дело Петра I.

Думы, замыслы Петра воплотились в жизнь. «Прошло сто лет, и юный град.… из тьмы лесов и топи блат вознёсся пышно, горделиво;… по оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли… к богатым пристаням стремятся… в гранит оделася Нева… тёмно-зелёными садами её покрылись острова».

Петербург стал столицей «Пышных балов» и военным островом на северных границах России.

Все государственные задачи Петра по укрепления государства воплотились в жизнь. Во вступлении слышны патриотические нотки. Пушкин желает своему любимому городу: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…»

Во «Вступлении» намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», — контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград». Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – это тоже часть города, и это я отмечаю особо. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием праздности:

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, брёвны, кровли,

Товар запасливой торговки,

Пожитки бедной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Таким образом, автор плавно переходит к событиям 1824 года.

«Дышал ноябрь осенним хладом». И только теперь появляется на улицах народ, «теснится кучами» на берегах Невы. Будущая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, «как больной в своей постеле беспокойной», то рвется «к морю против бури» и, встретив преграду, бунтует, то ропщет «пени … как челобитчик у дверей».

Появляется герой поэмы Евгений – мелкий чиновник из обедневшего рода «Стряхнул шинель, служил два года». Автор решил познакомить читателя с размышлениями Евгения. «О чём он думает? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь».

Жизнь его проста и не замысловата. Евгений влюблён. Он мечтает о своей будущей жизни: «Жениться? мне? зачем же нет? Я молод и здоров, трудиться день и ночь готов» для создания будущей семьи со своей Парашей. «Параше препоручу семейство наше… и так до гроба рука с рукой дойдём мы оба, и внуки нас похоронят…». Но в его жизнь ворвалась беда. Случилось наводнение.

«Погода не унималась…, что река всё пребывала».

«Прегражденная Нева обратно шла,… и вдруг как зверь остервенясь на город кинулась».

«И всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён».

Перед стихией все были равны. Простые люди со своими «пожитками бедной нищеты». Были беспомощны, что-либо изменить перед «злыми волнами». Купцы и простые люди торговли потеряли свой товар, который плавал по волнам или был намочен. По волнам плывут «Увы! всё гибнет: кров и пища!». И даже царь, вышедший на балкон, промолвил: «С божьей стихией Царям не совладать».

Наш герой Евгений во время наводнения оказывается «На звере мраморном верхом». Он бессилен перед разбушевавшейся природой: « Как будто к мрамору прикован сойти не может!».

Сидя верхом на мраморном льве Евгений, думает о своей возлюбленной Параше, чей домик находится «Почти у самого залива». С оседланного Евгением льва был виден остров, где проживала Параша, а между Евгением и островом, среди бушующих волн, возвышался памятник Петру I «Над возмущённою Невою, стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне».

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне», который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

Памятник Петру I всем своим гордым видом и повелительным жестом, словно усмиряющим стихию, вселял надежду в душу Евгения. Евгений верил, что его Параша смогла пережить стихию. Во второй части поэмы Александр Сергеевич Пушкин передаёт душевные страдания Евгения, когда он не смог найти домик своей невесты. Стихия отступила «Нева обратно повлеклась». Евгений спешит к домику невесты.

Его мысли сменяют друг друга. Он тоскует по своей невесте, его одолевает страх от неизвестности того, как Параша с матерью пережили эту стихию. Он надеется на удачный исход происходящего. Перебравшись через Неву он «знакомой улицей бежит… туда, где ждёт его судьба с неведомым известьем». Евгений «полон сумрачной заботы». Он не находит свою возлюбленную и её дом. Здесь Евгений понял, что человек бессилен перед природой (стихией). Что все его надежды, которые вселял образ всадника на коне, рухнули. «Державец полумира» был безучастен к переживаниям и опасениям Евгения. И судьба обычного человека не имеет никакого значения в исторической эпохе.

«Против ужасных потрясений не устоял» Евгений. «Ужасных дум безмолвно полон, он скитался». «Он скоро свету стал чужд». «Он оглушён был шумом внутренней тревоги».

Образ Петра, основателя города, снижается в глазах героя. Раньше Пётр виделся Евгению противостоящим стихиям, защищающим свой город и народ. А после смерти невесты Пётр предстаёт перед Евгением «отгородившемся от всех безучастно».

Евгению открываются думы о равнодушии Петра, о его виновности, как основателя города, в смерти Параши. Ему открывается образ «того, чьей волей роковой под морем город основался».

После наводнения городские противоречия не просто не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое», смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро всё возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения.

В завершающем эпизоде поэмы, в сцене погони, «кумир на бронзовом коне» превращается во «Всадника Медного».

За Евгением скачет «мифическое» существо, ставшее воплощением власти.

Наш герой погибает рядом с домом своей невесты, который он нашёл, блуждая в безумии по городу.

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы. А природа тогда, в свою очередь, пойдет против человека.

Пушкин в поэме «Медный Всадник» отразил подлинную сложность политики Петра I. Для автора Пётр был великим монархом, потому что делал много нужного и важного для России, потому что понял потребности её развития. Но при этом Пётр оставался самодержцем, власть которого была направлена против народа.

В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.

Заключение.

Таким образом, в поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петербурга подчеркивает величие Петра блестящей реализацией его смелых планов. Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии

Александр Сергеевич Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.

Данное исследование мне показалось очень интересным, увлекло меня.

Часто приходится слышать, особенно в последнее время, что пушкиноведение является самой развитой отраслью отечественного литературоведения. Подобное утверждение, как мне кажется, не отражает, или лучше сказать, не исчерпывает того интереса к личности и творчеству величайшего Поэта земли Русской, который дал свои обильные «всходы» в третьем тысячелетии.

Я убежден, что русская культура обращена в вечность, даже не в будущее… Границ и обычных перспектив для России не существует. А ее духовный облик запечатлен в русском гении — Пушкине.

Как же насущны для меня сегодня пророческие слова В.Розанова, произнесенные в самом начале ушедшего ХХ века, которыми хочется подвести итог моей работе: «. . .Пушкин поставлен на свое место,- и место это, первого русского поэта, утверждено за ним. Но это всероссийское признание, торжественное и национальное, почти государственное, — наконец, признание литературное и ученое, — не то, о чем мечтается и что нужно; нужно не ему, а нам. Хочется, чтобы он вошел другом в каждую русскую семью, стал дядькою сказочником для русских детей, благородным другом-джентльменом молодых матерей, собеседником старцев. Все это возможно.., К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!..» .

Список использованной литературы.

1. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник»: Учебное пособие для филол.спец.вузов/А.Н.Архангельский. – М.: Высшая школа, 1990 г. – 95 с.

2. Измайлов Н.В. «Медный всадник» А.С.Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения. – В кн.: Пушкин А.С. Медный всадник. Л.: Наука, 1978г., с.188

3. Краснов Г.В. Пушкин. Болдинские страницы. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.

4. Литературное краеведение в школах Нижегородского края. Вып.2. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Методическое пособие для учителей и студентов историко – филологических факультетов. Автор – составитель и научный редактор кандидат филологических наук, заслуженный учитель России Г.А.Пучкова. – Издательство АГПИ им. А.П.Гайдара, 1996.

5. Пушкин А.С. Поэмы. М.: Детская Литература, 1970 г.,190 с.

6. Чулков. Жизнь Пушкина. М.: Художественная литература, 1938.



sitemap
sitemap