История Донского края и его культурные традиции_27323



Тема: История Донского края и его культурные традиции.

Цель: Познакомить с историей казачества Донского края

Задачи

Образовательные: формировать знания по истории донского казачества, его обычаях, традициях, культуре, воинской славе.

Коррекционно-развивающие: развитие познавательных и коммуникативных способностей, умения поддерживать беседу.

Воспитательные: привитие любви к родному краю, воспитание чувства гордости и глубокого уважения к проживающим здесь людям сплочение коллектива.

Оборудование

Тема игры на стенде.

Карта Росси

Карта Ростовской области.

Набор табличек со словами игры.

Барабан для игры с делениями: сектор +, шанс, игра, приз.

Набор табличек алфавита для участников

Две шкатулки

Ящик для приза.

Призы.

Содержание игры

В игре принимают участие учащиеся 3-4 классов тройками поочерёдно, зрители.

Ведущий (учитель) по итогам туров и финала проводит награждение

Перечень слов для игры

1. «он донец: и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец…» казак

2. «как же называлось по-казачьи мощное укрепление казачьих городков» раскат

3. «как же называлось жилище казака?» курень

4. «как назывался предводитель у казаков» атаман

5. «как назывался второй знак атаманской власти» булава

Ход игры

Казачья песня «Ой, при лужке, при лужке» — хор

ВЕДУЩИЙ: В этом году мы отмечаем 70-десятилетие Ростовской области и тема нашей сегодняшней игры «История Донского Края и его культурные традиции» посвящена этому событию

Мои юные друзья, вы родились и живёте на донской земле. Велика наша страна, и каждый её уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего великого государства.

Вроде и немного места занимает донская земля на карте нашей Родины. Да ведь не так уж и мало. Но главное – в истории Дона происходили такие события, которые оказались важными для всего нашего государства. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал «Вся история России сделана казаками.

… Это было время, когда на Руси усилился гнёт помещиков, когда крестьяне не могли, как раньше переходить от одного господина к другому, их заставляли работать от зари до зари.

За свой тяжкий труд крестьяне получали так мало, что не могли прокормить ни себя, ни семью.

От голода и насилия крестьяне бежали на юг, на вольные земли, куда не доставала власть царя и помещиков.

На это решались только самые сильные и отважные. Ведь, чтобы добраться до желанной вольной земли и обрести свободу, надо было преодолеть сотни препятствий, ускользнуть от погони. Здесь они становились вольными людьми. Поскольку на Дону селились люди не только с Руси, но и с других земель, среди них можно было встретить украинцев и белоруссов, поляков и немцев, греков и персов, татар и грузин, калмыков и осетин. Однако выходцев из Руси всё же было больше, поэтому все они, независимо от того, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси.

К барабану приглашается первая тройка игроков:

1.

2.

3.

Вопрос.

Есть такая пословица: «он донец: и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец…» Кто он?

ВЕДУЩИЙ: Пока барабан будет крутиться, наши игроки расскажут, где они живут. Может быть, они расскажут нам что-то интересное о своём селе, мы с удовольствием послушаем.

Где вы живёте? Как называется ваша улица? Что интересного есть в вашем селе? Есть ли памятники, посвящённые Великой Отечественной войне? Ухаживают ли за ними? А что вы можете рассказать о природе вашего села? Есть ли в вашем селе какой либо водоём, речка, лес? Как они называются? Любите ли вы ходить на речку, в лес? А какие дикие животные есть в ваших краях? Какие места в вашем селе больше всего нравятся и почему? А не нравятся и почему?

(идёт диалог с игроками)

ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить призы игрокам первой тройки

Победивший в первом туре выходит в финал.

ВЕДУЩИЙ: На Дону казаки селились сначала на островах, чтобы враги, а их было немало – не могли незаметно подкрасться и напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками.

Казаки укрепляли их земляным валом, на котором ставили деревянный частокол с острыми кольями. Позже казаки стали обносить свои городки крепкими и высокими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления — бастионы. Они имели вид трёх-, четырёх-, или шестиугольника. Строились они на углу крепостной стены из самых толстых и тяжёлых брёвен. Поднять их трудно и чтобы установить в нужном месте, приходилось раскатывать и катить. На них всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалованье от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы. Позже их строили из камня, казачье название сохранилось.

К барабану приглашается вторая тройка игроков:

1.

2.

3.

Вопрос.

«как же называлось по-казачьи мощное укрепление казачьих городков?» раскат

ВЕДУЩИЙ: Пока барабан будет крутиться, наши игроки тоже расскажут, где они живут и что интересного они могут рассказать о своём селе.

Где вы живёте? Как называется ваша улица? Что интересного есть в вашем селе? Есть ли памятники, посвящённые Великой Отечественной войне? Ухаживают ли за ними? А что вы можете рассказать о природе вашего села? Есть ли в вашем селе какой либо водоём, речка, лес? Как они называются? Любите ли вы ходить на речку, в лес? А какие дикие животные есть в ваших краях? Какие места в вашем селе больше всего нравятся и почему? А не нравятся и почему?

(идёт диалог с игроками)

ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить призы игрокам второй тройки

Победивший во втором туре выходит в финал.

ВЕДУЩИЙ:

Для жилья внутри городка казаки строили сначала землянки, а потом дома из дерева и камня. Они были исключительно удобными для донского климата с жарким летом и недлинной зимой. Жилище казаки строили по берегам Дона, который иногда разливался, поэтому дом имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или «низы». Летом использовали как жильё. В жару там прохладно, а зимой, когда казаки жили «в верхах», используется для хранения продуктов.

Второй этаж – из деревянных пластин, которые обшивались досками и окрашивались в зелёный, синий, жёлтый.

Крыли крышу обычно камышом.

Иногда вместо досок жилище обмазывали глиной. Второй этаж снабжался крытой верандой, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Окна занавешивались ставнями, которые запирались изнутри. На окнах, украшенных резными наличниками, стояли горшки с цветами. Верхний этаж имел простую горницу, залу, небольшие спальные помещения и кухню с печью, но не русской, а типа голландской печи. Стены зала украшались коврами и были увешаны сбруей и оружием: ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками.

Из залы дверь вела в спальни. В хозяйской спальне стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки.

Донские жилища отличались чистотой и нарядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки.

К барабану приглашается третья тройка игроков:

1.

2.

3.

Вопрос.

« как же называлось жилище казака?» ( курень)

ВЕДУЩИЙ: Пока барабан будет крутиться, наши игроки тоже расскажут, где они живут, и что интересного они могут рассказать о своём селе.

Где вы живёте? Как называется ваша улица? Что интересного есть в вашем селе? Есть ли памятники, посвящённые Великой Отечественной войне? Ухаживают ли за ними? А что вы можете рассказать о природе вашего села? Есть ли в вашем селе, какой либо водоём, речка, лес? Как они называются? Любите ли вы ходить на речку, в лес? А какие дикие животные есть в ваших краях? Какие места в вашем селе больше всего нравятся и почему? А не нравятся и почему?

(идёт диалог с игроками)

ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить призы игрокам третьей тройки

Победивший в третьем туре выходит в финал.

ВЕДУЩИЙ: Когда надо было обсудить какой – нибудь вопрос, казаки сходились на общее собрание. Проходило оно в главном казачьем городке на площади, по-казачьи майдан. При этом казаки становились в большой круг, потому и собрания свои они называли Кругами.

Традиционная форма сбора в круг сохранялась во всех случаях жизни. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг; в походах становились в круг, поворачивая лошадей головами к центру. Смысл сбора в круг заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей.

На Кругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявить войну, с кем заключить мир, когда выступать в поход, куда отправлять послов, где заложить новый казачий городок. На Кругу принимали в казаки, женили и разводили. На Кругу казаки выбирали себе предводителя, вожака. Выборы проходили очень просто. Есаул по очереди называл кандидатов и при этом спрашивал казаков.

Любо ль, вам, братцы?

За кого большинство казаков крикнет «Любо!», тому, а быть вожаком. И если уж избрали вожака, подчинялись ему все — даже те, кому он был «не люб». Таковы нерушимые законы казачества: меньшинство подчинялось большинству.

ВЕДУЩИЙ: объявляется игра со зрителями.

. «как назывался предводитель у казаков» атаман

ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить приз самому активному игроку зрительного зала.

ВЕДУЩИЙ: Вы все знаете, что каждое государство имеет свои отличительные знаки: государственные символы.

Имеет их и казачество: герб Всевеликого Войска Донского, Флаг Всевеликого войска Донского был принят в мае 1918 года на Кругу. Он состоит из трёх продольных полос равной ширины синего, жёлтого и красного цвета. В постановлении Круга по этому поводу было сказано: «Три народности издревле живут на Донской земле – донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, олицетворяющий реку Дон, у калмыков – жёлтый, как степь и у русских – алый». Сегодня это флаг и Ростовской области.

Символом казачьей вольницы был бунчук: древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка, что должно было символизировать волю. Бунчук выносили в торжественных случаях перед выходом атамана, в том числе и на собрание казачьего Круга.

У атамана были свои знаки атаманской власти.

Это насека: жезл крепкого дерева, на котором делась насечки по числу избранных атаманов. Держал атаман его в левой руке и опирался на него.

А в правой руке у атамана был второй символ сделанный из ореховой палки, отделанной серебром, на конце серебряный шар с позолотой.

ВЕДУЩИЙ: к барабану приглашаются финалисты.

Вопрос: «как назывался второй знак атаманской власти»

булава

Награждение победителя игры

В нашей игре, ребята, вы узнали сегодня много интересного о наших предках и, если вас это заинтересовало, вы хотите узнать больше о яркой истории донского казачества, обращайтесь в кабинет истории или в библиотеку.



sitemap
sitemap