История детского движения



Областная общественная организация

«Центр детско-юношеского туризма и краеведения»



История детского движения

Реферативная (творческая) работа на

региональную открытую конференцию «Наследие»

екция «Летопись родного края»)

Авторы:

Черкашина Юлия Сергеевна,

п. Арчаглы — Аят

Варненского района

Челябинской области,

МОУ СОШ, 8 класс.

Руководитель:

Лопатина Галина Александровна,

учитель обществознания

МОУ СОШ п.Арчаглы — Аят

Содержание творческой работы

1.Принципы деятельности детского и молодёжного движения 3-4

2. Истоки детского и молодёжного движения 5

3.История подтверждается реальными фактами 6-8

4.История детского движения продолжается 9-10

5.Заключение 11

6.Список литературы 12

2

Принципы деятельности детского и молодёжного движения

Деятельность детских объединений всегда была рассчитана на широкую самостоятельность, которая позволяла каждому ее участнику найти свою нишу в деле развития страны. Для одних это содействие в восстановлении памятников архитектуры, для других – работа в лагерях труда и отдыха, для третьих – изучение и освоение народных ремесел и т.д.

Детская организация, во-первых, помогала подросткам усвоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений; во- вторых, способствовала обогащению опыта сосуществования с природой и обществом.

По принципу преемственности определялись основные задачи, стоящие перед детским движением:

изучение истории;

развитие интереса к своим национальным корням, стремления продолжать традиции своего народа;

обогащение опыта работы и общения в коллективе;

подготовка детей и подростков к трудовой деятельности, постижению методов преодоления трудностей в различных жизненных ситуациях;

воспитание гармоничной личности;

воспитание патриотизма и любви к Родине;

развитие умения видеть прекрасное вокруг себя.

Для реализации этих задач в масштабах всей страны организовывались акции, маршруты, объявлялись соревнования.

Например:

Маршрут «Пионеры всей страны делу Ленина верны» (к 19 съезду ВЛКСМ),

Операция « Семь цветов радуги» (к 100- летию В.И.Ленина),

«Миллион Родине» (акция по сбору металлолома),

«Зелёный наряд Отчизны» (движение по благоустройству населённых пунктов),

«Митинги солидарности» (борьба за мир во всём мире),

Праздники «Красной звёздочки»,

Всесоюзное движение «Октябрята по стране Октября» и др.

Во всех подобных мероприятиях участвовали все октябрята, пионеры и комсомольцы страны. Главное, что они своей деятельностью приносили большую пользу всему

обществу и в первую очередь себе, так как в самой организации всех этих массовых дел шло воспитание гражданственности, ответственности перед коллективом.

Рано или поздно наступает время, когда каждый растущий человек задаёт себе вопросы

«кто я?», «каков я?», «зачем я?»

Их же задала себе и я в свои 13 лет, когда стала старшей вожатой школьной детской организации «Орлята», а значит должна найти на них ответ.

В решении этих проблем «философам тринадцати с половиной» и старше вполне могут помочь друзья, сверстники и взрослые, состоящие в детских и подростковых организациях в разное время. Почему? Ответ простой, но объясняющий многое: детские организации в нашей стране всегда были хорошей школой жизни.



Преимущества объединений для работы с детьми и подростками в мире их реальных проблем довольно значительны: во-первых, здесь создаются все условия для

3

формирования объективной оценки самого себя в сравнении с другими людьми; во-вторых, предоставляется уникальная возможность приобрести положительный опыт взаимодействии «я» со многими «Я» в различных видах деятельности (не только в

учебной, как, например, в школе); в-третьих, детские общественные организации, отличаясь оперативностью реагирования на все социальные изменения, не имеют жёсткой оценочной системы, не нуждаются в государственной стандартизации деятельности, что открывает широкий простор для творческой реализации самых разных интересов подростков.



Если педагог, вожатый талантливы, то этот мир интересов неизбежно станет прекрасным и ребёнок будет тянуться к нему. Это потребность в защищённости и принадлежности, в актуальных знаниях и умениях; поиск смысла жизни. Потребность контактировать с другими людьми порождает у подростка необходимость выработки навыков сотрудничества.

Членство в группе обязательно для развивающегося человека, поскольку оно позволяет приобрести опыт создания групповых ценностей. И, в данном случае, важна не сама ценность, сколько умение вырабатывать их.

Для подростков важен осязаемый статус в мире взрослых. Поэтому молодому человеку необходим опыт социодейства, ставящий его на одну ступеньку со взрослыми.

Чтобы стать целостной личностью, человеку необходимо пройти через понимание того, что он что-либо делает лучше других. Человек обладает внутренней силой, способен достичь цели в том случае, если имеет «опыт успеха». Достижение желаемого результата формирует деятельностную сторону самооценки подростка. И опять же сравнить свои результаты с достижениями других можно только при наличии действующей группы сверстников. Для детей необходим поиск деятельности, обеспечивающий постоянный авторитет в мире сверстников.

Всё это, на мой взгляд, помогает реализовать детское движение.

4

Истоки детского и молодёжного движения

Когда начинаешь изучать какое-либо общественное явление, необходимо выяснить, а каковы его источники? Почему это считается важным?

Именно в источниках закладывается основа и база любой, значимой для общества деятельности.

Обратимся к истории развития детского движения в нашей стране. Начинается оно с 1917 года. Это революция, коренные изменения в жизни Российского государства, всех народов, проживающих на его территории. За этими грандиозными событиями молодое советское государство не забывает о тех, кому затем продолжать начатое — о детях. Сейчас мы слышим по телевидению, что тогда было всё идеалогизированно. Может быть, нам трудно об этом судить. Но главное, что я поняла – государство проявляло заботу о детях, подростках. Это, во – первых, создание рабочих отрядов молодёжи, агитбригад, коммуны

Ф. Дзержинского и А. Макаренко, а затем уже в государственных масштабах -октябрятских, пионерских и комсомольских организаций. Первые лица в государстве занимались вопросами организации детей (например, Н.К.Крупская). На Южном Урале, как и по всей стране. в далёком 1917году, выполняя решение VI съезда партии, в Екатеринбурге, Челябинске, Миньяре, Златоусте и других городах возникли социалистические союзы молодёжи. В Челябинске организатором и вожаком рабочей молодёжи стал сын грузчика Костя Монаков. Был образован комитет союза. Партийную организацию в комитете представлял Е.Л.Васенко, избранный на собрании почётным членом молодёжной организации. Ценность всего этого процесса в том, что красной линией в нём проходят идеи преемственности, коллективизма, служения Родине, подготовки подрастающего поколения к самоотверженному труду на благо общества. Главными принципами в детском движении всегда были:

справедливость,

равенство,

чувство дружбы и товарищества,

соучастие в решении государственных задач.

Поэтому в период официального существования октябрятского движения, Всесоюзной пионерской организации, ВЛКСМ, государство разрабатывало системный подход для претворения этих принципов в жизнь. Самое важное было в том, что при решении довольно сложных задач, стоящих перед детской организацией её деятельность всегда была овеяна романтикой.

5

История подтверждается реальными фактами

Исторические события становятся более значимыми и весомыми когда подтверждаются фактами. Поэтому, изучив теорию вопроса, я обратилась к материалам школьного музея. Работая с ними, я просто с головой окунулась в историю школы и детского движения. Самое важное, что я для себя выявила — это связь изученной мною теории с реальными событиями из жизни моих родителей, односельчан.

Вот как рассказывает об истории пионерской организации жительница нашего села Морозова Валентина Кузьминична: «Я вступила в пионеры в 1939 году. В это время галстуков не было, шили галстуки сами из красного сатина. Тогда эти галстуки не завязывались, а прижимались зажимами из белого металла, на котором был изображен пионерский костер. Сборы в нашем классе были редкими, но ребята на них были очень активными. На сборах присутствовали все пионеры, пели песни, спорили. Отряд нашего класса носил имя Н.К.Крупской. Мы выступали с художественной самодеятельностью перед населением».

А вот, что вспоминает бывший главный зоотехник нашего совхоза Холкин Владимир Павлович: «Я вступил в пионеры в 1942 году. В годы войны пионеры собирали деньги на самолеты, шили кисеты, вязали носки и варежки для фронта . Пионерам Великой Отечественной войны приходилось заменять мужчин, ушедших на фронт: пахали поля, косили сено , пасли коров».

Интересны и воспоминания Яшкина Александра Александровича, бывшего председателя сельского Совета, вступившего в пионеры в 1953 году: «В нашем классе было более тридцати учеников, а в пионеры были приняты лучшие пятнадцать человек класса. Учился я на «четыре» и «пять», и был избран председателем совета отряда. Пионеры помогали в уборке урожая. Собирали колоски, переворачивали валки. Наш пионерский отряд был очень дружный. Ходили в походы, пилили дрова и топили в школе печь. Занимались ликвидацией неграмотности среди переселенцев. Обучали их читать и писать. Принимали участие в спортивных играх, собирали металлолом, макулатуру, золу и кости, куриный помет для удобрения полей».

Изучая материалы музея я уловила следующую закономерность: вся эта деятельность проходит через Торжественное обещание пионеров, которое я нашла в воспоминаниях Сальникова Виктора Трофимовича: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».

Слова в пионерском и комсомольском движении всегда подтверждались делами, каждый отряд рапортовал о них в честь знаменательных дат. Например, в рапорте отряда имени В.П.Чкалова в честь 60-летия образования СССР я узнала, что такое пионерское слово: «Мы пионеры отряда имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова, даем слово продолжить дела на Марше:

1. Будем помнить, что учиться плохо не имеем право;

2. Станем разведчиками полезных дел;

3. Будем верны дружбе, будем говорить правду в глаза, не обижаться на критику, бороться с грубостью, зазнайством, ложью, и эгоизмом;

4. Добьемся, чтобы каждый пионер отряда служил примером для младших школьников.

А в отчете пионеры этого отряда рапортуют, что на маршруте «Пионеры Родине» они

6

принимали участие в операции «Зернышко», «Походе бережливых»; на маршруте

«Пионеры – патриоты и интернационалисты» заработанные ими деньги от сбора макулатуры отправили в фонд мира.

В своем пионерском слове отряд имени В.В.Терешковой обещал: «Покажем, что каждый из нас не белоручка и никогда не откажется помочь дома родителям, маленьким и старым – всем кому потребуется наша помощь». А в раппорте отмечают, что ими была оказана помощь престарелым и ребятам из детского сада, оформлен стенд «Советская Латвия», идет подготовка к фестивалю «Пятнадцать республик – пятнадцать сестер».

В материалах я нашла подтверждение романтики в пионерских и комсомольских делах. Своеобразными девизами в их деятельности были стихотворные строки:

Веселые песни повсюду слышны

Идут пионеры отважны, сильны

Вершить мы мечтаем большие дела

Чтоб нами Отчизна гордиться могла.

Ждет Земля заботы и ухода

Наших рук сады и фермы ждут

Рады мы, когда в дела народа

Ручейком вливается наш труд

Достичь высот спортивных нелегко,

И каждый тренируется упорно.

Сегодня мы — значкисты ГТО,

А завтра – члены олимпийской сборной!

У нас друзья

На всей планете!

За мир и счастье

Мы в ответе!

Пионеры и комсомольцы проводили большую поисковую работу как следопыты: выявляли участников Великой Отечественной войны, составляли альбомы воспоминаний ветеранов, прикрепляли к их домам красные звездочки, оказывали тимуровскую помощь.

Деятельность комсомольских организаций была направлена на подготовку к активной жизненной позиции. Вот, что я узнала из раппорта комсомольской организации «Алые паруса»: все ее семнадцать комсомольцев имеют комсомольские поручения, участвуют в фестивале «Широка страна моя Родная», еженедельно проводят политинформации о союзных республиках. Очень важным в жизни любого человека является связь поколений и пионеры, комсомольцы тех времен эту связь поддерживали. В материалах музея я нашла переписку с первым председателем Совета дружины имени Олега Кошевого Арчаглы-Аятской средней школы Уржумовым Николаем: « Здравствуйте, дорогие ребята! Мне кажется, что у нас была интересная жизнь: ко всем знаменательным датам проводили торжественные сборы дружины с рапортами партии и комсомолу о своей работе , участвовали в эстафете пионерских дел. Работа проводилась широко: начиная с вопросов учебы, дисциплины и кончая сбором металлолома, удобрений и помощи совхозу. Учился я в вашей школе с 1957г. по 1966г. Среднюю школу закончил с отличием, затем служба в армии, учеба в Челябинском Политехническом институте. Сейчас работаю начальником электромеханического цеха, работа интересная- с людьми и техникой. Кроме того, значительное время занимает исполнение общественных обязанностей. Очевидно, жизнь и

7

должна быть построена именно так, иначе пусто и скучно жить. Желаю Вам хорошей учебы, активности в жизни школы, пионерской дружины и других успехов, дружите со спортом. Думаю, что мое увлечение спортом сыграла не маловажную роль во всем том, чего я достиг. Хотя время довольно ограничено, но всегда совершаю утреннюю пробежку и лыжные прогулки в субботу и воскресенье. Это громадный стимул для активной деятельности со свежими силами и головой. До свидания.» 04.02.82. г.Сыктывкар

Изучив весь материал музея я поняла, что детские организации очень важны в школьной жизни. Они учат детей уважать взрослых, быть трудолюбивыми, не боятся трудностей, достигать высокого уровня в учебе и жизни, учат горячо любить свою Родину. Я считаю, что детское движение должно развиваться в каждой школьной организации. Так как оно формирует личность.

8

История детского движения продолжается

Основную идею детского движения сегодня можно сформулировать в следующих словах: «Сберечь себя для России и Россию – для себя!» В них тесно сплетаются две заботы: одна – о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая — о прошлом, настоящем и будущем России.

Именно в таком направлении была определена деятельность нашей школьной детской организации «Орлята» для учащихся 1-4классов. Сейчас ей уже 14лет. Образована она была в 1996 году. Это время характеризуется как период политической неразберихи в стране, отсутствие хоть каких-нибудь организационных структур государственного уровня для детей и подростков.

Было разработано Положение о детской организации и программа её деятельности.

Времена, ценности, конечно- же меняются, а вместе с ними и дети. Но особенности подросткового периода жизни человека остаются. Это, как и раньше, желание активных, интересных дел. Поэтому в Положении «Орлят» основными задачами определены следующие: воспитание любви и дружбы, гражданственного отношения к учёбе, привития интереса к науке и технике, формирование активной жизненной позиции. Девиз орлят: «Будь готов!» (осуществлять добрые дела), законы орлят: 1.Один за всех и все за каждого!

2.Не поддавайся своим слабостям, не давай себе спуску. 3.Бережно храни природу и культуру родного края. Есть в детской организации свои атрибуты и символы. В принцип деятельности заложено взятие орлятами высот через выполнение заданий и игру. Уже опробированно много программ, в этом году их четыре: «Возвращение к истокам», «Помощь ближним», «Город мастеров». «Возьмёмся за руки, друзья».

Каждая программа ставит свои задачи. На последнем сборе орлята отчитались о взятии 1 высоты и получили задания для преодоления второй. Вот некоторые из них: организовать классный час с приглашением заслуженных людей п.Арчаглы-Аят «Гуманное отношение к старшему поколению», принять активное участие в акции «Славим матерей», к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне провести конкурс рисунков и начать изготовление поздравительных открыток для ветеранов, написать сочинение вместе с мамами, папами «Мои близкие во время войны». Одним из самых любимых мероприятий орлят с первого года существования организации стала военно-спортивная игра «Зарница». Мы проводим её совместно со старшеклассниками (они являются инструкторами для ребят) и Погранзаставой н.п. Арчаглы-Аят (начальником которой является выпускник школы Чиркин А.Г.).

У каждого отряда орлят есть не только название, девиз, речёвка, отрядный флажок и особого цвета шарфик, но и свой вожатый из учащихся старших классов. Главное, что их никто не заставляет выполнять эту обязанность, они сами, по своему желанию идут к малышам.

На сегодняшний день через нашу детскую организацию прошло уже 397человек, около 30 учащихся были её вожатыми. Я уверена, что опыт работы с младшими школьниками им очень пригодится в жизни, а своим детям они будут рассказывать об интересных совместных делах с орлятами. Я вижу глаза наших орлят, когда они идут с речёвкой на свою линейку, когда они сдают мне рапорт, когда всем отрядом обсуждают, как лучше выполнить задание и я, сопоставляя это с изученной мною историей детского движения понимаю: оно необходимо во все времена. Работая над этой проблемой я также узнала,

9

что сейчас на государственном уровне в России действуют программы, акции, конкурсы

по организации детей и подростков. В их названиях отражена и понятна цель, которую они преследуют:

«Одарённые дети», «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Моя страна — моя Россия», «Наследие предков — молодым», «Молодёжь и наука», «Дети и книги».

Забота о подрастающем поколении опять заняла достойное место в государственных делах. Это правильно, так и должно быть. История детского движения продолжается!

10

Заключение

Социологические исследования различных обществ в эпоху кризиса вывели достаточно четкое правило: при резкой смене общественных ориентацией в государстве происходит изменение управления.

В начале к власти приходят люди, разрушающие социальные отношения. Затем у руля становятся те, кто экстренными мерами способен вывести страну из кризиса. И только потом к управлению приходят люди, которые начинают создавать в экономике, политике, социальной жизни общества что-то стабильное.

Как раз в этот период истории нашего государства войдут те ребята, которым сейчас с 7 лет до 16 лет. Следовательно, достаточно актуальной становится задача отбора и подготовки социально-перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые, при наличии соответствующих умений и знаний, способны быстро продвинуться в иерархии общественного управления. Прошло время негативной оценки «карьеризма». Если нам не безразлично, кто будет нами управлять, то основу необходимо готовить уже сегодня. Желательно сейчас работать с ребятами в реально действующей социальной среде. Они должны иметь возможность доступа к практике управления общественными структурами, анализировать способы эффективности управления.

Происходит переориентация подростков по отношению к сверстникам: меняются оценки полезности их социального опыта, появляется интерес и навыки целенаправленного управления другими людьми в сочетании с пониманием глубинных механизмов взаимодействия.

Проблема поиска ценности жизни, ее смысла всегда была актуальна для подростка. Это требует от личности достаточно многого:

*высокой работоспособности, умелой организации собственного труда;

*владение техникой решения творческих задач;

*способности при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар»;

*выдерживать испытание властью, авторитетом, известностью, остаться открытым для контактов и новой информации.

Являясь старшей вожатой детской организации «Орлята» я поняла, что это детское движение нужно современной школе, потому что подросток должен научиться самоориентации на социальную успешность, опираться на положительные стороны в себе. В мире глобальной сети, мощной информатизации преуспевают те люди, которые могут более ответственно и в нужный момент заявить о своей способности справиться с задачей, возглавить дело. Навыки этого заложены в принципах деятельности детских организаций.

Я делаю вывод, что будущее в работе с подростками именно за ним.

11

Литература

1.Калугин Н.К. Золотые зёрна дружбы. — М.: Просвещение, 1984.

2.Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М.: Просвещение, 1991.

3.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М.: Просвещение, 1987.

4.Бочарова В.Г. Воспитание учащихся по месту жительства. – М.: Просвещение, 1987.

5.Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М.: Педагогика, 1989.

6.Чепурных Е.Е.Воспитание подрастающего поколения – общая задача современной России// Воспитать человека: Сборник материалов по проблемам воспитания. – Москва:

Вентана-Граф. – С. 57-66.

7.Клочкова Л.Н. Детское движение в России: программы и опыт// Воспитание школьников. -1992. №5-6.

8.Положение о школьной детской организации «Орлята» — Локальный акт МОУ СОШ

п. Арчаглы-Аят.

9. Материалы школьного Музея боевой и трудовой славы МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят.

12








sitemap
sitemap