Историческое наследие города – в сердцах лицеистов



Наталья Федоровна Лукашенко,

директор ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148



Людмила Леонидовна Горская,

преподаватель истории ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148

Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.

Гражданское воспитание — одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества. Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция и патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований.

Поэтому развитие гражданственности школьников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами. И в этом отношении нам, петербуржцам, повезло необычайно, потому что именно наш город служит средоточием социально-культурных учреждений, комплексов, памятников архитектуры, которые, несмотря на свой возраст, продолжают сохранять и демонстрировать социальные, политические, исторические и другие ценности нашей национальной культуры. Наш город имеет мощный культурно-воспитательный потенциал, среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург – уникальнейший по масштабу памятник, сохранившийся грандиозный музей под открытым небом, исторический центр в ожерелье пригородных ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны, Ропши, Царского Села, Гатчины и Павловска, обладает огромным бесценным кладом, который называется культурное наследие. Именно оно питает современную науку, образование, культуру. А главными наследниками и будущими носителями культурного наследия является молодежь, т.е. наши воспитанники.

Учитывая все вышеизложенное, нам, преподавателям лицея, стало понятно, что осмысление и освоение великого пространства под названием Санкт-Петербург необходимо проводить систематически. Поэтому была разработана и опробирована интегрированная учебно-экскурсионная программа под названием «Блистательный Санкт-Петербург», которая дала нашим педагогам возможность решать следующие учебно-воспитательные задачи:



Повышение у учащихся интереса к богатому историческому наследию Санкт-Петербурга и воспитание гордости и достоинства за то, что они – петербуржцы;

Воспитание уважения и бережного отношения к историческому наследию СПб и желание сохранить его для будущих поколений;

Расширение кругозора и эмоционально-чувственной сферы у учащихся и побуждения стремления к самостоятельному изучению культурного наследия нашего великого города;

Активизация и развития знаний, полученных на уроках истории, литературы, географии.



Интегрированная программа представляет собой перечень тематических экскурсий по основным памятным местам и музеям нашего города и района. Тематика была подобрана в соответствии с учебными программами по истории, литературе, обществознанию, географии, ОБЖ в разделе «Военная история». Для каждой экскурсии указывается дата проведения, продолжительность по времени и форма проведения: пешеходная или автобусная экскурсии. Кстати, после приобретения лицеем собственного автобуса в 2011 году по программе Комитета по образованию «Автобус» эта часть программы стала для ребят еще доступнее, так как появилась возможность бесплатно съездить на выставку или в музей.

По данной программе наш лицей работает с 2003 года, и за это время целесообразная интеграция возможностей программы создала благоприятные условия нашему лицею для выхода на качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса.

Сотни ребят, обучавшихся в лицее за это время, имели возможность увидеть и «почувствовать кожей», что наш город – один из прекраснейших в мире, великолепный синтез различных архитектурных стилей и направлений; в его судьбе сыграли огромную роль многие выдающиеся личности, деятели культуры и искусства. Своими впечатлениями от увиденного учащиеся с удовольствием делились с помощью групповых или индивидуальных отчетов в различных формах: рисунках, фотокомпозициях, эссе-впечатлениях, фотогазетах, слайд-шоу и презентациях. Лучшие из работ представлялись на выставках, ежегодно устраиваемых в лицее к памятным датам нашего города.

Вместе с ребятами мы организовываем и проводим викторины по теме «Наш любимый город», к которым учащиеся самостоятельно готовят интересные вопросы и задания.

Особенное место в нашей работе уделено военной теме, и это неслучайно: город-герой, город-труженик выстоял и победил блокаду, о чем свидетельствуют многочисленные городские и областные памятники победы. И лицей не остается в стороне, поддерживая многолетнее сотрудничество со стрельнинским филиалом организации «Дети блокады», активное участвует и поддерживает все мероприятия гражданско-патриотической направленности, которые проходят в районе и городе. Так, мы проводим уроки мужества, где выступают дети блокады и ветераны ВОВ, проводим совместные митинги и траурно-торжественные мероприятия к памятным датам в истории города и России у военных памятников и на мемориальных захоронениях нашего героического поселка. В своих выступлениях учащиеся произносят слова благодарности, уважения и гордости, читают военные стихи и исполняют песни военных лет. И каждый раз блокадники с удовлетворением и надеждой видят горящие глаза ребят, их проникновенные лица и правильный эмоциональный настрой, сопереживание всему происходящему. Лицеисты постоянно готовят для ветеранов поздравления и памятные подарки, праздничные концерты и сладкие угощения, приготовленные собственными руками, стараются окружить теплом и заботой всех жителей блокадного города и ветеранов войны, живущих на территории нашего МО; поздравительные плакаты в исполнении ребят украшают все социально значимые объекты в Стрельне, проводятся адресные поздравления инвалидам и участникам ВОВ.

Любовь к Родине проявляется в поступках и деятельности каждого человека. Ветераны доказали свою любовь в суровые годы войны, и искренне верят, что сегодняшнее поколение сможет проявить себя в стремлении служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Об этом же пишут ребята в своих отзывах и репортажах после проведенных мероприятий.








sitemap
sitemap