Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных бл



Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д. С. Лихачева и современность»

«Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных благ, но и духовных ценностей». Лихачев Д. С. Россия // Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. – СПб., 2009. – С. 31.

Конкурсное сочинение

ученицы 11 «S»НОУ Гимназии «Немецкая гимназия «Петершуле@ Красногвардейского района

Назаренковой Виктории

Педагог-наставник: Бероева Юлия Эдуардовна, учитель русского языка и литературы

                                              гимназии «Петершуле»

Санкт-Петербург

2010 г.

Историческое развитие России. Духовные ценности от поколения к поколению

Многие произведения Д. С. Лихачева являются актуальными сегодня в 21 веке. Это происходит потому, он размышляет о вечных вопросах, рассматривает проблемы, с которыми может столкнуться каждый из нас, рассуждает над ними, делится с нами своим опытом. Его книги полны добрых советов. Как он сам пишет «Постараюсь быть кратким и сказать о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни». В «Письмах о добром» Д. С. Лихачев ведет беседу с читателем, в которой он старается не давать поучения, а как бы делится с нами своим опытом.

Я согласна со многими взглядами Д. С. Лихачева. К примеру, с тем, что «искусство освещает нашу жизнь». В своей работе я буду писать про то, что искусство способно спасти человека. Невозможно утверждать что-то наверняка. когда ты сам этого не пережил. Но, когда я стала интересоваться литературой, я стала замечать большие вещи, смотреть на какие-то обычные проблемы по-другому. Когда берешь в руки книгу настоящего писателя, поэта и знакомишься с его мнением, то как будто читаешь то, о чем ты думал, но, возможно, не сумел выразить словами, либо ты знакомишься с новым для тебя мнением, новым взглядом на проблему. Поэтому я могу с уверенностью заявить, что искусство способно воскресить человека.

Человеком запоминается то, что нужно; таким образом, накапливается добрый опыт, образуется традиция. «Память противостоит уничтожающей силе времени». (Д. С. Лихачев «Письма о добром», «Письмо сороковое: О памяти»).

Изучая историю России, мы не раз столкнемся с событиями, которые повлияли на ее историческое развитие, причем порой не с лучшей стороны. И то же время, изучая нашу историю, мы не раз удивимся её величию, которое создавалось её великим народом.

Мы узнаем о татаро-монгольском нашествии, которое откинуло Русь в ее развитии на 200 лет: погибло около половины населения, были разрушены многие города (Киев, Владимир, Суздаль, Рязань и др).

«Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Но именно в эту эпоху (XII—XVI века) бурный расцвет, говоря современным языком, культуры: появились многие местные культурные центры, каждое княжество обогащало свое культурное наследие: воспевание Новгорода («Былины о Василии Буслаевиче», «Садко»), киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, «Житие Святого Александра Невского»; каждая земля воспевала своего митрополита (Петр, Алексей — в Москве, Моисей, Евфимий, Михаил Клопский — в Великом Новгороде), иконостас Благовещенского собора Московского Кремля содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Период истории России с 1598 по 1613 годы, именуемый Смутным временем, тем не менее внес свой вклад в культуру России.

Культура данной эпохи развивается в противоречиях и борениях: с одной стороны, в творчестве все больше звучат мотивы патриотизма, национальной гордости, с другой стороны, сказывается растущее и мертвящее влияние самодержавной власти. Именно в это время появляются «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Молодинском сражении».

Кроме того развивается архитектура: появляются Кремлевский ансамбль, Новодевичий монастырь, Собор Василия Блаженного.

В 18 веке русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Появляется рационализм, люди толковали различные явления природы и общества теперь не только с точки зрения «промысла Божьего», но и исходили из принципов разума. Характерными для того времени чертами русской культуры являлись стремление к светскости (секуляризации культуры), открытость к диалогу с культурами других народов, веротерпимость.

Мы наблюдаем подъем грамотности в России, на грани 19 века в России числилось 550 учебных заведений. В 1783 году произошло открытие Российской академии. Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он «сам был первым нашим университетом». Его открытия в области физики, химии, астрономии, истории, географии сыграли большую роль для русской культуры.

Набирающая мощь Россия нуждалась в сильном правителе, который мог бы подтолкнуть ее к развитию, изменить государственный строй. И страна его получила. К власти пришел человек, обладавший огромными запасами духовных сил. Еще с детства Петр проявлял огромный интерес к науке, военному ремеслу. Детские увлечения, по сути, в будущем переросли в планы и реформы по преобразованию государства. Несмотря на то, что многие нововведения были заимствованы у стран Запада, они своеобразно прижились на национальной почве и дали неожидаемые плоды. Время Петра, преобразования, укрепление позиций государства, увеличение славы России не могут не вызвать уважения, несмотря на те минусы, которые все-таки привнесла эта перестройка национального уклада жизни. Государство заметно продвинулась вперед по пути развития, сокращая свое отставание от передовых стран Западной Европы. Весьма немало из петровского наследия вошло в наш национальный фонд навечно. Это города и каналы, достижения промышленной и духовной культуры, наконец, развитие национального самосознания народов России.

Петр Великий — фигура противоречивая, сложная. Он был яркой индивидуальностью во всем, именно это позволило ему ломать устоявшиеся обычаи. привычки, обогащать старый опыт новыми идеями, заимствовать у других народов все нужное и полезное для государства. Как писал о нем Ломоносов: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия!»

В литературе 18 века утверждается классицизм. Самыми яркими его представителями были А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и др. На смену классицизму приходит сентиментализм. В данном жанре писал свои произведения Н. М. Карамзин. В комедиях Д. И. Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир» уже видны элементы реализма. Создаются драматические произведения на национальном материале.

Отечественные писатели и поэты, ученые, живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным колоссальный подъем русской культуры, который в следующем столетии называется золотым веком русской культуры. А. С. Пушкин стал не только символом целой эпохи, которая стала для культуры России периодом ее небывалого подъема, но блестяще отразил ее в своих произведениях. В 1830 — 1850е года развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму. Этот переходный период был ознаменован творчеством А. С. Пушкина – создателя норм современного русского литературного языка, классических образцов литературных жанров (рассказа, повести, лирической и эпической поэзии). В литературе наметилось преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, его чувствам. Изменения были связаны с распространением романтизма, предполагавшего создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности; утверждение сильной, свободной личности. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма в русской литературе связано с балладами и элегиями

В. А. Жуковского; сочинениями поэтов-декабристов, а также ранними произведениями А. С. Пушкина. К этому периоду относится также творчество М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Удивительно, что литературу, которую назовут впоследствии великой , создавали очень молодые люди. Их первые произведения уже сделали авторов знаменитыми.

Одной из черт русской литературы того времени было внимание к судьбе «маленького человека» (произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя). Преемственность тем, мотивов, образов русской литературы продолжается в творчестве Ф. М. Достоевского , Н. А. Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Неудивительно , что именно в этот период совершилась всё-таки отмена крепостного права, Думаю, что велика здесь роль наших писателей –просветителей, подготовивших своим словом почву . Да и у императора –освободителя Александра Второго наставником в детстве был поэт В.А.Жуковский. Так что это величайшее событие , со дня которого мы отмечаем 150 лет, не обошлось без влияния русских писателей. В пореформенную эпоху в литературных произведениях отразились идейные конфликты того времени. В это время создают свои лучшие произведения И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. В их сочинениях ,помимо внимания к общественным конфликтам, появлялся глубокий психологизм и философские рассуждения, касавшиеся судеб России, поисков духовной опоры в христианстве. Эти сочинения оказали влияние и на развитие мировой культуры, став ее неотъемлемой частью.

Развитие русского театра неразрывно связано с А. Н. Островским. Именно с него начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. В его пьесах изображаются обычные, бытовые ситуации с обычными людьми. Пьеса «Бедность не порок» впервые была поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания фильма. Более известный из них — это «Жестокий романс», снятый по мотивам «Бесприданницы». Пьесы Островского и по сей день не сходят со сцены Малого театра.

Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей — Л. Н. Толстой. Небывалый успех ему принес роман-эпопея «Война и мир». В данном романе представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты .

Конец 19 века стал свидетелем «театральной революции» К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, которые в 1898 г. создали Московский Художественный Театр. Суть «революции» была заключена в отказе от строй манеры игры, ложного пафоса. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

Изучая историю 20 века, мы начинаем с трагических событий Первой мировой, революционных переворотов, гражданской войны. Несмотря на великие и трагические потрясения, народ, понеся огромные потери (человеческие и нравственные), сохранил свою государственность, а значит территорию, язык, культуру. Кажется, вопреки всему апокалипсису этой эпохи, рубеж 19-20 столетий — стал новым взлетом русской культуры. Это время переосмысления традиций и ценностей, оно наполнено религиозно-философскими исканиями. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. Данный период времени, именуемый «Серебряным веком», включил в себя множество художественных открытий и новых направлений.

В искусстве — это русский Ренессанс, время ярких индивидуальностей Только одно перечисление имен вызывают ассоциации о целых направлениях, школах, течениях. К. Д. Бальмонт, А. Белый, Ф. К. Соллогуб, В. Я. Брюсов, А. А. Блок. Символисты выдвигали принцип интуитивного познания мира, духовных ценностей, уделяли внимание символам (через которые это познание и раскрывается). Неясность и недосказанность образов, расплывчатость и неопределенность основной идеи произведения — все это новые принципы творчества. Но символизм обогатил поэтический язык, формировал представление об интуитивной природе искусства. В 1912 году в противовес символизму возникает течение акмеизма. Акмеисты провозглашали материальность, предметность образов, точность слов. Представителями являются С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. Другим влиятельным течением в литературе и эстетике стал футуризм (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, А. Крученых). Футуристы провозгласили отказ от традиций. Они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью.

Продолжал развиваться и традиционный реализм, представителями которого являются А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин.

Русская философская мысль влилась впервые в сокровищницу мирового опыта. Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Розанов и другие оставили богатейшее наследие потомкам, неоценимый опыт познания мира и человека.

Конечно, 20 век – это, прежде всего, Великая Отечественная война 1941-1945 г. г., в ходе которой Россия понесла самые большие потери, как в численности людей, так и в культуре. Были разрушены многие памятники, здания. Были сожжены и утеряны многие рукописи, книги, которые представляли собой огромную ценность.

Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, были осквернены и разграблены многие дома-музеи (Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове).

Но даже во время войны люди не оставались равнодушными к произведениям искусства. Ставились пьесы, сочинялись музыкальные произведения. Люди спасали произведения искусства ценой собственного здоровья, а порой и жизни. И само искусство спасало жизни, потому что поддерживало, давало надежду, вдохновляло на победу. В первые дни войны родилась сильнейшая по своему эмоциональному накалу песня «Священная война».

Сама трагедия войн требовала осмысления, осознания народного страдания и подвига. Именно война, вернее люди на войне, стали колоссальным источником вдохновения. Появилась «проза лейтенантов», которые не только писали о самых страшных, трагических, великих эпизодах войны, но и философски осмысляли подвиг народа. Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Астафьев, В. Некрасов и многие другие сказали правду о человеке на войне.

Когда мы говорим о тех событиях, которые отбрасывали Россию в ее развитии, в том числе и культурном, мы задумываемся над тем, как наше государство могло восполнять эти потери, восстанавливать эти пробелы.

Главную роль в развитии любого государства играет народ. Мирные граждане, руками которых строится любое государство: и материальное и духовное — все создается человеком. Восстановить страну после Великой Отечественной войны отнимало не меньше сил, чем сама война. Люди работали днями и ночами на заводах, фабриках, отстраивали разрушенные здания, восстанавливали утерянные произведения искусства.

Теперь пришла очередь поколения 20 — 21 столетий. Мы перенимаем культурное наследие наших предков, которое, как мы только что убедились, складывалось веками. Мы должны не только заботиться о сохранении прежних культурных ценностей, но и развивать их.

Трагедия Великой Отечественной войны

Безусловно ,огромную роль сыграл патриотический настрой людей. Граждане, которые готовы были идти в бой за свою страну, которые шли на смерть, но оставались уверенными в том, что их смерть поможет стране выиграть, победить фашизм. Люди разных убеждений, разных национальностей сражались плечом к плечу, защищая своих родных, свой дом, свою землю от врага. Плохая сноровка, неподготовленность русских войск, плохие условия для жизни людей, репрессии внутри государства, плохое вооружение армии. Это все немаловажно.

Но люди не падали духом. Когда мы говорим о громадных запасах духовных ценностей, мы имеем в виду эту силу духа русского человека. Русские солдаты, которые продолжали верить в победу, лежа в окопах. Тыл, который представляли мирные граждане, не переставал верить в победу. Во время войны работу не прекращали школы.

Значительный вклад в победу внесли деятели культуры – не только конструкторы оружия и военной техники, но и писатели, композиторы, артисты. Вся страна знала фронтовые стихи К. М. Симонова и А. Т. Твардовского. Появились книги Е. В. Тарле по военной истории: «Северная война и шведское нашествие на Россию», «Нашествие Наполеона на Россию», «Бородино». Символами непокорённого Ленинграда стали стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество» и 7-я симфония Д. Д. Шостаковича. Голос блокадного Ленинграда — голос Ольги Берггольц. Голос, который вселял в людей надежду и веру. На фронт выезжали концертные бригады. Наиболее известные фильмы, поставленные в годы Великой Отечественной войны – «Шесть часов вечера после войны», «Два бойца», «Она защищает Родину», «Радуга». Особенностью отечественной культуры и общественного сознания того времени было обращение к дореволюционной русской культуре, к национальным нравственным ценностям и нормам.

Многие известные произведения 20 века были написаны во время Великой Отечественной войны. А. П. Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». Младший лейтенант Ю. В. Бондарев, автор таких произведений как «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина». Некоторые произведения писались в трагические дни, например, поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин», другие появились после победы, показывая «окопную правду, например, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова.

Мы должны помнить подвиги наших предков. Д. С. Лихачев писал в «Письмах о добром»: «Беспамятный» — это ,прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Такой человек, очевидно, сам не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и потому думает, что и о нем все будет позабыто. Память — это преодоление времени, преодоление смерти» . (Д. С. Лихачев «Письма о добром», «Письмо сороковое: О памяти»)

Лекарство для души

Когда мы говорим о литературе, мы ,прежде всего, представляем писателей и поэтов 19 – начало 20 веков. На это время приходится период классической русской литературы. Она вызывала и продолжает вызывать больший интерес уже ни одного поколения. Русская классическая литература занимает огромное место в международной культуре. Почему же?

Пожалуй, разгадка кроется не только в том, что это литература великих вопросов, а в том, что литература того времени пропитана моралью. Особенностью русской культуры было стремление к высшим, духовным, ценностям. Ведь лучшие герои А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и многих других авторов стремятся не к богатству. Они находятся в постоянном жадном поиске своего места в жизни, своего предназначения. Другими словами, они убеждены в том, что жизнь имеет высокий смысл. А предназначение для русского человека, возможно, заключается в том, чтобы «жить по совести»

(Ф. М. Достоевский), которая, как известно, и является голосом Божьим в нашей душе.

Русская литература — это литература богатых чувств, страстных переживаний, мучительных, неразрешимых вопросов. Во многих произведениях главным героем являются очень даже противоречивые персонажи, таким был Печорин, Обломов, Базаров, многие другие. Они ошибались, но не останавливались, так как они не могли удовлетвориться просто существованием, они хотели жить полной жизнью, играть свою роль, нести в общество что-то новое, полезное.

Мировое признание получили многие русские авторы. Прежде всего, это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. «Преступление и наказание» вызывает интерес у огромного количества людей, в некоторых случаях, даже у тех людей, которые ранее могли вообще особо не интересоваться литературой. Это говорит о том, что та духовность, философия, психологизм, которые присутствуют в произведениях русских классиков ,могут и пробуждают в читателях должные, высокие, эмоции, заставляют задуматься о своей жизни.

Литература не появилась как что-то способное сразу же переменить человека, но она существует как средство; как то, что способно стать толчком к изменениям, навести читателя на новые мысли, поставить перед ним новые вопросы. Эти книги не перестают быть актуальными, интересными как для русских, так и для иностранцев.

У русского человека классика должна вызывать особенный интерес, возможно, не до конца понятный иностранцу. Потому что это прошлое -прошлое нашей страны. Я еще раз повторю, что актуальность не пропадает ,несмотря на то, что те законы, то социальное устройство, да и жизнь в целом, которые описываются в произведениях наших авторов, были далеко не такими, с какими мы живем сегодня. Но наши писатели обладали каким-то пророческим даром, могли предвидеть то, что будет с человеком, с обществом в целом, предупреждали нас о многих ошибках. И сегодня, читая, мы узнаем черты нашего современного общества, общества, в котором мы живем.

Н. В. Гоголь в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель» передает атмосферу того времени, проблему чинопочитания, которая и по сей день имеет большое место в русском обществе. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» раскрывает вечную тему взаимоотношений между поколениями. Сатирическая повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» является неизменным описанием, моделью Российского государства. С течением времени эта книга не утрачивает своей актуальности, напротив, в ней продолжают узнаваться все те же черты, свойственные нашему народу.

Но сегодня серьезная литература все меньше интересует людей. Почему так происходит? Упадок нравственных ценностей?

Мне кажется, коммерцилизация проникла и в духовную сферу. К сожалению, материальные приоритеты выходят на первое место. Искусство не ради искусства, а ради денег. Литература, написанная для того, чтобы заработать, не будет вызывать высоких эмоций. Оно и понятно. Мы говорим о тех самых духовных запасах русского человека, которых в людях становится все меньше и меньше.

«Источником доброго является всякое подлинное искусство-, как писал Д. С. Лихачев. -Оно в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе — во всяком, кто его воспринимает, — сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение». (Д. С. Лихачев «Письма о добром», «Письмо тридцать второе: Понимать искусство»)

Прошлое — опыт поколений и источник будущего

Посещая музей, исторически значимые места, мы как бы прикасаемся к тому времени, его культуре. Ведь это не может быть неинтересным! Только представьте, мы и на сегодняшний день имеем возможность прикоснуться к различным историческим эпохам. Представить, как это выглядело тогда, что находилось там, как выглядели люди.

Все эти старые здания, старые вещи сопутствовали человеку в прошлом и дошли до наших времен, они могут способствовать человеку и сегодня. Ведь это все не только материальные вещи, оно не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Вообразите, эти вещи не только материальны, они стали частью духовной культуры человечества, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Не даром мы говорим: «от всей души» или «мне это нужно для души».

Потому что все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Когда человек погружается в культуру, интересуется ею, она, во-первых, становится ему понятной, это придает еще больше энтузиазма и заинтересованности; во-вторых, культура и делает человека счастливым, эта познавательная деятельность: чтение, посещение выставок, прослушивание музыки, жизнь приобретает содержательность.

Жизнь самая большая ценность, какой обладает человек. Необходимо использовать эту возможность прикоснуться к прошлому, к истории, к тому, какими были люди, какие ценности были у них, как жило общество в то время. Возможно, построить свою жизнь правильнее, зная ошибки предков, либо почерпнуть опыт, все хорошее, что поможет развиться современному обществу. Не надо забывать традиции. Приобщаясь к культуре, пополняя « запасы» духовных ценностей, человек формирует или же расширяет свой кругозор.

Обращаясь к прошлому, мы обращаемся к нашим предкам. Нельзя обрывать связь поколений. Многовековой опыт потому и имеет особую цену, потому что это опыт, переданный от старшего поколения младшему. Люди должны интересоваться историей, литературой, они должны знать чем и как жили люди в прошлом, на что стоит опираться, когда надо будет возводить новое, устанавливать новые порядки, формировать новое, более современное общество. Когда мы имеем представление о прошлом, мы тверже стоим на ногах, смелее смотрим в будущее, потому что мы знаем что нужно делать, что может привести к ошибкам. Мы начинаем думать, как можно предотвратить ошибки, обеспечить будущим поколениям лучшую жизнь. Это то, что должно волновать каждого человека. А что останется за нами, когда нас не станет? Что мы оставим нашему будущему поколению? Как они будут оглядываться назад? И будут ли? Ведь надо прививать интерес к прошлому, истории, искусству.

Говоря о человеке, стоит помнить, что он — существо трехчастное: тело, душа и дух. И помимо удовлетворения потребностей своего тела, должна и возникает потребность в душевном и духовном. Именно приобщение к культуре, к искусству становится духовным движением и толчком для выхода из обыденности. Прорываясь через серые будни благодаря искусству, мы расширяем рамки своего кругозора, имеем возможность взглянуть на мир и попытаться прочувствовать его так, как это сделали различные художники, или музыканты, или писатели. Мы обогащаемся их опытом, талантом.

В духоте серых будней спасает не жизнь механизма — жизнь, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой существа; спасает движение вверх. Этим движением, толчком из тяжелой жизни способно стать искусство. Все мы тянемся к небу, когда что-то пишем, рисуем. Это наше духовное желание. Говорят, когда человек творит, он приближается к Богу .

«Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» .

Д. С. Лихачев писал, что « самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее… Искусство освещает и одновременно освящает жизнь. (Д. С. Лихачев «Письма о добром», «Письмо тридцать второе: Понимать искусство»).

«Герой» нашего времени

Сегодня говоря о новом поколении, мы, прежде всего, ассоциируем его с техникой, новыми технологиями, интернетом. Действительно, молодые люди сегодня все реже и реже обращаются к произведениям искусства, меньше читают книги, меньше посещают музей, выставки. Люди в наши дни все меньше испытывают то, что можно назвать духовной жаждой.

Очень популярным стало определение «успешный» человек. Не счастливый, а именно успешный. Так кто он? Прежде всего ,тот, кто имеет успешную карьеру, зарабатывает большое количество денег. По телевизору, по радио, в газетах, мы всегда слышим про бизнесменов, которые имеют огромное количество машин, домов, живут в роскоши. Главный критерий их успешности — это материальный. Самое ужасное, что окружая себя престижным набором вещей, люди смиряются с тем, что говорят не о них, а об их богатстве. Сегодня в обществе это считается нормальным. Но люди должны помнить, что счастье заключается не только в материальном достатке. По-настоящему счастлив человек может быть, если он богат духовно.

Конечно, Россия богата талантливыми людьми, стремящимися к духовным ценностям. Может быть, они не так заметны? Что вообще мы имеем в виду, говоря о духовных ценностях? Прежде всего ,это стремление человека к высшему. Стремление творить, это то, что приближает человека к Богу. Как Бог сотворил новый мир, так люди творят новые, несуществующие прежде, произведения искусства, делают научные открытия. Ведь именно способность мыслить и созидать отличает человека от животного. Конечно, не будем лукавить, человечеству не прожить без материальных ценностей, но они не должны занимать единственное место в жизни человека.

Каждый из нас, наверное, когда задумывается о возможной войне, невольно спрашивает себя: «А я смог бы выдержать, выжить, не предать, остаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах?». Иногда кажется, что второй такой победы уже не будет. Люди сегодня больше думают о себе, теряют необходимые человеческие качества: взаимовыручка, самопожертвование, патриотизм. На передний план выходят стремление к роскоши, чревоугодию. Одним словом, самые низкие черты характера становятся нормой.

А ведь гуманность, поддержка друг друга, человеческая доброта — одни из тех качеств, которые помогали людям, живущим в нашей стране в разные эпохи, одерживать победы. Громадные запасы духовных ценностей — это то, что в настоящее время теряется народом. Возможно, это желание в который раз подражать Западу. Русский человек всегда стремился к чему-то новому. Даже русскому национальному характеру не хватает этого европейского расчета, планирования, собранности, серьезности. Но, подражая другим странам, желая изменить что-то в собственном государстве, стоит помнить о традициях и истории. О том, кем и как было создано наше государство. Какой ценой была куплена его великая история?

Будущее светло и прекрасно?

Почему в современном обществе идет упадок духовных ценностей? Говоря об обществе, мы понимаем, что оно состоит из отдельных людей. Значит, преодолевая проблему безнравственности, упадка духовности, стоит начинать с самого себя.

Современный человек должен быть культивирован. Что значит культивировать? Слово происходит от латинского «cultus» — возделывание. Само слово означает разводить, возделывать, выращивать. Приобщаясь к культуре, человек как бы вспахивает свою душу, как вспахивают землю перед засевом. Обогащая себя и свою душу культурой, человек удаляет все лишнее для того, чтобы взошло новое, доброе. Мы расширяем свой кругозор, обогащаемся опытом многих деятелей искусства. Получив необходимую базу, мы уже сами в силах создавать что-то новое, ранее неизвестное.

Люди не должны забывать о человечности и гуманности. Как можно жить в обществе, где каждый остается равнодушным к другому? Общество не может обойтись без доброты, чувства долга, ответственности- одним словом того, что делает человека человеком. Почему мы так гордо оглядываемся назад, с гордостью вспоминаем наших предков? А потому что те люди, по-настоящему знали, что такое доброта, что значит помогать друг другу, поддерживать. Не общество, в котором каждый за себя, но общество, где люди сплачивались для достижения поставленных целей. И им это удавалось.

Почему с течением времени запасы духовных ценностей заканчиваются? Где черпать силы, вдохновение для приобщения к духовным ценностям? Наша великая, уникальная, противоречивая история. Это то, что нас окружает. Взять хотя бы города. Каждый из них несет свою историю.

Мы живем в Санкт-Петербурге, городе, который так красив, который полон архитектурных сооружений, памятников , музеев. Это не город, а живая история. Ведь каждый район несет в себе что-то определенное, вплоть до определенной эпохи. Прогуливаясь по центру, мы попадаем во времена Петра и Екатерины. Зимний дворец, Петропавловская крепость, Медный всадник, Сенатская площадь, она же площадь Декабристов — это культурное наследие, которое наш город хранит с XVIII века. Только представьте себе, как когда-то на этой площади группа дворян организовало восстание. Всего на площади было около трёх тысяч восставших. Организованный дворянами протест. Верхи общества пошли против правительства не из-за отсутствия какого-то понимания, они желали либерализировать российский общественно-политический строй. Восстание было подавлено, были приняты жесткие меры. Восстание вошло в историю, несмотря на свой провал, потому что важна сама причина, важна сама попытка. Вот эти люди были духовно богаты, потому что думали о величие и счастье своей страны. Именно поэтому они были способны на такой серьезный шаг. Прогуливаясь по Сенной площади можно представить, как здесь мог развивать и воплощать в жизнь свою идею, теорию Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а недалеко и квартира Великого писателя, которая хранит атмосферу прошлого. Музей-квартира Блока, музей Ахматовой. В нашем городе так много всего интересного

Но возникает вопрос: если в мире так много интересного, почему же так мало интересующихся? Неужели мы сделали это ненужным? Необходимо хранить традиции. Хранить то, что с большим трудом своими руками, своими силами возводили наши предки. Кажется, можно в благих целях использовать тягу людей к моде. Надо прививать, «культивировать» приобщение к духовному наследию, чтобы человек наполнялся серьезным содержанием.

Для молодежи, да и не только, в Петербурге, к примеру, существует «Ночь музеев». Это ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев. Петербургские музеи, большие и маленькие, открывают двери для посетителей вечером и ночью, а также готовят специальные выставки, концерты, спектакли, авторские экскурсии, мастер-классы, исторические реконструкции. В эту ночь Петербург поистине доказывает свое звание Культурной столицы. «Ночь музеев» — время, когда в музеи города можно попасть бесплатно. Собирается большое количество молодежи. Петербург ночью становится еще живописнее, белые ночи, которые привлекают многих туристов, украшают город. Кто-то, может, пойдет, потому что модно, но кто-то, наверняка, заинтересуется по-настоящему.

Д. С. Лихачев пишет, что можно привести тысячи примеров, когда быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. «Исправить человечество нельзя, исправить себя просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, быть вежливым… и т. д. и т. п. — все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя» (Д. С. Лихачев «Письма о добром», «Письмо седьмое: Что объединяет людей»)

Заключение

В заключение хочется сказать еще раз, что все то, что сейчас мы имеем было получено не только материальными способами,. Также запасы духовных ценностей наших предков сыграли огромную роль.

Исторический путь развития России показывает нам, что в государстве ничего не может быть сделано без народа. Это касается любой страны. Ведь что такое государство? По сути, государство — это пирамида. Без нижних блоков она рухнет. А если фундамент будет непрочен, то что можно сказать об обществе в целом? Это общество будет также шатко и непрочно, его граждане не будут чувствовать себя уверенно.

Но разве прочность строится только на материальном достатке?!

Если бы это было так, то многие государства перестали бы существовать. Вспомним, как упадок культурных ценностей привел к краху Римской Империи.

Все это говорит о том, что поднимать уровень культурного развития должен каждый гражданин страны. Это нужно не только для того, чтобы научиться воспринимать произведения искусства и наслаждаться ими, но так же для того чтобы мыслить шире. Человек, за плечами которого стоит многовековой опыт, понимание искусства, будет мыслить шире, чем человек, лишенный всего этого. Значит, духовно развитый человек сможет решить больше проблем, ввести в общество больше полезных новшеств, улучшить общество. Культурно развитый человек даже мыслит вперед во времени. Он способен спрогнозировать, что будет в ближайшие несколько лет. А сегодня, когда мир стоит перед разного рода вызывами, проблемами, это особенно необходимо.

Говоря о «запасах духовных ценностей» мы уже как бы подразумеваем, что они не вечны. Но это не так. Как общество может жить иначе? Что это за общество, которое живет и держится только на материальных благах?! И будет ли гражданин такого общества поистине счастлив? Нет! Потому что человеку необходимо думать, необходимо чувствовать, необходимо переживать. Счастливый человек, это человек богатый духовно.

Примером для нас может послужить судьба филолога и искусствоведа Д. С. Лихачева. Этот человек обладал огромными запасами духовных сил, нравственных ценностей ,обладал теми самыми человечными качествами , которые сделали его «совестью нации».Он был чрезвычайно добр. Убедиться в этом можно, прочитав воспоминания о его жизни и его «Письма о добром». В этой книге он дает честные, мудрые ответы на вопросы, которые важны для каждого из нас. Эта книга наполнена самыми добрыми и искренними чувствами автора, который призывает каждого найти в себе самое хорошее и развить это, подарить любовь другим людям.

Д. С. Лихачев писал: «Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание — это сила. Но это не только сила в науке, это сила в искусстве. Искусство недоступно бессильному. Оружие знания — мирное оружие» («Письма о добром», «Письмо тридцать второе: Понимать искусство»)

Нельзя допускать отсутствия в себе человечных качеств, доброты; нельзя допускать падения уровня культурного развития. Общество не стоит на месте, человек постоянно движется вперед. Движется ли он в правильном направлении? Кто знает. Одно мы знаем точно, помнить предков, интересоваться историей, культурой, нести добро, находить в себе те самые хорошие качества, необходимо.

Список литературы:

1. Анисимов Е. В «Рождение империи» // кн. История Отечества: люди, идеи, решения.

2. Бердяев Н. А. «Смысл истории»

3. Горький А. М. «О русском искусстве. Собрание сочинений»

4. Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм»

5. Казак В. «Лексикон русской литературы XX века» («Lexikon der russischen Literatur») — М.: РИК «Культура»

6.. Д. С. Лихачев «Письма о добром»

7.. В.В. Мавродин «Рождение новой России»

8.. Мемуары декабристов. Северное общество / Ред. В. А. Фёдоров

9. Российский гуманитарный энциклопедический словарь

10. Рыбаков Б. А., «Ремесло Древней Руси, 1948



sitemap
sitemap