Исторические корни формирования этнической толерантности в отношениях бурят и семейских



Варфоломеева Ольга Юрьевна

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ БУРЯТ И СЕМЕЙСКИХ

Толерантность (лат.) –терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание-это способность видеть в другом человеке именно носителя других, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие-это положительное отношение к таким отличиям. Понимание-это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность в общении между представителями разных национальностей определяет уровень культур межнационального общения, является средством достижения межнационального общения, является средством достижения межнационального согласия, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству

У России, у Сибири в частности, есть богатый позитивный опыт этнической толерантности. Пожалуй, наиболее ярко проявляется в Забайкалье, где компактно проживают один из самых многочисленных коренных народом Сибири – буряты.



Республика Бурятия — субъект Федерации, в котором проживают 27,8 % бурят, 67, 8 % русских, 4,7 % представителей других национальностей. (Территориальный орган федеративной службы государственной статистики по республике Бурятия. Изменение численности населения Республики Бурятия (по данным переписей населения). [Электронный ресурс]. – URL: http://burstat.gks.ru/perepis/default.aspx (дата обращения: 11.02.12)) Национальные отношения в республике, без прикрас, определяются словом «толерантность», за которым стоят интерес наций друг к другу, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, способность к сочувствию и сопереживанию. Что же способствовало такому тесному сближению народов Бурятии? Какова история взаимоотношений русских и бурят?

В XVII веке патриарх Никон проводит церковную реформу, которая заключалась в том, что изменились обряды: государство стало активно вмешиваться в жизнь церкви. У этой реформы были сторонники и противники. Те, кто придерживались старых канонов-раскольники, сопротивлялись новаторским обычаям, были гонимы и наказаны. Часть раскольников была отогнана на территорию Польши, где не было повинностей и рекрутства, и можно было свободно жить. Крестьяне близлежащих губерний, узнав, что беглецам живется хорошо, тоже побежали в Польшу. И тогда помещики и военачальники стали забрасывать Синод прошениями о возвращении беглецов. Екатерина 2 направила в Польшу войско, и в 1765 г. старообрядцев погнали в Сибирь. (Шевелев В.Н. История Отечества. Ростов н: Феникс,2007.С.197).

Старообрядцы очень быстро сориентировались в необычной природной обстановке. Имея опыт европейского землепашества, они в новых условиях начали осваивать приемы, без которых в Сибири не вырастить хлеба. Старообрядцам был присущ культ чистоты и в религиозной жизни, и в быту, и в отношении к пище, посуде. В старообрядческой книге «Цветник» целый свод запретов, правил, норм и поведения. «Трезв буди всегда. По свадьбам не ходить; пива, вина, браг не пить». «С табакуром не молиться, не есть, не пить. Когда умрет, то гроба ему не давать, но бросить в яму или овраг на съедение зверям». (Собрание книг кириллической печати. Цветник. [Электронный ресурс]. — URL: http://sobornik.ru/text/cvetnik/cvetnik.htm (дата обращения: 11.02.12)) Были и меры воздействия по отношению к нарушителям правил. Фирс Болонев в книге «Семейские» рассказывает о средневековом средстве наказания и перевоспитания. «У волостного правления устанавливали столб, к нему привязывали на некоторое время (на день-два-три, смотря по провинности) человека, пристрастившегося к выпивке. Каждый прохожий осуждал, бранил, ругал бедолагу. Некоторые старушки даже плевали на пьяницу…»(Болонев Ф.Ф.Семейскиелан-Удэ:Бурят.кн.изд-во,1992.С.146).В семье придавали большое значение грамотности детей. Через семью передавалась вера, традиции, обычаи, устои. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Именно в семьях учили сопереживанию, взаимовыручке, соучастию, т.е. начинали формировать и развивать толерантность.

В романе «Семейщина» писатель Илья Чернев пишет, что между коренным населением Тугнуйских степей – бурятами и прибывшими сюда староверами в самом начале определились сложные взаимоотношения. «… Исконные жители этих мест, буряты – степняки; давным – давно заняли лучшие земли под пастбища для своих многочисленных стад. Семейщина … выходила на запашку бурятских земель вооруженными отрядами. С кровью и боем уступали буряты свои земли, но постепенно смирились». ( Чернев И. Семейщина. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987. С. 8)

Со временем представления бурят о семейских, и наоборот, менялись, им было чему друг у друга поучиться. Без заимствований у местного населения знаний в вопросах хозяйственной деятельности, взаимоотношений с природно-экологической средой, переселенцы не сумели бы так успешно адаптироваться. Интеграции народов способствовало столкновение интересов бурят, занимающихся скотоводством, охотой и рыбалкой, и русских, привнесших землепашество, им было чему друг и друга поучится. Шел взаимный обмен хозяйственным и культурным опытом. На почве хозяйственных связей завязывалась тесная дружба между староверами и аборигенами края, устанавливались родственные отношения и усиливалась взаимопомощь. «…Что бурят ли, русский ли – все едино люди, что улусный пастух, что семейский пастух – братья, у них одна доля.» (Чернев И. Семейщина. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987 . С. 599)

Дружба крепла с каждым годом. Семейский сражался плечом к плечу с бурятом в годы становления Советской власти против японских интервентов. Тогда был кровью скреплен их братский союз. Когда началась Великая Отечественная война, снова семейские и буряты сражались рядом. Дружба, скрепленная огнем и кровью, — крепкая дружба. Конечно, жизнь изменилась. Но никакие изменения в жизни не могут отменить необходимости быть терпимыми друг к другу, поскольку толерантность даже в нашем новом тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Не зря этому уделяют большое внимание: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено « Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты». Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма».2003г. был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».








sitemap
sitemap