Истоки нравственного воспитания



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г. Торжок Тверской области

Выступление

на методическом объединении

учителей начальных классов.

«ИСТОКИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – В ДОБРЕ».

/Фрагмент видеоролика: а) Герб и флаг РФ;

б) Вид г. Торжка; в) Герб Торжка;

г) Здание МБОУ «СОШ №3».

На фоне видеоролика звучат слова:/

Доброе утро, уважаемые коллеги! Улыбнитесь! Подарите улыбку друг другу! Пожелайте друг другу здоровья!

Здравствуйте!

/Звучит музыка Бетховена «Лунная соната». На фоне музыки фрагменты видеозаписи :

а) рождение и первый крик новорожденного;

б) стихи Р. Казаковой «Мать»;

в) слайды, на которых изображены малыши./

Нравственное воспитание человека начинается с рождения. Истоком воспитания ,мы твердо убеждены, является ДОБРО.

— ДОБРАЯ УЛЫБКА – ВЫЗЫВАЕТ ОТВЕТНУЮ УЛЫБКУ.

— ДОБРОЕ СЛОВО — ПРИЯТНО ВСЕМ.

— ДОБРЫЙ ПОСТУПОК — НАХОДИТ ОТКЛИК В КАЖДОЙ ДУШЕ.

ДОБРОТА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, СПРАВЕДЛИ- ВОСТЬ – качества взаимосвязанные. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь.

Школа не диктует формы и нормы поведения и отношений, она только

корректирует их. Фундамент закладывается в дошкольном возрасте. А мы, педагоги, должны опираться на то положительное, что появилось в психике ребенка до школы.

Психологи установили, что младший возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешний влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, как поступают взрослые. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для корректировки поведения ребенка.

В доброжелательной обстановке дети активнее проявляют желание говорить перед классом, стремятся преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со

стороны учителя и учащихся, каждый может высказать свое суждение, не боясь ошибиться, так как девиз каждого урока: « Не стыдно ошибиться, стыдно не учиться».

Учитель выступает в роли ведущего: он дает направление поиска, обсуждения, а учащиеся сами добывают знания, строят обобщение, выбирают тот вид работы, который им посилен. Равнодушных на уроке не бывает. Есть молчуны, но они, как правило, неплохо справляются с практическими заданиями, успешно

выполняют письменные работы.

Например: Урок «Окружающий мир». Тема « Растения летом и осенью».

Вот как я проверяю домашнее задание по этой теме.

У меня составлены карточки с заданиями – тест-контроль.

/Показ карточек с заданиями на экране/

Необходимо выбрать один из вариантов ответа. Среди всех заданий обязательно есть такое, которое заставляет ребенка задуматься: «А как поступить?», «Что хорошо, а что плохо?»

Большинство из учителей пользуется индивидуальными карточками с

дифференцированными заданиями. Мне хотелось бы представить на ваш «суд» много-вариантные перфокарты.

/ Показ перфокарт на экране/

Хорошие результаты дает работа в парах и группах, где каждый вносит посильный вклад в выполнение задания, чувствует поддержку товарища, радуясь своим успехам и успехам других.

/На фоне изображения «Улыбка малыша»/

Тема добра хорошо просматривается в любви и добром отношении к матерям. Вот что говорят дети о своих мамах:

/ Показ видеозаписи, где дети читают отрывки из сочинений о маме/.

Любовь к матери тесно связана с любовью к Родине. Любовь к Родине – требовательное, отрадное, трепетное, а порой и горько-мучительное чувство. Но оно не есть данность от природы. Это чувство воспитывают, взращивают.

Может ли вырасти добрый, отзывчивый человек из «Ивана — не помнящего родства»?

В нашей школе изучается курс «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ» (автор В.Ф.Каш- кова ), который помогает воспитывать чувство чести, достоинства, уважения к предкам, их быту, беспокойство о потомках. В этом предмете соприкасаются и дружно живут все предметы гуманитарного цикла. Это огромное поле творчес- кой деятельности учителя. К работе привлекаем богатый дидактический мате- риал: книги, портреты, старинные фотографии, иллюстрации, репродукции, изделия кустарных промыслов, произведения декоративного искусства,

семейные альбомы. В работу вовлекаем родителей, бабушек и дедушек, а они – лучшие воспитатели, хранители отечественной истории, носители чувства родст-

ва и любви к своей родной земле.

Вот некоторые предметы, которые использует учитель на своих уроках:

/Показ выставки предметов домашней старинной утвари, расшитых полотенец…/

А вот одна из находок этих уроков. Тема «Вот мой дом родной».

Бабушка Избушка /которую играет сама учительница/ рассказывает о себе, как она появилась более 200 лет назад. И не просто рассказывает, а « строит».

/Показ фрагмента видеозаписи с урока, где ведется «строительство дома» — построение динамической картины:

« Сруб в 15 венцов. Крышу дранкой кроем. Кровлю на слеги положим. Чтобы ветер не поднял кровлю, чтобы дождь не затекал, по коньку прижмем охлупнем, как шляпой. Концы крыши прижмем резными причелинами. На «чело» спустим резное полотенце. Крышу покрыли, а теперь нужно оконце, чтоб глядело солнце. Украсим окна наличниками. Дверь навесим.

Вот и дом готов! А теперь посмотрим в оконце. Чего-то не хватает возле нашего дома.

Но чего ?. Правильно!

Деревьев, кустарников и цветов. / «сажает»/.

Вот так формируется представление о русской избе — традиционной постройке человека. Воспитывается уважение к людям труда, к историческим корням.

Работая над нравственным воспитанием учащихся, я провожу классные часы в виде уроков — общения, уроков- практикумов, уроков моделирования ситуаций, где звучит живой диалог детей и учителя, детей друг с другом, рождается

совместная радость от взаимодействия в игре, творчестве, эксперименте.

Один из таких классных часов был проведен на тему: «О добре и отзывчивости». Вы сейчас увидите фрагменты видеозаписи классного часа.

/ Показ видеофрагментов кл.часа/

С первой минуты учитель дает настрой на доброе настроение, все дети

активны. Они помогают выбрать добрые слова, моделируют добрые поступки, играют, инсценируют отрывки из произведений детских писателей, поют песни. Учащиеся грамотно делают обобщения и выводы.

/Показ фрагментов видеозаписи классного часа.

Стоп-кадр, где дети работают с ребусами/.

Мы вам предлагаем также принять участие в нашем классном часе «О добре и отзывчивости». Задание: Разгадайте ребусы. / Раздаются листочки с ребусами:

— Поспешай делать добро.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Добро помни, а зло забывай.

— Доброе сердце дороже золота.

— Доброе слово лучше мягкого пирога./

Примите пожелания доброго здоровья, терпения и удачи.

Помните заповедь: «Не желай и не делай другим того, чего не желал бы себе!»

РЫБАКОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Почетный работник общего образования РФ,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ№3»

горжок Тверской области.



sitemap
sitemap