Истоки Конспект урока по теме Доброта_27315



Урок по курсу «Истоки» в 3-м классе: «Доброта»

Цели: облагораживание души и сердца младшего школьника; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей; приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его истоки.

Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера, бусинки, карточки с заданиями для четверок, презентация.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

У. Доброго дня всем! Мы очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.

Талисманом нашего истоковского урока будут бусинки, которые лежат на ваших столах. Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

У. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Ученик 1.

Слово это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно, Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.

Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли других Позабыть не дает.

И оно поважнее, Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец  ДОБРОТА.

У. О каком качестве пойдет речь?

Д. О доброте.

У. — Кто догадался, какая тема нашего урока? (слайд1)

У. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство — ДОБРОТА.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: «Все хорошее в природе — от солнца; а все лучшее в жизни — от человека»(слайд 2)

У. А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: «Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное»(слайд 3)

2. Индивидуальный этап.

У. А сколько много добрых слов образовано от слова — добро! 

Встречая гостей, мы говорим: «Добро пожаловать», а провожая: «Доброго пути!» (На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ (слайд 4.)

Сейчас наш цветок доброты расцветет, и мы узнаем, как именуют …

Того, кто желает всем только добра ….? (доброжелательный)

О добром, мягким по характеру и незлобивом человеке говорят …. (добродушный)

О человеке приличном, достойном одобрения, порядочном, говорят ….. (добропорядочный)

Тот, кто обладает добрым сердцем, именуем …. (добросердечный)

О человеке старательном, честно выполняющим свои обязательства и обязанности, говорят …. (добросовестный)

Тот, кто отличается хорошим поведением, хорошим нравом, именуем … (добронравный)

О человеке высоконравственном, проявляющим добродетель, говорим …. (добродетельный)

У. «Доброта — солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»

У. Присмотритесь внимательно к цветку доброты и скажите, ничего он вам не напоминает?

Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».

У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?

Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости?

(Дети отвечают.)

У. А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).

У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?     

Д. Нет.

Добрым быть совсем, совсем не просто.Не зависит доброта от роста.Не зависит доброта от цвета.Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.И завертится Земля быстрей,Если будем мы с. тобой добрей.

У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

3. Доброта — истинная и ложная. Работа с учебным пособием.

Вдумчиво про себя прочитайте стихотворение Валентина Берестова:

Зло без добра не сделает ни шага,Хотя бы потому,Что вечно выдавать себя за благоПриходится ему.Добру, пожалуй, больше повезло:Не нужно выдавать себя за зло.

На какую мысль нас наводит это стихотворение? Как отличить добро от зла?

Вывод: Доброта бывает истинная и доброта ложная.

Откроем учебное пособие на стр. 90 и поразмышляем с авторами над этим вопросом.

(Чтение по абзацам вслух)

Чей же совет можно считать добрым? Почему?

Зачитайте эти строки.

4. Задание в рабочей тетради стр. . Прочитайте вдумчиво два текста самостоятельно и ответьте письменно на вопрос: «Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто — ложную?». Затем обсудите в группе, придите к единому мнению и заполните бланк ответов. Чтобы работа прошла успешнее руководствуйтесь правилами работы в группе.

Текст №1

К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. «Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная», — сказал Сережа. Саша успокоил: «Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно». Миша хлопнул друга по плечу и сказал: «Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять».

Текст №2

В воскресенье ребята 3 «б» класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: «Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела». Подошел дед и строго сказал: «Вставай, Елена. Пообещала — сделай дело, а потом гуляй смело».

5. Обсуждение в классе и экспертная оценка.

Экспертная оценка

Итак, лидеры, групп продемонстрируйте мнение своей группы?

Есть ли группы, у которых мнения расходятся?

Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша — ложную.

Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.

У. Добрый человек — это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Д. В сказках.

У. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).

6. Работа в паре

У. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. И нашло отражение в пословицах и поговорках. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте? Предлагаю вам поработать в паре и, из представленных слов составить пословицу или поговорку о добре, доброте.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

От добра — добра не ищут.

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово — половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты — ищи доброты.  

Доброе дело дороже богатства.     

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Добро не лихо, бродит по миру тихо;

Добро не умрёт, а зло пропадёт;

Доброе дело само себя хвалит;

Доброта без разума пуста;

Добрые чувства — соседи любви;

Добрый гость всегда в пору;

Добрым словом и бездомный богат;

Добро помни, а зло забывай;

Доброго чти, а злого не жалей;

Какие пословицы получились у вас? Кто готов озвучить?

7. Рефлексия.

В нашей классной комнате стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.

Чтение стихотворения учителем:

Доброта.

Доброту не купишь на базаре.Искренность у песни не займёшь.Не из книг приходит к людям зависть.И без книг мы постигаем ложь.Видимо, порой образованьюТронуть душу не хватает сил.Дед мой без диплома и без званьяПросто добрым человеком былЗначит, доброта была вначале?..Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы порой не изучали, Кем бы в жизни ни были потом. А. Дементьев

У. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что полезного и доброго можно взять в жизнь из сегодняшнего урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов — откройте глаза.

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в, то, же время каждая бусинка существует отдельно.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, добрыми, умными, честными, заботливыми, любящими и самыми любимыми.

Давайте же теплые ладошки друг другу и закончим нашу встречу песней «Если добрый ты!»(слайд 14)

(Поем песню, взявшись за руки)

8.Д/з

Дома прочитайте в кругу семьи статью «Добрые дела» на стр. 88-89, желающие могут нарисовать образ-символ Добра.



sitemap
sitemap