Исследовательский проект Звук вокруг



Содержание

Введение

Актуальность…….……………………………………………………………..…..стр. 2

Цель…..………………………………………………………………………….….стр. 2

Задачи……………………………………………………………………………….стр. 2

Предмет исследования……………………………………………………………..стр. 2

Объект исследования………………………………………………………………стр. 2

Гипотеза…………………………………………………………………………….стр. 2

Методы исследования………………………………………………………………стр. 3

Теоретическая часть

Звук…………………………………….……………………………………………стр. 3

Шум………….……………………………………………………………………….стр.3

Инфразвук…………………………………………………………………………..стр.4

Музыка………………………………………………………………………………стр.4

Вредные и полезные звуки…………………………………………………………стр.6

Практическая часть

Социологический опрос……………………………………………………………стр.7

Эксперимент………………………………………………………………………..стр.7

Рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм……….стр.7

Заключение………………………………………………………………………………стр.8

Использованная литература…………………………………………………….……стр. 8

Приложения:

Приложение 1. Анкета для проведения социологического опроса..…………..стр. 10

Приложение 2. Результаты социологического опроса…………………………стр. 11

Приложение 3. Опытный образец работы учащегося 5 класса выполненный под диктовку……………………………………………………………………………стр. 13

МИНАЕВА Богдана Юрьевна

Краснодарский край, г.Армавир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2, 5 класс

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗВУК ВОКРУГ»

Научный руководитель: Рогозина Ирина Геннадьевна, учитель биологии,

МБОУ-СОШ № 2 г.Армавира

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Введение.

Название данной работы – «Звук вокруг». В ней исследуется влияние звуков (различных видов шумов и музыка) на человека.

Работа является актуальной, т.к. звук – окружает нас повсюду и если наши предки наслаждались чистыми звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шорох листьев, шум дождя), то в современной жизни мы все больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленным и транспортным шумом. Влияют ли звуки на наш организм? Нуждаемся ли мы в защите от тех или иных звуков? Эти вопросы являются актуальными именно сейчас, пока не стало слишком поздно.

Целью работы является изучение влияния звуков и шумов на организм человека.

Задачи:

изучить понятие звук и основные его характеристики;

изучить влияние звука на организм и психику человека;

провести социологический опрос среди учащихся школы;

подобрать звуки для проведения эксперимента;

провести эксперимент, доказывающий влияние звука на организм человека;

провести анализ полученных в ходе эксперимента данных;

составить рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм;

сделать выводы.

Предметом исследования являются различные виды звука.

Объект исследования – здоровье и психика человека.

Гипотеза: Различные звуки могут, как улучшить, так и ухудшить физическое и психическое здоровье человека.

Методы исследования:

изучение литературы по данному вопросу;

проведение социологического опроса среди учащихся школы;

оформление результатов опроса (работа за компьютером: построение диаграмм);

проведение эксперимента (исследуемая группа 5-а класс);

анализ результатов эксперимента;



составление рекомендаций по снижению негативного влияния звуков на организм;

формулировка выводов.

В ходе работы будет определена степень влияния звука на организм человека. На основании чего, даны рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм.

Теоретическая часть

Звук – физическое явление, психофизиологическое явление, представляющее собой восприятие механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые по отношению к тому, как они воспринимаются органами чувств животных и человека[1]

Упругие волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуком, а волны, частота которых превышает 20000 Гц,- ультразвуком[2]

В воздухе при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с, в морской воде – около 1500 м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000 м/с[3]

Шум

Шум – беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество)[4]



С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.

Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.

Разговор: 40-45

Офис: 50-60

Улица: 70-80

Фабрика (тяжелая промышленность): 70-110

Цепная пила: 100

Старт реактивного самолёта: 120[4]

Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека – утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только такой шум смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.

Уровень шума в 20-30 децибел (дБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь.

Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным расстройствам. Поэтому защите сна от всякого рода раздражителей должно уделяться большое внимание.

Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторной деятельности. Шум способствует увеличению числа всевозможных заболеваний еще и потому, что он угнетающе действует на психику, способствует значительному расходованию нервной энергии, вызывает душевное не довольствие и протест.

За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту[5]

Инфразвук

Инфразвук – звуковые волны, имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. Поскольку обычно человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне частот 16-20 000 Гц, за верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16 Гц[6]



Инфразвуки оказывают особое влияние на психическую сферу человека: ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения[7]

Музыка

Музыка – искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени[8]

Наш организм живо откликается на вибрационную частоту музыки, потому как тоже является своеобразным музыкальным инструментом: каждая клеточка, каждый орган, каждая система имеют свои вибрации.

Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Русский психолог Д.Азаров однажды признался: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства рок-музыкантов. Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю».

Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков-убийц»[9]

Однако, не вся музыка такова. Еще в XVIII веке немецкий поэт Новалис называл любую болезнь музыкальной проблемой, которая требует музыкального лечения.

Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина[10]

Для решения многих психологических проблем и лечения определенных органов, настраивания организм на исцеление, используется звукотерапия – прослушивание игры на определенных музыкальных инструментах:

Скрипка способствует самопознанию, развивает сострадание, лечит душевные раны.

Флейта снимает озлобленность и раздражительность, помогает излечиться от несчастной любви, очищает бронхи и всю дыхательную систему.

Арфа и струнные нормализует кровяное давление и работу сердца, помогает при истерии.

Пианино благотворно воздействует на почки и мочевой пузырь, щитовидную железу.

Звуки балалайки прекрасно исцеляют пищеварительную систему.

Аккордеон и баян активизируют работу органов брюшной полости.

Орган помогает привести в порядок мысли, гармонизирует потоки энергии в позвоночнике.

Кларнет улучшает кровообращение и избавляет от уныния.

Труба исцеляет радикулит, а цимбала – печень.

Барабан стимулирует кровеносную систему, восстанавливает нормальный ритм сердца.

Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце и тонкую кишку[11]

Вредные и полезные звуки

Итак, условно все звуки можно разделить на вредные и полезные.

К вредным звукам, с точки зрения психологии, изучения мозговой деятельности человека, слухового аппарата и влияния различных звуков на человека, могут быть отнесены следующие звуки:

— Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Человек подсознательно ощущает угрозу, кроме того, может почувствовать упадок сил и депрессию. Длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.

— Бранная и нецензурная речь, тексты песен с негативным посылом, оказывают на человека сильнейшее влияние. Человек, постоянно слышащий вокруг мат, крики, негативные речи, просто зачахнет, если не задумается о том, чтобы защитить себя.

К полезным звукам можно отнести:

— Звуки природы: журчание ручья, пение птиц, звуки волн и дождя, песни дельфинов. Эти звуки позволяют отключиться от городской суеты и направить свой внутренний взор к собственным истокам – живой природе. Результат: снятие стресса, состояние покоя и релаксации, снижение артериального давления, улучшение самочувствия в целом, улучшение настроения.

— Классическую музыку. Она пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку. Слушая Баха и Вивальди, вы обретете состояние гармонии, равновесия, и очень поможете своему сердцу: произведения этих композиторов имеют идеальный музыкальный ритм (60 ударов в минуту), который соответствует нормальному, здоровому биению сердца. Людям с сердечными заболеваниями рекомендуется также слушать Моцарта.

— Народную и религиозную музыку, мантры, церковные песнопения, индийскую классическую музыку, вальс – именно эти стили музыки гармонизируют работу чакр человека, выравнивают его энергетическое поле. Написанные Бахом и Генделем произведения в стиле «барокко» улучшают память, помогают в изучении иностранных языков[11]

Практическая часть

Социологический опрос

Среди учащихся школы (5-9 классы) мной был проведен социологический опрос по самостоятельно разработанной анкете (Приложение 1). В ходе опроса мной было опрошено 210 человек. Анализ полученных данных (Приложение 2) показал, что большая часть учащихся (81%) никогда не задумывались о влиянии звука на их организм, однако, они склонны верить во влияние различных звуков не только на психологическое, но и на физическое состояние организма (73%). 67% опрошенных подростков подтверждают появление эмоционального подъема или спада настроения в результате прослушивания той или иной музыкальной композиции. 23% — хотело бы принять участие в более подробном исследовании данной темы.

Эксперимент, доказывающий влияние звука на организм человека

В эксперименте, на добровольной основе, приняли участие 23 человека из моего класса, а т.ч. 10 мальчиков и 13 девочек.

Уровень успеваемости исследуемой группы:

— обучаются на 5 – 6 человека;

— обучаются на 4 и 5 – 8 человек;

— обучаются на 3 и 4 – 9 человек.

Проводимый эксперимент состоял из двух этапов. На обоих этапах учащиеся записывали один и тот же текст под диктовку. На первом этапе, они выполняли данное задание под звуки классической музыки (Симфония № 40 Вольфганг Амадей Моцарт), на втором – под звук электродрели.

Не смотря на то, что при повторном написании, текст испытуемым был уже знаком, под отвлекающий (а кого-то и раздражающий) звук, привел к наличию большего (чем в первом случае) количества ошибок в тексте (Приложение 3).

Рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм:

слушать спокойную, приятную музыку, лучше что-нибудь из классических произведений;

чаще бывать на природе: слушать пение птиц, шелест листьев, журчание реки и т.д. (к тому же, свежий воздух тоже не повредит);

в городе (где с каждым годом все больше шума) рекомендуется применение специальных шумозащитных приспособлений (например, шумонепронецаемые окна).

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что звуки действительно могут оказывать, как позитивное, так и негативное влияние на физиологическое и психическое состояние человека. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена полностью (как теоретическим, так и практическим путем).

Задачи, поставленные в начале, решены в полном объеме. Цель достигнута.

Данные мной рекомендации доведены до сведения учащихся и учителей школы на общешкольной детской конференции «Факторы здоровья». Приятно осознавать, что все участники конференции были заинтересованы полученными мной результатами, задавали уточняющие вопросы и по итогам выступления приняли решение придерживаться данных мной рекомендаций.

По результатам исследования я пришла к следующим выводам:

— необходимо (в силу возможностей) корректировать свое звуковое сопровождение;

— отказаться от прослушивания современной музыки — хип-хоп, рок, хард рок, электронная и поп-музыка;

— для повышения мозговой активности, выполнять домашние задания под тихие звуки классической музыки.

В дальнейшем я планирую продолжить изучение влияния внешних факторов на здоровье человека, т.к. данные исследования интересны и полезны не только мне, но и большинству учащихся нашей школы.

Список использованной литературы:

И. П. Голямина Звук / Физическая энциклопедия / под общ. ред. А. М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1999.

Сухова Т.С., Строганов В.И. / Природоведение. 5 класс. Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Какова природа звука? / http://interferencija.ru/nauka-akustika/kakova-priroda-zvuka.html

Шум / http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F3%EC

Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.

Сокол Г. И. «Особенности акустических процессов в инфразвуковом диапазоне частот». – Днепропетровск: Проминь, 2000.

Человек и звуки / http://www.herpes.ru/lor/Chelovek-i-zvuki.htm

Музыка / http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка

Влияние музыки на организм человека / http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3ad68a5c43b88521306d27_0.html

Музыка лечит душу и тело / http://sna-kantata.ru/vozdeystvie-muzyiki-na-organizm-cheloveka/

Влияние звуков на человека: его здоровье и сознание http://improve-me.ru/3297

Приложение 1

Анкета для проведения социологического опроса

Задумывались ли вы о влиянии звука на ваш организм? (Да/Нет)

Считаете ли вы, что влияние различных звуков на организм человека возможно? (Да/Нет)

Замечали ли вы появление эмоционального подъема или, напротив, спада настроения в результате прослушивания той или иной музыкальной композиции? (Часто/Редко/Никогда)

Вызывали ли у вас когда-нибудь посторонние звуки (в том числе шумы) чувство раздражения? (Часто/Редко/Никогда)

Если бы была возможность, согласились бы вы принять участие в исследовании влияния звука на организм человека? (Конечно/Может быть/Нет)

Приложение 2

Результаты социологического опроса

Задумывались ли вы о влиянии звука на ваш организм? (Да/Нет)

Считаете ли вы, что влияние различных звуков на организм человека возможно? (Да/Нет)

Замечали ли вы появление эмоционального подъема или, напротив, спада настроения в результате прослушивания той или иной музыкальной композиции? (Часто/Редко/Никогда)

Вызывали ли у вас когда-нибудь посторонние звуки (в том числе шумы) чувство раздражения? (Часто/Редко/Никогда)

Если бы была возможность, согласились бы вы принять участие в исследовании влияния звука на организм человека? (Конечно/Может быть/Нет)

Приложение 3

Опытный образец работы учащегося 5 класса выполненный под диктовку

Под звуки классической музыки

Под звук электродрели








sitemap
sitemap