Исследовательский проект Жаргонная лексика



ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА

В ЛЕКСИКОНЕ ШКОЛЬНИКОВ

(исследовательская работа)

Русский язык

Выполнила

Киселева Юлия,

ученица 8 класса

МОУ «СОШ с.Преображенка»

Руководитель: Куркутова Е.А.,

учитель русского

языка и литературы

МОУ «СОШ с.Преображенка»

Пугачев 2010 г.

Содержание.

Введение. Стр. 3

Лексика русского языка. Стр. 4-5

Жаргонная лексика. Стр. 6

Лингвистическое исследование. Стр. 7-11

Заключение. Стр. 12

6. Список литературы. Стр. 13

Введение.

И.С.Тургенев с восхищением писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Но а что мы слышим нынче из уст наших школьников? «У тебя потрясно симпотный прикид». «Мне родичи купили новую мобилу». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с этим явлением или принимать как должное? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию жаргонной лексики учащихся, определило проблему данного исследования: «Нужны ли жаргонизмы в нашей речи?»

Тема исследования – «Жаргонная лексика в лексиконе школьников».

Объект исследования – речь современных школьников.

Предмет исследования – жаргонизмы в речи учащихся.

Цель данной работы – выявить группы наиболее употребительных жаргонных слов в речи учащихся, причины их употребления и отношение учащихся к жаргонной лексике.

Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. С помощью научной литературы ознакомиться с общеупотребительной и необщеупотребительной лексикой русского языка, с понятием «жаргонная лексика».

2. Понаблюдать за общением между собой одноклассников.

3. Составить анкету для лингвистического исследования.

4. Провести опрос учащихся с помощью анкеты.

5. Обобщить полученные результаты и представить их в виде доклада и презентации.

Гипотезы исследования:

1. Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь.

2. Жаргонизмы делают нашу речь богаче и выразительнее.

3. Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых.

4. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.

5. Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми.

Лексика русского языка.

Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:

ЛЕКСИКА

Жаргонная

Диалектная

Профессии

ональная

Обще

употребительная

употребляется определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия: упакованный (богатый), тачка (машина), комп (компьютер)

употребляется на определенной территории:

голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)

употребляется в определенной сфере деятельности ( наука, делопроизводство и т.д.): дефис, рашпиль, нахлестка, скальпель, мольберт, аккорд

не вошло в состав свободно

употребляемой лексики

употребляется свободно,

неограниченно

Если слово в современном русском языке

Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.

Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова.

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, дефис, рашпиль, скальпель.

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, стежка (тропинка), гай (лес), бурак (свекла).

Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, тачка (машина), комп (компьютер), упакованный (богатый).

Жаргонная лексика.

В языке нет четкого разделения видов жаргонной лексики, но мы попытаемся объяснить и представить этот материал в схеме:

Жаргонная лексика

Арго

Сленг

Жаргон

(Фр. jargon)

речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов, отличных от общего языка

(Англ. slang)

слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп (молодёжный сленг)

(Фр. argot)

Речь определенных социально замкнутых групп (речь низов общества, уголовного мира: нищих, воров, мошенников)

Лингвистическое исследование

С целью изучения жаргонной лексики школьников было проведено лингвистическое исследование, в котором приняли участие 29 человек, учащиеся 7-10 классов Преображенской средней общеобразовательной школы.

Для этого в анкету были включены следующие задания и вопросы:

1. Перечислите известные вам жаргонные слова.

2. Подчеркните те жаргонизмы, которые вы употребляете в своей речи.

3. Для чего вы их употребляете в своей речи?

А) модно, современно

Б) для связи слов

В) делают речь понятнее

Г) что-то другое

4. Могли ли вы обойтись без них?

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

5. Старайтесь ли вы обойтись без них?

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

6. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

7. В каком кругу вы используете жаргонную лексику?

А) в кругу друзей

Б) с родителями

В) с учителями

Г) что-то другое

Анализ исследовательской работы и наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы жаргонизмов:

1. Части тела: коряги, клешни (руки), пачка, башня (голова), пешки (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); (до 45% опрошенных)

2. Слова, обозначающие людей по профессии: училка (учительница),, водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер),класснуха (классный руководитель), (до 63% опрошенных);

3. Бытовая техника: ящик, телик (телевизор), мобила, сотик, патефон(мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD),(до 57% опрошенных:)

4. Транспорт: мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), и т.д., (до 51% опрошенных);

5. Слова, обозначающие людей по родству: предки, родичи, (родители), папан, (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), (до 58% опрошенных);

6. Учеба: домашка (домашнее задание), палка, кол (единица), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), провалиться (не сдать экзамен или зачет), (до 72% опрошенных);

7. Продукты питания: хавка, хавать, хавчик (перекусить, поесть), столовка (столовая), закусон (закусить), (до 42% опрошенных);

8. Деньги: бабки, бабло, штука, (до 31 % опрошенных);

9. Слова-оценки: классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф, офигенно (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (лучший, богатый), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще, ни фига себе (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое), (до 78% опрошенных);

10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть, гнать (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать с урока), слизать (списывать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься, лыбу тянуть, (улыбаться), грузить (надоедать, приставать), забить (перестать думать), сгинь, слиняй (уйди), качать права (добиваться чего-то), наехать (угрожать),(до 69% опрошенных) ;

11.Слова, обозначающие людей по их качеству характера: крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, ботаник, тормоз, шестерка,чувак, бык, чурка, дятел, козел, чмо, овца, дылда, корова.

В данной работе я попыталась рассмотреть происхождение данных жаргонизмов:

1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);

2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует);

3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) крутой.

4. Путем сокращения слов: училка (учительница), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер)мобила(мобильный телефон).

5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.

Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены следующие данные:

7 класс

8класс

9 класс

10 класс

всего

А

Модно, современно

3

2

1

2

8

Б

Нужны в речи для связи слов

1

0

4

0

5

В

Делают речь понятнее

2

3

6

1

12

Г

Что-то другое

0

1

2

1

4

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. В диаграмме видно, что более всех употребляют жаргонную лексику учащиеся 9 класса.

Данные на вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргонной лексики, отображены в диаграмме, где наглядно видно, что 9 человек, из них 4 – учащиеся 9 класса — не могут обойтись без жаргонной лексики; могут обойтись 14 человек; не думало об этом – 6.

Следующая диаграмма отображает результаты вопроса: « Стараетесь ли вы обойтись без них?»

13 учащихся считают, что без жаргонизмов обойтись можно, 13 активно используют их в своей речи; а 2 – не думали об этом. Самый высокий процент противоречий в 9 классе.

О необходимости жаргонизмов в речи задумываются не всегда. Но опрос показал, что 66% школьников считают жаргонизмы необходимыми и активно ими пользуются. И опять самый высокий процент использования в 9 классе.

Диаграмма это ясно показывает.

В каком кругу вы используете жаргонную лексику? Рассмотрев этот вопрос исследовательской работы, еще раз убеждаешься в том, что жаргонная лексика школьников – это способ общения в кругу друзей, способ создания своего языка. Это подтверждают 26 учащихся; лишь 3 человека используют их в каких-либо других ситуациях. Результаты даны в таблице:

 

7 класс

8класс

9класс

10 класс

всего

В кругу друзей

6

4

11

5

26

С родителями

0

0

0

0

0

С учителями

0

0

0

0

0

Что-то другое

0

1

2

0

3

Заключение.

Рассмотрев лингвистическое исследование и изучив жаргонную лексику учащихся можно сделать следующие выводы:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap