Исследовательский проект Куклы на все времена



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Кикнур Кировской области

Кукла на все времена

Работу выполнила:

Коробейникова

Дарья Константиновна,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель:

Подоплелова Галина Владимировна,

учитель начальных классов

классный руководитель 2 «Б» класса

Кикнур, 2013

Содержание

Введение3

Часть 1. Роль и значение кукол в жизни русского народа4

Часть 2. Результаты исследования5

2.1 Результаты анкетирования5

2.2 Результаты наблюдения9

3аключение 10

Список использованной литературы11

Приложение12

Введение

В настоящее время существует много разнообразных игрушек. Из 10 продаваемых игрушек 1 сделана в России, 2 – в странах Европы, 7 – китайского производства. Каждые 4 игрушки из 10 – содержат вредные вещества, которые вызывают различные детские заболевания. Из слов бабушки я узнала, что раньше были самодельные безвредные для здоровья игрушки, для девочек – куклы.

Проблема, которую я пытаюсь решить в работе: будут ли мои сверстницы играть такими куклами?

Объект исследования: девочки 2–3 классов МБОУ СОШ С УИОП пгт Кикнур

Цель: Выяснить, являются ли куклы моей бабушки актуальными и сегодня среди моих сверстников.

Задачи исследования.

— Экспериментальным путём при помощи анкетирования выяснить, какими куклами играют мои сверстницы.

— Предложить девочкам для игры самодельные и современные куклы, затем понаблюдать за ходом игры.

— Повторным анкетированием выяснить, какими куклами было приятнее и интереснее играть и почему?

Методы исследования: Эксперимент, наблюдение, диалог, самостоятельное прочтение, изучение книг по теме, наблюдение, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет.

Наша гипотеза: если предложить моим сверстницам выбрать приобретенную в магазине куклу или сделанную своими руками, то они отдадут предпочтение купленной.

Часть 1. Роль и значение кукол в жизни русского народа

«…Маленькая девочка без куклы почти  так же несчастна и точно так же  немыслима, как женщина без детей…» Виктор Гюго

Всем известно, что такое кукла. Кукла – это отображение образа человека или животного, которое может быть сделано из самого разнообразного материала (из ткани, кожи, бумаги, дерева, пластмассы и др.) Кукла — один из самых первых спутников человека. Дети во все времена играли в куклы, и в их воспитании эти игры всегда играли большую роль.

Самые первые куклы на Руси делались из золы. Такая кукла называлась «Баба — женское божество » — была оберегом женщины, дома, очага.

Известна еще одна древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, собирала их в небольшой мешочек и делала куклу. Когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Самая распространенная на Руси, детская игровая кукла — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы.

Есть еще одна кукла. Это «вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы для того, чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку» («крупеничку»). Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

В течение времени кукла меняла свой облик. Она прошла большой путь, и потому современные куклы совсем не похожи на своих предшественниц.

Часть 2. Результаты исследования

2. 1. Результаты анкетирования

Во 2-3 классах мы провели анкетирование, в котором участвовали 33 девочки. Анкета состояла из 6 вопросов о куклах (см. приложение 1).



На первый вопрос о том, любят ли играть девочки куклами — 2 из 33 (6%) не любят играть в куклы. 3 девочки из 33 (9%) играют, но не очень нравится им это занятие. Остальные 28 человек (85 %) ответили положительно.

Рис 1 Результат ответа на вопрос «Любят ли играть девочки куклами»

На второй вопрос о количестве кукол показал следующие результаты: у 8 девочек из 33 ( 24% ) от 1 до 5 кукол, у 7 девочек ( 21% ) от 5 до 10 кукол, а у 16 человек ( 48% ) кукол дома оказалось больше 10. Это значит, что у моих сверстниц есть чем поиграть.

Рис. 2 Результат ответа на вопрос «Сколько у вас кукол?»

Мне стало интересно, какие куклы предпочитают девочки: российские, иностранные или самодельные. Это я проверила третьим вопросом. Получились следующие результаты: у 23 девочек (51%) куклы отечественного производства; у 16 детей (36%) – иностранного, а самодельными куклами играют только 6 девочек (13%).

Рис. 3 Результат ответа на вопрос «Какие куклы у тебя есть?»

Я предполагала такой результат, поэтому решила узнать, какая кукла для девочек является самой любимой? Оказалось, самая популярная среди девочек кукла Барби. Такой результат получился у 12 человек из 33 (36%), ещё есть кукла Штефи – 1 человек (3%), кукла Беби – 1 человек (3%), Винкс – 1 человек (3%). Лишь у 3 девочек (9%) любимой куклой являются российские, а 3 человека (9%) предпочитают играть самодельными куклами.

Рис. 4 Результат ответа на вопрос «Какую куклу ты считаешь самой любимой?

Здесь же девочки объяснили, почему именно эта кукла для них любимая? Ответы получились следующие. Кукла становится любимой потому, что:

-они красивые и модные – так ответили 16 девочек (48%);

— у неё длинные волосы, глаза – 9 девочек (27%);

— нравится – 2 человека (6%);

— она похожа на ребёнка – 1 девочка (3%);

— подарили — 1 девочка (3%);

— они безопасны – 2 человека (6%).

Рис. 5 Результат ответа на вопрос «Почему?»

Мне стало интересно, когда девочки успевают при такой занятости играть. Так 6 человек из 33 (18%) играют куклами от скуки. 19 девочек (57%) играют в любую свободную минутку. 2 — играют в куклы только летом (6%). 3 девочки кукол берут в руки крайне редко (9%). А вот совсем не играет в куклы только 1 девочка (3%), хотя в доме у неё кукол достаточно.

Рис. 6 Результат ответа на вопрос «Когда ты играешь с куклой?»

И наконец, результаты 6 вопроса доказали, что мои сверстницы не знают какими куклами играли их мамы и бабушки. Многие не задумывались об этом никогда, другие не имели возможность спросить своих родственников по разным причинам. Так, 19 девочек не знают ответа на вопрос (их 57%). Остальные же дали следующие ответы: самодельные куклы были у 8 человек (24%), неваляшки у 2 человек (6%), матрёшки – у 1 человека (3%), 4 родственника играли пупсами (12%), а у 1 (3%) – были бумажные куклы.

Рис. 7 Результат ответа на вопрос «Знаешь ли ты, какими куклами играли ваши мамы и бабушки?»

Таким образом: большинство современных девочек играют в куклы с удовольствием; мои сверстницы имеют много различных кукол; большинство девочек предпочитают российские куклы, значительная их часть играют иностранными куклами, но есть и самодельные куклы; в первую очередь, в кукле девочек привлекает внешний вид; одни девочки играют от скуки, другие в любую свободную минуту, третьи — только летом, некоторые кукол берут в руки крайне редко, а иные совсем не играют в куклы; историю куклы в семье сверстницы не знают.

2. 2. Результаты наблюдения

Мы с бабушкой и мамой смастерили несколько самодельных кукол (см. приложение 2). Я дала эти куклы девочкам поиграть. Вместе с самодельными для сравнения дала куклу Барби. В течении недели вела наблюдение за ходом игры. Результаты наблюдения занесены в таблице (см. приложение 3). По данным таблицы получилась следующая диаграмма.

Мы видим, что предпочтение в игре девочки отдали тряпичной кукле.

Рис. 8 Результаты наблюдения

Мы ещё раз предложили анкету, в которой было 2 вопроса.

1 вопрос: Какой куклой вы бы хотели играть и дальше?

2 вопрос: Почему?

Большинство девочек и дальше хотели бы играть тряпичной куклой, затем

— нитяной, соломенной, зерновушкой и небольшая часть девочек выбрала для игры куклу Барби.

Рис. 9 Результат ответа на вопрос «Какой куклой вы бы хотели играть и дальше?»

На 2 вопрос девочки дали следующие ответы:

— приятно держать в руках;

— кажется, что в ней есть душа;

— просто нравится:

— удобно носить с собою;

— можно сделать самой и т.д.

Заключение

На основе результатов исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Экспериментальным путём при помощи анкетирования выяснили, что девочки предпочитают играть куклами отечественного производства

2. Из всех предложенных для игры кукол девочки выбрали самодельные куклы

3. Повторным анкетированием выяснили, что приятнее и интереснее было играть куклами, сделанными своими руками

4. Доказали, что куклы моей бабушки являются актуальными и сегодня среди моих сверстниц

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась.

Список информационных источников

Ландочкина Евгения http://nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library/v-kakie-kukly-igrali-nashi-babushki

Е. Флёрина. Журнал «Советская игрушка», 1935, № 1.

«Как вырастить умного ребенка», О.Жукова, издательство «Нева»

Ожегов Толковый словарь русского языка

Ю.М. Лотман. Куклы в системе культуры.  // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992

История кукольного народа. Из книги Е.Артамоновой «Куклы».








sitemap
sitemap