Исследовательский проект как средство формирования математической компетентности



Исследовательский проект как средство формирования математической компетентности.

Максимова Мария Борисовна, учитель математики ГБОУ Гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга

Быть компетентным – это значит уметь поставить перед собой цель; спланировать действия по ее достижению; выполнить эти действия и получить результат.

Компетенция отличается от знаний – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Компетенция отличается от навыка — компетенция всегда связана с осознанием деятельности. Навык – действие выполняемое автоматически. Т.е. компетенция – это осознанная, мотивированная деятельность с использованием имеющихся знаний и навыков.

Каждый учитель ставит перед собой цель вырастить из своих учеников грамотных, логически думающих, умеющих действовать, компетентных людей!

Исследовательский проект является прекрасным средством достижения этой цели. Он создает условия для творческой, осознанной, самостоятельной деятельности учащегося. Т.е., при работе над таким исследовательским проектом создаются необходимые условия для формирования математической компетентности.

Можно также выделить следующие задачи научно-исследовательской работы:

Создание устойчивой мотивации к обучению

Развитие у школьников механизма самообразования

Развитие самоорганизации

При организации работы школьников над исследовательскими проектами учитель выступает в роли научного руководителя – консультанта. Он помогает ученику разбить проект на этапы, организовать работу над каждым этапом и грамотно предъявить результаты.

Возможные этапы исследовательской работы:

Постановка проблемы и выдвижение гипотезы

Сбор фактического материала

Систематизация и анализ полученных данных

Проверка гипотезы

Доказательство гипотезы или ее опровержение

Своим ученикам мы предлагаем следующие темы исследовательских проектов:



Замечательные числа

Математические закономерности в природе

Математика и красота (симметрия в искусстве)

Диофантовы уравнения

И др.

Прекрасный список возможных тем исследовательских проектов по математике можно посмотреть на сайте учителя математики Разинковой Е.А. (http://math-for-you.ucoz.ru/) или на сайте «Обучонок» (http://obuchonok.ru/node/431).

Примером исследовательской работы, проводимой в нашей школе, является проект «Математические закономерности в природе». Это большой проект, реализуемый не только на уроках, но и на занятиях кружка математики. Ориентирован на учащихся 5-6 классов. Является примером межпредметного взаимодействия, т.к. при его реализации используются знания из разныч учебных дисциплин.

Очень наглядная закономерность: числа Фибоначчи:

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т.д. Пример такой закономерности часто встречается в природе – в виде спиралей.

В целом, проектная деятельность – это прекрасное средство для формирования математической компетентности учащихся.








sitemap
sitemap