Исследовательский прект Широкая Масленица



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2082

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________ С.Б.Бокарева

Проект «Широкая Масленица»

Автор проекта Карпова Е.С.,

учитель начальных классов

март 2013 г.

г. Москва

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Цель проекта: 

1. Знакомство с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины.

2. Развитие коммуникативных умений учащихся; межличностного взаимодействия и сотрудничества; критического и системного мышления.

3. Воспитание любви к своей Родине.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить учащихся с историей возникновения праздника ;

— дать представление о традициях и обычаях празднования Масленицы;

— учить самостоятельно приобретать знания из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Развивающие:

— развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

— развивать вокально–хоровые навыки учащихся;

— создать условия для творческой самореализации личности учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать патриотизм, основанный на русских традициях;

— способствовать воспитанию природо- и культуроохранного сознания;

— вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;

— создавать объективную основу для воспитания любви к родному краю;

— совершенствовать навыки общения.

Сроки реализации проекта: 28 февраля – 15 марта

Возрастная группа: 3 класс «В»

Тип проекта:

По составу участников – проект групповой;

По целевой установки— информационно – практико – ориентированный;

По предметным областям – интегрированный (литература, музыка, физическая культура, трудовое обучение);

По срокам реализации— краткосрочный.

Материал и оборудование:

Чучело «Масленица». Костюмы для детей: скоморохов, хозяюшки, Весны. Русские сарафаны, кокошники, косыночки, платочки, фуражка.

Печка, ширма, атрибуты для народных игр.

Электронная презентация «Широкая Масленица».

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон.

Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, кегли.

Музыкальный репертуар: песни и хороводы: «Как вставала я ранёшенько», «Блины » рус. нар. мел., «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Во деревне – то в Ольховке» рус. нар. мел, «Веснянка» рус. нар. мел., «масленичные» частушки, русские народные наигрыши.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника — Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

Перед реализацией проекта с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт. Все учащиеся заинтересовались данной деятельностью.Второй этап – планирование деятельности.

Для реализации проекта учащиеся 3 класса «В» разделились на творческие группы по интересам:1 группа «Информационная» — подготовила историческую справку о национальном русском празднике «Масленица». 2 группа «Зазывалы» — сообщила о названиях и назначениях дней масленичной недели.3 группа «Театральная» — подборка и инсценировка праздника « Широкая Масленица».4 группа «Музыкальная» — изучила русский фольклор (частушки, песни, пословицы).5 группа «Игровая» — подготовила и провела игры и соревнования.Третий этап – исследовательская часть.

Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно-популярной литературе. Каждая группа выполняла задания, которые были определены путём совместного обсуждения. 1 группа «Информационная» работала в библиотеке. В ходе работы узнали, что у русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, свои песни, обычаи и праздники. Один из наиболее любимых в народе праздников, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, — это Масленица. Изготовили чучело Масленицы.2 группа «Зазывалы» узнали, что масленичная неделя длится семь дней, каждый из дней имеет своё название и назначение.

3 группа «Театральная». Разработала сценарий с привлечением традиционных героев русской Масленицы (Зимы, Весны, Масленицы, Петрушки, скоморох). 4 группа «Музыкальная». Подобрала и разучила русские обрядовые песни, частушки, пословицы.5 группа «Игровая». Узнала, что в масленичные дни устраивали массовые гуляния, катались на санях и санках, водили хороводы, устраивали кулачные бои «стенка на стенку», ходили друг к другу в гости на блины. Ребята разучили игры «Бояре, а мы к вам пришли», «Подари платок симпатий», «Перетягивание каната», «Силачи».Четвертый этап – обобщающий (проверка качества проекта).

Каждая группа представила материал о проделанной работе. Некоторые моменты были подкорректированы учителем.Пятый этап – реализация и защита проекта.

Проект «Широкая Масленица» был представлен и защищён в пятницу на масленичной неделе.Шестой этап – рефлексивно-оценочный.Подобная, совместная проектная деятельность детей, классного руководителя, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось»).

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно — образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр — инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Внеклассное мероприятие «Широкая Масленица»

Автор – составитель:

Карпова Евгения Сергеевна,

учитель начальных классов

Цель мероприятия:

знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.

Задачи:

Познакомить учащихся с эпизодами народных масленичных гуляний;

Формировать личность ребенка как носителя народных традиций;

Создание сплочённого коллектива детей;

формирование у школьников творческих способностей, певческие навыки, музыкально-ритмические движения;

Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию нашей страны.

Оборудование:

Чучело Масленицы;

Тематические рисунки и плакаты;

Музыкальное оформление праздника;

Используемые технологии:

Технология личностно – ориентированного обучения;

Игровые технологии;

Технологии группового обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

Технология интерактивного обучения.

Ход праздника

Скоморох 1. Вьются ушки у гороха

Червячками на крючке,

Мы – четыре скомороха,

Как горошины в стручке.

Скоморох 2. Скоморох, скоморох,

Выйди с дудкой за порог.

И народу от души

Спой частушки и спляши.

Скоморох 3.Каждый гудочник – волынщик,

Каждый дудочник и шут,

И потешных дел зачинщик.

И веселый баламут.

Скоморох 4. А мой старший брат

Любит виноград,

А мой средний брат

Даже каше рад.

Скоморох 1. Если вдруг кому- то плохо

И тепла не достает,

Позовите скомороха,

Он вам спляшет и споет.

Скоморох 2. Скоморох, скоморох,

Научи варить горох.

Сварим на дорожку

Зелена горошку

Скоморох 3.По – над рекою повисло,

Зацепили два крыльца…

И совсем не коромысло

Просто Масленица!

Скоморох 4. Пой, пляши с душой,

Руки на бочок.

А вот Ваня меньшой

Просто дурачок.

Ведущий. Неоглядны российские стороны.

Режут землю свою плуги – бороны.

А землица лицом рябоватая

А земля – то людьми богатая.

И в плечах, в руках у них силища,

Будут ныне народные игрища,

Что ни лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленицы

Начинается!

Масленица – один из самых любимых в народе праздников. На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние святки.

Каждый день Масленичной недели имеет свое название.

Понедельник — встреча.

Вторник — заигрыши.

Среда — лакомка.

Четверг — широкий четверг.

Пятница — тёщины вечерки.

Суббота — золовкины посиделки.

Воскресенье — проводы, прощёный день.

День первый – встреча

Разыгрывается сценка.

Изба. Хозяйка и девушки доделывают чучело Масленицы.

Девушки. Как хочется сказочку послушать. Хозяюшка, расскажи. Ты их много знаешь.

Хозяйка. Расскажу, расскажу, да еще и покажу.

Жили — были в одной деревне отец да мать. И был у них сынок Федот.

Федот – да не тот, что щи лаптем хлебает. Ушли отец с сыном за водой. Осталась мать в избе одна. А в это время по дворам Жадина ходил. Все высматривал, где бы ему вкусненького стащить.

Жадина. Здравствуй, хозяйка! Что это у тебя на столе лежит?

Хозяйка. Маслице для Масленицы!

Жадина. Гляди – вон и Масленица пришла!

Хозяйка. Где Масленица?

Жадина. Да вон же! (показывает рукой, берет масло и убегает).

Хозяйка. Ой, горе моё, горе! Как же я без маслица буду.

Входит Федот.

Федот. Матушка, что ты плачешь?

Хозяйка. Как же мне не плакать? Приходил Жадина, меня обманул и маслице наше украл.

Федот. Не горюй, матушка! Я что – нибудь придумаю! Верну я наше маслице!

Девушки. А мы, пока сказку слушали, чучело Масленицы доделали.

Душа ль ты моя Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

Во широкий двор

В горах покататься,

В блинах поваляться.

Ведущий. Давайте вместе позовем масленицу. Все (хором):

Дорогая гостья Масленица,Авдотьюшка Изотьевна,Дуня белая, Дуня румяная,Коса длинная, трехаршинная, Лента алая, двухполтинная, Платок беленький, новомодненький, Шуба синяя, латки красные,Лапти частые, головастые, Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

Звучит музыка. Входит Масленица — нарядно одетая девочка и скоморохи. Они несут в руках ветки с белыми и красными лентами (символ здоровья и долголетия).

Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица!

Масленица. Здравствуйте, гости дорогие! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной!

Ведущий. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица. Всего на семь дней. Мой первый день – встреча, а седьмой — проводы.

Федот. Наша Масленица дорогаяНенадолго к нам пришла.Мы думали — на семь недель,Оказалось — на семь дней.А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица. Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.

Масленица. Ребята, а кто знает обо мне пословицы и поговорки? Проверим. Я начну говорить, а вы оканчивайте:

— Не житье, а Масленица.- Не все коту Масленица, будет и Великий пост.- Масленица семь дней гуляет.- Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.- Боится Маслена горькой редьки да пареной репки.- Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.- Была у двора Масленица, да в избу не зашла.- Без блинов не Масленица.- В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.- Блин – не клин, брюха не расколет.

Ученик. Масленице навстречу

Готовь пшеничку и гречу,

Яичко, да творог,

Да рыбный пирог.

Исполняется песня «Как вставала я ранешенько»

1. Как вставала я ранёшенько,Убиралася быстрёшенько.

Припев:Пришла к нам Масленица, Принесла блины и маслице!

2. Как стояла я у жаркой печи.Выпекала кренделя и калачи.

3. С калачами блины, шанежкиДля милого друга Ванечки.

4. Ой. Подружки, собирайтеся,В сарафаны наряжайтеся.

5. Будем вместе хороводы водить,Надо нам ещё и зиму проводить!

Масленица. Спасибо вам! Хорошую встречу вы мне подготовили!

День второй — заигрыши

Масленица. На заигрыши с утра приглашали девиц покататься на санях с горы. В этот день начинались игрища и потехи. А на второй день все, кому не лень, готовь салазки да качели, чтобы к небу летели!

В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть да под гармошечку поплясать.

Масленица. Давайте поиграем в игру «Бояре, а мы к вам пришли».

Мальчики и девочки становятся в две шеренги напротив друг друга. Мальчики идут навстречу девочкам и поют, затем мальчики отступают, девочки идут на них и поют. И т. д.

Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли,Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки.Бояре, а зачем пришли,Молодые, а зачем пришли?

Мальчики. Бояре, мы невест смотреть,Молодые, мы невест смотреть.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap