Исследовательские работы учеников



Министерство образования и науки Республики Бурятия

Селенгинское Районное Управление образования

МОУ «Гусиноозерская гимназия»

Районная

научно-практическая конференция

« Шаг в будущее»

Секция: краеведение

Легенды и мифы о горе Бурин Хан

Выполнил: Батуев Булат Бальжинимаевич,

ученик 3 класса,

МОУ « Гусиноозерская гимназия»,

Руководитель: Банзаракцаева Сталина Степановна,

учитель истории высшей категории.

2010-2011 учод

гусиноозерск

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………………2

2.Основная часть……………………………………………………………………………3

2.1 Почему гора Бурин-хан считается священной горой? …………………………………….

2.2.Происхождение слова Бурин-хан…………………………………………………….

2.3.Легенды о горе Бурин-хан………………………………………………………………

2.4. Сказка……………………………………………………………………………………

3.Заключение…………………………………………………………………………………4

4.Список использованной литературы……………………………………………………

Введение

Актуальность

Горы – властелины наших мест, суровые и мягкие, манящие и труднодоступные, с ледниками и снеговыми шапками, облачным ожерельем на своих холодных утесах. Буряты издавна почитали их, они были для них не просто возвышенностями, но олицетворением всех космических сил, символами родовых кочевий. Земным отцом Гэсэра, по преданию, был сам горный дух. На вершинах гор проводились обряды поклонения «хозяевам» горы и защиты от разных бед. Само обоо – ритуальное место – является моделью горы. Каждый бурятский род, проживавший в той или иной местности, поклонялся своей священной горе и приносил дары ее «хозяину». Так, мои земляки- иройцы совершают свои обряды на горе Хонгор Уула, где расположены тринадцать обоо, возносят свои молитвы горе Бурин Хан, одной из вершин Хамар-Дабана. На высоте 1600 метров спряталось красивое озеро и двенадцать маленьких обоо. По преданиям, «хозяином» горы является мужчина верхом на коне светлой масти, одетый в коричневые одежды и островерхую шапку. [6]Любой уважающий себя человек должен интересоваться и знать историю своего края, любить его и беречь. Главное, на что я опирался при выборе темы исследования, — это мой личный интерес: я родился в этой деревне и очень люблю ее.

Цель: Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местных бурят села Ташир.

Задачи исследования:

1. Получить новую информацию о горах.

2. Изучить литературные, научные издания.

3. Собрать легенды, мифы.

Объект исследования: Горы Иройской долины.

Предмет исследования : легенды и мифы о горе Бурин Хан., являющимися местом поклонения местных бурят села Ташир.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, газет; интервью, опрос.

Основная часть

Почему гора Бурин-хан считается священной горой?

Галдан Ленхобоев: «Великий хан объявил эти места – Хамар-Дабан, Селенгу, Байкал – Ариг Ус – местами Их-Хориг, Великого Запрета. Отныне в Их-Хориг запрещалось землепашество, строительство городов, даже облавная охота. «На вершине Хамар-Дабана находится знаменитое место Обо Чингисхана. И существует версия, что Обо сложено по приказу Великого императора в честь его предков Бурдун Шино» Здесь хоронили великих ханов». То есть можно предположить, что горы Хамар-Дабан, где находится Бурун-хан была объявлена заповедной зоной «Их-Хориг» потому что является местом захоронения предков Чингисхана и его потомков, а может и самого Чингис-хана. Хотя Хориг как заповедная зона существовала задолго до прихода Чингисхана к власти у всех монголоязычных народов, в том числе и у бурят. Места эти назывались «Иэкэс-э гажар» и почитались самим Чингисханом, как земли, где покоятся предки. Еще при своей жизни основатель Великой Монгольской империи узаконил своей Ясой заповедность места захоронения своих предков, в том числе и Байкальский регион, как земли, где жили Буртэ-Чино и Гоа-Марал, как место Их-Хориг. Их-Хориг как заповедная зона монголоязычных народов XII-XY веков связана с захоронением одного из ближайших потомков Чингисхана, его внука Ариг-Бухэ. И находится Их-Хориг в предгорьях Малого Хамар-Дабана на территории Республики Бурятия. [2]

Происхождение слова Бурин-хан.

Как же объясняют происхождение слова ученые?

Некоторые ученые считают, что слово «бурхан» — это искаженное «Будда-хан», и появилось с приходом в Центральную Азию буддийских миссионеров. Но лингвисты трансформацию слова «будда» в «бур»считают сомнительной. А «бурханизм» как религия имеет языческо -шаманистские черты и к индийскому буддизму имеет весьма отдаленное отношение. Кроме того, в древних Тюркском и Уйгурском каганатах буддизм никогда не имел большого влияния на массы. Культ же «Бурхана», несомненно, является очень древним и явно «старше» пришедшего в 16 веке в Монголию ламаизма.

Лев Николаевич Гумилев, считает : «бурхан получилось из Бури-хан, т.е. «волчий хан»» («Древние тюрки» М 1993 с 345). Других же убедительных толкований возникновения данного слова практически нет. Поэтому употребляющееся по сей день понятие «бурхан» (божество) может рассматриваться как убедительное доказательство существования «волчьего тотема» у древних лесных народов Сибири. [2]

Бурин-Хан есть слово Монгольское; подлинного значения оного, по свойству того языка, на Российской перевести невозможно; и так положим, что ето значит Царь гора, Святая гора. [3]

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает — «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья. [4]

Легенды и мифы о горе Бурин-хан

На территориии Бурятиии и Монголии находится пять высоких гор – ханов. На границе Джидинского и Селенгинского районов возвышаются Баруун и Зуун-западный и Восточный- Бурин –хан. У южного подножия горы расположен Джидинский район, а на северной стороне расстилается долина Иро. На территории Кяхтинского района высятся горы Хумэн-хан и Хугдэй хан. На монгольской земле находятся Ундэр и Дулаан Ханы. Горы Бурин-хан состоят из двух высоких хребтов, которые разделены глубокой наклонной падью. С дальнего расстояния гребни гор имеют такое сходство, что порой трудно их различить.

На горе барун Бурин-хан молятся и делают жертвоприношения жители Джидинского района. К Зун бурин-хану приезжают жители долины Иро. Впервые написал о легендах этих местностей Ким Батомункуевич Будаев.- автор многих стихов и рассказов о родной земле Иройской, об односельчанах.

Легенда 1.Первой супругой Бурин-хана была женщина-сабдак Харуха. Но затем из-за какой-то семейной неурядицы, Харуха ушла обратно на прежнее место жительство, расставшись с Бурин-ханом навсегда. Второй раз Бурин-хан сошелся с женщиной-сабдак по имени Хонгор. Хонгор уула находиться на северо-западе, в 15 км от Бурин-хана, на северной стороне долины Иро. У подножия горы Хонгор есть гора Хойто-табхар, где из- под земли выступают три больших камня, образуя таганок. Сюда Бурин-хан и Хонгор уула приходят обсудить семейные вопросы. Вокруг тулга-шулун растет трава в форме двух прямоугольников, это тюфяки Бурин-хана и его супруги. Они садятся на эти тюфяки и пьют чай. [1]

Легенда 2

Бурин-хан имеет пять баторов –телохранителей. Самый главный из них – Баян-зурхэн, что в переводе означает Щедрое сердце. Второй батор Бурин -ула находится в 2 км севернее Бурин-хана. Третий и четвертый Баян саган и Хан хабсагай на северо востоке в 7 км от главной горы. В местности Наран (Солнце) пятый батор Бадаата на северной стороне долины.

Баян-зурхэн является полномочным представителем Бурин-хана на переговорах с другими хохяевами гор- сабдаками. Он очень красноречив и слывет прекрасным дипломатом. Когда среди сабдаков случаются споры и разногласия в них Баян -зурхэн выходит победителем. [1]

Легенда 3

О горе Баян-зурхэн есть и другая легенда , она описана в книге Мунгонова «Баян зурхэн «, в переводе « Щедрое сердце»,где прототипами героев являются иройцы, в том числе мой дед , Батуев Степан Цыдыпдоржиевич.

« Давным -давно на берегу лазурного моря Байкал жил парень по имени Сандаха Батор. Имел он недюжинную силу, и как-то раз удалось заарканить ему сказочного вольного иноходца. Был иноходец резвый, с серебряными копытами, быстрый как ветер. Вскочил Сандаха Батор на сказочного иноходца с серебряными копытами и помчался на смертную схватку с врагом, напавшим на его землю. В самый разгар боя прискакал он и, проливая красную кровь, стал сражаться. Ему удалось победить всех врагов. С легким сердцем возвращался Сандаха Батор домой, к отцу — родному Байкалу. Подъехав к речке Юро, Сандаха Батор решил поразмяться. На северной стороне синела лохматая лесистая гора Хамар Дабан, преграждая путь к Байкалу. Пустил Сандаха Батор на север две стрелы одну за другой. Загудела тайга, затрещали вековые деревья, падая на землю, как в сильную бурю — ураган. И раздвинулись горы, образовав две широкие просеки — пади. Довольный своей силой, Сандаха Батор хотел пустить третью стрелу на юг в остроконечную, похожую на человеческое сердце гору, но вовремя спохватился, подумал : « Хорошая гора, красивая гора… А что останется от нее, если я расколю ее своей стрелой ? Наверное, эта гора богатая, щедрая, вон сколько дождей и туманов, для того , чтобы земля была плодородной…» И опустил свой лук Сандаха Батор. С тех пор эта гора получила название Баян –Зурхэн, что означает Щедрое Сердце. [5]

Легенда 4

По склонам Бурин-хана растут смешанные леса с кедрами и на самой вершине растет толстый кедр, ствол которого не могут обхватить 3 взрослых мужчин. Вокруг могучего кедра имеются 4 водоема, глубиной полутора метра, с чистой прозрачной водой. Интересно, то, что в дождливые дни вода не выходит из водоемов и в засушливые не убывает. Согласно легенде, эти водоемы следы копыт. Однажды оторвались подковы от копыт коня одного из баторов Бурин-хана и остались на земле. Кто первым увидит эти подковы, будет тому большое счастье. [1]

Легенда 5

Однажды, во время Первой мировой войны, Хамбо лама Этигэлов вместе с другими ламами был приглашен на поклонение горе Бурин-Хан. Прибыв на место поклонения, Хамбо-лама вокруг горы насчитал 108 бараньих голов, принесенных в жертву. «Какая жестокая эта гора, прерывает жизнь ста восьми живых существ. Если она хочет есть голову, то на, возьми, ешь мою» «Ямар хатуу хада уула гээшэб, 108 амитанай ами тапалха. Тархи эдихэ гээ haa, маа минии тархи эди», — и с этими словами он распинал бараньи головы, принесенные в жертву. Ламы,уже приготовившиеся читать молитвы, были потрясены увиденным. Но с тех пор этой горе преподносили только белую, молочную, пищу. [8]

Легенда 6

По поверьям, на вершину Бурин -хана ежегодно выходит Саган-Убугун— дух-хранитель и покровитель местности. Поднявшись, он смотрит из-под руки (защищаясь ею от солнечных лучей) на окружающую местность во все стороны, любуясь бурятским скотом и их пастбищами. И на все места в пределах его благожелательного взора он ниспосылает милость и благодать: всюду, куда упадет его взгляд, он вызывает плодородии почвы и скота. Как рассказывают почтенные старцы, некоторые из них не раз видели Саган- Убугуна. [7]

По мотивам данных легенд я сочинил свою сказку:

Жил-был один хан. И была у него дочь красавица. А в соседнем дворе жил бедный табунщик, и было у него три сына. Жили они бедно, старшие братья всегда обижали младшего. Богатый хан не мог выбрать своей дочери достойного мужа.

И вот однажды он позвал к себе своего шамана. -Что с вами?- спросил он. Хан рассказал шаману, что его волнует. Тогда шаман предложил ему устроить турнир по всей округи. Гонцы разнесли весть по всей степи.

Каждой семьи хотелось, чтоб победил их сын. Сыновья табунщика тоже готовились к турниру. Старшие братья выбрали себе сильных и крепких коней, а младшему досталась старая кляча. Каждую ночь он ходил к ней, и кормил её лепёшками. До турнира оставалось три дня. Братья каждый день тренировались, стреляли из лука и боролись. Ведь в турнире победит тот- кто лучше всех борется и стреляет из лука. В последнюю ночь перед турниром, младший брат так- же кормил своего коня, но был очень опечален. Внезапно вокруг него озарилось светом — это была его старая «кляча». И тут лошадь заговорила человеческим голосом.

–Не бойся меня,- сказала кляча.

-Я помогу тебе победить,только слушай меня внимательно.

И старая кляча начала свой рассказ.

— На берегу реки Иро возвышается гора Бурин-хан. На самой скалистой её вершине растёт чудо-дерево кедр. Могучие ветви её теряются в облаках, а ствол огромен, не обхватить её и десятерым мужам. Собери с этого дерева листочки-иголочки и принеси мне.

Взял Хубуун колчан да стрелы и отправился в нелёгкий, опасный путь. На берегу иройской реки, у подножия горы Бурин-хан, он встретил медведя, который ловил рыбу. Заметив уставшего парня, медведь вдруг заговорил человеческим голосом:

-Кто ты путник, назови своё имя? Что ты делаешь так далеко от своего родного нютага? -Я иду на вершину горы Бурин-хан, к могучему древнему кедру за волшебными листочками. -Возле этого дерева, молвил медведь ,есть озерцо с чистейшей ,прозрачной водой. Эти водоемы следы копыт коня одного из баторов Бурин-хана и остались на земле. На дне этого озера лежит волшебная стрела. Кто добудет её — будет великим мэргэном — стрелком. Я могу тебе помочь достать её со дна, но прежде сумей побороть меня в схватке, на три точке. Кто хоть коснётся земли третьей точкой опоры, тот и проиграл.

Хорошо- сказал хубуун, он был очень хитер и ловок. Эта борьба требует именно эти качества, чем грубая сила. Обхитрил, обыграл он медведя, закружил, завертел и бросил на землю его. Опечалился медведь, но делать нечего. Посадил он парня себе на спину и пошёл к озеру. Трижды пришлось нырять медведю, прежде чем достал он стрелу.

Собрав волшебные листья, поблагодарил парень медведя и понёс их своей кляче.

Съев эти листья, вдруг кляча превратилась в красивую лошадь- аргамак. И не было равных этому парню на турнире.

Женился он на ханской дочери, и прожили они долгую счастливую жизнь.

Заключение

Как известно, легенды берут свое начало в глубокой старине, но продолжают складываться и в более позднее время. Когда бы ни возникло то или иное произведение фольклора, на нем всегда видна печать того времени, в котором оно бытует и рассказывается. Многие из легенд возникли давным-давно, несколько сот лет назад, но в них остро чувствуется не только мировоззрение людей далеких эпох, но и взгляды на явления природы и общественную жизнь наших современников.

Пусть легенды и мифы во многих отношениях наивно объясняют явления, но в них есть одна примечательная черта: они вызывают у слушателей интерес к предмету; народ любит мифы и легенды потому, что он узнает из них то, что не всегда может узнать из книг.

Приложение

№1

Бурин — Хан — одна из самых священных гор Селенгинской долины. Этой горе поклонялись все роды – удзон, бумал-готол, хорчит хара, урянх, живущие в местности Наньди. Поклонение и жертвоприношение проводится 2-го числа последнего летнего месяца по лунному календарю. С двух сторон Бурин-Хана ( Иро, Удунга, Ташир, Селендума, – с восточной стороны, Инзагатуй, Боргой, Ичетуй – с западной) каждый год поднимаются мужчины. Благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю.

Приложение №2

Скульптура высотой 5,5 м, выполненная из бетона и искусственного камня, олицетворяет образ священной горы. Инициатор создания скульптуры — М.Р. Чойбонов. Скульптор — Геннадий Васильев.

Приложение №3

На священной горе можно найти легендарный цветок влюбленных — эдельвейс. Он предпочитает расти в горах, на почве, богатой известняком и сланцами.

Список использованной литературы

1.Будаев К.Б. Уужамхан юроогэй угсаата зон / К.Б. Будаев.-Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. университета,2010.-137с.

2.Гомбоин Чингис Их-хориг — заповедная зона предков [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.disput.az/index.php?showtopic=141915

3.Гора Бурин-Хан или Хат-Хур // Вестник Европы.-1812.- № 1. Часть 61.

4.Жуковская Н. Л.Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / Н.Л. Жуковская — изд-во Восточная литература РАНЛ. Л. Абаева,2008.-319с.

5.Мунгонов Б. Щедрое сердце: / [Пер. с бурят. Н. Закусиной; Худож. Б. Доржиев]-Б.Мунгонов-Улан-Удэ:Бурят.кн.изд-во,1988.-171с

6.Сотников Андрей Священные горы Бурятии [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.newbur.ru/news/documents/1781

7.Савинова М.Б. Саган Убугун./беседу вел Б.Б.Батуев// август 2010.

8.Феномен Итегэлова [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://alpha-omega.su/index/0-76XII Пандидо Хамба лама Даши-Доржо Итегэлов.

Ша легенды и мифы о горе Бурин Хан

Батуев Булат Бальжинимаевич

Научный руководитель Банзаракцаева Сталина Степановна

МОУ Гусиноозерская гимназия ,г.Гусиноозерск

Секция:краеведение

Текст тезисов

Горы – властелины наших мест, буряты издавна почитали их, они были для них не просто возвышенностями, но символами родовых кочевий. Земным отцом Гэсэра, по преданию, был сам горный дух. На вершинах гор проводились обряды поклонения «хозяевам» горы и защиты от разных бед.

Так, мои земляки- иройцы совершают свои обряды на горе Хонгор Уула, где расположены тринадцать обоо, возносят свои молитвы горе Бурин Хан, одной из вершин Хамар-Дабана.

На высоте 1600 метров спряталось красивое озеро и двенадцать маленьких обоо. По преданиям, «хозяином» горы является мужчина верхом на коне светлой масти, одетый в коричневые одежды и островерхую шапку.

Бурин-хан имеет пять баторов – телохранителей. Самый главный из них – Баян-зурхэн, что в переводе означает Щедрое сердце. О горе Баян-зурхэн есть легенда , она описана в книге Мунгонова «Баян зурхэн «, в переводе « Щедрое сердце»,где прототипами героев являются иройцы, в том числе мой дед , Батуев Степан Цыдыпдоржиевич.

По поверьям, на вершину Бурин -хана ежегодно выходит Саган-Убугун— дух-хранитель и покровитель местности. Поднявшись, он смотрит из-под руки (защищаясь ею от солнечных лучей) на окружающую местность во все стороны, любуясь бурятским скотом и их пастбищами. И на все места в пределах его благожелательного взора он ниспосылает милость и благодать: всюду, куда упадет его взгляд, он вызывает плодородии почвы и скота. Как рассказывают почтенные старцы, некоторые из них не раз видели Саган- Убугуна

Рецензия

на работу ученика 3 класса, МОУ «Гусиноозерская гимназия»

Батуева Булата Бальжинимаевича

«Легенды и мифы о Бурин ане»

Тема для исследования «Легенды и мифы», избранная учеником Батуевым Булатом, является актуальной и в то же время познавательной.

Буряты издревле почитали горы как олицетворение всех космических сил, символ родовых кочевий и относили их к особым природным объектам. Легенды и мифы о священных горах составляют часть национальной культуры любого народа, изучение которых необходимо для будущих поколений как показатель силы национальной самобытности.

Задачи, поставленные юным исследователем, решены.

Булат не только собрал легенды и мифы, но и на основе собранного материала сочинил сказку, где чувствуется национальный колорит.

Материал познавателен, богат по содержанию, изложен грамотным языком. Работа, безусловно, заслуживает внимания, так как представляет ценность в плане поддержания традиций, которые в конечном итоге способствуют сохранению национальных традиц.

Рецензент: Банзаракцаева Сталина Степановна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Гусиноозерская гимназия»



sitemap
sitemap