Исследовательские проекты студентов колледжа



Министерство образования и науки Республика Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Байкальский колледж туризма и сервиса

Андреева М.А., Гужвина Т.Ю.

Методическая разработка

по теме «Факторы, влияющие на выбор покупателями

торгового предприятия «Абсолют»»

Выполнили:

Студенты группы 419

Петрова М., Соломина В.

Улан-Удэ

2013

Министерство образования и науки Республика Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Байкальский колледж туризма и сервиса

Андреева М.А., Гужвина Т.Ю.

Методическая разработка

по теме «Факторы, влияющие на выбор покупателями

торгового предприятия «Абсолют»»

Выполнили:

Студенты группы 419

Петрова М., Соломина В.

Улан-Удэ

2013

Занятие по теме «Факторы, влияющие на выбор покупателями торгового предприятия «Абсолют» проведено в рамках внеучебного времени для студентов, обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» БКТиС в рамках самостоятельного задания. Целью разработки данной темы является повышение уровня профессионального мастерства, усвоение знаний и умений по проведению исследовательской работы, составлению диаграмм, описание диаграмм и проведение сравнительного анализа на примере торгового предприятия «Абсолют».

Оглавление:

Введение

Результаты маркетинговых исследований

Анализ результатов опроса степени участия в дегустации респондентов по полу и возрасту.

Выводы и предложения

Список литературы

Приложение

Рецензия

Введение

В данном исследовании изучены факторы, влияющие на выбор торгового предприятия потребителями города Улан-Удэ.

Тема исследования – «Факторы, влияющие на выбор покупателями торгового предприятия «Абсолют».

Гипотеза исследования – Влияют ли на увеличение или снижение покупательского спроса, факторы формирующие выбор торгового предприятия покупателями при совершении покупки.

Проблема исследования – возможность коррекции факторов, влияющих на покупательские предпочтения при выборе торгового предприятия в процессе совершения покупки.

Цель исследования: оценка эффективности деятельности торгового предприятия, заключение о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа факторов, формирующих потребительские предпочтения при выборе торгового предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие ТГ «Абсолют».

Предметом исследования являются факторы, влияющие на выбор торгового предприятия покупателями.

Актуальность исследования — обеспечение выживаемости предприятия в современных условиях, умение реально оценивать деятельность, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:предложена стратегия развития деятельности торгового предприятия; — изучены факторы, влияющие на выбор торгового предприятия покупателями;

— предложены рекомендации по развитию маркетинговых функций торгового предприятия, включающие – исследование потребностей покупателей, изучение спроса, продвижение товаров;- обоснован выбор критерия оценки качества торгового обслуживания, внесены предложения по повышению качества обслуживания покупателей; — обоснованны новые формы торговой услуги при методе самообслуживания; — обоснованны принципы размещения товаров в торговом зале, отражающие психологические особенности поведения покупателей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного анализа факторов, влияющих на выбор покупателями торгового предприятия можно сделать более детальные выводы о развитии деятельности, выявить резервы повышения эффективности работы ТГ «Абсолют» и подготовить предложения по улучшению функционирования ТГ «Абсолют».

Маркетинговые исследования проводились с 1 марта по 6 марта 2013 года в ТГ «Абсолют» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Николая Петрова.

В анкетировании приняли участие 799 респондентов. Результаты исследования предоставлены торговому предприятию.

При проведении маркетингового исследования применялся тип маркетингового исследования — инновационный. Такое исследование по своему характеру близко к экспериментальному. Однако оно имеет целью не просто выявление причинных связей в объекте, а разработку на основе знания подобных связей некоторых новых способов деятельности, маркетинга. Иными словами, параллельно с проведением самого исследования (обнаружение проблем, диагностика ситуации) идет поиск путей решения выявленных проблем, т. е. поиск форм и методов наиболее эффективной организации маркетинга. Маркетинговое исследование проведено в форме опроса общественного мнения потребителей, т. е. проводимых на основе репрезентативной выборки с помощью методики интервью и анкетного опроса изучения мнений потребителей услуг. В процессе проведения маркетингового исследования интересовала оценка потребителями факторов, которые главным образом влияют на выбор потребителями торгового предприятия и принятие решения о покупке товара. Полученные результаты исследования были обработаны с помощью программы Microsoft Excel . Функциональные возможности данной программы позволили использовать:

1. Многомерные мобильные таблицы, которые послужили для отображения результатов анализа.

2. Высококачественные графики, как средство формирования диаграмм с высоким разрешением: круговые и линейчатые диаграммы, гистограммы, диаграммы рассеяния, объемные диаграммы и многие другие.

3. Преобразование данных помогает готовить данные к анализу. Можно с легкостью выделять подмножества в данных, объединять категории, а также проводить другие преобразования.

Результаты исследования следующие:

Портрет респондента

В результате проведенного маркетингового исследования приняли участие 389 мужчин и 410 женщин.

По результатам маркетингового исследования в анкетировании приняли участие респонденты в возрасте:

— от 14 до 20 лет – 63 человека;

— от 21 года до 30 лет – 214 человек;

— от 31 года до 40 лет – 210 человек;

— от 41 года до 50 лет – 135 человек;

— от 51 года до 60 лет – 115 человек;

— свыше 61 года – 60 человек

Укажите, уровень культуры обслуживания в ТГ «Абсолют»?

На данный вопрос ответы респондентов распределились следующим образом:

— 455 человек отметили, что уровень культуры обслуживания в ТГ «Абсолют» находится на среднем уровне;

— 251 человек считают, что культура обслуживания находится на высоком уровне;

— 91 человек указали, что уровень культуры обслуживания находится на низком уровне

Укажите, какими дополнительными услугами Вы хотели бы воспользоваться при совершении покупки?

На данный вопрос анкетируемые ответили, что хотели бы видеть следующие дополнительные услуги:

— доставка товаров на дом по заявке – 272 человека;

— игровые зоны для детей – 295 человек;

— мелкий ремонт( часов, обуви, сумки )– 126 человек.

Кроме этого респонденты отмечают, что хотели бы видеть наличие туалетов, кафетериев.

Укажите, приходилось ли Вам сталкиваться с нарушениями правил продажи в процессе совершения покупки?

При совершении покупки 459 человек сталкивались с нарушениями правил продажи товаров, что составляет большую часть опрошенных. 355 человек не сталкивались с нарушениями правил продажи.

Основные нарушения правил продажи в процессе покупки.

Опрошенные указали следующие основные нарушения правил продажи, с которыми им приходилось сталкиваться в процессе покупки:

— 258 человек отметили, что приобретали товары с просроченными сроками реализации;

— 177 человек указали, что при совершении покупки происходил обсчет и обвес со стороны продавца;

— 125 человек наблюдали продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним;

— 120 человек отметили нарушение санитарных норм.

Укажите, какие факторы, являются для Вас приоритетными при выборе торгового предприятия?

Анкетируемые ответили, что для них приоритетным при выборе торгового предприятия являются следующие факторы:

— 530 человек – низкие цены;

— 234 человека отмечают такой фактор, как удобное месторасположение торгового предприятия;

— 216 человек отмечают удобный график работы торгового предприятия;

— 197 человек указывают на высокое качество товаров;

-133 человека считают приоритетным фактором, высокий уровень обслуживания покупателей.

Укажите, всегда ли торговое предприятие может обеспечить устойчивость, широту ассортимента товаров повседневного спроса?

На данный вопрос респонденты дали, следующие ответы:

— 459 человек считают, что устойчивость и широта ассортимента в торговом предприятии «Абсолют» обеспечивается постоянно;

— 243 человека отметили, что устойчивость и широта ассортимента в торговом предприятии обеспечивается не всегда;

— 100 человек указывают, что устойчивость и широта ассортимента товаров вовсе не обеспечивается в торговом предприятии.

Как Вы относитесь к тому, что торговое предприятие иногда производит изменения месторасположения товаров в торговом зале?

При ответе на данный вопрос 388 респондентов указали, что отрицательно относятся к изменению месторасположению товаров в торговом зале. Для 264 человек изменение месторасположения товаров, не имеет ни какого значения, а 145 человек относятся положительно.

Укажите, какие трудности Вы испытываете при изменении месторасположения в торговом зале?

Отвечая на данный вопрос , респонденты указывали несколько вариантов ответов. 335 человек указывают, что при смене месторасположения товаров затрачивается больше времени для поиска товаров. 278 человек отмечают, что не возможно найти товаров без консультации мерчандайзеров. 84 человека испытают психологический дискомфорт при изменении месторасположении товаров в торговом зале.

Укажите, необходима ли Вам консультация продавца в торговом зале при методе самообслуживания?

Для 493 человек необходима консультация продавца (мерчандайзера) в торговом зале. 248 опрошенных не нуждаются в консультации.

Укажите, соблюдается ли в торговом зале магазина нормативное расстояние (3 метра) между прилавками, горками, контейнерами?

При ответе на данный вопрос ответы респондентов расположились следующим образом:

— 492 человека считают, что в торговом зале «Абсолют» соблюдается нормативное расстояние между прилавками;

— 256 человек отмечают, что нормативное расстояние не соблюдается.

Укажите, сталкивались ли Вы с тем, что торговая упаковка, для фасованного скоропортящегося товара, примененная торговым предприятием, приводит к нарушению качества товаров?

Большинство респондентов (404 человека) указывают, что выбранная упаковка приводит к нарушению качества товара. 363 человека отмечают, что нет.

Определите эффективность рекламной компании магазина (реклама в газетах, журналах, по телевидению, по радио, уличная реклама, реклама по почте)?

Анкетируемые 436 человек на данный вопрос ответили, что уровень эффективности рекламной компании ТГ «Абсолют» находится на среднем уровне, а 296 человек лади высокую оценку рекламной компании.

Укажите, применяется ли в торговом предприятии метод продвижения товара – дегустация?

Торговое предприятие «Абсолют» применяет метод продвижения товаров –дегустация, что подтверждают 481 человек, 279 человек на данный вопрос ответили отрицательно.

Укажите, Ваше участие в дегустации?

386 респондентов не принимают участие в дегустации товаров, 167 человек принимают активное участие в дегустации товаров, а 192 человека принимают участие только тогда, когда вид дегустируемого товара их заинтересовал.

Анализ результатов опроса степени участия в дегустации респондентов по полу и возрасту.

Анализ участия респондентов в дегустации по полу показал следующие результаты:

— на 1 место вышли ответы респондентов в возрасте от 21 -30 лет, в том числе женщин – 113 человек и мужчин – 99 человек; а также в возрасте от 31 – 40 лет, в том числе женщин 115 человек, мужчин – 95 человек.

— на 2 месте ответы разделились между возрастом от 41-50 лет, в том числе женщин – 50 человек, мужчин – 85 человек ; в возрасте от 51-60 лет, в том числе женщин – 65 человек, мужчин – 50 человек.

— наименьшее участие в дегустации принимают респонденты в возрасте от 14-20 лет, свыше 60 лет.

По данным диаграммы был сделан следующий вывод, что опрошенные в возрасте 21-40 лет, что составляет 218 человек не принимают участие в дегустации.

При проведении анкетирования было выявлено, что возрастная группа от 21-40 лет (96 человек) и 51-60 лет (40 человек) принимают участие в зависимости от вида дегустируемого товара.

Далее приводятся диаграммы в виде сравнительного анализа участия в дегустации в зависимости от возраста респондентов.

Выводы и предложения:

ТГ «Абсолют» рекомендуется повысить уровень культуры обслуживания, для этого необходимо направлять торговых работников на курсы повышения квалификации, проводить тренинги, стимулировать работников, не имеющих замечаний по процессу обслуживания покупателей.

При обработке результатов анкетирования было установлено, что покупатели желают видеть следующие дополнительные услуги:

— доставка товара на дом;

— игровые зоны для детей;

— мелкий ремонт (часов, сумок, обуви);

— наличие комнаты гигиены (туалетов);

В данном вопросе респонденты отмечали следующие пожелания: — увеличить количество контрольно — кассовых машин, что позволит ускорить процесс обслуживания покупателей;

— наличие аптеки;

— наличие банкоматов разных банков;

— увеличение количества корзин и передвижных тележек;

— произвести замену брелоков в кабинках для хранения сумок, пакетов потребителей ( очень большие).

По результатам исследования выявлено нарушения правил продажи, таким образом, необходимо усилить контроль со стороны администрации за деятельностью торговых работников, а именно: соблюдать сроки реализации товаров, производить обслуживание покупателей без обсчета и обвеса, не производить отпуск алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, соблюдать санитарные нормы.

Приоритетным фактором при выборе торгового предприятия являются низкие цены на товар. Таким образом, рекомендуется осуществлять формирование хозяйственных связей с поставщиками для закупа товаров по ценам доступным для потребителей с низким и средним уровнем доходов на товары повседневного спроса.

По результатам опроса установлено, что предприятие не всегда может обеспечить устойчивость и широту ассортимента. Рекомендуется пополнять товарные запасы в соответствии со спросом потребителей консерваторов. Для этого необходимо проводить сравнительный анализ товарных запасов и рационально формировать ассортимент.

Установлено, что изменение местоположения товаров в торговом зале покупателями воспринимается в большинстве случаев отрицательно, потребители отмечают, что при смене месторасположения затрачивается больше времени для поиска товаров, а некоторым требуется консультация мерчандайзера, поэтому рекомендуется проводить изменение месторасположения товаров как можно реже. Либо использовать высококвалифицированный персонал, который может оказать помощь в поиске необходимого товара, или вести манипуляционные знаки (указатели) для облегчения поиска необходимых групп товаров.

Большинству опрошенных при методе самообслуживания, применяемым в ТГ «Абсолют», необходима консультация продавца (мерчандайзера) о потребительских свойствах товара.

Из ответов респондентов было выявлено, что 1/3 часть отмечают несоответствие расстояния между прилавками и горками, что затрудняет движение покупателей в торговом зале. Администрации ТГ «Абсолют» рекомендуется соблюдать установленные нормы.

При опросе большинство респондентов указали, что применяемая упаковка для скоропортящихся групп товаров, приводит к нарушению их качества. Рекомендуется применять для (хлеба, плодов и овощей) перфорированную упаковку во всех предприятиях ТГ «Абсолют». Товароведам проводить оценку качества при приемке товаров в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать условия и сроки хранения товаров для сохранения качества товаров.

Значительная часть опрошенных, оценивают уровень эффективности рекламной компании магазина, как высокий и средний.

Более половины анкетируемых не принимают участие в дегустации товаров. ¼ часть опрошенных принимают активное участие в дегустации. Установлено, что возрастная группа, принимающая участие в дегустации от 21-40 лет. По полу ответы распределились практически в равном соотношении, то есть в дегустации принимают участие, как мужчины, так и женщины. Таким образом, персоналу предприятия при проведении дегустации рекомендуется уделять больше внимание данной возрастной группе.

Список используемой литературы

Матюхина З.П. Товароведение: учебник для нач. проф. образования/ З.П. Матюхина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304

Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология: учебник для нач. проф. образования / Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, А.М. Новикова, С.А. Прокофьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496.

Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса». Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 480.

Феоктистова Е.М.. Красюк И.Н. Маркетинг: теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Шк., 2009. – 80.

Голубков Е.П., Голубкова Е.Н. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.; 2011. – 220.

Электронная коммерция: учеб. Пособие/ под общ.ред. Л.А. Брагина. – М.: Экономистъ, 2011 г. – 287.



sitemap
sitemap