Исследовательская технология — как инновационный подход к организации образовательного



Исследовательская технология — как инновационный подход к организации образовательного процесса

Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего- либо нового. Применительно к педагогическому процессу это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учеников. [3]

Главная цель современного образования — формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся. Применение исследовательского метода формирует у учащихся алгоритм действий, а алгоритмизация чего-либо представляет универсальность. Технология исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету школьного курса, но и в практической жизни. [2] Использование в нашей практике обучения математике исследовательской технологии способствует личностному росту учеников, знания становятся достоянием личности ребёнка, т. е. личностными качествами. Интерес к исследовательской деятельности ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению учащихся стали подлинными приметами современной инновационной педагогики. Эта проблема активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Савенков А.И., Леонтович А. В и др.).

Приобщение учащихся к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. [5] Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Несмотря на внешнюю сложность применяемого метода, он замечателен ещё и тем, что разработка творческих работ, проведение исследовательских работ по математике значительно повышает мотивацию к изучению предмета. Обучение и воспитание эффективно в том случае, если у школьника вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать и чему научить. Наши воспитанники без труда определяют цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, гипотезу, т. к. занимаются интересным для них изучением. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Разработка урока, на котором учащиеся заняты исследовательской деятельностью, требует от учителя точного определения объема и содержания учебного материала, его деления на легко усваиваемые и тесно связанные между собой части, определения частей для контроля и корректировки результатов усвоения, учета индивидуальных темпов усвоения материала учениками и темпов работы групп. Исследовательская деятельность позволяет эффективно сочетать, как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. На выбор того или иного вида работы влияет характер работы, имеющиеся учебные средства (комплекты учебных пособий и другие материалы), а также время, имеющееся в распоряжении учителя. Принципы организации групповой работы могут быть следующие:

оптимальное количество участников группы 4-6 человек.

состав группы стабилен, но дифференцирован по уровню успеваемости и развития учащихся.

на разных уроках группой руководят разные учащиеся.

учебные группы ориентируются на работу примерно в одном темпе, что дает возможность вести деловое обсуждение изучаемого материала.

Умелое сочетание групповой и индивидуальной работы обеспечивает развитие активности и самостоятельности в обучении всех учащихся, дает возможность обсуждать изучаемую тему, оценивать результаты своих наблюдений, высказывать суждения.

Выступая в роли организатора обучения на исследовательской основе, учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Также важно, чтобы педагог уяснил для себя, возможен ли для него подобный род деятельности, есть ли у него необходимый научный и педагогический потенциал, владеет ли он сам методикой и методами научного исследования и, главное, сможет ли он научить им своих учеников.

Вовлекать учащихся в исследовательский поиск лучше на первых уроках любой темы, т.к. они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения. Исследовательская деятельность возможна и при обобщении знаний – понятий, законов, правил, причинно-следственных и других логических зависимостей. Она нужна тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач. Исследовательская деятельность при правильной ее организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия)

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. [4] Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального воспитания потенциала общества.



Литература

Бордовская Н.В.Современные образовательные технологии.- М., 2011 г. 431с.

Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.abitu.ru/researcher/noo/teorii/a_3s3vso.htm

Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности. [текст ]/ В.С Мухина // Школьные технологии.-2006.-№2.-с.19-31.



Полат Е.С Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: Издат.центр«Академия», 2008. 364 с.

Савенков А. И.Исследовательское обучение в современном образовании[текст ]/ А. И Савенков// Школьные технологии.-2004.-№4.-с.82-89.



Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]:учебное пособие для вузов/А. В. Хуторской.-2-е изд., стереотип.-М.:Академия, 2010.-252 с.








sitemap
sitemap