Исследовательская работа-сказка на тему Волшебная глина



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА – СКАЗКА

НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»

Выполнила:

ученица 4 «в» класса

муниципальной гимназии № 4

г. Одинцово

Полина К.

                                                      

ОДИНЦОВО, 2012 ГОД

«ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»

(работа – сказка)

Введение в материал «Ласточкина технология».

Основная часть «В некотором царстве…».

Введение в материал.

«Ласточкина технология»

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек – основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, — не разобьется.

Вполне возможно, что в далекие времена наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хазы – мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец, используемый для возведения различных построек, причем не только сельских, но и городских. Как известно, сильно утрамбованная глина не пропускает влагу, поэтому в народном строительстве из нее делали не только стены, но и полы с крышами. Чтобы повысить прочность глинобитного пола, его время от времени поливали соленой водой.

В древности на тонких глиняных табличках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге.

Знаете ли вы, что:

белая глина обязательно входит в состав

современной бумаги.

Значит, в какой-то мере мы и сейчас пишем на глине.

Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались.

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре.

Это интересно:

На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей – горнов. В старину мастеров, работающих с глиной, называли горнчарами, но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена.

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. В отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется подобно металлу. Столовую посуду русские гончары расписывали специальными керамическими красками, либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрывали стекловидной поливой – глазурью. Особенно много выделывалось чернолощеной посуды. Слегка подсохшие изделия натирали до блеска лощилом (гладким камнем или отполированной костью), а затем обжигали на коптящем пламени без допуска в горн кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо-черную или серую поверхность. Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки – родственники закоптелых печных горшков, горлачей и всевозможных махоток, вылепленных из темной глины. Но посуда из белой и темной глины – не соперники, каждая хороша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоровом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче, да еще и в русской печи.

В общем, вы уже догадались, что речь пойдет о лепке. Если вы думаете, что лепить можно только из пластилина и глины, то ошибаетесь. В своей работе я расскажу, из какого материала леплю я, как получить эти материалы, какие нужны инструменты, а главное как это увлекательно и сказочно интересно. Поэтому свой рассказ я постаралась превратить в сказку, которую посвятила своей преподавательнице по кружку «Волшебная глина» при ОЦЭВ Ордынцевой Наталье Николаевне.

«В некотором царстве….»

Итак, моя глиняная сказка начинается.

В некотором волшебном царстве, в глиняном государстве жила была добрая волшебница с золотыми руками. Она была такая искусница и мастерица, что могла любой кусочек глины превратить, во что только не пожелает. И было у неё в подмастерьях несколько маленьких гномиков и фей, которых волшебница обучала своему волшебству.

ВОЛШЕБСТВО ПЕРВОЕ.



«Превращение пыли в глину»

Глинаэто мелкозернистая осадочная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Глина есть почти всюду. Удобно брать ее из карьеров.

Для улучшения пластичности глину укладывают грядками и оставляют на воздухе на несколько месяцев. За это время под воздействием атмосферных условий органические примеси разлагаются, и глина приобретает более тонкое строение.

В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Иногда для повышения пластичности и водоудерживающей способности глины в нее добавляют растительное масло – до 20% от массы глины.

ВОЛШЕБСТВО ВТОРОЕ.

«Каждый волшебник желает знать»

Глины различных месторождений бывают разного цвета. Чаще встречаются окраски глин от белого цвета – желтого – до красного, от белого – серого – до черного, от красного до бурого.

Но глина различается не по своему натуральному цвету, а по тому, какой она становится после обжига, — обожженная глина меняет свою окраску. Например, если натуральная черная глина после обжига становится белой, её так и называют – белой. Следует помнить, что сухая глина светлее сырой.

ВОЛШЕБСТВО ТРЕТЬЕ.

«Добываем глину для лепки»

Сейчас глину можно найти в любом отделе канцтоваров или детском магазине. Обычная серая глина стоит достаточно дешево. Она гладкая, мягкая, готовая к работе, продается обычно небольшими порциями. Словом, для тех, кто только начинает творить, она, безусловно, подходит!

Если масштабы вашего творчества безграничны, и глины вам требуется много, есть вариант покупки растворимой голубой глины. Продается она в виде порошка в мешках на 3 и10 кг. Обычно сухую глину просеивают перед тем, как начать смешивать, потому, что она содержит много ненужных примесей, например, песка и мелких камней.

Наконец, третий вариант – добыть глину в естественных условиях, например, найти подходящий комок в куче песка, на отвесном берегу реки или в глубоком овраге. Однако, тут важно помнить, что не всякая глина подходит для лепки, для этого она должна обладать достаточной пластичностью. Если найденный вами кусок глины раскатать и сложить в какую-нибудь фигурку, на ее поверхности не должно появляться множественных трещин. Природную глину также следует очистить от примесей.

Совет по очистке природной глины

Растворяем кусок глины в воде до состояния жидкой однообразной массы (как кефир или сметана);

Даём отстояться;

Аккуратно переливаем содержимое в другую ёмкость.

Таким образом, ненужные камни, веточки и всякие тяжелые породы осядут на дно, а у вас останется чистая глина.

Чистую глину высушиваете на солнышке и приступаете к лепке.

ВОЛШЕБСТВО ЧЕТВЕРТОЕ.

«Готовимся к лепке»

Глина для скульптора – его палитра, в которой должна быть целая гамма плотности и пластичности.

Например, в начале работы нужна более мягкая глина, в конце – более твердая, что позволяет отрабатывать мелкие детали скульптуры.

Поэтому лучше всего воспользоваться следующими рекомендациями:

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ВОЛШЕБНИК:

1. Глины должно быть заготовлено больше, чем нужно для данной работы.

2. Сухая глина насыпается в ящик и заливается водой настолько, чтобы отдельные куски выступали островками.

Через три дня с этой глиной можно работать.

Извлекать её из ящика нужно так, чтобы после этого оставались углубления, заполненные водой: тогда в ящике будет лежать глина разной твёрдости – от самой мягкой до самой твердой.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Научила добрая волшебница своих учеников главным волшебствам, без которых не сотворить чудесные поделки. Но чтобы изготовить их, одного только материала мало. Да и одними «золотыми руками» доброй волшебницы здесь не обойтись. Ведь руки становятся золотыми только у настоящих мастеров, а наши гномики и феи только учатся быть мастерами-волшебниками. Что же делать?

Конечно, лучшим, незаменимым инструментом для лепки из глины являются пальцы. Ими можно вылепить вчерне всё изделие. А вот доработку скульптур, особенно с мелкими рисунками, приходится вести с помощью инструментов, так как пальцы рук все же толсты. Инструменты для лепки из глины не дороги и просты.

И дала тогда добрая волшебница в помощь своим ученикам эти чудо-инструменты:

Ножи необходимы лепщику для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т.д.

Стеки являются основным инструментом при лепке из глины, воска или пластилина. Они изготовляются из деревьев твёрдых пород, растущих в сказочном лесу: бука, клёна, берёзы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длинной от 10 до 25 сантиметров и толщиной в своей наиболее толстой части от 1 до 3 сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закругленной, круглой и т.д.

Рис.

Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и т.д. нужны стеки с металлическими наконечниками.

Взяли маленькие мастера в свои ручки эти инструменты, а с чего начать работу не знают. Вроде и волшебствам они обучились, и чудо инструменты у них есть, а, как и с чего начать колдовать поделки не знают.

И решила тогда рассказать добрая волшебница, какие существуют способы превращения глины в чудо — поделку.

Способы превращения глины

1. Из цельного куска глины:

Можно создавать фигурку из цельного куска глины, вытягивая и формируя её как требуется. С помощью несложных приемов вдавливания, прищипывания и оттягивания создаются традиционные фигурки из глины, например, народные игрушки-свистульки.

2. С помощью стеков:

Можно вырезать фигуру из глины с помощью специальных приспособлений (стеки). Тогда кусок глины должен быть достаточно плотным и слегка затвердевшим, чтобы не разваливался у вас в руках.

3. С помощью гипсовой формы:

Можно создавать изделие с помощью гипсовой формы, в которую вливается глина, растворенная в воде до состояния однородной массы.

4. По форме:

Если вы хотите создать поделку из глины по форме (например, сделать вазу со слепка, имеющегося у вас сосуда), используете полиэтиленовую плёнку. Ею нужно обернуть сосуд, прежде чем налепить вокруг него глиняную основу. После высыхания глины пленка легко отдирается, а у вас остаётся готовая форма.

5. Рельефная лепка:

Существует так же рельефная лепка, когда на раскатанную пластом глину налепливается рисунок любой сложности.

Разновидность рельефной лепки – вырезание рисунка на поверхности.

«Всегда помните, что глина – это не пластилин», — сказала добрая волшебница: «Этот материал намного прочнее, но и обращаться с ним нужно аккуратнее. Запомните несколько простых правил»:

Чудо-правила о том как нужно лепить

Первое правило: глина для лепки всегда должна быть сырой. Поэтому после завершения работы укрывайте массу влажной тряпкой, не давая засыхать.

Второе правило: в процессе лепки всегда заглаживайте появившиеся трещины с помощью воды или водно-глиняной массы.

Правило третье: создавая поделку из глины, начинайте с вылепливания более крупных частей, а впоследствии присоединяйте к ним те, что помельче.

Запомните! Нельзя закатывать в невысохшую глину посторонние детали, например, кусочки проволоки, металлические или деревянные ножки и т.д. Лучше сделайте для них углубления и сажайте на клей после высушивания изделия.

Выслушали все советы доброй волшебницы маленькие мастера. Ох и нелегкая это работа – волшебство. Сколько правил и заклинаний нужно знать, чтобы из какого-то кусочка глины сделать поделку. Но ведь у наших мастеров глина не простая, а волшебная, поэтому без магии здесь не обойтись. Запаслись гномики и феи сказочным терпением, собрали всё своё сказочное старание и приступили к сотворению чуда, причем каждый решил сделать своё.

Дело сделано!

« Ну а что делать с фигуркой после лепки?» — спросили маленькие мастера. Взяла добрая волшебница свою волшебную палочку и приступила к колдовству. Взмахнула ею…

Колдуем раз: (сушим)

Всякое изделие из глины нужно высушить, прежде чем проводить с ним дальнейшую работу.

Сушим её в полиэтиленовом пакете.

Не торопимся, даём ей отстояться пару дней.

Чтобы определить, готова ли поделка, внимательно на неё посмотрим: сухое изделие из глины значительно светлее сырого и намного легче.

Колдуем два: (досушиваем)

После того, как поделка высохла, можно дополнительно подсушить её в духовке или микроволновой печи.

Колдуем три: (обжигаем, способ 1)

Чтобы изделие из глины было более прочным, его обжигают. В домашних условиях сделать это достаточно проблематично, однако если у вас на даче или в деревне есть печь, вы можете обжечь в ней фигурку.

Для этого высохшую поделку поставьте на некоторое время в не слишком раскаленную печь в стороне от горящих углей.

Колдуем четыре: (обжигаем, способ 2)

Также изделие из глины можно обжечь на костре. Для этого либо поместите его в жестяную банку, либо установите на поверхности кирпича или камня, затем обложите со всех сторон горящими поленьями и постепенно обжигайте.

Помните! Обжиг должен быть всегда равномерным, а от резких перепадов температуры глина трескается.

Колдуем пять: (готовим к покраске)

Прежде чем красить изделие из глины, нанесите на него слой обычной белой эмали. Он быстро сохнет и создает ровную основу для покраски.

Колдуем шесть: (раскрашиваем)

Раскрашивать можно специальными красками, а можно добавить немного клея ПВА в обыкновенную гуашь.

По завершению покраски, нанесите на глиняную фигурку ровным слоем обычный ПВА.

Когда клей засохнет, у вас на руках окажется красивое, блестящее и прочное изделие из глины!

Дело сделано!

Но был у доброй волшебницы ещё один тайный рецепт приготовления материала для лепки, который она держала в секрете. Но, глядя на своих маленьких учеников, как они стараются, решила она открыть им свою тайну.

ТАЙНА ДОБРОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ:

В широкую миску нужно насыпать соль, добавить воды, затем муку. Всё хорошенько перемешать. Приготовленное тесто положите в какую-нибудь ёмкость или в полиэтиленовый пакет.

Поступайте так, словно вы хотите приготовить тесто для выпечки. Если тесто прилипает к рукам, добавьте немного муки. Если оно рассыпается – влейте небольшое количество воды.

ПЕРВЫЙ РЕЦЕПТ:

Мука пшеничная – 2 стакана;

Соль «Экстра» — 1 стакан;

Вода – ¾ стакана.

ВТОРОЙ РЕЦЕПТ:

Мука пшеничная – 1 стакан;

Соль «Экстра» — 2 стакана;

Сухой обойный клей – 1 ложка;

Вода – около 1 стакана.

один ценный совет: Солёное тесто, в открытом виде, на воздухе, очень быстро сохнет, поэтому держите ёмкость с ним закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

ещё один ценный совет: Вы можете придать необычный цвет и приятный запах своему тесту (что сделает работу намного приятнее), если добавите к нему немного специй (или какую-либо из них): мускатный орех, тмин, паприка, серый и чёрный перец, корицу, карри.

Важно знать, что:

Перед покраской поделка должна обязательно подсохнуть. На это нужно несколько дней.

Раскрашивать поделки из солёного теста можно обыкновенными акварельными красками.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap