Исследовательская работаМой современник в рассказах Юстасии Тарасавы



 «Мой современник в  рассказах алтайской писательницы Юстасии Тарасавы».

Введение

Тема данной работы «Мой современник в  рассказах алтайской писательницы Юстасии Тарасавы».

Существует мнение, что молодёжь раньше была более воспитанной, с уважением относящаяся к старшим. А теперь всё не так, всё хуже, дети непослушны, не уважают взрослых, порой и агрессивны, прописавшиеся в социальных сетях. Всё измеряется деньгами.

Мне захотелось узнать, что пишут современные писатели о нас, живущих в 21 веке. Какими видят они нас, понимают ли наши проблемы, как предлагают разрешить их? Какой же он «герой нашего времени»?

  На уроках литературы мы узнаем, как жили наши предшественники, что любили, о чем думали, мечтали, что ценили превыше всего. Мы анализируем их поступки, даем им оценки.

          Актуальность моей работы связана с тем, что мы живем в век высоких скоростей, общение близких людей сведено до минимума, родители заняты работой, а подростки часто предоставлены сами себе, прогулкам на воздухе, предпочитают виртуальное общение по скайпу. Не всегда они самостоятельно могут отличить добро от зла, хорошего человека от плохого, выбрать правильные ориентиры в жизни.          

          Цель моего исследования: выявить,  насколько мы отличаемся от героев художественной литературы прошлых веков? Каковы взаимоотношения людей? Что мешает нам быть счастливыми? Почему в 21 веке стала актуальна борьба с наркоманией? Есть ли выбор у современного подростка?   На самом ли деле мы хуже подростков, живших до нас? Все это стало предметом моего исследования.          

           Объектом исследования является современный подросток, его интересы, жизненные ценности, проблемы.



          Метод исследования, который я выбрала, — это анализ художественного произведения, опрос учащихся 12-17 лет, взрослых от 40 до 65лет.

          Материалом исследования послужили рассказы алтайской писательницы Юстасии Тарасавы о моих современниках, обычных школьниках.

          Практическая ценность моей работы заключается в популяризации произведений алтайских писателей среди школьников,  в определении нравственных ценностей, поиске решения проблем, возникающих у современных подростков. 

Глава 1. О писателе 

Наталья Тарасова, взявшая псевдоним Юстасия Тарасава,  молодая алтайская писательница, проживает в Барнауле. Необычный псевдоним родом из детства писательницы, когда она была ребёнком четырёх лет, пробовала «создавать» книжки-малышки и оформляла их за своей подписью, а фамилию писала по принципу «как слышим – так и пишем». Юстасия – имя героини английской книжки, прочитанной в детстве. Имя нравилось тем, что напоминало слово «юстиция», а значит, читалось как справедливость. По мнению автора, справедливость – главная заповедь литературы.

Её литературным дебютом была повесть-сказка «Егорка и Змей Добрыныч», написанная в 2009году. Книга издана на средства краевого бюджета по результатам краевого конкурса на издание литературных произведений – номинация «Литература для детей и юношества». Конкурс проходил под патронатом губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина , она была адресована детям от 0 до 10 лет. Юстасия Тарасава — сравнительно молодой автор, но ею уже написаны и рассказы: «Лешка и Картошка», «Просыпаемся мы», «Апостол», «Путешествие Маленького Вулканоежки», сказка «Приключения Сырного Мальчика», «Моя Мама – Золушка». Некоторые произведения можно не только прочитать, но и услышать по радио.

Юстасия Тарасава считает, что очень важно при воспитании мальчиков давать им возможность реализовывать свою потребность в знании военной истории.

Знакомство с творчеством Юстасии Тарасавы началось с рассказа «Лешка и Картошка», который нашла в интернете. Произведение прочитала с удовольствием, открыв для себя ещё одного талантливого человека. Вторым произведением стал рассказ «Просыпаемся мы». Автор не дает советов, не «учит жить», а предлагает задуматься думать: кто я, что могу, для чего живу. Главными героями писательницы являются мальчишки — подростки. Это самый ответственный возраст, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Мальчишки показаны со всеми недостатками, которые искореняются в процессе их путешествия во времени.  Характерной особенностью этих произведений является мотив сновидения, который играет вполне конкретную композиционную роль.

 

Глава 2. Рассказ «Лешка и Картошка»

Я бы назвала этот рассказ мини — энциклопедией. Подростки не любят читать, их мало привлекают и энциклопедии, поэтому писательница в текст произведения о путешествии умело вплетает познавательную информацию о географии, истории, картофеле. Каждый, кто прочитает этот рассказ, будет знать, куда впадает река Обь, сколько лет человек выращивает картофель, кто европейцам рассказал об индейской культуре Папас (клубни картофеля), о картофельных бунтах и еще о многом.

Юстасия Тарасава, зная пристрастия мальчишек — подростков к путешествиям, отправляет героя рассказа школьника Лешку в путешествие, но не по- настоящему, а во сне. Сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным.

Сны героев в произведениях литературы занимают особое место: через данный приём раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символический смысл, «предсказывают» развитие сюжета. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины  поступков, отношение к людям и к себе. Ведь сон — это время, когда освобождается подсознание человека. А оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками.

О том, что мальчишки склонны преувеличивать, автор говорит в самом начале произведения: «Это правдивая история про Лёшку и картошку. Лёша мне сам рассказывал, а зачем ему врать?» В рассказе присутствует вечная тема «Отцы и дети»: Лёшка двойку по географии «схлопотал», а дома   на маму фыркнул: «Отстань! Ненавижу картошку!» Все вокруг виноваты, кроме самого себя. Обиженный на весь белый свет герой рассказа решил выучить географию: « Не всю, а только ту тему, по которой цвайку получил». Мама героя тоже обиделась на сына, стала заниматься своими делами.  Оставшись один, Лешка скучает, пока не замечает на географической карте малюсенькую картошку в сомбреро.

 Увеличительное стекло помогает оживить картошку в сомбреро, и реальный сюжет переходит в сказочный. Мы видим проникновение волшебной силы в повседневную жизнь и перенесение героя в другой мир. В считанные секунды Лешка превращается в крошечного и нарисованного. Стоит нарисованный Лёшка рядом с нарисованной Картошкой в сомбреро и понять ничего не может. Находясь в другом мире, нарисованный Лешка испытывает страх, автор дает возможность переоценить свои прежние взгляды на окружающее.

Писатели относятся к чуду не серьезно, а используют чудо лишь как прием для нравственных поучений, к тому же убеждают читателей в том, что современность и реальная жизнь дает человеку столько ценного, которое ни в какой чудесной сказке не может существовать.

И вот уже «ожившая» картошка сопровождает Лешку, знакомя со своей «биографией». Герои путешествуют, не по какой- то выдуманной стране, а по реальным местам: «Барнаул был, а уже Камень-на-Оби, подъезжаем к   Новосибирску,  по Оби до Баренцева моря в Норвежское, мимо Северного моря в Атлантический океан». И мальчик постепенно из сердитого, ершистого, фыркающего на маму и на все, что под руку попалось, превращается в послушного, наблюдательного подростка , робкого, уважительно относящегося к картошке: «Не знаю, — промямлил Лёшка и честно признал, — ты вроде не такая уж плохая», и даже ласково « Картошечка» (автор использует уменьшительно — ласкательный суффикс ечк). Лешка делает вывод, что «обруганная» им в начале произведения картошка как настоящий дипломат может объединить разные народы. «Весь земной шар — одно большое картофельное поле». Образ картошки выступает в рассказе символом настоящего, вечного, доброго, помогающим увидеть подростка Лешку добрым, сообразительным, впечатлительным и даже ранимым, когда речь идет о блюдах из картошки: « А тебе не больно? — испугался за неё Лёшка».

Автор окончательно стирает и без того еле уловимую грань между сном и реальностью, приведя диалог родителей Лешки, увидевших около спящего Лешки  сомбреро.

  — Помнишь, когда мы студентами ездили на картошку, у меня была точно такая же шляпа? — озадаченно спросил он у мамы.

  — Конечно, помню. Мы же с тобой познакомились благодаря этому сомбреро. Только ты его потом потерял.

  — Интересно, — папа взглянул на спящего Лёшку. — Где он его взял?

Шляпа связывает не только два мира, волшебный и реальный, но и взрослых и детей.

Рассказ заставляет задуматься над многими проблемами нашего общества: это и одиночество подростков, их заброшенность, равнодушие окружающих людей.

Глава 3. Рассказ «Просыпаемся мы»

10 февраля 2012 года в Морской библиотеке состоялась презентация книги «Просыпаемся мы» Юстасии Тарасавы. Книга «Просыпаемся мы» адресована учащимся младшего школьного возраста. Речь в этой книжке идет о Памяти к дедам и прадедам, защищавших нашу Родину, в том числе Севастополь. Сюжет для этого рассказа придумал восьмилетний мальчик из Барнаула после посещения 35-й Батареи в Севастополе.

Рассказ имеет символическое название: это и пробуждение от сна, и какое-то переосмысление, и единение.  

 Сюжет рассказа таков: подростку Саньке стал сниться сон, в котором он видит много воды и человека, обращающегося к нему с просьбой.        

  Рассказ «Просыпаемся мы» мне понравился тем, что в нем жизнь показана такой, как есть,  во всех её проявлениях.

 Главный герой рассказа Санька   представляет некоторую часть молодежи сегодняшнего дня. Его прототип можно найти в любой школе, в любом классе. Мы привыкли  к тому, что в художественном произведении автор показывает отношение к описываемым им событиям, а не оценивает.

Что же представляет собой  главный герой рассказа? Автор не дает нам точного описания внешности Саньки, не называет его и фамилии. Характеристика героя складывается из его речи, поступков, общения с окружающими. В рассказе присутствует оценочная лексика, позволяющая понять  отношение автора.



У Саньки  нет настоящих  друзей, его не принимают в свой круг одноклассники: «..у его семьи нет ничего такого, чем можно гордиться — ни джипа, ни шмоток, так ещё и в дурацкие ситуации попадает постоянно».

В школе у Саньки одна мысль: «Как дожить до конца уроков?» Школа как минное поле, на секунду внимание ослабишь и нарвёшься на неприятности. То физичка, то математичка, то немка, то Бобров с компанией порядки свои навязывает, то девчонки друг против друга интриги плетут. Саньке приходится приспосабливаться. Все силы на это уходят. Поэтому после школы он отлёживается, а мать это бесит. Она думает, что он бездельничает.

Жизнь современного мальчишки и так нелегка. А тут еще эти сны… . Не страшные, а именно странные. . Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами именно с этой целью. Особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов.

Сновидящий обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и не может сознательно воздействовать на сюжет сна. «С каждым разом сон становился чуть длиннее, открывая Саньке новые подробности. Как кино с продолжением. Увиденное во сне мучит его, он принимается искать ответы на увиденное во сне. Саньке начинает путать явь и вымысел. Он решает откликнуться на просьбу, услышанную во сне: «Ну и что, что из сна. Просит ведь!»

Читая рассказ, я задумалась, почему боец из прошлого пришел именно к Саньке?    Сначала мне показалось, что он выбрал самого слабого мальчика, который всех и всего боится. Но я ошиблась, « По вечерам Санька стал торопиться доделать уроки, чтобы быстрее лечь спать. Мать радовалась, а он волновался: увидит сегодня или нет?». Санька начинает свое расследование, и его уже не пугают мысли о том, что о нем подумают. Он обращается к близким, но взрослые ничего не могут рассказать о прадеде, который пропал без вести… «Санька видел, что они напуганы, потому что не знают. Не знают, что было. И он рассказал. Как его дед, тогда молодой боец, защищался окружённый Севастополь…  Как они ходили в атаку без оружия и голыми руками дрались. Как обессилевших, потерявших сознание их захватили в плен. Как колонну пленных вели по Крыму, и когда голова этой страшной змеи уже вошла в Бахчисарай, хвост ещё был в Севастополе. Как из немецких концлагерей после Великой Победы этих заключённых перевели в советские лагеря. Как их судили за измену Родине – их, преданных Октябрьским и Петровым и защищавших Родину до самого конца. Как их не брали на учёбу и работу из-за трёх слов «госпроверку не прошёл». Как они отказывались от своих семей, чтобы не ломать жизнь близким. Как их величайший подвиг стал их позорнейшим клеймом. Санька говорил и говорил, захлёбываясь в словах.

И в этом произведении автор стирает еле уловимую грань между сном и реальностью: Санька получает контузию  «… острый приступ прорастания», как сказал пожилой врач: «Память предков.  Вам теперь с этим жить. Это не войнушка. Это война. Ищите прадеда. Найдёте – полегчает».

Читая рассказ, видишь, как Санька постепенно меняется. Становится смелее и увереннее, потому что нельзя быть трусом, когда прочувствовал такое… « Он спешил в школу, он теперь почти жил там. А что школа? Это же не минное поле. Хочешь – учись. Санька хотел. Иногда он задумывался: «А кем бы стал Ваня, на кого бы он стал учиться?». И от этих мыслей Саньке хотелось учиться за пятерых. Оказалось, что и физичка, и математичка, и немка ничего против него лично, против Саньки Иванова, не имеют. Они по-своему стараются как лучше, это их работа. Санька даже жалел их немного, ведь не все ученики такие, как Вовка. С Вовкой они часто разговаривали и вместе что-то изобретали. Однажды Бобров обозвал Вовку при всём классе, и Санька спустил его с лестницы. Подумаешь, каратист. Иногда по дороге из школы он заходил в церковь зажечь свечи, чтобы Ване и остальным прадедам, которых Санька не помнил, было светлее». Мы узнаем фамилию главного героя — Иванов, которую с гордостью произносит Санька.

Меняются и взрослые: «Первый раз они все вместе вот так сидели. Объединённые одной болью и одной целью. Впервые Санька почувствовал, что они семья. И что семья – это больше чем здесь и сейчас. Гораздо больше. Семья – это и есть то, чем можно гордиться. Это нельзя купить как джипы и другие вещи. Потому что семья – это люди, память, род. И у него, у Саньки, это есть. И это главное».

А потом всё как-то затянулось, зарубцевалось. Санька почти забыл. Он спешил в школу, он теперь почти жил там. А что школа? Это же не минное поле. Хочешь – учись. Санька хотел. Иногда он задумывался: «А кем бы стал Ваня, на кого бы он стал учиться?». И от этих мыслей Саньке хотелось учиться за пятерых. Оказалось, что и физичка, и математичка, и немка ничего против него лично, против Саньки Иванова, не имеют. Они по-своему стараются как лучше, это их работа. Санька даже жалел их немного, ведь не все ученики такие, как Вовка. С Вовкой они часто разговаривали и вместе что-то изобретали. Однажды Бобров обозвал Вовку при всём классе, и Санька спустил его с лестницы. Подумаешь, каратист. Санька как-то сам не заметил, когда перестал бояться. Иногда по дороге из школы он заходил в церковь зажечь свечи, чтобы Ване и остальным прадедам, которых Санька не помнил, было светлее.

Финал рассказа — и поражающий, и примиряющий. Санька с отцом едет в Севастополь и видит то место, которое столько раз ему снилось: «Санька узнал это место. Он видел его не раз. Восковые слезинки свечей у стены Памяти падали в песок красными пятнами. Как кровь на раненой крымской земле. А когда они вышли из музея, Санька смотрел на парней и девушек в купальниках, которые танцевали на крышах машин здесь, на этой огромной могиле, и не осуждал их. Он понимал, что они просто ещё не знают, где лежат их прадеды. Просто в них это ещё не проросло. Пора проснуться.»

Рассказ Юстасии Тарасавы «Просыпаемся мы» заставляет не только увидеть нашу жизнь со стороны, взглянуть на себя, на своих одноклассников, оценить увиденное, но и заставляет задуматься над тем, что есть добро и что есть зло в нашем мире, каков духовный мир моего современника и есть ли у него выбор жизненного  пути.  

Глава 4. Языковые особенности художественного стиля речи рассказов

1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной: схлопотал, голосил, физичка, математичка, немка, фыркай, подлизываюсь, цвайку, большущий, не дрейфь, позабыл, нарвёшься на неприятности, интриги плетут, порядки свои навязывает.

2.Глагольное речеведение.

 Мать осторожно прикрыла дверь, и Санька услышал, как она звякает чем-то в кухне. Отца кормит. Санька зажмурил глаза, но сон не шёл. Он слышал, как разговаривали родители, как голосил телевизор, как наступила тишина, которую изредка нарушал скрип пола. Отец курить ходил. Тоже уснуть не может. 

3.Выразительные средства языка

Сравнения: как коршунами налетают самолёты, липкие как карамель ,как минное поле ,голова страшной змеи. 

Парцелляция: Совсем рядом. Страшно близко. И вдруг пришёл ответ. Из архива. Отец взял отпуск. И сказал, что Саньке придётся пропустить школу. И они поехали. К прадеду. В Севастополь.

Эпитеты: звенящей тишине, противный звук, правдивая история.

Фразеологизмы: голову мысли лезут, привет из прошлого.

Олицетворение: сон не шёл, голосил телевизор.

Метафора: Восковые слезинки свечей.

Глава 5. Опрос населения на предмет чтения

Опрос проводился среди учащихся 12-17 лет — 86 человек, взрослых от 40 до 65лет -70 человек.    

Опрашиваемым были заданы 2 вопроса;

1. Вы любите читать?

2. Какие книги о подростках вы читали? 

Школьники назвали книги:



«Га́рри Джеймс По́ттер» Джоан Роулинг— 54 человека

«Гарри Поттер и узник Азкабана»  Джоан Роулинг— 42 человека

«Сумерки. Сага. Рассвет».  Стефани Майер-34 человека

«Хоббит или туда и обратно» Толкиен Джон  -41 человек

«Робинзон Крузо» Дефо -23человека

«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла-42 человека

«Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса -14 человек

«Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери-37 человек

«Алые паруса» А.Грин- 43 человека

«Снежная королева»  Г. Х. Андерсен- 57 человек

Среди названых произведений 9 были зарубежных авторов, отечесвенного происхождения-1 произведение.

При опросе взрослых от 40 до 65лет – 70 человек была выявлена следующая статистика:

На вопрос: «Вы любите читать?»

Ответили положительно 62 человека, что составляет %

На вопрос: «Какие книги о подростках вы читали?», я получила такие ответы:

«Дети капитана Гранта» Жюль Верн  32человека

«Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн  43 человека

«Кортик» «Бронзовая птица» А. Рыбаков 56человек«Робинзон Крузо» Дефо 61человек

«Остров сокровищ» Стивенсон 53человека «Черная стрела» Стивенсон 49человек«Школа», А. Гайдар 46человек

«Тимур и его команда» А.Гайдар 68человек«Алые паруса» Александр Грин 57человек

«Баранкин, будь человеком» В.Медведев 54 человека

«Витя Малеев в школе и дома» Н. Носов 52 человека

«Федька Сыч теряет кличку» В. Сидоров– 36 человек

«Повесть о красном орленке» В. Си́доров – 41 человек

Среди названых произведений 5были зарубежных авторов, отечественного происхождения-8 произведений.

Старшеклассники не любят читать , 20% школьников не читают вообще.

Может поэтому среди подростков много жестоких.

Анализируя читательский спрос у людей разных поколений, можно сделать вывод, что книги о подростках всегда вызывали интерес. К сожалению, произведения отеческого происхождения мало пользуются спросом у современных читателей.

Вывод.

Исследование рассказов Юстасии Тарасавы доказало, что и в 21 веке  литература отражает  проблемы, которые существуют в   обществе, и в 21 веке подростки способны на высокие поступки,  могут взять на себя ответственность за происходящее. Они, как и во все времена,  нуждаются в любви и понимании, в дружеском участии.   

Важно, чтобы читая книгу, каждый  задумался о себе, о своей жизни, и ответы на возникающие вопросы у каждого будут свои.

            Своими рассказами писательница напоминает, что надо любить людей, быть внимательными к своим же одноклассникам, товарищам, близким, не дать им остаться одинокими.








sitemap
sitemap