Исследовательская работа Воспитание души — дело тонкое



Конкурс исследовательских работ

Номинация: «Известные люди района» в системе образования

Тема исследования: «Воспитание души – дело тонкое»

Автор: Хирова Ирина, ученица 10 класса МОУ Уральской СОШ

Руководитель: Натфуллина Зейнеп Алтушевна, учитель музыки, классный руководитель 10 класса, заместитель директора Уральской школы по ВР



Контактный телефон: МОУ Уральская СОШ 8 (351-55) 2-58-88

МОУ Уральская СОШ, 2012 год.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение 1 (Фотогаллерея)

6. Приложение 2 (По страницам районной газеты)

7. Приложение 3 (видеоматериал)

Всем учителям музыки посвящается:

Пусть музыка счастья звучит в душе каждый день,

И жизнь дарит больше неповторимых и ярких мгновений!

Вы лучше всех на свете!

1

Все главное в судьбе человека начинается со школы. В школе дети проводят самые важные годы своей жизни. Я, ученица Уральской средней школы. В этой школе учились моя мама, мои тети, сестры и братишка. Мне кажется, что эта школа самая лучшая на свете! В каждой школе можно встретить замечательных учителей. Именно в нашей школе все учителя такие. Наши учителя – это настоящие мастера своего дела, люди увлеченные, любящие детей, идущие в ногу со временем. Школа постоянно совершенствуется, вводит новые программы обучения, разнообразные элективные курсы. Это хорошая возможность ребятам подготовить себя к поступлению в высшие учебные заведения. Школа – это место, где человек может раскрыть свои способности. В нашей школе этому способствуют и учителя искусства. Вот уже 7 лет при нашей школе работает филиал от Обручевской школы искусств. Как только я узнала, что в нашей школе можно будет получить дополнительное образование, я сразу же записалась учиться игре на аккордеоне. И вот уже в следующем году я получу не только аттестат о среднем образовании, но и свидетельство об окончании школы искусств.

У каждого есть свой любимый учитель. Учитель по алгебре, литературе, физике, живописи. Бывает, наверное, несколько любимых учителей. А случается и наоборот, когда нет друга – учителя. Тогда школьнику очень плохо. Поэтому для многих учеников любимый учитель – это классный руководитель. Мой классный руководитель Зейнеп Алтушевна Натфуллина, учитель музыки. Она всегда поможет в трудную минуту, внимательно следит за каждым в классе, у нее нет любимчиков, ко всем относится, как к своим детям. Когда передо мной встал вопрос, о ком написать свою работу, я серьезно задумалась. Хочется рассказать сразу обо всех педагогах, и тогда на помощь пришла Зейнеп Алтушевна, оказалось, что у нас с ней есть общие любимые педагоги – это педагоги Обручевской школы искусств. Дело в том, что Зейнеп Алтушевна и я получили дополнительное образование по классу аккордеон у одних и тех же педагогов. Вот о них я и мой классный руководитель и наставник расскажем вам в своей работе.

2

В центральной части Кизильского района, в месте слияния рек Ильяска и Кипчак расположено село Обручевка (центр Обручевского сельского поселения). На центральной улице этого старинного села стоит дом, выделяющийся приятным внешним видом. Во второй половине дня он наполняется ребячьими голосами и музыкальными звуками. Это Обручевская музыкальная школа, ныне она носит статус Детской школы искусств. В ней действуют отделения: фортепианное, народных инструментов, декоративно-прикладного искусства, дошкольного эстетического воспитания. Помещение школы не очень просторное, да притом нуждается в современном капитальном обновлении и ремонте.

Тем не менее, ребята охотно посещают занятия после общешкольных уроков, дополнительно затрачивая часы на освоение полюбившегося музыкального инструмента, на изготовление поделок из глины, пластилина, подручного материала.

История Обручевской школы искусств неотделима от истории поселка. Инициатором ее создания был действующий в то время директор совхоза «Урал» Григорий Георгиевич Ишимов. Григорий Георгиевич родился в 1931 году в селе Требия Нагайбакского района Челябинской области. Свою трудовую деятельность он начал в годы Великой Отечественной войны на Ново-Буранном руднике. В 1966 году он приехал в Кизильский район, где был назначен главным ветеринарным врачом района, а затем уже и директором совхоза «Урал». На протяжении всей своей трудовой деятельности Ишимов Г.Г. проявлял заботу о людях, проживающих в поселке, уделял большое внимание развитию художественной самодеятельности. И, конечно же, он проявлял заботу о детях. Вот почему в далеком 1980 году он нашел в лице Черных А.И. сподвижника, который и вдохновил его открыть в селе Обручевка Детскую школу искусств.

Григорий Георгиевич, как мог, помогал музыкальной школе, будучи убежденным, что это тоже своего рода производственный цех – цех настроения и красоты. Мудрый хозяйственник, человек, для которого не существовало мелочей, старался все делать красиво и надолго. Он по-отечески заботился, часто заходил в гости, интересовался проблемами и быстро и умело их разрешал. Музыкальные инструменты, материально-техническое оснащение – все лежало на его плечах. Давно уже нет Г.Г. Ишимова, но здание музыкальной школы и работа замечательных педагогов в ней стали доброй и светлой памятью о нем.

Говоря об истории создания школы, мы просто не можем не упомянуть имя первого директора школы искусств – Александра Ивановича Черных. Родился он 7 мая 1947 года в селе Обручевка. В 1968 году он поступает в Магнитогорский педагогический институт, который успешно заканчивает в 1972 году. По окончании института Александр Иванович возвращается в родное село и начинает работать в Обручевской средней школе учителем русского языка и литературы, а также организатором по внеклассной работе. Именно тогда и рождается идея об открытии Музыкального центра досуга детей. И уже в 1980 году была открыта Детская школа искусств, которую и возглавил Черных Александр Иванович.

Благодаря этим двум замечательным людям, дети нескольких поселков – Обручевка, Михайловка, Симбирка, Карабулак а теперь и Уральское имеют замечательную возможность приобщиться к миру искусств и в дальнейшем применить свои знания на протяжении большого жизненного пути. Коллектив преподавателей профессионально заботится о том, чтобы дети получили достойное дополнительное образование.

Александр Иванович выпестовал свое детище, поставил его на ноги а затем передал в надежные руки симпатичных, задорных городских девчат, приехавших поднимать культуру на селе. Это Феофанова Наталья Викторовна (Ужегова), Колева Снежана Цокова (Кошелева), Закирова Лилия Назиповна (Клюшина), Гульсина Фандасовна (Кустубаева).

Когда-то тридцать с лишним лет назад эти красивые, молодые девчата приехали после распределения в село работать. Здесь каждая из девушек встретила свою судьбу, они вышли замуж и вырастили по двое детей. Эти дети также как и многие дети поселка Обручевка окончили школу искусств, где преподают их мамы.

В Обручевской школе искусств – в этом храме культуры за многие годы сложился дружный, творческий коллектив, ставший настоящим музыкально-педагогическим ансамблем, который не дает иссякнуть роднику детского творчества и дарования. О каждом педагоге школы искусств мы расскажем в отдельности.

Кустубаева Гульсина Фандасовна родилась в 1960 году, уроженка города Сибая. В 1982 году она приехала работать в Обручевскую Детскую школу искусств по распределению сразу же после окончания Магнитогорского музыкального училища имени М.И.Глинки. Она обучает ребят игре на баяне и аккордеоне. Каждый урок Гульсины Фандасовны – это маленькая ступенька к вершинам музыкального творчества. Ее задача – найти в ученике ту божью искорку, которая приобщит его к прекрасному и заставит поверить в себя. Она жизнерадостный, отзывчивый человек, прекрасный педагог, любящий музыку и умело передающий эту любовь своим ученикам. С ее помощью мальчишки и девчонки, приходящие впервые школу и с опаской поглядывающие на аккордеон или баян, через несколько лет уверенно исполняют музыкальные произведения на этих инструментах, участвуют в районный конкурсах. Многие ученики Гульсины Фандасовны стали призерами районных конкурсов и фестивалей.

Жизнь каждого человека освещает учитель. За хорошим учителем хочется войти в его мир. Мир моего учителя – это игра на аккордеоне. Гульсина Фандасовна может исполнить самую разную музыку, и аккордеон будет звучать всегда по-разному. Мне тоже хочется стать настоящим музыкантом, как Гульсина Фандасовна и исполнять любую музыку.

За все эти годы Гульсина Фандасовна подготовила и выпустила из стен школы 34 выпускника. Своим выпускникам она привила интерес к музыке и народным инструментам. Результатам ее педагогической деятельности стали выпускники, продолжившие свое образование в педагогических и музыкальных вузах. Это Суюндукова Зина, Донецкая Женя, Гумерова А, Старилова Олеся и Усевич Таня. Все они работают по полученной специальности в образовательных учреждениях.

Гульсина Фандасовна на протяжении десяти лет (1986 -1996 гг) занимала должность директора школы искусств. Она показала себя и как замечательный руководитель и как друг и наставник. Коллектив под ее руководством работал слаженно, увлеченно.

На протяжении всех лет Гульсина Фандасовна является активным участником в пропаганде народного творчества. Помимо основной работы она всегда активно участвует в концертной деятельности села и района. Много лет она отдала работе в сельском Доме культуры. Работа музыканта это всегда творческий процесс, требующий большой профессиональной отдачи, поэтому Гульсина Фандасовна постоянно повышает свой профессиональный уровень. Она не только преподаватель в школе, но и руководитель вокального ансамбля «Рябинушка» в Доме культуры. Гульсина Фандасовна коммуникабельный воспитанный человек, творческий, поэтому вокруг нее всегда собирается много людей по интересам музыкального творчества. Она является автором собственных песен, где слова и музыка написаны ей самой. В подтверждении этих слов хочется сказать, что она является дипломантом областного конкурса национального творчества и дипломатом конкурса авторской песни. Гульсина Фандасовна как человек любящий свою профессию никогда не отказывает в помощи проведения концертов и праздников в других поселках. Вот уже десять лет она на «перекладных» ездит в п. Симбирка и руководит женским ансамблем. Ее «девчата» успешно выступают не только на сцене родного поселка, но и радуют своим выступлением Кизильчан, они ежегодно принимают участие в смотре художественной самодеятельности «Поет село родное». С сентября 2011 года Гульсина Фандасовна возглавила и коллектив женского ансамбля Уральского сельского клуба. В коллективе школы и во всех коллективах, где Гульсина Фандасовна работает, она пользуется уважением коллег и любовью своих учеников. Как для школы, так и для села она является ценным работником в воспитании молодого поколения и привития интереса к народному творчеству. К сожалению Гульсина Фандасовна за свой многолетний труд до сих пор не имеет министерской грамоты, но мы то ее ученики знаем, что все ее почетные грамоты и регалии находятся в сердцах ее многочисленных поклонников, слушателей, учеников и людей, которых она ежедневно учит любить, слушать и слышать музыку.

Каждый день открывает крышку рояля Лилия Назиповна Клюшина, она учит приходящих к ней ребят игре на фортепиано. Лилия Назиповна родилась в 1962 году в городе Магнитогорске. В 1981 году она окончила фортепианное отделение Магнитогорского музыкального училища. В том же году она поступила на работу в Обручевскую школу искусств на должность педагога фортепианного отделения. С тех пор Лилия Назиповна выпустила сорок учеников. Многие из них посвятили свою жизнь музыке. Уверенно она ведет своих учеников по миру музыки. Лилия Назиповна блестяще играет на рояле. Она может исполнить самую разнообразную музыку. Сонаты Гайдна и Моцарта требуют особой техники и прикосновения. Звук должен быть певучим и очень отчетливым, особенно в пассажах. А вот в фортепианных сочинениях Рахманинова звук должен звучать долго, басы должны быть глубокими, мелодия певучей. Как звуки виолончели. Рояль называют королем среди всех инструментов. И если рояль король, то Лилия Назиповна – королева, играет благородно и ярко. Добрым словом, внимательным взглядом она старается вселить в каждого юного музыканта уверенность в его собственные способности. Ее ученики ежегодно принимают участие в районных конкурсах пианистов и занимают призовые места. Также неоднократно пианисты школы принимали участие в конкурсе «Лауреат Агаповки». Призерами этого конкурса стали Губанова Евгения и Кропотова Татьяна. Дважды ученики Лилии Назиповны радовали своим выступлением в Фершампенуазе на конкурсе пианистов «Волшебный рояль». Это Шакенова Анель и Косарева Елена, занявшая 3 место.

Помимо основной работы Лилия Назиповна как и все ее коллеги совмещала работу в сельском клубе. Она и бессменный аккомпаниатор, она и одна из участниц женского ансамбля и, конечно же, исполнитель сольных песен и романсов.

Творческое совершенствование не ограничивалось только работой. Лилия Назиповна постоянно повышает свое мастерство на курсах повышения квалификации. В 90е годы при Магнитогорской консерватории она ежегодно принимала участие в творческих конференциях и семинарах.

В 1989 году Лилия Назиповна заканчивает филологический факультет Магнитогорского педагогического института. И это не случайно. Еще в студенческие годы она занималась в Магнитогорском литературном объединении при газете «Магнитогорский рабочий». Лилия Назиповна большой знаток и любитель поэзии. Будучи студенткой, она печаталась в ежегодном «Альманахе Уральских поэтов». В настоящее время, к большому сожалению, Лилия Назиповна не печатает свои стихи, но она никогда не переставала их писать. Будем надеяться, что когда-нибудь в свет выйдет сборник стихотворений написанных Лилией Назиповной Клюшиной.

Ужегова Наталья Викторовна родилась 23 ноября 1960 года в городе Магнитогорске. Ее судьба была предрешена еще в детском саду, когда ее, маленькую девочку отобрали для учебы в Школе-практике при Музыкальном училище. По окончании музыкальной школы она естественно поступает в Магнитогорское музыкальное училище имени М.И.Глинки на дирижерско-хоровое отделение. Будучи студенткой, Наталья Викторовна активно вела концертную деятельность, они студенты хорового отделения постоянно выступали перед работниками Магнитогорского металлургического комбината, больниц, различных учреждений. В 1981 году она успешно оканчивает Музыкальное училище, и ей одной со всего курса предложили остаться работать при училище в хоровом обществе, а также петь в Государственной хоровой капелле имени Эйдинова города Магнитогорска. Но Наталья Викторовна решает уехать из города в деревню и там начать свою трудовую деятельность на должности педагога теоретического отделения. Уроки сольфеджио всегда проходят интересно и разнообразно. Ученики учатся писать диктанты, слышать аккорды и интервалы, петь с листа.

Наталья Викторовна являлась руководителем младшего и старшего хора школы искусств. Ее ансамбль девочек «Колокольчик» ежегодно занимает призовые места на районном конкурсе «Подснежник», является лауреатом многочисленных хоровых фестивалей.

Наталья Викторовна также обучала детей игре на пианино. Многие ее выпускники окончили педагогические училища и колледжи. Наталья Викторовна с большим терпеньем объясняет, как правильно играть упражнения, пьесы и гаммы. Она всегда улыбается и, объясняя ошибки ученикам, говорит, что все получится только нужно потрудиться. Наталья Викторовна очень любит свою работу, и ее ученики отвечают ей своей любовью и привязанностью.

С 1996 года на протяжении 16 лет Наталья Викторовна являлась директором школы. Коллектив под ее руководством добился больших успехов. Ученики школы являются призерами и лауреатами районных и зональных конкурсов. В школе ежегодно на высшем уровне проходят отчетные концерты, музыкальные гостиные, вечера и постановки музыкальных сказок. Педагоги отмечены министерскими и областными грамотами. Наталья Викторовна имеет четыре грамоты за достигнутые ею успехи в работе, среди них Министерская грамота РФ и грамота Министерства образования по Челябинской области.

Наталья Викторовна всегда совмещала свою работу с работой сельского клуба. Она являлась художественным руководителем женского ансамбля «Сударушка» на протяжении 10 лет. Коллектив женщин под ее руководством всегда с успехом выступал не только на сценах района, но и за его пределами. Так женский ансамбль порадовал своим выступлением в городе Магнитогорске во Дворце культуры имени С.Орджоникидзе. За многолетнюю работу ансамбль «Сударушка» был представлен на звание народного, но из-за болезни концертмейстера коллектив женщин не смог выехать с выступлением на заключительный конкурс-фестиваль, который проходил на Аркаиме и потому не получил заслуженное звание.

Из хорового класса школы искусств доносятся звонкие ребячьи голоса. Одна песня сменяет другую. Порой пение прерывает голос педагога Снежаны Цоковны Кошелевой. Родилась Снежана Цокова 8 июня 1963 года в городе Магнитогорске. В школе искусств она работает с 1982 года. Выпускница дирижерско-хорового отделения Магнитогорского музыкального училища им. М.И.Глинки, а также кафедры хорового дирижирования Челябинского Государственного института культуры. Снежана Цокова педагог 1 категории. С первого дня работы, она ведет хоровой класс, класс фортепиано, теоретические дисциплины – сольфеджио, теория музыки. На уроках сольфеджио дети изучают нотную грамоту, пишут диктанты, поют по нотам, строят аккорды и интервалы. Это очень трудный предмет, но на уроках Снежаны Цоковны всегда интересно и познавательно. Она любит свой предмет, и все свои знания передает своим ученикам. А те в свою очередь пишут контрольные работы только хорошо и отлично.

Хоровые коллективы, созданные опытным педагогом не однократно были отмечены дипломами и грамотами на районных фестивалях и конкурсах. Такие как ансамбль девочек «Родничок», ансамбль мальчиков «Соловушки» (единственный в районе), вокальный ансамбль «Веселые нотки». А музыкальные сказки, поставленные педагогом, вызывают большой интерес не только у исполнителей, но и у всех слушателей. Это «Аз, буки, веди» на музыку В.Шаинского, «Дважды два – четыре» В.Шаинского, «Муха цокотуха» на музыку М.Красева, фольклорный праздник «Веселая ярмарка» по мотивам русских народных песен.

В 1986 году, будучи студенткой ЧГИКа, Снежана Цокова уходит из школы искусств и возглавляет централизованную клубную систему

с. Обручевка, где ведет большую культурную и артистическую деятельность. Но уже в 1990 году она вновь продолжает педагогическую деятельность в родной школе, и трудится там по нынешний день. Наряду с преподавательской деятельностью Снежана Цокова активно ведет и внеклассную работу, пишет сценарии, проводит тематические классные часы, музыкальные гостиные и, конечно же, общешкольные мероприятия. Она является одним из инициаторов возрождения отделения раннего дошкольного эстетического развития детей в детском саду. Оно было основано в 2000 году. Основной целью музыкального образования младших дошкольников Снежана Цокова считает, научить детей слушать и слышать музыку, формировать и развивать чувство ритма, научить детей красиво и правильно двигаться. А одним из положительных моментов работы отделения, можно считать, что каждый второй выпускник становится учащимся школы искусств и продолжает свое обучение на одном, а то и двух отделениях сразу.

С сентября 2012 года Снежана Цокова возглавила коллектив школы и занимает должность директора. Мы желаем ей творческих успехов и хороших учеников.

3

Два года назад Обручевская школа искусств отметила свое тридцатилетие. Тридцать лет – срок немалый, и то, что школа выжила, выдержала испытание временем, красноречиво подтверждает обоснованность ее существования. С тех пор немало мальчишек и девчонок вышло из стен школы, приобщилось к красоте, искусству, гармонии.

Гордостью школы был вокальный ансамбль мальчиков, неоднократно занимавший первые места на районных смотрах детского творчества в составе Володи Кошелева, Павла Васечкина, Жени Борисова, Матвея Черных, Володи Васильева.

Около двадцати выпускников продолжили обучение в художественных и музыкальных колледжах. А две выпускницы школы работают в образовательных учреждениях района, это Натфуллина Зейнеп Алтушевна (Суюндукова) и Ахмерова Айзиля Альбертовна. Зейнеп Алтушевна, после окончания Магнитогорского педагогического училища № 2, вернулась работать в родную школу искусств и обучала детей игре на аккордеоне девять лет. Затем в 2000 году уехала в п.Урал и по сей день работает там учителем музыки Уральской школы и заместителем директора школы по воспитательной работе. Айзиля Альбертовна, в 2003 году после окончания Магнитогорского педагогического колледжа вернулась в свой родной поселок Карабулак и стала работать в сельском клубе. С 2011 года она совмещает две должности, это директор МУК ЦКС Карабулакского сельского поселения и преподаватель аккордеона в Обручевской школе искусств.

Дружный и сплоченный коллектив школы способен многих зарядить своей творческой энергией. Тридцатилетний юбилей школы совпал и с тридцатилетием педагогического коллектива. А уж насколько талантливы педагоги! Ни один значительный концерт районного масштаба не обходится без их участия. Исполнительское мастерство, обаяние, профессиональное чувство сцены – все это вызывает симпатии многочисленных зрителей. Мы с полной уверенностью заявляем, что эти четыре педагога Обручевской школы искусств действительно «ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ РАЙОНА». Имея такой потенциал, Обручевская школа искусств может уверенно смотреть в будущее.

Одним словом школа живет, работает и радует ребят, а заодно и их родителей. И пусть ее классы всегда будут наполнены звуками музыки и звонкими детскими голосами.

4

Литература:

Скрипка Г. И музыка звучит // Кизильский вестник – 2006. – 22 декабря.

Никульшина Л.В. // Энциклопедия. Челябинская область //

Мы и в музыке сильны // Кизильский вестник – 2004. – 2 мая

Васильева И. Виртуозы Земли Кизильской // Кизильский вестник.

Клюшина Л. Мызыке не говорим «Прощай» // Кизильский вестник – 2003 — № 40-41

Ужегова Н.В. Здесь звучит музыка жизни // Кизильский вестник – 1999 – 3 июля — № 27

Кимаева В. Эстетику – в юные сердца // За коммунизм – 1991 — № 72

Иванникова Т Воспитание души – дело тонкое // Кизильский вестник – 2001 — № 7,8

Смагин Дм. Живут в Обручевке грации // За коммунизм – 1991 — № 8

Скрипка Г. Лауреат Агаповки // Кизильский вестник

Народному творчеству – широкий размах // За коммунизм – 1983 –

№ 147

Белова Л. И расцвел подснежник // Кизильский вестник

Кустубаева Г. В школе искусств // За коммунизм – 1988

Скрипка Г. Конкурсы, конкурсы // Кизильский вестник – 2001 – 2 июня

Смирнова В. Мир музыки – часть ее жизни // Кизильский вестник — № 80-82

ПРИЛОЖЕНИЕ








sitemap
sitemap