Исследовательская работа Влияние личностных качеств подростков на общение со сверстник



МОКУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»

Исследовательская работа

«Влияние личностных качеств подростков

на общение со сверстниками»

Исследовательскую работу выполнила:

ученица 8 «Б»класса

Кинзибаева Алина

Руководитель:педагог-психолог

Басос Людмила Александровна

2 квалификационная категория

Галёнки

2013г.

Содержание

Введение………………………………………………………..3

Цель исследовательской работы………………………………3

Задачи…………………………………………………………….3

Объект исследования…………………………………………..3

Методы исследования …………………………………………3-4

Первый этап диагностики ………………………………………5

Таблица результатов…………………………………………….6

Диаграмма результатов темперамента ……………………….6

Темпераменты………………………………………………….6-7

Диаграмма типа личности …………………………………. 8

Второй этап исследования…………………………………….8

Результаты тестирования «Добрый ли вы?» ………………..8

Результаты тестирования «Настоящий друг» ………………8

Результаты тестирования «Приятный собеседник» ………..9

Анализ результатов тестирования …………………………..9-10

Вывод исследовательской работы …………………………..10

Приложение ………………………………………………….11-17

Одна из основных проблем подросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с ровесниками находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу.

Цель исследовательской работы: изучить личностные качества подростков и выяснить их влияние в процессе общения.

Задачи:

изучить литературные источники по теме исследования;

научитьсясамостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать информацию, обобщать, формулировать выводы;

изучить личностные качества подростков;

найти тесты и методики для изучения личностных качеств подростков и овладеть ими;

провести исследование подростков;

информирование подростков о полученных результатах;

развивать у себя исследовательские умения.

Объектом моего исследования были мои одноклассники, учащиеся 8 «Б» класса, МОКУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»

Основными методами исследования были следующие: методика Айзенка, тестирования, опросники; проективные методики.

Для нас, подростков, важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее нас положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения.

Возникающие в жизни подростка трудности во взаимоотношениях с окружающими, тормозят этот позитивный процесс, смещают приоритеты, деформируют ценностную шкалу подростка. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.

Человек обладает такими индивидуальными качествами как интеллект, воля, мораль, инициативность, общительность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность, независимость суждений, доброта, отзывчивость, сострадание, самостоятельность, способность легко сходиться с людьми, способность к сопереживанию, способность влиять на другого человека и способность воздействовать словом. Данные качества формируются у отдельной личности под влиянием семейной, общественной и культурной жизнедеятельности человека. Успеху общения с одноклассниками в значительной мере способствует формирование у подростка положительного, позитивного впечатления о себе. Такое общение требует от человека высокой психологической культуры, постоянного изучения эмоциональной стороны отношений. Следует всегда помнить, что самый привлекательный образ человека – приветливый и доброжелательный. Люди легче принимают позицию или точку зрения того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот.А насколько изученная проблема актуальна и интересна — судить вам, но я очень старалась!

Важный аспект общения – знание наиболее типичных черт поведения человека, его свойств характера и моральных качеств. Исследование проводилось в период сентября – декабря 2013 года. Так я в своём исследовании попыталась выявить основные личностные качества своих одноклассников. В нашем классе 25 учащихся, из них 13 девочек и 12 мальчиков. Мы все такие разные…

Первым этапом диагностики стало исследование темперамента своих одноклассников,использовав личностный опросник Г.Айзенка. С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.В опроснике 57 вопросов. На них необходимо было ребятам ответить «да» или «нет».Полученные результаты я сопоставляла с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи.

Таблица результатов по выявлению темперамента

у учащихся 8 «Б» класса (опросник Г.Айзенка)

Тип темперамента

Количество учащихся

%

Меланхолик

6

24

Сангвиник

5

20

Холерик

8

32

Флегматик

6

24

Диаграмма результатов по выявлению темперамента

у учащихся 8 «Б» класса (опросник Айзенка)

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой. А таких ребят в нашем классе 20% (5 учащихся).   Флегматик, а их в классе 24% (6 учащихся), уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.    Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, несдержан в выражениях. Таких ребят большее количество в классе — 32% (8 учащихся).    Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. Ребят, обладающих такими личностными качествами, в нашем классе 24% (6учащихся).

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Для экстравентированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность. Таких ребят в нашем классе выявлено диагностикой-13 учеников. Они склонны сначала говорить, потом думать, любят поделиться своими проблемами с другими людьми, слушать им труднее, чем говорить, они более продуктивны в деятельности, если имеют возможность общаться с другими, то нуждаются во внимании и поддержке сверстников.

Интроверты, их выявлено – 12 одноклассников, ориентированы на свой внутренний мир, они склонны к самоанализу, замкнутости, для них характерны заторможенность движений, речи. Они продумывают то, что хотят сказать, и ждут этого от других, любят быть предоставленным самому себе, считаются «хорошими слушателями», не любят прерывать других и чтобы их прерывали в разговоре, склонны побыть в одиночестве.

Диаграмма результатов по выявлениюэкстравертированного и интровертированного типа личности.

Вчитываясь в личностные качества каждого типа темперамента, я сделалавывод: на стиль общения оказывает влияние также темперамент его участников.

Второй этап исследования заключался в проведении тестирований. Из множества тестов мною были выбраны тесты: «Добрый ли вы?», «Настоящий друг» и «Приятный собеседник». Они легки в проведении и просты в обработке, а так же помогают дополнить методику Айзенка, выявляя другие личностные качества личности.

Результаты тестирования «Добрый ли вы?»

пп

Вопросы теста

25уч

уч

%

1.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми.

16

64

2.

Ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится.

9

36

3.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

0

0

Результаты тестирования «Настоящий друг»

п/п

Вопросы теста

25уч

уч

%

1.

Вы ещё не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

4

16

2.

У вас уже есть определённый опыт настоящей дружбы, но были и серьёзные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

7

28

3.

Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надёжно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

14

56

Результаты тестирования «Приятный собеседник»

Класс

25 уч.

Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни одного слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать ваши знакомые. Вам есть над чем задуматься.

Вы, может быть, не слишком общительный человек.

Но почти всегда вы приятный собеседник. Хотя иногда вы бываете рассеянным во время разговора. Будьте более внимательны к собеседнику.

Вы один из самых приятных собеседников. Вам трудно что-либо посоветовать. Оставайтесь таким же внимательным и доброжелательным во время бесед.

уч

%

уч

%

уч

%

2

8

4

16

19

76

Анализ результатов тестирования мох одноклассников и данные вышеприведённых таблиц, позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся класса, а именно 64% — любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми, 56% ребят — настоящие друзья, хорошо понимающие, что значит верная и преданная дружба. С ними тепло и радостно, их друзья чувствуют себя спокойно и надёжно, доверяют им, и они платят им тем же. А 76% ребят являются одними из самых приятных собеседников. Они внимательны и доброжелательны в общении со сверстниками.

Результаты моей исследовательской работы позволяют сделать выводы о том, что основу для положительных взаимоотношений со сверстниками определяет, прежде всего, поведение и совместная деятельность, которая и влияет на развитие личностных качеств подростков. Среди качеств, присущих моим одноклассникам, являются доброта, умение поддерживать дружеские отношения, внимательность и доброжелательность в общении. Ведущими качествами, влияющие на общение подростков, остаётся темперамент. Общение со сверстниками даёт возможность развивать свои личностные качества и располагаютк положительномуэмоциональному отношению к себе, позволяет нам найти группу по интересам, где мы будем признаны и оценены. Такое общение помогает нам готовитьи проводить классные мероприятия, активно участвовать в школьных праздниках, акциях, фестивалях, выставках,выезжать на экскурсии, оперативно выпускать стенгазеты, принимать участие и занимать призовые места во всероссийских и международных интернет-конкурсах. Таким образом, в целом можно сказать, что общение в подростковом возрасте играет ведущую роль.

Приложение

Личностный опросник Айзенка (подростковый)

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что многое раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap