Исследовательская работа Вкусная орфография



Управление образования администрации Богородского района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа

ВКУСНАЯ ОРФОГРАФИЯ

Авторы:

Позина Ксения

Возраст 7 лет, 2 класс

Сивкова Юлия

Возраст 8 лет, 2 класс

МБОУ Комаровской СОШ

Научный руководитель:

Офицерова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

П.Кудьма

2013г

2

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1.Теоретическая часть……………………………………………….…4

1.1 Что такое орфограмма………………………………………………4

1.2.Виды орфограмм…………………………………………………….4

2.Экспериментальная часть…………………………………………….6

2.1. Исследование орфограмм на конфетках………………………….6

2.2. Исследование орфограмм на печенье………………………………6

2.3. Исследование орфограмм на шоколаде……………………….…..6

3.Заключение…………………..…………………………………………7

4.Список литературы…………………………………………………..8

5. Приложение

3

Введение.

Представьте на секунду, что люди нашей страны не знают правил русского языка. Чтобы тогда случилось? Люди перестали бы понимать друг друга, не смогли бы грамотно общаться друг с другом. Не было бы истории нашей страны, не было бы книг, газет. Мы не смогли бы учиться и развиваться.

В первой четверти на уроках русского языка мы начали изучать орфограммы. Это была очень трудная для нас тема. По итогам изучения темы выяснилось, что ребята в нашем классе плохо поняли материал.

На осенних каникулах мы поехали на кондитерскую фабрику. Нам рассказали и показали, как производятся конфеты, печенье и шоколад и в подарок мы получили сладости. По возвращению домой, мы обнаружили на обвёртках конфет орфограммы. Мы решили, а может нам сладости помогут усвоить орфограммы.

Для этого мы стали собирать фантики от конфет, обертки от шоколада, упаковки изпод печенья и находить в их названиях орфограммы.

Цель: Исследовать изученные орфограммы на сладостях.

Задачи:

Изучить теоретический материал.

Найти орфограммы в названиях сладостей

Определить виды орфограмм на обертках сладостях.

4

1.Теоретическая часть

1.1.Что такоеорфограмма.

В русский язык слово орфограмма пришло из иностранного- из греческого. Оно сложилось из главной части слова « орфос» ( правильный) и слова « грамма»( запись, буква).

Написание некоторых букв в словах нужно проверять.Например: ложка,хоровод,мышьирокий.

Такое написание в слове, которое соответствует определенному правилу правописания, называется орфограммой. Орфограмма может быть в любой части слова: в корне (волна), в приставке (сделать), в суффиксе (орешек) и в окончании (прячет).

1.2. Виды орфограмм.

Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах. Безударный гласный звук может обозначаться разными буквами:

Во( а)да, Дро (а)ва,Тра( а)ва.

Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:

Сова-совы.

Буквосочетания чк, чн, нч, щн.

Сочетания чк,чн, нч,щн пишутся без мягкого знака (удочка,ночной, кончик, мощный).

Буквы и, а, у после шипящих.

5

Сочетания жи ши пишутся с буквой и (жить,ужи, ширма, камыши).

Сочетания ча,ща пишутся с буквой а(чайка, дача, роща, чаща).

Сочетания чу щу пишутся с буквой у (чудо,кричуука,тащу).

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется:

— перед е,ё,и,ю,я в корне слова или перед окончанием (вьюга,друзья).

-в некоторых иностранных словах перед о (медальон,почтальон, шампиньон).

Непроизносимые согласные в корне слова.

Если в слове встречается сразу несколько согласных подряд, один из них может не произносится. Так, непроизносится звук [ л] в слове солнце. Однако буквой эти звуки обозначаются. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо. Например: местность – место.

Парные согласные.

Парным по глухости – звонкости согласным звукам на конце слов и перед другими парными согласными при письме доверять нельзя, так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы. Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это – опасное при письме место.

Парным по глухости- звонкости согласным звукам при письме можно доверять, когда они находятся:

— перед гласными;

6

— перед непарными звонкими[л][ л] ,[м][м] ,[ н][н ],[ р][р] ,[ й] ;

— перед[в] [ в] ;

Перед этими звуками буквы парных согласных не надо выбирать. Это не орфограммы.

Парным по глухости- звонкости согласным звукам при письме нельзя доверять, когда они:

1) на конце слов;

2) перед всеми другими согласными кроме: [л] [ л] ,[ м] [ м] ,[ н] [н ],[ р] [р] ,[ й] ;

— непарных звонких [в] [ в]

Вывод: Мы изучили орфограммы безударных гласных, буквосочетания чк, чн, нч, щн., разделительный мягкий знак, непроизносимые согласные в корне слова, парные согласные.

7

2.Экспериментальная часть.

Исследование проводилось с октября по декабрь 2012г. Для исследования нами были взяты сладости (конфеты, печенье, шоколад) Сормовской кондитерской фабрики. (Приложение. Фото 1-2)

2.1.Исследование орфограмм на конфетках.

Виды орфограмм

Название конфеты

Безударные гласные в корне слова.

Озорной мишка, Воздушный вальс, Ночной костер,Петушок-золотой гребешок,Светлячок,Цитрон Фруктовый сад,Небесная принцесса

Парные согласные

Звездный дождь, Молочная сказка,Сгущенное молоко,Маков цвет,Мишка детям,Матрёшка

Буквосочетания чк,нч,чн,щн,нч

Земляничка,Ласточка,Ночной костер,Красная шапочка

Непроизносимые согласные в корне слова.

Нежные Лепестки,Звездное танго,Магия чувств,Звездный дождь

Буквы и, а, у после шипящих.

Чудо-ягода,Чародейка

Большая буква в именах собственных.

Сормовские с орешками,Горьковские

Разделительный мягкий знак.

Птичье молоко

8

2.2. Исследование орфограмм на печенье.

Виды орфограмм.

Название печенья.

Безударные гласные в корне слова

Земляничка, Пятачок, Лесная поляна,Калорийное, Лесной орех

Буквосочетания чк,нч,чн,щн,нч

Сливочное

Парные согласные

Вкуснячок,Сказка, Кофе со сливками

Непроизносимые согласные в корне слова

Сказка

2.3. Исследование орфограмм на шоколаде.

Виды орфограмм

Название шоколада

Безударные гласные в корне слова

Молочный с фундуком,Шоколад с помадно-сливочной начинкой

Парные согласные

Сказка

Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч

Молочный с фундуком,Шоколад с помадно-сливочной начинкой.

Выводы:

1. В ходе исследования мы узнали, что больше всего встречается орфограмм с безударной гласной в корне слова.

2.На втором месте орфограммы парных согласных

3.На третьем месте буквосочетания чк,чн,щн,нч.

9

Заключение.

В ходе исследования ,изучив теоретический материал,мы повторили виды орфограмм. Постарались развить орфографическую зоркость, находя орфограммы в названиях сладостей. Научились пользоваться правилами русского языка.

10

Список литературы:

Новейший полный справочник школьника:1-4классы.-М.:Эк н72 смо,2011.-576с-(Новейшие справочники школьника).

Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват.учреждений.В 2ч,Ч.1/М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко.-7-е изд.-Смоленск:Ассоциация 21в,2012.-160с.

Леонович Е.Н. Орфографический словарик русского языка: Начальная школа. М.: ООО «АСТ», 2003 г-110с

Универсальный энциклопедический словарь.-М.: ИЗД-во Эксмо; 2003 г.-1552 с

http://dic.academic.ru/ – определение понятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ



sitemap
sitemap