Исследовательская работа Учительская династия моей семьи



XVII – районная конференция членов школьных научных обществ муниципальных образовательных школ Туркменского района

Секция: история и краеведение

Название работы

«Учительская династия моей семьи»

Автор работы:

Денисенко Дарья, 10 класс

Место выполнения работы:

МКОУ СОШ №4

с. Малые Ягуры,

Туркменского района,

Ставропольского края

Руководитель:

Боярская Галина Николаевна

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №4

с. Малые Ягуры 2013 г.

Содержание

I. Цели и задачи работы…………………………………………………….….3

II. Выбор темы. Актуальность.………….…………………….…………………3-4

III. Учительская династия моей семьи.

Глава 1. Мой прадед – Лысенко Фёдор Фомич.

1.1. Из солнечного июня — в пекло войны.……………………………….4

1.2. Работа учителем биологии. …………………………………….……4-5

1.3. Заведующий производственным обучением……………………….5-6

1.4. Свой след в жизни…………………………………………………….6

Глава 2.Педагогическая деятельность Выжимко Аллы Фёдоровны

2.1. Моя бабушка – учитель биологии………………….………………..6-8

2.2. Продолжение дела отца.….……………………………………….…8-10

IV.Заключение, выводы……………………………………………….……….10

Приложение.

.

I. Цели и задачи работы.

Цель моей работы:

1. Собрать материал для составления данных об учительской династии моей семьи;

2. Познакомить с историей династии, с их творческими достижениями для составления летописи «Педагогическая династия моей семьи».

Задачи

1. Вести поисковую работу по сбору информации о своих родственниках старшего поколения. Доказать, что яркий пример родителей может помочь в выборе профессии;

2. Выявить отношение учеников школы, студентов педагогических ВУЗов к учительскому труду;

3. Показать значение учительского труда, вызвать интерес к этой профессии.

Способы решения этих задач:

1. На уровне возможности своих действий создать Банк данных.

2.Привлечь родителей, родственников для эффективности исследования.

3. Систематизация результатов исследований, обобщение и вывод.

Мотивы:

1. Познавательный — саморазвитие.

2. Социальный — опора на опыт старшего поколения.

3 .Стимул- сотрудничество и поддержка координатора.

Пути исследования:

Семейный архив: фотоальбомы, документы, газетные вырезки, записи.

Школьный музей.

Методы исследования:

1. Беседы. Просмотры и изучение документов, справок, удостоверений, фотографий, личных записей.

2. Анализ собранного материала, составление хронологии.

3. Отбор материала, установление связи, обобщение.

Практическая ценность работы заключается в том, что работа может быть использована в работе музея школы, для опубликования материалов в СМИ, на уроках, конференциях.

II. Выбор темы. Актуальность.

Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком. В своей работе я хотела бы рассказать не об одном учителе, а о семейной династии, в которых профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Я подробно изучила историю нашей семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Они достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, нашей школы, но и нашего Туркменского района.

Педагогическая династия семьи — наша гордость.  Педагогический стаж нашей династии достаточно велик, и я с уверенностью могу сказать, что эти годы потрачены не напрасно. Встречаясь с людьми старшего поколения, знавших моего прадеда и бабушку я часто слышу слова благодарности за их честно проделанную работу. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.

III.Учительская династия моей семьи.

Глава 1. Мой прадед – Лысенко Фёдор Фомич.

1.1. Из солнечного июня — в пекло войны.

Лысенко Фёдор Фомич родился 10 февраля 1922 года в селе Малые Ягуры в большой и дружной семье. Фёдор учился в школе прилежно, и после окончания семилетки в 1938 году поступил в Петровское педагогическое училище, которое закончил в 1941 году.

21 июня 1941 года в училище был выпускной вечер, а в 4 часа утра 22 июня началась война.

Весь их курс был призван в армию. Участвовал в боях по освобождению

Керченского полуострова. В боях за Крым получил тяжёлое ранение. Фёдора Фомича и еще троих отправили в санбат, в тыл, к Керчи. Через несколько месяцев отправили на лечение в санаторий в Кисловодск. Ногу не ампутировали, хотя нога стала короче здоровой на 10 см, все-таки она была. Выдали справку, что не годен к строевой. Проходил перекомиссию несколько раз и каждый раз признавали непригодным к дальнейшей службе. И в апреле 1943 года вернулся в родное село вместе с супругой Полиной.

По справке из полевого госпиталя, которую выдали при демобилизации, ему оформили инвалидность пожизненно.

1.2. Работа учителем биологии.

После войны Фёдор Фомич посвятил себя самой мирной на земле профессии. Работал учителем биологии. В течение 20 лет занимался воспитанием подрастающего поколения. Учил учиться и не забывал повышать и свой уровень знаний. Поступил заочно в Пятигорский учительский институт на отделение биологии и географии и в 1953 году получил диплом. В 1966 году получает диплом Ставропольского педагогического института. Он постоянно работал над собой в нравственном совершенствовании, в идейном, культурном и профессиональном росте учителя. Это было одно из непременных условий его успехов в работе. В каждом ученике он видел личность, поэтому ученики его очень любили и уважали. Он очень часто говорил: «В каждом ребёнке дремлют зачатки каких-то способностей. Эти задатки как порох, чтобы их зажечь, необходима искра. Такой искрой является вдохновение, увлечение мастерством. И учитель должен найти, открыть в каждом ученике ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесёт ему радость творчества. Он был Учителем с большой буквы, он был и Человеком с большой буквы.

1.3. Заведующий производственным обучением.

Под руководством Фёдора Фомича школа создала образцовый учебно-опытный участок. На нём школьники под руководством учителя биологии Лысенко Ф. Ф. вели опытническую работу. Масштабы опытнической работы школы приняли такой размах, что в организации сельскохозяйственного труда уч-ся школа вышла за рамки своего учебно-опытнического участка на широкие просторы колхозных полей.

Одной из традиций школы является организация ученической производственной бригады в форме лагеря труда и отдыха. Ежегодно в начале июня в торжественной обстановке открывался этот лагерь.

В ученической бригаде строго соблюдался установленный режим дня, причём общественно-полезный труд сочетался с организацией разумного и увлекательного отдыха. Общественно полезным трудом учащиеся занимались утром с 8 часов до 11 часов и после обеда и тихого часа с 14 до 16 часов. В остальное время школьники занимались спортом, играми, чтением книг, художественной самодеятельностью.

Малоягурская ученическая бригада под руководством Лысенко Ф.Ф. вела опыты по заданию краевой станции юных натуралистов. Ребятам разъяснялось, какой важный вопрос предстоит решить и как важно его экспериментально проверить. Такая постановка вопроса обычно вызывала интерес у учащихся и желание принять участие в опыте. Прадедушка организовывал встречи уч-ся со специалистами колхоза. Формировались звенья полеводов, животноводов, шелкопрядов. О своей работе, о своих достижениях в опытничестве систематически информировали правление колхоза. Ребятам нравилось, что с них требуют и спрашивают как с взрослых. Они гордились тем, что им доверяют. Ученическая бригада по результатам своей опытнической работы заняла первое место в Ставропольском крае, была занесена на краевую Доску почёта.

Работой членов ученической бригады заинтересовались в Москве, в сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Приезжали к нам учёные из академии и снова задания, и снова опыты, и снова ошеломляющий результат. Наши уч-ся едут в 1965 году в Москву на выставку ВДНХ со своими экспонатами и результатами опытов. Получают достойную оценку своей работы: 36 членов ученической бригады награждены бронзовыми медалями, а Фёдор Фомич получает грамоту Академии педагогических наук РСФСР за работу «Опытническая работа в ученической бригаде» и золотую медаль ВДНХ. В 1966 году к нам в колхоз и ученическую бригаду за передовым опытом приехали уч- ся Северодвинска. Они приехали вместе с воспитателями и учителями, проработали с нашими уч-ся в ученической бригаде всё лето.

Всё сказанное о Фёдоре Фомиче – наглядный пример и подтверждение тому, что он смог найти свою любимую профессию и самоотверженно трудился во благо уч-ся и своей страны.

1.4. Свой след в жизни.

За 45 лет работы у Фёдора Фомича не было ни одного взыскания, он гордился своими почётными грамотами и правильно делал. Они ему дались нелегко, благодаря безупречной работе. В коллекции Фёдора Фомича есть свидетельства о том, что он занесён в Краевую книгу Почёта и ВДНХ, За плодотворную работу Фёдор Фомич награждён высокой правительственной наградой-орденом «Трудового Красного Знамени», медалями «За трудовую доблесть», многочисленными грамотами, награждён значком «Отличник народного просвещения». В его библиотеке были 53 тома сочинений В.И. Ленина, которыми он премировался и которые в свою очередь подарил их школе. 16 лет подряд избирался депутатом районного совета народных депутатов, руководил депутатской комиссией по здравоохранению. При его активном участии в райцентре построено инфекционное отделение, аптека, амбулатория. За всем этим стояла кипучая деятельность Лысенко Фёдора Фомича.

У него прекрасные сыновья – Владимир и Валерий и дочь Алла. Владимир Фёдорович работал главным агрономом. Он как губка впитал от отца простоту, работоспособность, уважение к людям и любовь к родному селу. Валерий Фёдорович — прекрасный врач и долгие годы руководит Казгулакской участковой больницей. Алла Фёдоровна пошла по стопам отца – работала учителем биологии в Малоягурской средней школе.



Глава 2. Педагогическая деятельность Выжимка Аллы Фёдоровны.

2.1. Моя бабушка – учитель биологии.

Родилась 29 августа 1943 года. Аттестат об окончании Малоягурской средней школы выдан 23 июня 1960 года. Решила поступить в Ставропольский государственный педагогический институт по специальности биология и основы с/х производства на заочное отделение. Решением государственной экзаменационной компании от 27 июня 1967 года присвоена квалификация учителя биологии и основ с/х производства. Свою педагогическую деятельность начала с 15 августа 1962 года. 15 августа 1964 года была переведена на должность учителя биологии в 5-10 классах. Фёдор Фомич работал в школе зам.директора по трудовому воспитанию и вел уроки биологии и с/х труда. Часто бывал на уроках. Первые учительские в университете прошла под мудрым руководством Лысенко Федора Фомича. Подсказывал как правильно построить урок, указывал на отрицательные стороны, на ошибки. И за положительные стороны поощрял. Аллу Фёдоровну назначили учителем биологии, когда Фёдор Фомич стал секретарём партийной организации колхоза.

« Каждое утро я отправлялась в школу. Она была не только местом моей работы, она была вторым домом, в котором были и радости, и заботы, и проблемы. Профессия учителя особая и очень ответственная. Особенности её не только в том, что ежедневно и ежечасно нести знания ученикам, но и быть примером для них во всем. Учителя уважают за знания, за педагогический такт, за верность профессии и любовь к ней. Я всегда была увлечена своим делом, подходила к своей работе творчески. Поэтому я всегда говорила: какой у меня замечательный класс. И когда мне было трудно и сложно, вспоминая о своих учениках и на душе становилось светло. Престиж учительской работы это не просто дипломированный педагог, а мастер своего дела. Возможности нашего предмета огромны. На уроках биологии последовательно и целеустремленно осуществлялось трудовое воспитание, постоянно прививалось глубокое уважение к труду, воспитывалась глубокая убежденность, моральная стойкость, раскрывался огромный вред курения, употребления алкоголя, опасные последствия наркомании, токсикомании для жизни. Я всегда помнила слова папы: «В воспитании нет и не может праздничных или обычных дней, специально предназначенных для него часов или уроков. Каждым словом, каждым взглядом, каждым поступком, атмосферой на уроке, работой на учебно-опытном участке, системой отношений с окружающим миром воспитываются наши ученики». В преподавании биологии большую роль играет оформление кабинета биологии. Часть кабинета занимали стенды, посвященные охране природы, хлебу. Были созданы красные книги по охране растений и животных края, района, своей местности. Материалы стендов регулярно обновлялись. Выпускалась еженедельно газыты : «В мире природы», «Хочу все знать», «Наука и жизнь», Важно то, что в оформлении кабинета принимали активное участие сами ребята. Лучший в районе учебно-опытный участок, отлично оборудованный кабинет биологии, лучшая ученическая бригада в районе. Десятки прекрасно проведенных открытых уроков для учителей школы, района. Награды и дипломы старшеклассников на различных слетах и олимпиадах по биологии. Сколько сделано за 38 лет учительского труда, сколько детей прошло через мое сердце, мои уроки. Не сразу пришло высокое профессиональное мастерство. Ни на один день не прекращалась каждодневная работа по самообразованию, по совершенствованию методического мастерства. На уроках и лабораторных занятиях стремилась создавать проблемные ситуации, учила школьников думать, выделять главное, устанавливать соподчинение между понятиями, раскрывать практическое значение научных знаний, учила применять знания на практике, развивала у школьников навыки бережного отношения к природе, приобщала учащихся к с/х труду и исследовательской работе.» Ученики школы были членами Общества охраны природы, активно работали в голубых и зеленых патрулях. Экскурсии, которые проводились на уроках, были интересны не только в познавательном плане, но и имели профессиональное значение, помогали ребятам в выборе жизненного пути. Продумывала тщательно каждый урок. При объяснении нового материала использовала данные о достижениях биологии. Свой рассказ обязательно подкрепляла схемами, рисунками, иллюстрациями, применялись технические средства, использовался богатый краеведческий материал. Много за 38 лет работы воспитала учеников. У меня было 9 выпусков. Среди бывших воспитанников есть учителя, врачи, военачальники, летчики, ученые, писатели, счетные работники, юристы, академики и др. За свою плодотворную работу была награждена Почетными грамотами и благодарностями.

Продолжение дела отца.

Много сил отдано учебно-опытному участку школы Фёдором Фомичом, а продолжила его работу Алла Фёдоровна.

В те годы ученические бригады играли важную роль в воспитании подрастающего поколения. Работала ученическая бригада круглый год. На общем собрании выбирался бригадир. Кстати, мой отец, Денисенко Сергей Михайлович, также был бригадиром ученической бригады. В ней составляли технологические карты по выращиванию культур, проводили опыты по заданию Ставропольской станции юных натуралистов, брали обязательства вырастить определённое количество огурцов, томатов, кукурузы, подсолнечника, свеклы. Был свой культстан, на территории садово-огороднической бригады. Создавались звенья полеводов, овощеводов, животноводов, птичниц, по уходу за тутовыми шелкопрядами. Вели дневники наблюдений. Подводились итоги соревнований между звеньями. Выпускались боевые листки, молнии, где отражалась жизнь членов ученической бригады.

Лучших участников награждали ежегодной экскурсией по разным городам. Они были в Крыму, В Брестской крепости, В Ялте, в Москве, В Волгограде, В Санкт-Петербурге и многих других городах. Эти экскурсии были лучшей наградой.

С апреля месяца начинали приводить в порядок свой культстан. Белили, красили, расставляли кровати, расчищались спортивные площадки: волейбольная, баскетбольная, устанавливали теннисный стол. Приводили в порядок пищеблок. С 1 июня и по 25 августа работали на своих полях. Утром выезжали на автобусе. По прибытию — линейка. На линейке каждое звено получало наряд. Работали с 9 часов до 12 часов. С 12 и до 2 часов обед и отдых. Кто-то читал книги, газеты, кто-то играл в волейбол, а кто-то просто спал. Проводились встречи с интересными людьми. С 14 часов и до 16ч снова работали. По завершению работы подводили итог работы и уезжали домой. Кто хотел, тот оставался ночевать. Вмести с ними были учителя-воспитатели. Наша ученическая бригада всегда занимала призовые места и была лучшей в районе. Каждый год проводился слет ученических бригад. Туда посылались лучших ребят из каждого звена. Со слета ребята возвращались обязательно с призами и дипломами за отличную работу. На одном из слетов встречались с космонавтом Валерием Быковским, он тогда только возвратился из космоса. Пришкольный участок был лучшим в районе. На олимпиадах по биологии ребята всегда занимали призовые места. Бабушка сама ежегодно получала почетные грамоты за работу в ученической бригаде, на пришкольном участке, за активное участие в олимпиадах, за воспитание подрастающего поколения. В 1979 году присвоено звание « отличник просвещения РСФСР», в 1983 году – « отличник народного просвещения СССР», а в 1988 году награждена медалью « Ветеран труда». В школе велась работа по защите окружающей среды, экологически слеты, день птиц, день сада, день леса, день Земли, зоологические экскурсии, встречи и тематические вечера с людьми таких профессий как врачи, агрономы, зоотехники, ветврачи. Прививалась любовь к тем профессиям, которые нужны на селе.

Она жила интересами детей, находила с ними общий язык. С ними было очень интересно, потому что они непосредственны, умны, талантливы каждый по-своему, находчивы, остроумны. Все это отложило отпечаток на жизнь Аллы Федоровны. И даже при выходе на пенсию, она оставалась взрослым « ребенком»! И хочется сказать: «Учитель учит и воспитывает всем своим образом жизни». После выхода на пенсию моя бабушка начала заниматься цветоводством, Возле её дома раскинулась превосходная клумба. Каких только цветов нет на её грядке!!!

IV.Заключение, выводы.

Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчёркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. В чём сила педагогических династий? Почему в сложный, переломный период нашей истории мы говорим о них с гордостью и преклонением? На мой взгляд, дело в том, что традиции семьи и людей, связанных не только нравственными, но и кровными родственными узами, позволяют хранить и передавать из поколения в поколение высокие идеалы добра, гражданского долга.

Вглядитесь в историю династии семьи. И вы поймёте, сколько выпало на долю этих людей, что стоит за почётными наградами, победами в конкурсах, благодарностями в трудовых книжках.

Каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района. Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история родного села, страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в свою работу душу, «сердце отдаёт детям».

Самое главное для учителя — когда его помнят. Именно это является доказательством искреннего уважения и любви.

Мне хочется верить, что собранный мною материал о династии учителей моей семьи, деятельность которых связана с Малоягурской средней школой, будут полезны. Я постаралась показать уникальность семьи, рассказать об их удивительном педагогическом опыте. И я надеюсь, что с каждым годом таких семей будет все больше и больше и не прервётся связь поколений.








sitemap
sitemap