Исследовательская работа учеников 4 а класса МБОУ СОШ 4 гБелёва Тульской области по к



И.Ю. Мамышева, учитель начальных классов МБОУ

«СОШ №4 г.Белёва Тульской области»

Исследовательская работа

учеников 4 «а» класса МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области»

по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь»

Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений:

— умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности,

— умение принять участие в общественно направленном труде,

— умение бережно относиться к природе, результатам труда других,

— умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

— отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;

— непрерывность и преемственность педагогического процесса;

— дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;



— рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

— деятельностный подход;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Всем известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Работа по патриотическому воспитанию в школе №4 г.Белёва строится под девизом: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г.Белинский).

Важной частью системы военно-патриотического воспитания в школе является организация исследовательской деятельности учащихся, которая должна заканчиваться конкретным делом. В качестве примера предлагаю вашему вниманию этапы работы над исследованием темы «Подпольный госпиталь в Белёве» в 4 классе.

В 2009 году мы с учениками 4 «а» класса познакомились с книгой Ефремовых «Подпольный госпиталь». Эта документально-художественная повесть рассказывает о враче Марии Добровой, организовавшей в оккупированном немцами Белёве подпольный госпиталь для раненых красноармейцев. После чтения у нас возникло много вопросов, связанных с реальными событиями, описанными в книге. Это и привело нас к исследовательской работе.

Для того чтобы найти ответы на наши вопросы, мы поставили перед собой цель: собрать и изучить материалы, связанные с историей подпольного госпиталя и выяснить, какие черты характера Марии Добровой, позволили ей совершить такой геройский поступок.

Мы определили и задачи, которые нам предстояло решить на пути достижения поставленной цели:

— узнать, кто из героев книги живёт в нашем городе и встретиться с этими людьми;

— изучить исторические источники, связанные с деятельностью подпольного госпиталя; проверить нашу гипотезу о месторасположении госпиталя и дома, в котором жила Мария Филипповна Боброва, прототип главной героини повести Марии Добровой.

Мы определились с участниками исследования: решили, что это будут ученики 4 «а» класса под руководством классного руководителя.

Нами была выдвинута гипотеза о месторасположении госпиталя и дома, в котором жила Мария Боброва. По нашему мнению, дом должен был находиться на улице Крутой.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

поиск информации,

— работу с книгами,

— связь со специалистами Белёвского художественно-краеведческого музея,

— анализ исторических источников,

— интервьюирование.

В ходе нашей работы мы исследовали исторические источники, работали с подлинными вещественными, письменными и устными историческими источниками: фотографиями, документами, письмами, книгами и газетами. Нам посчастливилось познакомиться с людьми, которые лично знали Марию Филипповну Боброву. Именно они показали нам дом, в котором она прожила всю жизнь и в котором в годы войны рискуя жизнью спасала раненых советских воинов. Они же рассказали, каким мужественным, отзывчивым, скромным и глубоко порядочным человеком она была, а потом привели нас к её могиле.

Одним из самых важных результатов нашей работы мы считаем то, что нам удалось вовлечь в исследование истории подпольного госпиталя в Белёве родителей, сотрудников музея, жителей города.

А начиналось всё с урока, на котором мы с учениками обсуждали прочитанную книгу. Достоверная история, рассказанная авторами в повести «Подпольный госпиталь» настолько увлекла детей, что они загорелись желанием, как можно больше узнать о Марии Филиповне Бобровой, нашей славной землячке. Темой нашего исследования заинтересовалось много людей. И это ли не нравственный урок для подрастающего поколения? Разве смогут теперь ребята забыть о ней, простой белёвской женщине, ветвраче, которая рискуя собственной жизнью в период оккупации города фашистами, выхаживала раненых красноармейцев? Конечно же, нет, ведь историю её жизни они приняли очень близко к сердцу.

Нам удалось разыскать одного из героев книги — Леонида Петровича Королёва. От него дети узнали, что во время оккупации в Белёве действовал «Отряд отважных» — группа подростков, которые, как могли, боролись с фашистами: уничтожали боеприпасы, выводили из строя боевую технику врага. Леонид Петрович, в то время ещё Лёня Королёв, был членом «Отряда отважных» и помогал Марии Филипповне в подпольном госпитале: доставал и приносил еду и одежду для раненых солдат. Леонид Петрович приходил к ученикам 4 «а» в гости в школу. Его рассказы о военном детстве, о Белёве военных лет, об «Отряде отважных» и, конечно же, о М.Ф.Бобровой дети слушали затаив дыхание.

Благодаря Леониду Петровичу мы познакомились с ещё одним ветераном войны — Галиной Петровной Харитоненковой. Галина Петровна – родная сестра Л.П. Королёва. Она вместе с братом добровольцем ушла на фронт. Воевала в Польше, Румынии, Германии, дошла до рейхстага. Галина Петровна тоже рассказала нам много захватывающих историй о войне. Будучи человеком очень скромным, она откровенно призналась нам, что очень волновалась накануне нашей встречи, ведь до сих пор никто и никогда не приходил к ней, чтобы поговорить о её военном прошлом. Встреча оказала очень сильное эмоциональное воздействие и на детей, и на саму Галину Петровну. Вы можете подумать: «Разве такое бывает?» Бывает, но в наших силах это исправить искренним вниманием к человеку, милосердием. Мои ученики уже восьмиклассники, но до сих пор заходят к Галине Петровне поздравить с праздником, просто поговорить.

В ходе исследовательской работы с ещё одним человеком, знавшим М.Ф. Боброву, – Савиным Виталием Валерьевичем.

Оказалось, что он бережно хранит личные документы Марии Филипповны, которые оказались в их семье после того, как бабушка Виталия Валерьевича, взяла к себе в дом престарелую больную и одинокую Марию Филипповну, чтобы обеспечить ей должную заботу.

В исследовательской работе большую помощь оказала нам сотрудник Белёвского художественно-краеведческого музея Арбекова Елена Алексеевна. Она сообщила нам, ряд интересных фактов из жизни Марии Филипповны и любезно предоставила материалы, связанные с подпольным госпиталем, которые хранятся в запасниках музея. Дети увидели то, что демонстрируется не только на стендах. Им разрешили прикоснуться к подлинным вещам, прочувствовать дух той эпохи.

В ходе исследовательской работы мы с моими учениками много говорили о личности Марии Филипповне, о том, как сложилась её судьба после войны. Именно тогда дети задали вопросы, которые являются, на мой взгляд, главным итогом нашей работы: почему так мало людей в Белёве знают о Марии Филипповне Бобровой? Что мы можем сделать, чтобы сохранить память о Марии Филипповне? Вот тогда и возникла идея добиться установления мемориальной доски на доме, в котором она жила.

Мы составили текст для мемориальной доски, подготовили проект её размещения на доме и, основательно подготовившись, обратились в районную администрацию. Там наша инициатива получила одобрение и поддержку.

Нам очень хотелось, чтобы мемориальная доска была достойна памяти М.Ф.Бобровой и её вклада в Победу. Понимая, что это достаточно затратное дело, мы обратились к Генеральному директору ОАО «Трансмаш» Сергею Ивановичу Плюханову. Сергей Иванович очень внимательно отнёсся к нашей просьбе, похвалил ребят за хорошую инициативу и все расходы по изготовлению доски взял на себя.

8 мая 2010 года, накануне 65-летия Великой Победы на улице Белославского в городе Белёве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором в годы оккупации Мария Филипповна Боброва спасала советских бойцов.

В зале Боевой Славы Белёвского художественно-краеведческого музея на одном из стендов представлены материалы нашей исследовательской работы, которая заняла I место в районном конкурсе проектов «Война входила в каждый дом».

Ученики 4 «а» класса вместе с родителями привели в порядок могилу М.Ф.Бобровой: расчистили, покрасили обелиск, установили табличку с именем и фотографию. Учащиеся нашей школы продолжают ухаживать за могилой.

Каков же итог нашей исследовательской работы? Не только красиво оформленная папка, хотя и это есть. Главный итог в том, что нам не только удалось привлечь внимание к судьбе нашей незаслуженно забытой землячки, но и внести личный вклад в увековечение памяти настоящего патриота и гражданина, скромной, простой русской женщины Марии Филипповны Бобровой.

На мой взгляд, воспитание патриота и гражданина совершенно необходимо строить на основе деятельностного подхода. Только в этом случае мы можем надеяться на положительный результат. Для моих учеников исследовательская работа по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь» навсегда останется в памяти сердца.

О нашей работе был снят репортаж съёмочной группой канала ТВЦ Тула и показан в программе «Резонанс» в документальном фильме «Женское лицо войны». Предлагаем вашему вниманию фрагмент этой программы.

Список использованной литературы

Ефремов В., Ефремова Л. Подпольный госпиталь — Тула. «Приокское книжное издательство», 1984. – 215с.








sitemap
sitemap