Исследовательская работа учащихся Социальная адаптация детей — инвалидов в гЧайковский



Чайковское управление общего и профессионального образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Секция обществознания

Социальная адаптация детей-инвалидов в г.Чайковский

Выполнил

ученик 10 класса

Жданова Мария

Руководитель

Учитель истории

Саламатова

Татьяна Владимировна

Чайковский 2010 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Инвалид – особый ребенок

Ребенок-инвалид…………………………………………………………5

Трудности детей-инвалидов……………………………………………6

Пути социальной адаптации детей-инвалидов……………………….7

Работа с детьми-инвалидами в городе Чайковский………………………….8

Детский сад № 15 …………………………………………………………9

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5…….10

Чайковский центр реабилитации «Восхождение»…………………….11

АРДИиМИ «Ласточка»………………………………………. ………..13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

Словарь……………………………………………………………………………16

Приложения………………………………………………………………………17

Введение

Как интересен и прекрасен наш мир! Мы гуляем по улице, наслаждаясь пением птиц, восхищаясь чистым голубым небом, ярким солнцем, слушаем шорох опавших листьев или скрип свежевыпавшего снега. Когда нам весело, мы громко смеемся, что-то бурно обсуждаем между собой, бегаем, прыгаем, занимаемся спортом. Мы получаем образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию, при этом мы не испытываем практически никаких серьезных проблем. Но мы редко задумываемся о тех, кто в некоторой степени лишен этого, т.е. об инвалидах.

Они часто сталкиваются с непониманием окружающих. Здоровые люди не принимают их как равных и стараются избегать общения с ними. А каково в этих условиях живется детям? Они замыкаются в себе, становятся скрытными и необщительными. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи. Но как же дети приспосабливаются к этим условиям? Кто и как помогает им?

Тема моей работы «Социальная адаптация детей-инвалидов в городе Чайковский».

Цель: выявить проблемы социальной адаптации детей-инвалидов города Чайковский.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме, познакомиться с понятием «ребенок-инвалид»;

Познакомиться с организациями, учебными заведениями города Чайковский, работающими с детьми-инвалидами.

Провести анкетирование среди населения города Чайковский.

Проанализировать полученную информацию, сделать выводы.

Объект исследования: дети- инвалиды

Предмет исследования: социальная адаптация

Методы исследования:

Анализ

Анкетирование

Наблюдение

Синтез

Гипотеза:

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации.

Инвалид – особый ребенок

1.1. Ребенок-инвалид

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности.

Инвалидность у детей обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Следствием этого является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

По данным Управления общего и профессионального образования Чайковского муниципального района в нашем городе проживает

1.2. Трудности детей-инвалидов

Каждый ребенок, появляясь на свет сталкивается со множеством трудностей: освоение окружающего пространства, установление контакта с природой, людьми и т.д. Особенно сложно это сделать ребенку-инвалиду.

С какими проблемами сталкивается ребенок с ограниченными возможностями?

На первый взгляд, основными для ребенка-инвалида являются проблемы, связанные с его здоровьем.

Опрос, проведенный среди населения города Чайковский, показал, что 50% опрошенных считают основной проблемой детей-инвалидов нехватку общения со сверстниками и отрицательное отношение окружающих. 17% ставят проблему ведения полноценной жизни на первое место, 8% — проблему здоровья.

Таким образом, проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, на мой взгляд, заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема — следствие не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

1.3. Пути социальной адаптации детей-инвалидов

Существуют различные способы социализации детей-инвалидов.

Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции в социум используются возможности дополнительного образования — кружковые, секционные занятия, которые также помогают восстановлению нарушенных функций организма.

Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, праздниках вместе со здоровыми детьми помогает им самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

В ходе деятельности большое внимание уделяется различным формам работы с семьёй. Активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей — это главное условие социализации ребёнка с ограниченными возможностями.

При интеграции детей-инвалидов в социум большое значение имеет подготовка общества к принятию таких детей.

Социальную адаптацию детей-инвалидов рекомендуется проводить в смешанных группах обучения. В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию им помощи, проявляют заботу о них, воспитывают в себе милосердие, доброту. В то же время, вовлеченные в совместную деятельность со здоровыми детьми воспитанники учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего многие из них лишены с самого момента рождения.

Ребенок — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

2. Работа с детьми-инвалидами в городе Чайковский

В нашем городе существуют специальные учебные и оздоровительные заведения, которые работают с детьми-инвалидами. Это детские сады №15 и №17, коррекционная школа № 5, Центр реабилитации «Восхождение». Так же с детьми-инвалидами работает Ассоциация Родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов «Ласточка». В основном АРДИиМИ «Ласточка» занимается организацией досуга для детей-инвалидов. Но по результатам опроса выяснилось, что многие родители не знают о существовании этих заведений, либо знакомы с некоторыми из них.

Детский сад № 15

В детском саду № 15 воспитываются дети с нарушениями зрения. (Приложение 5)

Основой работы детского сада является комплексное воздействие на сохраненные анализаторы педагогическими, психологическими и медицинскими методами, учитывая возрастные нормы. В этом саду ведется работа по коррекции зрительных нарушений и функций, развитию общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, координации движения, проводятся лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

В ходе беседы с работниками детского сада выяснилось, что, находясь среди детей с нарушениями зрения, их воспитанники чувствуют себя достаточно уверенно, но при переходе в школу они сталкиваются со сложностями вливания в коллектив. Если же в классе не один, а несколько детей с нарушением зрения, то им проще адаптироваться, выстоять против насмешек со стороны других детей.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5

Школа №5 – это специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, созданная для детей с умственной отсталостью. (Приложение 4)

Основными задачами школы являются:

создание благоприятных условий для обучения, воспитания, лечения и сохранения здоровья обучающихся;

формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения программы в пределах специального государственного образовательного стандарта;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине;

создание условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей личности в получении дополнительного образования.

Деятельность школы строится на принципах демократии, гуманизма, светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности.

Школа создает условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Чайковский центр реабилитации «Восхождение»

Реабилитация детей-инвалидов является важной задачей современного общества. Центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Восхождение» принимает детей со статусом инвалидности, проживающих не только в Чайковском районе, но и во всем Пермском крае. (Приложение 1)

Возраст детей, проходящих реабилитацию в центре, варьируется с года до 18 лет.

Основной целью центра «Восхождение» является восстановление двигательных физических способностей у детей, утраченных либо от рождения, либо от травм. Направления работы с детьми: медицинское, социально-психологическое, трудовое и педагогическое.

Педагогическое направление работы осуществляют социальный педагог и логопед. Под руководством социального педагога по специальной программе дети обучаются сами себя обслуживать. Это важно, чтобы при наличии малых умений ребенок, оставшись дома один, мог сам себе что-нибудь приготовить.

Для полноценной реабилитации в центре для детей существует много услуг: физиотерапия, грязелечение, ЛФК, а также новое направление гидрокинезотерапия. Это упражнения, которые дети делают, находясь в воде в небольшом бассейне.

Психологическое направление — важная часть реабилитации ребенка-инвалида. Для того чтобы она проходила более успешно, в центре созданы все условия. Здесь есть и сенсорная комната, оснащенная последними техническими новинками. Также психолог проводит с детьми сказкотерапию. В центре есть два логопеда, которые работают с детьми. Они проводят для ребят логоритмику и логомассаж.

В летний период «Восхождение» является центром оздоровления детей-инвалидов не только Чайковского, но и других городов Пермского края.

Помимо реабилитации детей, в центре идет активная работа с родителями детей-инвалидов. Это необходимый шаг для того, чтобы родители научились правильно воспринимать своего ребенка.

Работа специалистов центра очень сложная. Иногда ребенок не идет на контакт и отказывается от упражнений. Тогда с ним ведется целенаправленная работа психолога.

Кроме основных направлений работы с детьми-инвалидами, в центре проводится много культурно-массовых мероприятий. Часто в центр приезжают творческие люди с концертами, с детьми выезжают в кинотеатр, в театр.

Для полноценной реабилитации детей на территории центра созданы терапевтические мастерские. Здесь дети учатся гончарному и столярному искусству. На данный момент в центре создается площадка для иппотерапии.

Результаты деятельности центра видны не сразу. Специалисты отслеживают эффективность работы после реабилитации каждого ребенка.

Центр «Восхождение», на мой взгляд, вносит неоценимый вклад в реабилитацию детей-инвалидов, но они создают незначительные условия для социальной адаптации.

2.3. АРДИиМИ «Ласточка»

«Ласточка» — это ассоциация родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов. В свое время собрались несколько человек и создали общественную организацию, которая была зарегистрирована в Перми и даже имеет свой устав.

В настоящее время в «Ласточку» входят около 85 семей. Возраст детей-инвалидов и молодых инвалидов от 5 до 35 лет. «Ласточка» организует различные творческие и спортивные мероприятия (конкурсы, фестивали, праздники). Ежегодно эта организация проводит декаду инвалидов с 1-го по 10-е декабря, которая включает в себя походы в театр, кино, поездки в цирк или зоопарк, организацию дискотек в клубе «Ровесник» и т.д. (Приложение 2, 3).

Разумеется, все это было бы невозможно без материальной помощи. Члены общества каждый год сдают по 250 рублей. Не обходится и без спонсоров (Газпром Трансгаз Чайковский, МУП «Трансагенство», туристический комплекс «Волна», база отдыха «Русь»).

АРДИиМИ «Ласточка» ведет совместную работу по реабилитации детей-инвалидов с Центром «Восхождение». В этом году Пермский край начал осуществление программы реабилитации по сертификатам. Любой инвалид имеет право на реабилитацию и по этому сертификату он (его опекун) выбирает место предоставления реабилитационных услуг. «Ласточка» и Центр «Восхождение» доносили эту информацию до членов общества.

Я считаю, что именно эта организация позволяет детям-инвалидам в большей степени реализовать свои творческие способности. Проводимые мероприятия дают возможность таким детям почувствовать себя просто ребенком, а не инвалидом.

Заключение

Инвалид – особый ребенок, у которого помимо проблем со здоровьем, существуют не менее важные, на мой взгляд, трудности, связанные с социализацией.

Чтобы помочь ребенку включиться в жизнь общества, необходимо создать условия для его общения с другими детьми. Это может быть реализовано через организацию досуга, развитие творческих и интеллектуальных способностей.

К сожалению, в нашем городе в настоящий момент эти условия созданы не в полной мере. У нас есть организации, которые занимаются обучением и реабилитацией, проведением мероприятий для детей-инвалидов, но, на мой взгляд, инвалиды по-прежнему остаются особыми людьми, не вписывающимися в современное общество. Инфраструктура города в незначительной степени учитывает потребности инвалидов. Финансовая поддержка таких детей остается на низком уровне. Практически не проводятся совместные мероприятия для инвалидов и здоровых детей. В обществе считают, что дети-инвалиды не нуждаются в полноценном образовании, ограничивают их в обучении прикладным профессиям, тем самым закрывая ребенку дорогу в будущее.

Надеюсь, что эти проблемы социальной адаптации детей-инвалидов в дальнейшем будут решены. Возможно, данная работа привлечет внимание общественности к этому. В дальнейшем я планирую узнать, как решаются эти проблемы в других регионах, и, может быть, мне удастся внести свой вклад в организацию работ с детьми-инвалидами на территории нашего города.

Список литературы

Газета «Огни Камы» №№ 163-165 ст. «Кого могли, того собрали» — Чайковский, 2010.

Газета «Огни Камы» №№ 175-179 ст. «Мы можем все и даже больше» — Чайковский, 2010.

Приложение к газете «Здравствуй!»/ Положение об оказании реабилитационных услуг с использованием сертификата – Пермь, 2010.

http://festival.1september.ru/articles

www.ref.by/refs

http://school5-chaik.by.ru/p5aa1.html

http://chaykovskiy.bezformata.ru/listnews/chajkovskij-tcentr-reabilitatcii

http://chaik.my1.ru/news/chajkovskij_centr_reabilitacii

Словарь

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Интеграция — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое.

Реабилитация – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.



sitemap
sitemap