Исследовательская работа Цвета моего города



ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в мире цветов и воспринимает его посредством цветов.

Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Восприятие цвета сильно зависит от освещения. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица – как маленькая радуга.

Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.

Но большинство из нас все — таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело. Так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение и т. д. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.

Цвет помогает людям общаться друг с другом.

Существует старинная мексиканская сказка из детской книги «История цвета». В сказке говорится о том, что когда-то давным-давно мир был черно-белым. Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы «черный цвет не переходил в белый слишком резко». А затем боги решили создать цвета, чтобы сделать мир более радостным. И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду.

Объект исследования – цвет фасада зданий города Ангарска.

Предмет исследования – влияние цвета зданий на психоэмоциональное состояние человека.

Цель данной работы исследовать достаточно актуальную в настоящее время проблему влияния цветовой гаммы города Ангарска на психоэмоциональное состояние третьеклассников и их родителей.

Задачи:

Проанализировать окраску зданий и степень озеленения городской территории;

Провести анкетирование среди одноклассников и их родителей;

Составить диаграммы по вопросам анкетирования;

Ознакомить аудиторию с влиянием каждого цвета на психику человека.

Гипотеза: если цвета влияют на психоэмоциональное состояние человека, то какие цвета должны нас окружать?

Методы исследования: анкетирование, анализ литературы, наблюдение.

Новизна: тема изучается впервые младшими школьниками нашей школы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА НАСТРОЕНИЕ И САМОЧУВСТВИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА АНГАРСКА

1.1. Отрицательное и положительное влияние цвета на здоровье человека

Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.

Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. Зачем? Это наиболее загадочная сторона человеческого восприятия. Очевидно каждому, что цвет влияет на настроение, на самочувствие, что нюансы цвета могут заставить нас принять или отвергнуть картину, одежду, цветок.

В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.

Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом цвете.

Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условия работы. Если человеку постоянно приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, это утомляет зрение. (Приложение №1)

Например, красный цвет вызывает ощущение тепла, он действует возбуждающе на психику, как бы «подхлестывает» эмоции, но, в конце — концов, утомляет.

Оранжевый цвет создает чувство веселья и благополучия. Этот цвет ассоциируется с бодростью, жизнедеятельностью, активностью. Это цвет радости и мудрости. Интересно, что этот цвет способствует улучшению пищеварения.

Желтый цвет создает хорошее, приподнятое настроение, стимулирует зрение и нервную систему. Это самый веселый цвет, он помогает в учебе и работе. Желтый цвет в сочетании со светло – зеленым уменьшает страх пациента на приеме у зубного врача. Желтый цвет – цвет середины спектра, он обладает уравновешенным действием.

Зеленый цвет действует освежающе и успокающе. Он полезен при бессоннице, переутомлении, под его влиянием понижается кровяное давление, а также снижается общий тонус организма. Зеленый цвет уравновешивает эмоциональное состояние человека, приводит его к гармонии. Этот цвет самый благоприятный для человека. Известный советский офтальмолог профессор В.Б. Рабкин называл его оптимальным цветом.

Голубой цвет вызывает ощущение прохлады и действует на нервную систему успокаивающе, причем сильнее зеленого. От него еще в большей степени, чем от зеленого, снижается тонус мышц и кровяное давление. Также голубой цвет пассивен, способен затормаживать жизнедеятельность, снимать тревогу. Поэтому, например, распустившиеся цветы дольше сохраняются, если использовать голубую подсветку.

Фиолетовый цвет не столько успокаивает, сколько расслабляет психику, недаром этот цвет называют «цветом печали». А также он оживляет творческие способности и помогает сосредоточиться, но уменьшает физическую работоспособность, увеличивает выносливость сердца и сосудов.

Белый цвет – цвет невинности, чистоты, доверия. Но это далеко не оптимальный цвет в цветотерапии. Он создает ощущение чистоты и свежести, но при длительном воздействии вызывает резко отрицательную реакцию психики. Яркий белый цвет в больничных палатах, белые простыни и халаты, стены операционной могут приводить к стрессу. Поэтому в медицинских учреждениях отказываются от белого цвета, заменяя его, на приглушенный зеленый или голубой.

Черный цвет способствует притяжению и впитыванию отрицательной энергии, вызывает депрессию.

Серый цвет не возбуждает и не успокаивает, создает ощущение стабильности. Но в то же время не вызывает повышения настроения, скорее, наоборот. Во Франции в ходе специальных опытов было установлено, что все теплые цвета (оранжевый, терракотовый, коричневый и т.п.) вызывают аппетит, а жажда быстрее утоляется в стенах, окрашенных в холодные, сине – голубые тона.

Цвет может влиять и на ощущение человеком пространства. Художники считают, что «холодные» краски (голубая, светло-зеленая) в большей степени, чем красная и коричневая, способствуют ощущению пространства. Они как бы «раздвигают» стены и делают помещение свободнее. Мы считаем, что именно это свойство цвета используется градостроителями города Ангарска.

1.2. Исследование цветового воздействия на работоспособность и настроение учащихся 4 «Б класса и их родителей

C целью исследования влияния цветовой гаммы на настроение и работоспособность жителей города Ангарска был проведен анкетный опрос среди учащихся 4 класса и их родителей. (Приложение 2).

В опросе приняли участие 28 школьников и 23 взрослых. По результатам анкетирования мы сделали вывод о том, что окраска зданий влияет на большинство участников анкетного опроса.

Результаты анкетного опроса представлены в виде таблицы №2 и диаграмм, на которых явно выражены процентные соотношения ответов на вопросы анкеты (Приложение 3) .

Жителей города не устраивает однотонный цвет зданий, которые они встречают по дороге в школу. Большую часть участников угнетает однотонный цвет окраски дверей подъездов. Также многие опрошенные учащиеся считают, что окраска внутри дворовых детских площадок, качелей и каруселей не достаточно разнообразна.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ОКРАСКИ УЛИЦ И ФАСАДОВ ЗДАНИЙ ГОРОДА АНГАРСКА

В данной работе нами была исследована окраска фасадов более 20 зданий. В результате этого нами сделаны следующие выводы:

Здания города окрашены в основном в разный цвет.

Входные двери и арки подъездов домов окрашены редко и не радуют оригинальностью оттенков, потому они имеют мрачно-синею гамму цветов.

Разнообразные по цвету и строению фасады встроенных в городские здания частных магазинов и аптек вносят оживление в вид улиц города.

Яркая окраска домов и рекламных щитов на городских улицах очень радует глаз и положительно влияет на психо-эмоциональное состояние жителей нашего родного города.

2.1 Озеленение городской территории как фактора улучшения здоровья человека

Городская среда характеризуется многочисленными отрицательными экологическими факторами – высокими концентрациями промышленности и населения, напряженность ритмов жизни, часто не совпадающих с естественным биологическим ритмом организма: тепловой, шумовой, цветовой и психологической дискомфортностью, различными загрязнениями атмосферы и т.п.

Наиболее эффективным и доступным средством экологического улучшения являются зеленые насаждения – «легкие городов», способны нейтрализовать и компенсировать недостатки окружающей среды.

Последний вопрос в нашей анкете был: Как Вы думаете, в нашем городе достаточно зеленых насаждений? Ответы были следующие:

Как видно из диаграммы большая часть населения, считает, что зеленых насаждений в нашем городе достаточно.

Большое значение имеют зеленые насаждения и в решении проблемы организации отдыха населения. Зеленая окраска листвы, ее тихий шелест, мягкий рассеянный свет в садах и парках, менее высокая температура в жаркие дни, наличие в воздухе фитонцидов, бальзамических и других веществ, выделяемых растениями, слабая запыленность воздуха и повышенное содержание в нем кислорода оказывают благотворное физиологическое действие на нервную систему человека, снимая напряжение, укрепляет здоровье человека и повышая его работоспособность. Огромное влияние оказывают различные ландшафты, которые создают определенное настроение и повышают жизненный тонус.

Таким образом, растительные зоны обладают исключительными условиями для восстановления и поддержания здоровья, трудоспособности и долголетия человека, служат источником его производительного и творческого вдохновения. Среди зелени человеку требуется на 60% меньше времени для восстановления сил после рабочего дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы затронули актуальную в настоящее время проблему воздействия характеристик окружающей среды на здоровье человека. Также рассмотрены вопросы, которые волнуют многих из нас: недостаточное количество цвета на улицах города и его действие на работоспособность, и психику жителей. В результате проведенных в данной работе исследований я сделала следующие выводы:

Цвет влияет на работоспособность и настроение учащихся.

При подборе цвета окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека.

Разнообразная окраска фасадов зданий будет способствовать снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан.

Озеленение городской территории необходимо для поднятия эмоционального настроя жителей города.

Здания города не радуют оригинальностью оттенков.

Необходимо как можно чаще освещать в местной печати проблему воздействия цвета на здоровье человека.

Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают, что цвет является одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своём городе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Волков Б.Д. Цвет и мы // Эхо планеты, 2000. – №2-3.

Интернет – новости. Магия цвета // Спортивная жизнь, 2002. – №9.

Кошевая А. «Живописная» картина // Наука и жизнь, 2002. – №10.

Кучер Т.В. Мода и цвет // Крестьянка, 1999. – №3.

Новиков К.М. Многозначность цвета // Настольный календарь, 1989. – №2.

«Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.

Павлова О.Н. Здоровье и цвет // Наше здоровье, 2000. — №3

Природопользование: Проб. учеб. Для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др.- М.: Просвещение, 1995.

Разина М.Ф. Таинство цвета // Наше право, 1999. – №5.

Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.

Фродо А. Вынужденное путешествие или Как спасти планету. – Е.: Уральский книжный дом, 1995.- 28 с.



sitemap
sitemap