Исследовательская работа Свои – чужие другая религия



Работа учащейся 7класса МКОУ «Михайловская ООШ»

Каширской Галины

Руководитель Шальнова З.С.

Я выбрала тему «Свои – чужие: другая религия. Молоканы. Кто они, русские, считающие себя евреями.»потому, что моя семья вероисповедует чуждую для нашего села молоканскую религию. Этим она и интересна мне. Хотя в нашем селе Михайловка проживают люди разных национальностей и разных религий, молокан среди них небольшое число, среди них и моя семья Каширские: бабушка- Любовь Соломоновна, дедушка- Соломон Тимофеевич, мама- Анна Вячеславовна, папа -Александр Соломонович, брат-Александр.

Я попыталась узнать откуда её корни ,откуда пришла эта религия к нам, в село Михайловка, каковы традиции, обычаи людей, вероисповедующих эту религию.Мне захотелось больше узнать о людях, которые жили и живут рядом с нами, почему они выбрали эту религию, кто повлиял на их выбор? Как в разные времена относились к ним в нашем селе, одобряли или осуждали? Какой выбор надо сделать в будущем мне и моим сверстникам? Вопросов встает передо мной очень много. Я беседовала с многими жителями нашего села, прочитала литературу и попыталась ответить на эти вопросы.

ПЛАН

Исторические корни молоканской религии.

Пути проникновения молоканской религии в наше село Михайловка.

Традиции, обряды, обычаи молокан.

Отношение к молоканам представителей других религий в разное время.

Современные молоканы – придерживаются они этой религии сейчас?

Неоднократно в восточно-славянском православии различных местностей России возникали сектантско-синкретические устремления к исходному единобожию Моисея с признанием приоритета иудаизма над христианством. Достаточно вспомнить активное, хотя краткое и более в «верхушке» общества, рационально-критическое направление «жидовствующих» в Новгороде Великом с 70-х гг. XV в. по самое нач. XVI в. Это любопытное русское «иудействование» воспроизводилось и позже, причём как тенденция – без видимой связи с предшествовавшими ему в истории однотипными явлениями.

Так, сильное народное, протестное движение и сразу ряд крупных сект «иудеян», именуемых также «духовными христианами», возникло с сер. XVIII в. среди государственных крестьян (а затем и среди крепостных, беглых), центрочерноземья России, тогдашней Воронежской губернии.

Так, в 1750-65 гг. в Борисоглебском уезде возникла «сектантская ересь» крестьянина Семёна Уклеина, получившая затем название «молоканства». А в 70-80-х гг. XVIII в. чуть южнее, под Воронежем, от этих молокан — «воскресников» отделились молокане — «субботники» во главе с крестьянином Семёном Довлатовым. И те, и другие стремились следовать «Моисееву Закону», давали детям ветхозаветные имена, имели значимые для них предания о «земле Сионской», практиковали протяжное многоголосье псалмов. Но первые продолжали почитать Иисуса Христа — Спасителя, вторые же – принимали его лишь как человека «ликоотрицание», ожидая прихода нового Мессии («своего Царя»).

В результате репрессий, начавшихся с 90-х гг. XVIII в., многие «иудеяне» разлучались с детьми, выселялись в Приазовье, а затем, с 30-40-х гг. XIX в. – переводилисьвЗакавказья на территории нынешней Армении (у оз. Севан), почти по всему пространству Азербайджана и отдельными островками в Грузии. Другие бежали в соседнюю Саратовской губернию, за Волгу, вплоть до Самары и Оренбурга, в калмыцкие и казахские степи .

Кроме первичного переселения в самом конце XVIII в. сильной и затронувшей, похоже, все направления, была вторая миграция субботников из-под Воронежа в 1835 г. Пункт исхода их был единым – несколько сёл в Тамбовской губернии и Воронежском наместничестве, утверждённых в 1796 г., в нынешних местах Калачеевского и Таловского районов Воронежской области на границе с Волгоградской (междуречье Битюга и Хопра). Как минимум, двумя путями достигали переселенцы и Астраханской губернии («верховая» под Царицыным и Царевом и «низовая» в северо-западном Прикаспии группы, едва ли последователи.связанные, в своём образовании, друг с другом.

Когда состоялась передача в 1850 г. Царевского уезда из Саратовской губернии в Астраханскую, то здесь обнаружилось многочисленное и компактное население славян — «субботников», распространивших вскоре своё влияние и на соседний, Черноярский уезд Астраханской губернии.

Власти разрешали такую миграцию, но «отказ от православия», тем более, в организованной форме, в тот момент и позже стремились пресечь. Но новые жители неизбежно общались и сближались с иудеями, г. Царицына, чья община разными путями и понемногу возрастала, к которым переселенцы первое время тяготели ограниченно. Притом признавали, как и в контактах с православными, лишь Ветхий Завет, письменную Тору — Танах (но никак не Евангелие, либо Талмуд).

Начиная с 1865 г., от «молокан – караимов под Царицыным отпочковались субботники — талмудисты. Они и в вероучении, и даже внешне (одеждой, причёской, поведением) стремились подражать евреям. Предметом их большой гордости были «книжечки»– иудейская.богослужебная литература, изданная на русский язык.

Здешние светские и духовные власти, православные общественные круги – Астраханский губернатор и полиция, архиерей и консистория, а также Епархиальное и Кирилло-Мефодиевское общества – осуждали «уклонение и отпадение» от православия, прямо с сер. XIX в. старались всячески повлиять на сектантов. Особенно когда ,после отмены крепостного права, всё более проявлялось малоземелье в сельских местностях и резко возросла подвижность населения, и ещё с 80-х гг., когда наметились объединение субботников — караимов и талмудистов — в сплочённые общины, а у последних – ещё и стремление эмигрировать в Палестину.

Численность субботников обеих ветвей значительно возрастала – за счёт воронежских переселенцев и присоединявшихся местных уроженцев, многодетных семей тех и других.

В Астраханской области «геры» — субботники проживают, изредка посещая синагогу в г. Астрахани, вс. Михайловка Лиманского района, в подстепных ильменях, вблизи границы с Республикой Калмыкия. Оно и было основано в период Кавказской войны (нач.XIX в.) по Кизлярскому («Линейному») военному тракту и в 1842 г. перенесено на нынешнее место именно «переселенцами из Воронежской губернии.

По данным архивной справки (я прочитала её в сельской библиотеке )о возникновении с.Михайловка, крестьяне с. Пришиб Черноярского уезда по разрешению властей поселились на территории современной Михайловки в 1845 году.

При вхождении данных территорий в состав Калмыцкой автономной области (июль 1927 г.) в с. Михайловка было отмечено наличие единственного в степных краях иудейского религиозного общества, насчитывавшего 101 прихожанина ( приблизительно 700-800 жит.села. ) и одного священнослужителя – раввина.

Продолжает существовать эта специфическая этногруппа населения и до сих пор, хотя община их после возвращения Михайловки в Астраханскую область (декабрь 1943 г.) уже не фиксировалась. Односельчане и соседи иногда называют последователей этого необычного и непонятного им течения «людьми с колдовскими обрядами».

Но и научный интерес к «иудеянам» с. Михайловки со стороны видных исследователей еврейства в г. Москве проявился совсем недавно. Нижневолжский регион – Астрахань, Лиман и Михайловку – 1-3 февраля 2007 г. посетила экспедиция во главе с М.М. Каспиной, в составе студентов и аспиран-тов по иудаике-библеистике, по филологии и истории религий из Российского государств.гуманитарного университета (А.Б. Мороз, О.В. Белова, Л.Г. Жукова, Н.М. Киреева).

Таким образом, более чем двухсотлетняя (св. 10-и поколений) история позднего славянского «иудеянства» (в бассейне Дона и Волги) находит своё продолжение и ныне, в XXI в

В современной Михайловке иудейская община продолжает существовать и поныне. Количество семей вероисповедующих иудаизм конечно очень маленькое. Многие сейчас переехали в другие села Лиманского района: в с. Зензели, в с.Новогеоргиевка, в с.Кряжевое, в с.Оля и др. Но и те, которые проживают в нашем селе немного, но соблюдают традиции и обычаи.Это семьи Мустафаевых, Перепеченовых, Каширских. Горюновых, Жабиных.



По-видимому, это была одна из первых известных общин молокан субботников, полностью отвергшая православие и христианство пытающаяся строить вероучение и жизнь на основе Ветхого Завета. Иудейских молитв они не знали, и поэтому молитвы заменили чтением псалмов, как наиболее подходящих для них текстов, из тех, которые можно найти в православных книгах.

Почти все формулировки, в которых представлены «суеверия» новых сектантов — «образам не поклоняться … в церковь Божию не ходить, не исповедываться и св. таин не причащаться, а веровать Богу духом; исповедываться и приобщаться чтением псалмов, … свиного мяса не есть, … крестов на себе не носить» — известны нам также по более поздним источникам. Они характерны для молокан всех толков. Празднование субботы, а не воскресенья является формальным отличительным признаком молокан субботников.

Как рассказывает моя бабушка, Любовь Соломоновна, обязательно соблюдали большие праздники: Песах(Пасха),Порем( Масленница), Новолетье.

На Песах, который отмечали, как правило, на неделю раньше чем Пасха, готовили очень скудную пищу: небольшой кусок мяса (курятина с косточкой),но не есть его, вареные яйца ( в память о праздничной жертве), пюре из вина, толченых орехов и яблок, марор из горькой зелени, хрена или листья салата, тремя листами мацы. Маца это и скудный хлеб, и символ свободы,она напоминает о выходе из Египта евреев, которые не успели испечь обыкновенный хлеб и поэтому испекли мацу. Все символизировало переживание вновь- исход из Египта ,из рабства.

В праздничный день нельзя готовить еду назавтра. Поэтому, если в праздничный день приходится на канун субботы, то перед праздником готовят блюдо, которое позволит продолжить приготовление еды в праздник на следующую за ним субботу.

На Масленницу готовили и готовят блины, из мацы пекут пироги. Новолетье – праздник Нового Года, который отмечают в конце августа или в начале сентября, накрывают богатые столы.

Моя мама, Анна Вячеславовна, часто ездит в г. Астрахань в Синагогу.Она рассказывает, что это большое здание на улице Бабушкина, 28. Здание большое, с высокими резными потолками, в нем нет никаких икон, только стелажи с книгами, какой праздник такую книгу с молитвами и выбираешь для чтения.Главный в синагоге – равин. Женщины с покрытыми головами читают молитвы сидя и находятся на верхнем этаже. Мужчины слушают молитвы стоя и находятся на первом этаже.

Перепеченова Тамара Федеровна рассказавает о некоторых обычаях: «свадьбы играли по еврейским обычаям — под хупой, катали хлеб из опресноков — мацу, пекли в специальных мацопекарнях, был в деревне и «резак» — тот, кто знает, как правильно разделать говяжью тушу, был и другой, что делал обрезание. Были свитки Торы, которые переносили из дома в дом, был и раввин, который учил народ. Правда, Песах именовали и именуют Пасхой, Шавуот (праздник дарования Торы на горе Синай после исхода евреев из египетского рабства) — Троицей.

Белье стирали в воскресенье, еду с вечера пятницы ставили хранить в русскую печь, чтобы в субботу, когда запрещено зажигать огонь, пища была теплой. Ну и конечно, работали не покладая рук».

Перепеченов Ефрем Степанович рассказал об особом обычаи погребения: « Для покойников шили специальную белую одежду, женщинам и мужчинам. Хоронили в этот же день. Гроб делали без гвоздей. На могиле ставять табличку с указанием имени. Поминали 7 дней, 30 дней, 6 месяцев, 11 месяцев».

В разные времена к молоканам относились с недоверием, осуждали их. Им не выдавали паспорта, чтобы затруднить передвижение по стране и, таким образом, им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие молоканы формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры. В нашем селе Михайловка до сих пор сохранился обычай хоронить молокан на кладбище отдельно от всех. Значит и сегодня к молоканам относятся с недоверием.

Кто они, почему русские в селе считают себя евреями? Многие понять этого не могут, осуждают, может потому, что не знают кто они такие, не знают традиций и обычаев. Даже в моей семье в свидетельстве о рождении родителей записана национальность- еврей, а у нас, детей –русские. Имена у нас все современные, хотя в нашей семье знают, что они означают: Галина(Голда), Саша(Алекс), Анна(Фана).Сейчас конечно нет никакого преследования за веру, но уже почти никто из молокан не соблюдает свои обычаи, некоторые даже стыдятся.Как нашему поколению теперь относится к ним? С одной стороны, хочется сохранить историю своих предков, с другой стороны, хочется быть современной, не чувствовать на себе непонимающие взгляды. Многие взрослые крестят своих детей в православной церкви. Я тоже хочу покрестится, но моя мама не разрешает, говорит, когда стану совершеннолетней, тогда и решу.

Источники:

1.Викторин В.М. Славяно – иудейские тенденции в переселениях и этноконфессиоконтактах по границам Астраханского края ( конец 18-20 веков).

2.А. Львов. Субботники и евреи. « Из Быта субботников». Опубликовано в журнале «Параллели», 2003, №2-3.

3.Хаим Аронович. Остров покоя./суббота у вас дома/ 1993г.

4.Амос Лахати др. Пасхальнаяагада, месяц Нисан 5760.

5.ВоспоминанияКаширской Л.С., Перепеченова Е.С., Перепеченовой Т.Ф., Перепеченова Д.Д., Каширской А.В.

Библиография

В своей работе я использовала:

книгу «ПасхальнаяАгада», в которой описывается праздник Песах, посвященный главному событию в истории израильского народа – исходу из Египта;

книгу «Шаббат: остров покоя / суббота у вас дома/» Хаима Ароновича.В ней рассказывается о Шаббате – острове субботе. Она знакомит читателя с внутренним распорядком и ритмом Шаббата,с правилами, которые предписаны традицией;

статью Викторина В.М. «Славяно – иудейские тенденции в переселениях и этноконфессиоконтактах по границам Астраханского края ( конец 18-20 веков)».В ней автор рассказывает об истории возникновения протестанского движения субботников и расселении в Астраханском уезде;

4.статью А. Львова. Субботники и евреи. « Из Быта субботников». В ней

автор задает один из самых животрепещущих вопросов, связанных с

иудействующими, — являются ли они евреями?

Воспоминания о жизни, традициях, обычаях михайловских молокан.

Анкета

Имя и фамилия участника: Каширская Галина Александровна

Год рождения: 1998

класс: 8, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Михайловская основная общеобразовательная школа»

Название работы: Свои – чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения. Кто они молоканы?

Количество экземпляров, страниц, перечень приложений — 11

Почтовый адрес участника (участников): 416401, Астраханская область, Лиманский район, село Михайловка, ул. Советская,117

Контактный телефон с указанием кода, адрес электронной почты -8(85 147 )97348, [email protected]

Принимали ли вы участие в предыдущем конкурсе

«Человек в истории. Россия – ХХ век»? — нет

Адрес школы или другого среднего учебного заведения, где вы учитесь: 416401, Астраханская область, Лиманский район, село Михайловка, переулок Школьный, 9, МКОУ «Михайловская ООШ»

Фамилия научного руководителя или наставника (если таковой имеется): учитель истории и обществознания Шальнова Зоя Сергеевна, Астраханская область, Лиманский район, с. Михайловка, Ул. Кирова,58, тел. 89275630013

Название и адрес организации (кружка, поисковая группа и т.п.), курировавшей работу (если таковая была) – краеведческий , Откуда вы получили информацию о конкурсе?–электронная почта

Свои – чужие: другая религия.

М О Л О К А Н Ы.

Кто они – русские, считающие себя

евреями.

«Судьба человека в российской истории ХХ века»

«Мемориал»

2011 -2012г.








sitemap
sitemap