Исследовательская работа Светоч православной культуры Андрей Рублев



Районная конференция школьников

«Кироилло — Мефодиевские чтения»

Тема исследовательской работы:

«Светоч православной культуры

Андрей Рублев»



Автор:

Жирнова Вероника. 6 класс

Руководитель:

Лазаренко Татьяна Александровна,

учитель ОРКСЭ, литературы и истории МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района Томской области.

Адрес:

Томская область, Верхнекетский район, п.Клюквинка, ул.Центральная, №4.

Исследовательская работа Андрей Рублев

Содержание.

I.Введение.

Место Андрея Рублева в истории православной культуры.

II.Основная часть.

1. Биография Андрея Рублева.

2. Творчество иконописца и художника.

3. «Троица» Рублева – символ веры, надежды и любви.

III.Заключение.

1.Память об Андрее Рублеве сохраняется в сердцах православных людей.

2.Его образ живет в памятниках, картинах, музыке и стихах.

Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится. Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творчестве двух наших гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Эпоха Пушкина была эпохой возвышения национального русского духа после победы над Наполеоном. Эпоха Рублева означала полное освобождение Руси от Золотой Орды. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, возрождения интереса к собственной истории, к культуре. Андрей Рублев почитается как один из великих русских святых.

Сведений о жизни Андрея Рублева дошло до наших времен очень мало. Но даже эти скудные факты биографии иконописца рассказывают нам о том, какой богатой была душа у этого художника, какой огромный талант был у этого человека, оставившего нам, людям 21 века, истинные шедевры своих творений.

Андрей — монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; возможно, эта подпись доказывает то, что отца художника действительно звали Иваном. Андрей Рублев родился, вероятно, около 1360 года в средней полосе России: по одним сведениям – в Московском княжестве, по другим – в Новгороде. Есть сведения, что он родился в 1365 году. Таким образом, точная дата рождения Рублева не установлена. Воспитывался он в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском и многие годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени — основателя монастыря Сергия и его учеников, имел возможность непосредственно общаться с ними. По другой гипотезе Андрей Рублев принял монашество в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене протопопе Андронике. Уже у современников Андрей Рублев пользовался огромным почитанием, а позднее его имя окружили легендами. В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителей Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских князей в борьбе с татарами, создал Рублев знаменитую «Троицу». Икона долго находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году. В 1370-1390 годах учился и работал в дружине московских художников.

В 1405 г. совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году. Видимо, к этому времени Рублев основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. В 1408 г. вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Прошло всего 3 года после работы Рублева в Благовещенском соборе, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у него уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. Фрески Андрея Рублева в Успенском монастыре г.Владимира частично сохранились до сих пор и представляют собой бесценную реликвию. Между 1422 и 1427 годами Андрей Рублев совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. К сожалению, фрески не сохранились. Написан храмовый образ Троицы. В 1427-1430 годах Рублев создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, которые тоже, к сожалению, не сохранились.

Художник Андрей Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1430 года выполнил свою последнюю работу. Дата смерти художника и иконописца тоже не точна.  Место захоронения Рублева неизвестно, не осталось ни одного свидетеля, который смог бы точно указать, где был похоронен художник. На том месте, где предположительно была могила Рублева на территории Андроникова монастыря, стоит памятный знак.

Обратимся к творчеству Андрея Рублева. Самое большое количество фресок гениального художника средневековья находится в Успенском соборе. Сохранились и раскрыты фрески Андрея Рублева в основном на тему «Страшного суда», выполненные в 1408 г. Он сумел выразить на языке живописи толкование смысла Страшного суда как суда праведного. Образы апостолов, ангелов и праведников полны мягкости, лиризма, поэзии, их лики похожи на лица простых русских людей. Отличаются новизной и живописные приемы художника: новые сочетания красок, взятые из окружающей его русской природы, плавность и мягкость линий и контуров рисунка, предельная ясность композиции, безукоризненное понимание архитектуры. Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.

Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.); иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир); “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля; часть миниатюр “Евангелия Христово”.

Самым знаменитым произведением Андрея Рублева является икона «Троица».

История ее создания примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных уже к тому времени живописцев. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Традиционный библейский сюжет Рублев наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, иконописец поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. “Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

Рассмотрим «Троицу» поближе.

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, с какой-то спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то.

   Они сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что сразу видишь и каждого в отдельности, и всех вместе, сразу чувствуешь их глубокую любовь друг к другу, их единство.

   Художник изобразил события, о котором говорилось в древних сказаниях. В старину все хорошо знали эти сказания и верили, что бог создал землю и людей, что он управляет жизнью людей на земле, посылает с неба на землю крылатых ангелов, чтобы передать людям свою волю.

   Рублев не только писал иконы и расписывал стены больших храмов. В старинной рукописной книге есть картинка: Рублев взобрался по лестнице на деревянные подмостки, в руке у него кисть, рядом с ним горшочек с красками – он  работает высоко над землей.

   Когда Рублев был свободен от работы, он подолгу, не отрываясь рассматривал иконы старых мастеров. Он хотел понять и почувствовать все то, что говорили людям художники, которые жили и творили задолго до него. И когда он вот так, часами, сидел перед старыми иконами, на душе у него становилось светло и радостно.

   Иконы, от которых ждали чудес, в самом деле творили чудеса: глядя на них, Андрею Рублеву хотелось работать больше, лучше, говорить людям главное и дорогое.

   Андрей Рублев видел вражду, жесткость, измену. А писал добрую и тихую «Троицу».

   Но он не прятался от суровой жизни за стенами храмов и монастырей, в которых ему приходилось работать. Люди, жившие с ним, мечтали о счастливой жизни. Мечтали и верили, что придет время, когда русский народ будет жить дружной, единой семьей.

   Андрей Рублев рассказал в «Троице» о заветной мечте своего народа. Он воспел дружбу, любовь, согласие, мир, которые так нужны были русским людям шесть столетий назад и которые так нужны сегодня всем людям на земле. Значит, живет «Троица» и в наше время, нужна она людям православным!

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась, иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений, и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон, а ныне находится в Третьяковской галерее. На ее месте в иконостасе Троицкого собора поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-реставратором Н.А.Барановым. Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее до сих пор словно излучают свет, пронизывающий все ее детали. Советский художник и искусствовед И.Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», потому что (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. Видимо, еще долго ученые будут изучать жизнь Андрея Рублева, его творческую манеру, историю создания знаменитой иконы. А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век ведут свою безмолвную и таинственную беседу над могилой великого старца.

Искусство Андрея Рублева, имевшего много учеников и последователей, явилось высшим достижением русской живописи XV века. Оно отразило передовые идеи эпохи образования единого русского государства. Образы Рублева глубоко человечны, гуманны. Возвышенно-поэтическое, пронизанное особой духовностью, творчество великого живописца многогранно. В нем нежность и доброта, мужество и мудрость, оно отражает кристальную душевную чистоту человека. Память о великом иконописце и художнике жива в сердцах и душах православных людей.

В 1551 г. вышло постановление русского церковного собора, в котором объявили иконы Андрея Рублева образцом для художников-иконописцев. Андрей Рублев упоминается как святой Спасо-Андроникова монастыря. В 1647 г. его имя впервые упоминается в печати. В конце XVII в. в рукописном «Сказании о святых иконописцах» появляется глава, посвященная Андрею Рублеву. В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник. В 1960 г. по решению ЮНЕСКО происходит всемирное празднование 600-летнего юбилея Рублева. В 1988 г. Собор Русской Православной Церкви объявляет Андрея Рублева святым и устанавливает ежегодный церковный праздник его имени 17 июля (по новому стилю). С 1985 года на территории Андроникова монастыря открыт и действует Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова. Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова. В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии. В 1966 году на экраны страны вышел фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В главной роли снялся Анатолий Солоницын. Фильм имел ошеломительный успех!

К творчеству Андрея Рублева продолжают обращаться и наши современники. Видимо, не дает покоя образ великого Мастера современным художникам и композиторам, писателям и поэтам…

Хочу закончить свою работу стихотворением «Андрей Рублев» современной поэтессы

Татьяны Гордиенко.

«Андрей Рублев».

Когда Рублев писал иконы

Кистями ангелов в раю,

Колоколов звенели стоны,

Даруя музыку свою.

И блеск крестов позолоченных

Лил на полотна Божий свет,

И в ликах, им изображенных,

Таился бытия ответ.

Князей неблагостных облавы

Непросто было пережить,

Но в чистых лицах честь и славу

Он все ж сумел соединить.

Свою безоблачную душу

Во фрески трепетно вложил.

Он только голос неба слушал

И одному ему служил.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: «Искусство Рублева — это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств… искусство большого духовного содержания». Поистине, творчество Андрея Рублева и вся его жизнь является частью нашей православной культуры.

Источники и литература.

1.Википедия – Андрей Рублев

2. www.diary.ru

3.http://www.pravklin.ru/publ/pered

4.clubs.ya.ru

5.www.nasledie-rus.ru

6.http://www.chitalnya.ru/

7.http://bibliotekar.ru/rusRublev/index.htm

8.Сайт «Андрей Рублев»








sitemap
sitemap