Исследовательская работа Секреты басни И Крылова Стрекоза и муравей



МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ «ЗОЛОТОЙ РОСТОК. ЮНИОР»

СЕКРЕТЫ БАСНИ И. КРЫЛОВА

«СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Автор: Трунтова Маргарита Игоревна,

ученица 2 «В» класса

МБОУ ООШ №269

Научный руководитель: Литвиненко

Ольга Петровна;

учитель начальных классов

г. Снежногорск

ЗАТО Александровск

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………………………….3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………

Особенности жанра басни и его значение……………………………………………..

Русская басня: великий русский баснописец И. А. Крылов…………………………

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………….

1. Анализ текста басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»……………………………..

2. Анализ и сравнение басен И.И. Хемницера, И.А. Крылова и Л.Н.Толстого………….

3. Анализ анкетного опроса обучающихся 2 класса МБОУ ОШШ №269……………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

«Басня, как и жизнь, ценится не за длину, а за содержание».

Сенека

Кто не знает стрекоз, кто не любовался их полетом — иногда стремительным, иногда почти парящим? Чьи взоры не привлекали блеск переливающих иногда всеми цветами радуги крыльев, яркая окраска их тела? У каждого народа есть свое название для стрекоз, и часто не одно! Это показывает, что издавна стрекозы привлекали к себе внимание. Многие поэты — В. Гёте, А. Толстой и другие, вдохновленные красотой и изяществом этих насекомых, писали о них стихи.

Всем известны строчки басни И. Крылова: «Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела…». Но мало кто из вас задавал себе вопрос: почему это стрекоза «попрыгунья»? Ведь стрекоза летает, а не прыгает, это каждый видел много раз! И почему это она «пропела» – разве она умеет петь, как многие эстрадные певцы? Ну, пусть даже не как они, в любом случае – пение стрекозы никто никогда не слышал. А между тем в известной басне не раз употребляются такие фразы, как: «стрекоза уж не поет», «ты все пела» и т.д. В чем же тут загадка?

Актуальность темы состоит в том, что нестандартный подход к анализу басни позволит развить интерес к самообучению, творчеству, умение в нетрадиционной форме систематизировать материал, оригинально мыслить .

Цель исследования: выяснить, что скрывается за привычными строками хорошо известной басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи исследовательской работы:

изучить научную и художественную литературу по данной теме;

проанализировать басни, созданные на один сюжет

составить сопоставительную таблицу, показывающую сходство и различие басен разных авторов на один сюжет.

привлечь внимание детей и взрослых к литературному жанру басня;

провести анкетирование среди обучающихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;

обработать анкетные данные и сделать соответствующие выводы.

Объект исследования: басня

Предмет исследования: образ стрекозы в басне И. Крылова « Стрекоза и муравей»

Гипотеза исследования: предположим, что Стрекоза в басне, оказывается-то, вовсе не стрекоза

Новизна работы заключается в том, что собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данным литературным жанром. Материалы работы могут быть использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах.

Методы исследования: теоретические и практические.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование формирует представление о литературном жанре басня на сегодняшний день информированности/неинформированности детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Особенности жанра басни и его значение

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства, она отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль-мораль.

Басня всегда носит иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, рыбы, вещи. Олицетворение – художественное средство, чаще всего используемое баснописцами в своём творчестве. Среди басенных персонажей нередко встречаются и люди, но их образы выступают лишь в качестве символов тех или иных человеческих свойств.

Язык басни прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла.

Сюжеты басен оказываются часто безнравственными в том смысле, что они противоречат общечеловеческой нравственности и этическим убеждениям самих баснописцев. Наконец, от баснописца не требуется, чтобы сюжеты его басен были обязательно оригинальны. Самобытными должны быть рассказ и выводимая из него или предшествующая ему басенная мораль. Сюжеты басен обычно традиционны, но их вымысел принадлежит самому баснописцу.

Ценность басни определяется не своеобразием сюжета, а глубиной постигнутой житейской мудрости и характером толкования известных басенных ситуаций.

2. Русская басня: великий русский баснописец И. А. Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его, Андрей Прохоров служил в пограничных гарнизонах. Он не поощрял литературные интересы сына. Мать: Мария Алексеевна, напротив, заботилась его образовании, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению.  Мальчик из-за отсутствия денег не учит в школе. Он самостоятельно изучал русский иностранный языки, литературу, математику, прекрасно рисовал, играл на скрипке. Андрей Прохорович тяжело болел и умер, когда Крылову было всего 9 лет. Ваня был старшим сыном в семье. Ему остался от отца в наследство полуразвалившийся сундук с книгами, которые Крылов-отец собирал всю жизнь.

Никаких других ценностей в бедном доме Крыловых не было, поэтому Ивану Андреевичу рано пришлось заботиться о семье, о младшем брате Льве. Писать басни Крылов начал только в 37 лет. Всего им написано 205 басен.

Вопреки распространенному мнению, Крылов сочинял свои басни или, скажем, большинство басен, не по заказу. Он всегда носил с собой длинные лоскуты бумаги и, когда его посещало вдохновение, записывал на них очередное произведение.

Современники Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая его басня. 

Вот и мы решили открыть некоторые секреты хорошо знакомой нам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Этапы исследования Таблица 1.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

— изучить познавательную и энциклопедическую литературу;

— найти и прочитать басни И. Крылова

— самостоятельное размышление;

-изучение информационных источников;

поиск необходимой литературы;

август

2012 – сентябрь

2012

2 этап.

Практическое исследование проблемы

— провести сравнительный анализ;

— наблюдение;

— анализ;

-сравнение;

-анкетирование (опрос)

октябрь

2012 – декабрь 2012

3 этап. Практическое использование результатов

— обобщить изученную информацию;

разработать рекомендации;

составить памятку работы над басней

систематизация;

отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

декабрь 2012 – январь 2013

2.2. Методика исследования

Теоретическое исследование материала

На данном этапе своего исследования продолжила знакомство с творчеством И. Крылова и нашла басни с одинаковым сюжетом (Приложение).

Для того, чтобы продолжить своё исследование было проведено анкетирование во 2- 8 классах среди учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорск.

Результаты получились следующие (Приложение ):

Только 14% опрошенных предпочли бы чтение басен (любых авторов) другим жанрам.

82% обучающихся 2-8 классов знакомы с басней И.Крылова «Стрекоза и муравей», но ничего не знают о её создании.

Практическое исследование материала.

Анализ и сравнение басен И.И. Хемницера, И.А. Крылова и Л.Н.Толстого

Данная таблица позволяет увидеть сходство и различие басен разных авторов на один сюжет.

Таблица 2.

Фамилия автора

И.И. Хемницер

И.А. Крылов

Л.Н.Толстой

Заглавие

Стрекоза

Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравьи

Сюжет

(Рассказ о чём?)

О стрекозе

О стрекозе

О стрекозе

Мораль

Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи.

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Если летом играла, зимой попляши.

Пословица

Гулять гуляй, да не загуливайся!

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

 

Вывод:

Все басни рассказывают об одном событии (один сюжет).

Толстой пересказал басню Эзопа прозой. У него нет созвучий – рифм. А басня Крылова стихотворная, мелодичная, звучная, поэтому ее легче читать и запоминать.

Знаменитая басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», написана, переведена, с французского языка по басне французского баснописца Жана де Лафонтена (Jean de La Fontaine). Однако сам Лафонтен за основу своей басни взял известную басню древнегреческого философа Эзопа.

Анализ текста басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Таблица 3.

Текст басни И. Крылова

«Стрекоза и муравей»

Характеристика поведения

насекомого

Результат

Стрекоза

Кузнечик

«Попрыгунья стрекоза…»

…Злой тоской удручена, К Муравью ползет она…

Стреко́зы (лат. Odonata) — отряд хищных, хорошо летающих насекомых

При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно — большей скорости.

Максимальная скорость полёта, возможно, достигает 50 км/ч.

Стрекоза в траве не прыгает, не ползает.

Кузнечики передвигаются большими прыжками, ползают в траве и совершенно незаметны благодаря зеленой или коричневатой окраске.

.

«Стрекоза» в басни похожа по описанию на кузнечика

«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час»

«… Лето красное пропела»

Стрекоза не издаёт никаких звуков. Пение стрекозы никто никогда не слышал

Щелкающие звуки, которые мы называем стрекотанием у кузнечиков , могут издавать только кузнечики-самцы. Самки кузнечиков не могут стрекотать.

Значит, петь в басни

И. Крылова мог, только кузнечик, да и то, «стрекотать»

«…Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом..»

Стрекозы питаются насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляют комаров мошек и других вредных насекомых.

Питаются кузнечики разнообразной растительной пищей. Они иногда даже вредят, объедая почки, листья, побеги, цветы.

Под «каждым листком» стрекоза вряд ли смогла найти себе пищу.

Вывод:

В русском народном языке кузнечик называется стрекозой. Он «стрекает», то есть прыгает, «стрекочет», то есть прерывисто скрипит зазубренными ногами о крылышки.

В те давние времена кузнечиков называли стрекозами, из-за постоянного стрекотания. А современные стрекозы – это воздушные хищники и в «мягких муравах» никогда не живут. Кроме того, они не поют, а шуршат крыльями. А кузнечики живут только в «муравах», а в летнее время активно поют и стрекочут («песни, резвость всякий час»). Кроме того, некоторые из них зимой живут в муравейниках.

Этимологи тоже утверждают, что на самом деле в басне была не стрекоза, а кузнечик. Иван Андреевич использовал «стрекозу» скорее всего только для рифмы.

В старинных иллюстрациях к басне Крылова изображался именно кузнечик, а не стрекоза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выходит, что стрекоза в басни – это самый настоящий кузнечик, в каждой «характеристике ее поведения»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956

Кузнечик и муравей. Рис. Э. Ламбера. \\ Басни Лафонтена (полное собрание) в переводах русских баснописцев. А.И. Введенский (ред.). М.: Алгоритм, 2000. Стр. 18.   Муравей и жук. \\ Басни Эзопа. Перевод, статья и комментарии М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1968. Стр. 96-97.

   Стрекоза и муравей. Рис. Е. Рачева. И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. литература, 1983.   Толстая Т. «Кошелек интимнее, чем обнаженное тело» \\ АиФ №5,   2002.

   Стрекоза и муравей. Рис.В.Конашевича. \\ И.А. Крылов. Басни. М.: Просвещение. Стр. 47.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шковский. – 2-е изд., доп. и переработано. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 424 с. – С. 33 – 36

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Исследование басен КрыловаЛамбер Эжен. «Не оставь меня, кум милый…» : Ил. к басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». 19 в.



Кадр из анимационного фильма В. Старевича «Стрекоза и муравей«. 1912

http://kn.sobaka.ru/n25/02.htm…

Характеристика стрекозы из басни Крылова

Анкета

Класс___

Любишь ли ты читать басни?

ДА Нет

Знакома ли тебе басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»?

ДА НЕТ

Знаешь ли ты, каким насекомым на самом деле является стрекоза из басни Крылова?

ДА НЕТ

Если ответили ДА, то напиши это насекомое ____________



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap