Исследовательская работа Речь современного школьника Пичугина Ксения ученица 8-Б класса



Исследовательская работа. Речь современного школьника

Автор проекта:

Пичугина Ксения, ученица 8 – Б класса ГБОУ СОШ №353 им. А.С. Пушкина ЦАО г. Москвы

Руководитель:

Шнайдер О.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №353 им. А.С. Пушкина ЦАО г. Москвы

Цели:

Создать рекомендации по употреблению слов в речи школьников.

Исследовать разностороннее употребление слов в речи школьников.

Приобрести навыки самостоятельности в добывании знаний.

Проблемные вопросы:

Как проявляется язык школьника в его повседневной речи?

Что нужно сделать для того, чтобы не потерять уровень культуры в речи?

Что может способствовать развитию речи учащихся?

Обоснование актуальности данной проблемы:

Вопросы развития языка современного школьника стоят в настоящее время особенно остро. Теряется запас литературных знаний. Язык упрощается, речь лишается литературного оформления. Поэтому встают вопросы сохранения литературного запаса знаний и развития языка.

Форма организации: индивидуальная

Результат проектного продукта: Рекомендации по улучшению речи учащихся

Список используемой литературы:

Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа со старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей образоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011

Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? / С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. – М.: Первое сентября, 2011

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1999

Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010

http://sibac.info/index.php/2010-11-23-13-17-19

http://slanger.ru/

План реализации проекта:

Октябрь – планирование работы и сбор материала для исследования.

Ноябрь – переработка и систематизация материала.

Декабрь – подведение итогов результатов исследования.

Январь – защита проекта.

Время проведения работы: 01.10.12 – 15.01.13



Практическая часть исследования

Исследование повседневной речи учащихся.

Язык дан человеку для общения. С детства мы приобретаем навыки говорения на языке окружающей среды. Но часто происходит отрицательное влияние на речь школьника. Это связано с тем, что речь упрощается. Сам темп жизни включает нас в процесс отрывочной, краткой речи. Это явление, к сожалению, необратимо.

Но все же главной задачей в школе остается процесс употребления речи литературной, потому что язык школьника формируется с детства и в последующем говорит об общем уровне культуры человека.

Исследование вопроса повседневной речи учащихся показало, что появились новые просторечные выражения, некоторые из которых имели, может быть, в прошлом иное значение. Такие слова, конечно, не украшают нашу речь, но все же они имеют место в жизни школьника:

Я ХЗ я не знаю

Лох неудачник

Кошеный наркоман

СПС спасибо

LOL ржу, не могу

Фигня ненужная вещь



U you ты

ВП модная девушка

ТП глупая девушка

Халява бесплатно

Окей соглашение

Бро брат друг

Обоснуй поясни, объясни

Четко круто

Заткнись замолчи

Топо как, наподобие

Анализируя данную ситуацию, я провела тест — опрос среди 7 – 8 классов по употреблению таких слов – паразитов. Оказалось, что 30% детей не отрицают того, что часто употребляют данные слова.

Вопросы теста:

— Как вы относитесь к употреблению в речи современного школьного сленга?

— Какие слова, на ваш взгляд, употребляются наиболее часто?

— Употребляете ли вы эти слова в письменной речи?

— Отличается ли ваша речь в общении с родителями?

— Что нужно сделать для того, чтобы речь приобретала литературную основу?

Дети не отрицали, что их речь не соответствует тому, как они произносят слова при родителях. В этом возрасте у учащихся уже сформировался определенный литературный запас знаний, но 22% детей признали, что некоторые сленговые слова все же проникали и в письменные работы. Только при помощи учителя некоторым детям удалось избежать нелитературного употребления слов.

Исследование компьютерной речи школьников.

Мы все хорошо знаем, что наш век – это век электронного общения. Все дети и подростки легко и бегло справляются с компьютером. Они набирают на клавиатуре сообщения сленгом, ищут подходящий сайт для списывания домашнего задания, скачивают программы для получения ответа, забывая об этике и красоте русского языка.

Я могу сказать, что «в моде» сейчас у школьников «олбанский» язык (сленг интернета). Раньше все люди от малого до великого говорили словами И.С. Тургенева: «Великий и могучий русский язык…», но со временем словесники начали замечать, как утрачивается и упрощается русский язык. Прошло еще немного лет и дети «интернета» стали говорить: «Великий и могучий олбанский язык»

Надписи на стенах, заборах и партах всегда были своеобразным акцентом происходящих в стране перемен. Простое «привет» заменилось на «привки» или «хай», также вместо приветствия могли быть либо ругательства, либо мат. Ничего более интересного «олбанский язык» придумать не смог. Представим у человека день рождения. Для каждого это самый лучший день. И самое «крутое» для современного школьника – это поздравление в социальных сетях. Чем больше у тебя сленговых поздравлений, тем выше твой статус. Приведем примеры: «Поздр. С ДР», «С Днюхой, чувак», «Братюнь, ты реальный!».

Наблюдения показали, что речь школьников засорена. Встал вопрос о том: что нужно делать для того, чтобы речь приобрела литературную основу.

Для исследования речи учащихся были взяты 5 – 7 классы, где процент засорения языка стоит очень остро. Многие неосознанно употребляют слова – паразиты, смешивая их с разговорной речью. Опрос учащихся показал, что наиболее часто употребляются следующие слова:

Ава картинка пользователя

Чат общение в интернете

Блог сетевой дневник

Контент содержание, смысл

Мониторинг контроль, наблюдение

рейтинг оценка качества, показатель популярности

комп персональный компьютер

клава клавиатура

гуглить искать в интернете

вебка веб камера

зарегаться зарегистрироваться

ЛС личное сообщение

Нубы новичок в игре

Читеры хорошие игроки

Вывод по данной теме

Характеризуя данное исследование, как процесс наблюдения над речью учащихся, я пришла к выводу о том, что несмотря на быстрый темп жизни и увеличенную в объемах информационную среду, человек не должен забывать о том обществе, в котором он находится и живет. А это, прежде всего, знания и культурный уровень своего народа. Только уважение к себе позволит не нарушать традиции чистой литературной речи. У школьников есть еще время не брать в свою жизнь слова – паразиты, которые так «режут ухо» взрослому состоявшемуся человеку. Для решения данной проблемы я выработала следующие рекомендации:

Рекомендации по улучшению речи учащихся.



1. Говорите, правильно используя ударения.

2. Употребляйте больше литературных слов.

3. Читайте познавательную литературы.

4. Запоминайте и осмысливайте высказывания великих людей.

5. Повышайте уровень культуры речи.

6. Не сокращайте слова.

7. Не употребляйте жаргонизмы и ненормативную лексику.

8. Смотрите классические художественные фильмы.

9. Следите за речью выдающихся ученых и общественных деятелей.

10. Посещайте лекции и семинары русского языка.

11. Уберите из своей речи слова-паразиты “блин”,” ну”, “типо”.

12. В свободной обстановке старайтесь не терять в своей речи литературные основы.

13. Старайтесь насыщать свою речь красноречивыми цитатами.

14. Работайте со словарями.

15. Читайте больше книг.








sitemap
sitemap