Исследовательская работа Профилактика наркомании в семье



Содержание работы

1.Введение__________________________________________________ 3

2.Что такое наркотики_________________________________________ 5

3.Наркомания и ее общественная опасность_______________________ 6

4.Особенности семей__________________________________________ 8

5.Профилактический потенциал семей___________________________10

6.Заключение________________________________________________17

7.Приложение №1____________________________________________18

8.Литература_________________________________________________20

Введение.

Эта работа о страшном бедствии, поразившем Россию на исходе ХХ и в начале ХХI века:страну захлестнула волна наркомании. После ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы третьей угрозой для человечества является наркомания. Она опутала все: города, села, школы, вузы, студенческие общежития. Горе входит в дома и семьи. Люди, пристрастившиеся к пагубному зелью, уже не принадлежат себе. Наркотик становится их страстью, смыслом жизни.

Наркомания обусловливает духовную и физическую деградацию России, губит интеллект нации. Она, как смертельный омут, затягивает детей – будущее страны. Для многих из них уже начался отсчет последних лет жизни…

Кто спасет их?

Вопрос стоит именно так. Специалисты считают, что наркомания намного опаснее алкоголизма. От пристрастия к алкоголю можно вылечиться. Человек сам при определенном волевом усилии может преодолеть его. Наркоманию преодолеть неизмеримо труднее. По данным Всемирной организации здравоохранения, число излечивающихся от наркомании, например в Америке, не испытывающей трудностей в средствах на новейшее оборудование, препараты и безбедное существование медицинского персонала, — не превышает 5 %. Аналогичная картина во многих странах Европы – во Франции, Испании, Италии. В России материально-техническая база для этой работы слабее. Но, победить в тотальной войне с наркоманией – несмотря, ни на что – можно. Всем нам необходимо объединиться против этой беды, только тогда мы сможем блокировать, сдержать и победить наркоманию. Главное в эту борьбу включиться всем, кто профессионально работает с молодежью: учителя средних школ, колледжей, гимназий, преподавателям средне-специальных и высших учебных заведений. Да и родителей необходимо повернуть лицом к этой стороне жизни.

Стратегия борьбы за наркобезопасность должна органично включать антинаркотическую пропаганду, воспитательные меры, профилактические и социально – силовые способы и средства в комплексе и системно. Любые разрозненные односторонние меры в борьбе с распространением наркомании окажутся неэффективными.

Если бы общими усилиями удалось сформировать естественное и здоровое отношение к жизни, помочь вырасти поколениям, не нуждающимся в постоянной стимуляции чувств; нам бы удалось добиться, чтобы наибольшая часть молодых людей стала свободной от никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости, преданной своей стране и озабоченной ее будущим, то Россия имела бы по-настоящему здоровую и патриотичную элиту, способную стать гарантом наркобезопасности и достойной жизни нации.

Нелегкая задача – освоить множество проблем, связанных с проникновением наркотиков в молодежную среду, с противодействием их распространению, а главное с предупреждением этой беды. Но так уж случилось, что мы теперь не скоро отойдем от этих проблем. А в борьбе с наркоманией промедление может стать трагическим.

Цель моей работы – оценить наркоситуацию в России на сегодняшний день и проанализировать семью, как первичную профилактику наркомании среди подростков Россию еще можно спасти!

Что такое наркотики

Единого и строго научного определения наркотиков не было до середины ХХ века, хотя теперь уже доподлинно известно, что люди употребляли их в течение тысячелетий.

Нельзя сказать, что наука не занималась проблемой наркотиков, но это в большей мере были исследования, связанные с обезболивающими их свойствами. Наконец эксперты Всемирной организации здравоохранения выработали такое определение. Наркотик – это такое вещество или смесь веществ, которых, во-первых, коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и, во-вторых, прием которых влечет за собой изменения функционирования организма, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы.

К наркотикам относятся различные вещества, соответствующие следующим критериям:

— способность вызывать эйфорию– приподнятое настроение;

— способность вызывать наркотическую зависимость – желание снова и снова использовать наркотик;

— существенный вред, приносимый психическому или физическому (или тому и другому одновременно) здоровью человека;

— потребление данного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде, иначе необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь.

В монографии И. Н. Пятницкой «Наркомания» наркотики группируются по основным результатам их воздействия на организм человека:

— Седетативные, т.е. успокаивающие препараты – опиатные наркотики барбитурной группы.

— Стимулирующие препараты – эфедрин, фенамин и др.

— Психоделические, т.е. изменяющие сознание препараты – ЛСД, препараты конопли, некоторых грибов и других галлюциногенов.

Наркомания и ее общественная опасность

Что такое наркомания? Сам этот термин происходит от греческих слов narko( оцепление ) и mania( страстное влечение). Традиционно наркоманию определяли как, заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – одурманивание, наркотический сон.

Наркотическая зависимость – этот термин весьма точно отражает «взаимоотношения» наркоманов и наркотиков: часто в течение короткого времени возникает привычка к наркотикам, т.е. буквальное подчинение всей жизни употреблению наркотиков, поиску денег на приобретение их нужного количества. Другие стороны жизни игнорируются либо им уделяется значительно меньше внимания. Человек употребляет наркотики, несмотря на риск. Он не может отказаться от употребления наркотиков или сократить его какое-то значительное время, даже если хочет. Это явление называется потерей контроля.

Человек, «регулярно употребляющий наркотики, со временем утрачивает фундаментальные качества суверенной личности, и страсть к наркотикам ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение, помыслы, можно сказать, управляет человеком, и часто во многом решает его судьбу». Иначе говоря, человек попадает в зависимость, перестает быть способным контролировать свое поведение, у него изменяется вся система потребностей, круг интересов. Постепенно человек деградирует как личность.

Страну захлестнула вона наркомании. Сегодня практически нет людей , так или иначе, не сталкивающимися с наркотиками: либо они сами пробовали зелье, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики. До 60% населения страны в возрасте до 21 года, по мнению экспертов, может быть отнесено к группе риска.

Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. За последние 5 лет число школьников и студентов, употребляющих наркотики возросло в 8 раз. Получила распространение семейная наркомания, и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки и несовершеннолетние мамы, — новое явление нашей современности. За счет этого наше общество теряет молодежь, то есть значительную часть потенциально активных граждан.

Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных ВИЧ- инфицированных более 80% — наркоманы. Есть также прямая связь наркомании и быстрого распространения различных видов гепатита, в том числе В и С – самых тяжелых и практически неизлечимых форм этой болезни. Растет преступность, а количество тяжких преступлений увеличилось на 40%. И з каждых десяти имущественных преступлений шесть совершается наркоманами.

Наркомания подминает все слои общества: бедных заставляет быстрее опускаться на социальное дно, представителей средних слоев лишает достатка, губит их детей, бизнесменов лишает делового духа, столь необходимого в конкурентной борьбе, чиновников и других служащих делает корыстными, коррумпированными. И всех их наркотическая зависимость заставляет нарушать закон, пополнять ряды преступников. Следствием активного наступления наркомании стало появление наркоманов – рабочих, наркоманов – военных, наркоманов – журналистов, наркоманов – артистов, наркоманов – политиков, наркоманов – родителей, наркоманов – детей и т.д. Это дорога в небытие… Наркомания – смертельная угроза всему российскому обществу, его подрастающему поколению, а значит, самому существованию России.

Особенности семей

Для организации целенаправленнной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков необходимо, прежде всего, понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации. Практически во всех случаях подростковой и юнешеской наркомании есть период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов проблемных семей:

— Это может быть деструктивная семья ( наркотизация и связанное с ней поведение направлено, прежде всего, восполнение недостатка эмоциональных контактов в семье, либо выступает как средство ухода от давления семейных конфликтов);

— Это может быть неполная семья ( наркотик может использоваться подростком, как средство достижения независимости. Однако это вызывает обратный эффект и делает отношения с родителями еще более напряженными и мучительными);

— Это может быть ригидная, псевдосолидарная семья ( наркомания подростка может рассматриваться как форма протеста против системы отношений, игнорирующей его возросшие возможности, интересы и потребности);

— Это может быть распавшаяся семья ( наркомания подростка и даже преодоления сохранившейся семейной подструктурной эмоциональной зависимости от родителя, проживающего вне семьи. После того как родитель, с которым живет подросток, узнает о его наркомании, этот факт начинает тщательно скрываться от родителя, живущего вне семьи. Внутренние отношения в детско-родительской паре становятся более близкими, эмоциональными и сплоченными, тогда как внешние отношения с родителем, живущем вне семьи, становятся более дистантными, холодными и проблемными).

Характерными особенностями таких семей являются:

— Чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам ( имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутсвует холодная в общении, строгая и насердечная мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;

— Нередко в семьях, подростков-наркоманов в период, предшествующий наркотизации наблюдается конформизм родителей, вплоть до готовности во всем идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение у родителей – своеобразный способ избежать эмоционально-близких отношений с подростком : « Я сделаю, как ты хочешь, только отстань… » или «Что теюе еще нужно? У тебя все есть…».

— Использование ребенка, как средство давления и манипуляции супругами друг на друга («Не кричи на меня видишь, ребенок от этого страдает!»)

— Непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отторжения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют от особенностей его поведения;

— Невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

— Дерективныйстиль отношений и эмоциональное отвержение.

Насколько бы сильно не отличались друг от друга подобные семьи, их объединяет общая черта, заключающаяся в том, что супруги и остальные домочадцы говорят, думают и рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают – на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жизни, своеобразный подтекст семейных отношений. Именно в этом подтексте и может скрываться причина, фиксирующая наркотизацию подростка.

Профилактический потенциал семьи

Семья – исток жизни. В ней коренится все плохое и хорошее что развивается в душе человека. Поэтому и роль семьи в преодолении наркомании и ответственность за это дело – первостепенные. Как же надо воспитывать ребенка, чтобы он не стал наркоманом? Ответ, кажется, ясен: воспитайте его честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, решительным, мужественным, человечным. Но это не ответ на вопрос – это программа действий родителей. А начинать работу родителям надо с себя, поставить перед собой ограничения в собственном поведении и образе жизни. Прежде всего, это касается курения, употребления алкоголя и наркотиков самими родителями. Ребенок никогда не поймет, почему наркотики – это плохо, если старшие причастны к ним. А веселых застолий, где спиртное льется рекой, он будет ждать как большого праздника. Не курите, не злоупотребляйте алкоголем, не приобщайтесь к наркотикам, и тогда будет возможность настаивать на своем мнении в беседах с ребенком.

Очень важно научить ребенка понимать, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он должен знать, что потакать его прихотям будут не сразу и не всегда, что для этого родителям часто необходимо приложить труд, он должен соотносить их с возможностями семьи, материальным положением. Ребенок должен как можно раньше научиться что-то вкладывать в семью, научиться отдавать себя дому. Труд на благо семьи должен стать для ребенка не только не обременительным, но и осознанно необходимым, а полезность для семьи – очевидной. Если результаты его труда будут всегда замечены со стороны взрослых, то у него будет формироваться самоощущение помощника, без которого родителям будет трудно.

Разговаривайте друг с другом. Можно даже сказать разговаривать с детьми нужно постоянно, обсуждая все насущные проблемы. Тема наркотиков и наркоманов в разговорах родителей и детей должна занимать серьезное место. Тем более она стала постоянной во всех средствах массовой информации, заполнила многие страницы Интернета. Редкий современный фильм обходится хотя бы небольшого сюжета, связанного с наркотиком. Так что обходить эту тему в общении с ребенком опасно. Если родители не помогут ему осмыслить всю опасность наркотиков и сформировать его отношение к ним, то эту нишу его сознания заполнит кто-то другой. Не исключено, что это не будет наркособлазнитель или сверстник, уже попробовавший зелье.

Важно, чтобы ребенок понял именно позицию родителей. Избегать разговоров на эту непростую тему нельзя. Наркомания – результат нравственного кризиса.

С какого возраста беседовать с детьми? Это сугубо индивидуально, но в ряде наркодиспансеров уже появились 9-10-летние мальчики. Поводов для таких разговоров в текущей жизни множество. Их надо использовать.

Профилактические возможности семьи тем сильнее, чем лучше, спокойнее, увереннее атмосфера внутрисемейной жизни, в первую очередь, взаимоотношения родителей с детьми.

В книге для родителей «Шаг за шагом от наркотиков» даны рекомендации, которые заслуживают пристального внимания.

«Старайтесь все делать вместе.

Конечно, важно проводить время с детьми и разговаривать с ними. Но не менее важно планировать общие интересные дела – походы, посещения музеев, театров, спортивных соревнований. Нужно, как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать им альтернативу, если вдруг им предстоит выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик».

Речь идет о формировании семейных традиций совместного проведения свободного времени. Конечно, с возрастом традиции меняются. Например, на дискотеку с ребенком не пойдешь, но в театр, на выставку. А вот обсудить в семье можно и дискотеку (как там все было?), тем более что дискотеки стали полем деятельности наркоторговцев. Создавать эти традиции надо с ранних лет, чтобы с возрастом они становились для ребенка естественными.

К благотворительным традициям относятся определенные правила и ограничения, которые в семье существуют изначально, распространяются на режим жизни ребенка и меняются с возрастом. Например, приходить домой не позднее строго определенного родителями времени; обязательно вернуться ночевать, звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать взрослые и дети.

Очень важно помочь ребенку научиться самостоятельно мыслить. Говорить надо языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Это твое решение». Родители должны подводить ребенка к самостоятельному принятию решений, чтобы он не копировал поведение сверстников, не принимал за истину все, что они утверждают, даже если это утверждение принадлежит лидерам, то есть сверстникам, авторитет которых нередко превышает родительский.

«Рассказывайте им о себе. Детям часто трудно представить, что вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своем детстве, молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. Это не повод для поучительных историй «когда я был в твоем возрасте…». Если вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами, он легче увидит вас не только родителя, но и друга, с которым он может поделиться. Приучите себя и своего ребенка, что проблемы можно обсуждать. Разделенная беда – это полбеды, как говорят». Рассказ родителя должен быть искренен, абсолютно правдив, точен в деталях, без эмоциональных пережимов. Он должен быть к месту, найти понимание и только тогда будет достигнут желаемый эффект.



Еще один полезный совет авторов книг «Шаг за шагом от наркотиков». «Дружите с его друзьями. Как правило, подросток пробует наркотик вместе со своими друзьями. Мы уже знаем, что подросток часто ведет себя, тем или иным образом, находясь под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями, даже если вы сами бы не выбрали их в компанию своему ребенку. Пусть они приходят к вам в дом или вам должно быть известно место, где они собираются. Только в таком случае у вас будет возможность хоть как-то влиять на то, что происходит». На мой взгляд, это действительно важный совет.

Главный же потенциал семьи, ее сильнейшее оружие – родительская любовь. Особенно это важно в наше время, когда для того, чтобы стать благотворной силой, родительская любовь должна сопровождаться неиссякаемой решимостью бороться за счастливую судьбу своих детей.

Будучи убежденными, что материнская и отцовская любовь, если она не слепа и безрассудна, в состоянии победить чудовищную болезнь цивилизации – наркоманию.

В трудах В.А. Сухомлинского, М.М. Ковалевского есть тезисы, которые помогут сохранить и преумножить нравственную силу семьи.

— Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семья, спаянная любовью и счастьем, есть школа духовного и душевного здоровья, уравновешенного характера и творчества. В семье, где царит любовь, воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен любить, строить семью и воспитывать детей.

— Семья есть для ребенка первое родное место на земле, сначала просто жилище, источник заботы, тепла и пищи, потом – осознанной любви и духовного понимания.

— Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета в лице естественного авторитета матери и отца.

— В семье, исповедующей взаимное уважение и доверие, ребенок впервые убеждается в благотворной силе и нравственной обоснованности власти. Осмысливая с возрастом общественные отношения, он понимает, что только та власть может стать единой, организующей и руководящий жизнью в стране, способной обеспечить подлинный прогресс общества и процветания народа, у которой любовь к человеку является не декларацией, а сущностным, определяющим элементом в деятельности ее структур. Это, в свою очередь, предполагает, что семья воспитывает законопослушных граждан, готовых служить Отечеству.

— Семья — носительница народных традиций. Она и исток человеческой культуры. От первичного приобщения человека к чтению, рисованию, пению (без этого не обходится ни одна нормальная семья) до выбора путей и способов развития и совершенствования тех или иных талантов и способностей роль семьи трудно переоценить.

— В семье изначально формируется у детей такое качество, как воспитуемость, то есть способность адекватно воспринимать и усваивать те «зерна истины», которые вносят в их душу любящие родители и педагоги.

— Именно семья способна духовно закалить ребенка и помочь ему не отступить перед лицом грядущих трудностей и, как показывает практика, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни.

— Семья есть первооснова Родины. Она растит патриотов в высоком смысле этого слова. Нравственной силой, крепостью духа и физическим совершенством прирастает мощь страны.

Все вышесказанное не идеализм, а вполне реальность. Здесь обозначен тот потенциал, которым обладает решительно каждая семья. Реализовать все эти возможности в действительности, и есть задача семейного труда. Труда родительского. А в современных условиях другого пути практически нет.

Исходя из этого, можно высказать некоторые конкретные рекомендации, которые помогут полнее использовать профилактический потенциал семьи.

Независимо от того какие в семье взаимоотношения необходимо проанализировать их и убедиться, что все в порядке. Подумать над своим образом жизни и своих детей. Продумать все до мелочей. Наркомания стремительно молодеет. Почему? И как уберечь несовершеннолетнего ребенка, особенно малолетнего, когда ребенок возвращается из школы раньше взрослых и большую часть времени предоставлен сам себе? С малолетства необходимо внушать ребенку, что он не должен ходить куда-либо с чужим человеком, садиться к нему в машину, заходить в лифт и т. д. – уколоть могут насильно.

Надо как можно чаще звонить ребенку. И тогда привычка сообщать родителям, где находится, куда, насколько, с кем и зачем пошел закрепится, и это поможет ему избежать неприятностей. Ребенок просто обязан знать служебные телефоны родителей, соседей, службы спасения, детской поликлиники, детской комнаты милиции – будет куда обратиться за помощью.

Родителям предстоит хорошо изучить возрастные особенности своих детей. Надо знать общие закономерности физического и психологического развития детей в том или ином возрасте, специфику формирования их сознания, взглядов, воли, характеров.

Надо знать как можно больше о наркотиках, наркоманах и наркотизме. Недаром говорят: «кто осведомлен, тот вооружен». Наркотическое действие трудно определить незнающему человеку. Внешне поначалу мальчик или девочка могут выглядеть, в общем-то, нормально, особенно, если это действие героина, то он просто спокоен. Он может быть настолько обходительным и вежливым со своими родителями. Единственное, что его может выдавать ,то это глаза, в которых маленький зрачок. Но это же надо ему заглянуть в глаза. Наркоманы обычно очень технично отводят взгляд в сторону, родители ничего не замечают. То есть зачастую не хватает знаний у родителей, чтобы определить. Идёт такая игра хорошая актёрская , то есть каждый наркоман – хороший актёр. Вот чему учат наркотики, так это хорошо обманывать. Недостаточная информированность родителей о наркотиках и их действии приводит к нерезультативному контролю: в семьях очень долго не могли распознать, что ребёнок употребляет наркотики. Их «водили за нос» от полугода до двух и более. И это не случайно. Как сказала одна мама: «Меня обмануть не сложно». Практически все родители считали, что у них были близкие доверительные отношения с детьми, но в какой-то момент оказывалось, что это стало заблуждением.

Подведём итог. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребёнка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но, в то же время, постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм; о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при полной его информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни. Это идеал. Реальная роль семьи, как показало исследование, заметно отличается от идеальной. Ей характерны: недостаток внимания детям; неумение правильно воспитать самостоятельную целеустремлённую личность, ценящую здоровый образ жизни; недостаточный родительский контроль; неумение поддерживать доверительные отношения с ребёнком; непонимание и неуважение интересов ребёнка; недостаточная информированность родителей о наркотиках; пребывание в плену заблуждений относительно опасности приобщения к наркотикам своего ребёнка, относительно его поведения и отношения с родителями.

Проведённое исследование ещё раз подтверждает необходимость разработки на национальном и местном уровне программ информационно-разъяснительной работы среди родителей. Такое информирование потребует объединения усилий различных государственных структур, органов местного самоуправления, различных общественных организаций, научных учреждений, СМИ, церкви, учебных заведений.

Необходимо разработать действующие механизмы информирования и повышения уровня педагогических и психологических знаний родителей.

При комитетах по делам семьи и молодёжи должна быть организована консультативная помощь родителям по вопросам воспитания детей и профилактики наркозависимости.

Необходимо организовать широкое информирование родителей:

об опасности употребления любых видов наркотиков;

о необходимости обсуждения данной проблемы с детьми

о том, в каком возрасте, каким образом проводить эти беседы и какие темы необходимо обсуждать;

о современных наркотиках (с учётом региональной специфики), их действии на организм и о том, как они выглядят;

о симптомах употребления наркотиков;

о недопустимости пробы наркотика;

об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики.

Разработать и напечатать большим тиражом информационные материалы для родителей, которые должны бесплатно раздаваться через школы и родительские комитеты.



Использовать потенциал школ в проведении информационно-разъяснительной работы среди родителей. Подготовить учителей к проведению индивидуальных и групповых собеседований с родителями, нуждающимися в консультировании.

Информировать родителей через СМИ, используя разные формы подачи материала: образовательные программы и фильмы, круглые столы, телевизионные форумы, социальную рекламу.

Очень важно организовать активность самих родителей на уровне школы, микрорайона в виде становления и поддержки таких общественных движений как «Родители против наркотиков».

Заключение.

Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родителями должны обсуждать с ребенком проблемы наркомании, рассказывать о видах к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто икак может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровой образ жизни.

Однако роль включения в программы профилактики наркозависимости часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не с водится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков ПАВ.

Приложение №1

Памятка родителям от ребенка

— Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

— Старайтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

— Не полагайтесь на применение сила в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что сила решает все.

— Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой.

— Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

— Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что – то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».

— Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю « Я вас ненавижу». Я не имею это ввиду, просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

— Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

— Не делайте за меня и для меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

— Не обращайте внимания на мои «дурные привычки». Это меня портит.

— Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне спокойно с глазу на глаз.

— Не попытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги позднее.



— Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.

— Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Иначе я буду считать, что я ни на что не годен.

— Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден притворятся глухим.

— Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Иногда я сам не знаю, почему поступаю так и не иначе.

— Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я напуган, я легко превращаюсь в лжеца.

— Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

— Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

— Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

— Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

— Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете делать это, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

— Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

— Не беспокойтесь, что мы проводим свам слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

— Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

— Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется никогда.

— Относитесь ко мне так же как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.

И, кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью…

Литература

Д.Д. Речнов, Г.В. Латышев «Шаг за шагом от наркотиков: Книга для родителей», СПб.,1999

Дж. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский «Наркотики и общество», М. 1998

С.Б. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях», М., СПб.,2000

И.Н. Пятницкая «Наркомания» М., 1994

Б.М. Левшин, М.Б. Левин «Наркомания и наркоманы: книга для учителя» М., 1991

Н.В. Гаранский «Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления» М., 2003

Данилин А.Г., Данилина И.В. «Как спасти детей от наркомании» М., 2000








sitemap
sitemap