Исследовательская работа Праздник Пятилепестковой Розы



Введение

ЦЕЛЬ: Доказать, что празднование Пятилепестковой розы в Чехии и Ивана Купалы в России имеет общие черты, основанные на схожести быта славянских народов ЗАДАЧИ:1. Познакомить учащихся с тем, как празднуется «Пятилепестковая роза» в Чехии и «Иван Купала» в России 2. Провести сравнительный анализ празднования в Чехии и России.

Объект исследования: народные праздники Чехии и России, связанные с растениями.

Предмет исследования: народные праздники Чехии – Пятилепестковой розы и России – Ивана Купалы.

Методы исследования:

Источниковедческий анализ полученного материала.

Классификация понятий.

Краеведческий поиск.

Поиск материалов в Internet.

Источники:

Устные (посещение музея «Русская изба 19 века).

Письменные (летописи, хроники).



Изобразительные.

Основная часть

а) история праздника Иван — Купала

Иван-Купала, Иван-Купало, древний народный религиозно-магический земледельческий праздник (он же Иванов день; 24 июня по старому стилю). Был распространён под различными названиями у многих народов Европы, в том числе у славян. Купала — народное прозвище Иоанна Крестителя, с легендой о рождении которого и крещении им Иисуса Христа церковь соединила народные земледельческие обряды: разведение костров и прыганье через них (кто выше прыгнет — у того выше уродится хлеб), обливание водой и купание, хороводы, шествия с разукрашенными чучелами и др. При посредстве этих обрядов надеялись обеспечить урожай, здоровье, благополучие.

б) история праздника Пятилепестковой розы

Замечательный Праздник пятилепестковой розы – удивительный, яркий, шумный и красочный средневековый карнавал, посвящен правлению последних владельцев замка и носит название в честь розы, которая является частью герба Розембергов. Этот праздник схож с праздником Ивана Купалы. В это день отмечается самый длинный день в году. День летнего солнцестояния.Среди удивительных праздников, сохранившихся со времен средневековья до наших дней, один из самых ярких и красочных – праздник Пятилепестковой Розы, который проходит в июле в городе Чески Крумлов (Южная Чехия). В центре города на площади Сворности каждый год летом стартует праздник Пятилепестковой Розы.

Иванов день. День Ивана Купала. Приметы и обычаи:

1. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка.

2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.

4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

5. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому.

6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.

7. Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

б)Особенности праздника Иванов день. День Ивана Купала.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.

Вода

Иванов день. День Ивана Купала. Купаться в Иванов день, купаться на Купалу, — обычай всенародный. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, и их союз считается природной силой.

Огонь

Иванов день. День Ивана Купала. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Травы

Иванов день. День Ивана Купала. Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Иванов день. День Ивана Купала. Главным героем растительного мира становился в Иванов день, в ночь Ивана Купала, папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Особенности праздника Пятилепестковой розы

Тот, кто попадает в этот город в это время, переносится в другую эпоху. Уже при входе в центральную часть города ты попадаешь в пеструю толпу людей, будто сошедших со страниц исторических романов. Горожане и приезжие, одетые в роскошные костюмы, рыцари в доспехах и во всеоружии, торговцы, монахи… Они идут по своим делам, гуляют, торгуют, делают покупки. После торжественного открытия праздника на центральной площади тебя ждут красочное шествие по городу с флагами, фанфарами, барабанами и факелами.

в) как празднуется (этапы) день Ивана Купалы

Иван — Купала — Праздник летнего солнцеворота.

С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Праздник начинается около четырёх часов дня.

Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину — ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»):

«Во поле было во поле,

Стояла берёза.

Она ростом высока,



Листом широка.

Как под этой берёзой

Лежал Кострома;

Он убитый — не убитый,

Да убрусом покрытый.

Девица — красавица

К нему подходила,

Убрус открывала,

В лице признавала:

«Спишь ли, милый Кострома,

Или чего чуешь?

Твои кони вороные

Во поле кочуют».

Девица — красавица

Водицу носила.

Водицу носила,

Дождичка просила:

«Создай, Боже, дождя,

Дождичка частого,

Чтобы травоньку смочило,

Остру косу притупило»,

Как за речкой, за рекой

Кострома сено косит,

Бросил свою косу

Среди покосу.»

После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают:

«Ой, Господи! Помер он, помер!

Какой же он был хороший!

Не встанет он больше!

Ой, да как же нам расставаться с тобою?

И что за жизнь, коли нет тебя!

Приподнимись хоть на часочек!»

Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут:

«Батюшка Кострома, свет Ярила,

На кого ты нас покинул!

Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д.

Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках.

Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин:

«Разыдись темно,

Разгорись добро,

Засверкай светло,

Яри ясное,

Солнце красное.

Стани-стань доли,

Яко Род вели.

Стани-стань доли,

С неба до земли.»

(последние четыре строки произносятся трижды).

А далее рекут:

«Зашуми моря светлопеныя,

Шелести дубы вековечныя,

Засверкай мечи разудалыя,

Расплодися землица бо ярая,

Всполыми огню искрозарье.

Да творите славу преогромную,

Самому Купале Сварожичу!»

Восклицают: «Гой!»

Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся:

«Влике Триглаве — многославе!

Диде-Дубе-Снопе нашиа,

Вминьте сварожцей славящей,

Кие есте отроче ваше.

Свароже, кие нам дороже,

Свароже — наш великий Боже.

Перуне, брады златоруне,

Перуне силе нам даруе.

Велесе, дерзаце небесе,

Велесе, благо дари веси.

Бонде над нами благости Божское,

Ноне а присно, от веку а до веку! Гой!»

Все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой Книги»:

«Се бо ящете

Первие Триглаву поклонящете

Се яхом

А тому влику славу поящехом

Хвалихом а Сварога — Дида Божиа

Яко ждете но е

Се роду Божескому нащельнико

А всенску Роду » студиц вещен

Яко вотеце во лете од крыне сва

А во зиме николе же не взмерзе

А тоя воде живенце пиуще

Живихомсия, доконе не прейдехом

Якожде све ко нему убендехом

До луце гойех райстиех

А Богу Перуневи — громоверзецу

А Богу про а борениа орцехом

Живинта явленои

А не перестав ате вращате колие

А кыи ны венде стезеу правоу

До брание а до тризне влика

О всия павшиа

Якове же идут бое, живенте вещние

По полку Перуныу

А Богу Велесу славу рцехом

Се бо ста Бог Прави а Яви

А тому поема песынема

Яко свет есе

А чрезе оне видяхом свиет

Зрящете — а Яве быте

А ты нас о Навие убрежешет

А тому хвалу поемо

Поехом плясащетему

А взывахом Богу нашему

Якожде ты земе суне нашиу

Азвездиадерзац

А свет крепце!»

После творят прославление Купалы:

«Гой Купало красен

Стань во небе ясен

Папороть искрящий

Огнецвет купавый

Во ночи горящий

Клады выпростаны

Кади выкачены

Копны жита золотого

Котлы пива хмеляного

Во ночи еси чудесной

Купы многи составлятись

Под куполищем небесным

Благо рода совершатись

Повели почать купанье

Здраву чисту за старанье

Славься сам Купалец

Великой удалец.»

Кличут:

«Гой Купале Сварожичу! Гой!»

Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами:

«Божия треба — свети освящайся,

От земли до неба — свети освящайся,

От соли да хлеба — свети освящайся,

Пребуди лепа — свети освящайся!»

Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют:

«Как ходили девочки

Около Мареночки

Около Купало

Солнце заиграло…»

Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки — плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор:

«Плыви, Купало, за водою,

Да за святою росою…»

В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя:

«Ой на святого Купалу

Ой на святого Купалу

Там ласточка купалась

На бережочке сушилась

Красна девица журилась

Было лето, иль не было

Мати гулять не пускала

Златым ключом замыкала

Я ж на святого Купалу

До милого побежала…

Купало, Купало

Где ты зимовало?

Лотов ало в лесе

Зимовало в стресе



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap