Исследовательская работа Православные храмы Белокатайского района Прошлое и настоящее



Министерство образования РБ

Белокатайский районный отдел образования

МБОУ СОШ № 2 с.Новобелокатай

Исследовательская работа

«Православные храмы Белокатайского района.

Прошлое и настоящее»

Выполнили: ученики 4 класса А

Ведерников Егор

Дашкина Маргарита

Руководитель: Кинёва Ольга Петровна

учитель начальных классов

с.Новобелокатай

2013 год

Тема: Православные храмы Белокатайского района. Прошлое и настоящее.

Цель: изучить историческое прошлое и настоящее православных храмов Белокатайского района и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи:

Найти сведения о возникновении православных храмов в селах Белокатайского района.

Изучить историю храмов.

Выяснить, какие храмы сохранились, и какие функционируют в наши дни на территории района.

Воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому прошлому.

Побеседовать с церковнослужителями, сделать фотографии.

План исследования: — Свято – Троицкая церковь в Ногушах — Церковь Иоанна – Златоуста в Емашах — Никольская церковь в Старобелокатае — Вознесенская церковь в Карлыханово — Серьгиевская церковь в Соколках — Храм Михаила Архангела в Новобелокатае

Объект исследования: история церквей Белокатайского района

Предмет исследования: православные храмы Белокатайского района.

Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся мечети. В нашем районе история церквей начинается с 1824 года. У каждого храма есть своя история.

В своём исследовании мы хотим рассказать об истории некоторых храмов нашего района, о тех, которые сохранились до наших дней полностью или частично.

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. На территории Белокатайского района с конца XIX века до 30-х годов XX века церкви и храмы были в каждом крупном селе.

Для проведения работы были использованы методы теоретического анализа и синтеза, обобщения.

Анализ, как метод исследования, заключается в мысленном расчленении изучаемого предмета на его составные части для их исследования, а синтез — в последующем соединении в целое с помощью другого логического приема. Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Н.Е.Ковалев и др., «Введение в педагогику»»Просвещение», Москва, 1975 г.

«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего!»

М.Горький

Вступление:

В школьной программе появился курс: «Основы религиозных культур и светской этики». В этом году и у нас ведётся этот предмет. «Добрые заповеди Богов» — это тема одного из уроков. На этом уроке мы узнали об основных мировых религиях. Мы выяснили, что в нашем районе основными религиями являются православие и ислам. В нашем селе есть храм и мечеть. Нас заинтересовали православные храмы, и мы захотели узнать, в каких ещё сёлах имеются храмы и какова же история храмов в нашем районе.

Без прошлого нет будущего. Изучив некоторые источники, побеседовав с настоятелем Михайло — Архангельского храма протоиреем Николаем Долженковым, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Мы должны уважительно относиться к вере своих предков, к историческим памятникам.

В словаре С.И.Ожегова понятию «церковь» даётся такое толкование: «Церковь – объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община»

«Храм – здание для богослужения, церковь»

История православных храмов на территории современного Белокатайского района начинается с 1824 года. К середине 19 века церкви имелись во многих сёлах. В некоторых сёлах продолжали возводиться. К концу XIX — началу ХХ века церкви, часовни и молельные дома были в каждом селе. В храмах проводились богослужения, люди охотно их посещали.

30-е годы XX века –переломный период в истории Русской Православной Церкви. Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. Повсеместно закрывались храмы и монастыри. В 1929 году возникает организация, деятельностью которой является работа по закрытию церквей и уничтожение их ценностей. Некоторые храмы передавались местным властям, и им находилось применение, некоторые просто разрушались. Священнослужители подвергались гонениям. К концу 30-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находилось в тюрьмах и ссылке. Церковная организация была разгромлена. По всей России сохранилось только 100 соборных и приходских храмов. Не осталось ни одного монастыря.

Не обошла эта участь и сёла нашего района. К концу 1930-х годов на территории района не осталось ни одного действующего храма.

Свято – Троицкая церковь

Первый храм – Свято – Троицкий. Был построен в селе Ногуши в 1824 году. Церковь названа в честь Святой Троицы. Первый священник – В.Я.Будрин.

Долгое время (1870-1900 гг.) священником в Ногушах служил Тимофей Петрович Катаевский. При нем, помимо пристроя придела, оба старых иконостаса были заменены на новые, золоченые, с «художественной» живописью. В 1880-е гг. к холодной летней церкви был пристроен теплый придел во имя иконы Божией Матери. На колокольне висели 7 колоколов. Самый большой весил 106 пудов 20 фунтов, были колокола по 43 и 22 пуда, а самый маленький весил один пуд. В здании церкви имелись библиотека и церковный архив. В 1845 году при церкви открыта церковно – приходская школа. Богослужения проходили более 100 лет. (Приложение 1)

Церковь закрыта и частично разрушена в 1937 году. Разобрано завершение храма и двухъярусная колокольня высотой 9 сажен. В 1950-х – начале 1980-х годов в помещении находился сельский Дом культуры. В дальнейшем, в связи с переоборудованием здания под склад, заложены проемы, соединявшие придел и главную церковь, трапезную и основание колокольни, а также все окна трапезной и апсиды. (Абси́да— выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.)Архив и библиотека уничтожены. Колокола отправлены на переплавку. Разобраны две печи, располагавшиеся в теплой церкви. Не стало металлических плит, устилавших пол. Остались только фрагменты штукатурки и лепной отделки фасадов. Внутри здания местами сохранилась настенная роспись, она проглядывает из-под слоёв штукатурки и извести. (Приложение2)

После частичного ремонта и восстановления в 1992 году церковь передана Ногушинскому православному приходу. В настоящее время церковь функционирует, хотя восстановлена не полностью. Настоятель прихода отец Иоанн. Приход объединяет верующих сёл Ногуши, Емаши, Карлыханово.

Зданию уже более 180 лет, но оно стоит, и не просто стоит, оно живёт. Возможно люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, поэтому, несмотря на дожди, сырость, недоброе отношение к ней в прошлые годы, церковь выстояла, постепенно восстанавливается и, быть может, пройдёт несколько лет, и она снова обретёт прежнюю красоту и величие. (Приложение 3)

Церковь Иоанна – Златоуста

Церковь Иоанна – Златоуста в Емашах построена в 1830 году. Кирпичное здание. Расширена в 1871 году. (Приложение 4)

Долгое время, с 1880 года до 1918 года, настоятелем храма был отец Аверкий Северовостоков. Одновременно о. Аверкий преподавал Закон Божий в земской школе с. Емаши. О. Аверкий собрал огромную библиотеку духовной литературы, русской классической литературы, а также произведения современных ему авторов, подшивки журнала «Нива» и т.д. Об этой богатейшей библиотеке жители с. Емаши вспоминают до сих пор. (Приложение 5)

Мы узнали, что о. Аверкий был расстрелян красноармейцами после начала чехословацкого мятежа.

По воспоминаниям современников событий – старожилов села Емаши, в день гибели – 17/30 июня 1918 г., в День всех святых о. Аверкий совершал праздничный молебен на центральной площади села при большом стечении народа. В этот момент в село ворвался отряд красноармейцев. Священника, который был в полном облачении, отделили от народа, отвели к сараю Швалевых тут же на площади (по-местному, «швалевской каменухи», т.е. сарай из камня-плитняка), поставили к стене и расстреляли на глазах у всех. Та же участь постигла и церковного старосту. Ещё существует и другая версия гибели священника.

На месте гибели священника, на стене той самой «каменухи», правнуками Аверкия Северовостокова недавно установлена мемориальная доска. По словам хозяина «каменухи» Швалёва Владимира Петровича, так же планируется установка поклонного креста. (Приложение 6) В 1931 году церковь в селе была закрыта и использована властями для других целей. Здание использовалось как сельский клуб. (Приложение 7) В 1973 году зимой пожаром были уничтожены деревянные конструкции. В 1974 году планировалось восстановить и расширить здание для сельского ДК, заложили фундамент, но было принято решение – построить Дом культуры по новому проекту и на другом месте. На основе сохранившихся стен церкви (примерно 30%) построен спортивный комплекс. (Приложение 8) Так же в Емашах до 1930-х годов имелась кирпичная часовня. В бывшем доме священника, который находится неподалёку от здания церкви, долгое время была библиотека, в настоящее время — детский сад. (Приложение 9)

В Емашах запланировано строительство нового детского сада. Дом священника передадут православному приходу, после реконструкции там будет церковь.

Никольская церковь в Старобелокатае

В Старобелокатае история церкви начинается примерно с 1838 года. Кирпичное здание построено в 1844 году, в 1852 году освящён второй придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь получила название – Никольская. (Приложение 10)

До открытия церкви в Старобелокатае местные жители пользовались услугами Свято-Троицкой церкви в Ногушах. Акты гражданского состояния находились там же. Проводились обряды крещения, венчания и т.д. Старобелокатайцев это не устраивало и они обратились к Главе Уфимской Епархии с просьбой дать разрешение на строительство церкви в селе. Разрешение было получено.

Строилась церковь на пожертвования прихожан и богатых жителей. Кирпич для строительства изготавливали местные мастера, бригаду кирпичников возглавляла женщина.

Церковь имела колокола, звук которых был слышен на расстоянии 8 километров. Предполагается, что они были отлиты Нижнем Тагиле из бронзы с добавлением серебра. На колокольне был один главный колокол, 3 средние и несколько маленьких. Долгое время (с конца IX по начало ХХ вв), священнослужителем был Захарий Виноградов.

Церковь была закрыта в 1932 году. 2 марта сняли колокола, но некоторое время богослужения ещё проводились.

К середине 30-х годов в части здания был размещён Дом культуры, в котором впервые в районе был показан звуковой кинофильм. В другой части – ОСОАВИАХИМ (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Эта организация готовила допризывников к службе в армии.

В 1942 году возникла необходимость строительства МТС в Новобелокатае. Стройматериалов не хватало, поэтому храм был разобран, а кирпич использовали для строительства. Остался только фундамент.

В настоящее время на месте церкви усилиями прихожан возводится новое здание храма. Уже построен цокольный этаж, в котором ведутся богослужения. (Приложение 11) В октябре 2012 года был произведён чин закладки камня в основание Храма в честь святителя Николая Чудотворца и Царственных Страстотерпцев Преосвященным епископом Нефтекамским и Бирским Амвросием. (Приложение 12)

Вознесенская церковь в Карлыханово

Вознесенская деревянная церковь в селе Карлыханово построена в 1885 году(по церковным книгам, крещение проводилось с 1883 года в строящемся здании). Кирпичное здание построено в 1897 году. На церкви было 6 колоколов, центральный — весом 115 пудов, крестов — 4. (Приложение 13) Закрыта в 1936 году. Убраны колокольня и купола. Основное здание сохранилось и по сей день. В настоящее время здесь находится сельский клуб. (Приложение 14) Возможно, после того, как в селе будет построен новый Дом культуры, здание будет передано православному приходу, и Храм снова обретёт жизнь. Так же в селе имелись 4 часовни.

Серьгиевская церковь в Соколках Серьгиевская церковь в Соколках построена в конце ХIХ, начале ХХ века. Здание одноэтажное, деревянное. На колокольне было 7 колоколов, купола — посередине и над алтарём. Церковь закрыта в 1932 году. (Приложение15)

Здание было передано начальной школе, которая размещалась там до 1991 года. Основное здание сохранилось. В настоящее время оно находится в частной собственности, используется как склад. Внутри помещения частично сохранилась настенная роспись, фрески.

Храм Михаила Архангела в Новобелокатае

В Новобелокатае в 1871 году была построена деревянная церковь. Здание расширили в 1894 году. На колокольне было 7 колоколов. В начале ХХ века было начато строительство кирпичного здания. В связи с началом первой мировой и гражданской войны строительство не завершено. Церковь в селе была закрыта, как и в большинстве сёл, в 1932 году.

Недостроенное здание храма в 30-х годах ХХ века было продлено и дополнено деревянным пристроем и использовалось как административно-культурное. В разные годы в нём находились райком партии, библиотека, районный дом культуры. (Приложение 16) В 1993 году пожаром уничтожены деревянные конструкции.

Сохранившиеся кирпичные стены были переданы Новобелокатайскому православному приходу. Церковь достроена в конце 90-х годов ХХ века. В 1998 году возведён главный купол, колокольня, установлены колокола. В настоящее время храм функционирует, ведутся Богослужения. (Приложение 17) В храме улучшается внутренняя отделка, в скором времени будет установлен Иконостас. (Приложение 18) Настоятель Михайло-Архангельского храма протоирей о.Николай Долженков.

При храме работает воскресная школа для детей и взрослых. Проводятся занятия церковного хора. Рядом с храмом планируется строительство детско-молодёжного православного центра.

Храм — не только место, куда люди приходят, чтобы обраться к Богу, обрести духовные силы, ещё он является украшением и гордостью нашего села.

Остальные церкви, существовавшие на территории района до 30-х годов ХХ века, не сохранились до наших дней, даже фрагменты зданий. Это церкви в деревнях: Карантрав, Шакарла, Тардавка, Сосновка, Матвеевка. Некоторые из них были разобраны, строительный материал использован для других нужд. Некоторые – просто уничтожены.

Кроме церквей в сёлах и деревнях имелись часовни, молебные дома, которые так же не сохранились.

Заключение.

Церкви есть у всех религий мира, только они по-разному называются, например храм, костел, дом молитвы и многие другие, но все они верны, потому что в них прибывает покой и умиротворение.

Для русского человека это всегда было важно. И если люди обосновывались где-то всерьез, строили поселение, то, в первую очередь ставили храмы. А при этом сами могли жить в землянках.

У каждого человека в жизни бывают такие ситуации, когда выслушать и понять его может не каждый, в таких случаях можно уединиться в церквях и открыть Богу свою душу. Но совсем не обязательно приходить в церкви, когда плохо, сюда можно и нужно заходить, чтобы поблагодарить за все Всевышнего, и он обязательно порадуется в месте с вами и поможет обрести еще большую благодать в жизни, укрепить духовные и телесные силы. Церковь ещё и объединяет людей. Вот для чего нужны церкви каждому верующему человеку.

Времена изменились, и люди меняются тоже. Пришло время восстановления храмов. Возводятся и новые храмы, большие и маленькие, часто на деньги, пожертвованные населением. Как, например, в селе Старобелокатай. Это необходимое и благородное дело.

Часто на старых картинах мы видим русский пейзаж: леса, поля, реки и церковь или часовня. Наши предки и представить себе Россию не могли без храмов, крестов, колокольного звона… (Приложение 19)

Роща в золотистом янтаре рассыпает звезды по рассвету.

Видим зыбь тумана на заре – сто церквей стоят святого света.

Купола их празднично горят, защищая от беды веками.

С верою в Россию зазвонят сто колоколов святых над нами.

В.Морозов, С.Красиков

Выводы:

— Исторические события и политика государства повлияли на историю церквей. Как на открытие, так и на закрытие и уничтожение, и на возрождение. Современное общество поддерживает церковь, благодаря этому восстанавливаются разрушенные прежде храмы и строятся новые.

— На территории Белокатайского района до 30-х годов ХХ века церкви и молельные дома были в каждом крупном селе.

— В нашем районе в настоящее время функционирует 3 церкви.

— Церковь имеет большую роль в жизни села и людей. Она объединяет людей, помогает справляться с разными жизненными ситуациями.

Я в церковь прихожу, чтоб быть с семьей Сестёр моих и братьев, и в общении, Испытываю духом наслажденье, И сердце наполняется хвалой.   Мычка Б.

Библиография

Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

Ощепков В.А. «Белокатайский район: история и современность». Уфа. Издательство «Диалог» 2004 г.

Платонов О.А. «Терновый венец России. История русского народа в XX веке»Издательство: Родник 1997 г.

«Православная газета. Екатеринбургская епархия» №20 (677) / 21 мая ‘12

Интернет сайт: zadavalka.rudlyachegonuzhnacerkov

Интернет сайт: http://www.nefeparhia.ru/



sitemap
sitemap